Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 02 Теория и практика стиха (уд-04. 13-010)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

факультет русской филологии и социально-гуманитарных наук

кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ПО ДИСЦИПЛИНЕ

ДПП.В.02 Теория и практика стиха

(УД-04.13-010)

Для специальности 050301 Русский язык и литература

ОП-02.01

Составитель:

к.ф.н., профессор О.А. Москвина

Уссурийск, 2009

СОДЕРЖАНИЕ КОМПЛЕКСА

  1. Аннотация ………………………………………………………………………...

  1. Выписка из ГОС ВПО (для дисциплин Федерального компонента) ………….

  1. Рабочая учебная программа дисциплины (РУПД) …………………………..…

  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины …………………………..….

а). Хрестоматия учебно-методического материала …………………………….

б). Карта обеспеченности литературой по дисциплине ………………………..

в) Список имеющихся демонстрационных, раздаточных материалов,

оборудования, компьютерных программ и т.д. ………………………………

1. АННОТАЦИЯ

Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины по выбору «Теория и практика стиха». Семинарские занятия по предмету проводятся в шестом семестре (очное отделение). Установленный объем составляет 36 часов.

Основой методического комплекса является учебная программа дисциплины, в которой определяются основные направления семинарских занятий и самостоятельной работы.

Учебно-методический комплекс включает карту обеспеченности основной и дополнительной литературы, а также хрестоматию трудов по изучаемым проблемам.

2. ВЫПИСКА ИЗ ГОС ВПО

(Для дисциплин Федерального компонента)

Данная дисциплина не является дисциплиной Федерального компонента ГОС ВПО.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УССУРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ»

кафедра литературы, теории и методики преподавания литературы

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП.В.02 ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СТИХА

(УД-04.13-010)

Для специальности 050301 Русский язык и литература

ОП-02.01

Составитель:

к.ф.н., профессор О.А. Москвина

Уссурийск, 2008

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка ........................................................................................................

2. Тематический план дисциплины .......................................................................................

а) для очной формы обучения ...........................................................................................

б) для заочной формы обучения .......................................................................................

3. Содержание учебного материала .......................................................................................

4. Требования к знаниям и умениям (компетенциям) студентов .......................................

5. Формы контроля (очное и заочное обучение) ..................................................................

а) рубежный (текущий) контроль .....................................................................................

б) итоговый контроль .........................................................................................................

6. Список литературы ..............................................................................................................

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Семинар «Теория и практика стиха» является дисциплиной по выбору, изучается в VI семестре очной и заочной формы обучения и призван углубить знания студентов в области такого важного раздела литературоведения, как стиховедение, задачей которого является изучение природы и особенностей стихотворной речи, принципов версификации.

В работе семинара уделяется особое внимание выявлению семантики метра и ритма. Формируется инструментарий для анализа стихотворных произведений с учетом того, что при восприятии текста важна не условно-«скандовочная» мелодия сама по себе. Акцент делается на том, что выстроенные особым образом слова стихотворного текста и их реальные ударения образуют ритмический ряд, подчиняющийся определенным закономерностям.

На примерах исследования произведений поэтов доказывается, что игнорирование названного аспекта, во взаимодействии с которым реализуются элементы стиха (размер, рифмовка, интонационно-синтаксические особенности и т.д.), приводит к упрощению и искажению в понимании их художественной роли, к прямолинейному толкованию.

Тематика докладов семинара включает материал об основных этапах развития русского стихосложения, начиная с неосознанного накопления потенциально-стихотворных элементов ритмически урегулированной речи до современных способов создания ритмических структур.

Изучение истории стиховедческой мысли в России, знакомство с общим кругом проблем современного стиховедения, а также постижение художественной функции стиховых приемов и овладение навыками анализа стихотворного текста – вот основные цели семинара «Теория и практика стиха».

2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

а) для очной формы обучения

Наименование модулей, разделов, тем

(с указанием семестра)

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа студентов

Трудоемкость (всего часов)

Всего

Лекции

Практические занятия

Лабораторные занятия

III курс 6 семестр

18

0

18

0

18

36

1.

Предмет и задачи семинара. Обзор литературы по темам. Комментарий тематики докладов.

2

0

2

0

2

4

2.

Истоки русской стиховой культуры: фольклорные и литературные корни русского стиха.

2

0

2

0

2

4

3.

Русская силлабическая поэзия: Симеон Полоцкий, Антиох Кантемир.

Реформа русского стихосложения: эволюция или революция?

2

0

2

0

2

4

4.

Ритмические определители силлабо-тонического стиха. Клаузула как наиболее активный элемент стиха.

2

0

2

0

2

4

5.

Вариации анакруз в двух – и трехсложных стихах: а) на материале стихов

М. Лермонтова; б) на материале стихов

А. Блока.

2

0

2

0

2

4

6.

Анжамбеман в романе А. Пушкина «Евгений Онегин».

2

0

2

0

2

4

7.

Игра на отступлениях от идеальной метрической схемы (поэзия А. Пушкина).

2

0

2

0

2

4

8.

Принципиальное отличие тонического стиха от силлабо-тонического.

2

0

2

0

2

4

9.

Выразительность дольника (Н. Гумилев, А. Ахматова, С. Есенин).

2

0

2

0

2

4

Итого за 6 семестр

18

0

18

0

18

36

Итого по дисциплине

18

0

18

0

18

36

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 12 История русской литературы (уд-04. 13-003) Для специальности 050301 Русский язык и литература оп-02. 01

    Учебно-методический комплекс
    Содержание дисциплины: Учебная программа реализует в установленном объеме 428 часов и является дисциплиной стандарта. Включает в себя теоретический, практический и контрольный учебные разделы.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04 Поэтика серебряного века уд-04

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины «поэтика серебряного века», которая изучается студентами-филологами пятого курса в течение семестра.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. В. 04. Русская поэзия второй половины ХХ века (уд-04. 13-015) Для специальности 050301 Русский язык и литература

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины «Русская поэзия второй половины ХХ века». Курс изучается студентами очного и заочного отделения в Х семестре.
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Дс. 4 Анализ художественного текста (уд-04. 13-022)

    Учебно-методический комплекс
    Содержание дисциплины. Учебная программа реализует объеме 52 аудиторных часа и является дисциплиной специализации. Включает в себя теоретический, практический и контрольный учебный разделы.
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература уд-04. 13-025 Д

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины «Детская литература», входящей в цикл дисциплин специализации. Она изучается студентами специальности библиотечно-информационной деятельности на 3 курсе в VI семестре
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Ф. 14. Детская литература (уд-04. 13-004) Для специальности 050301 Русский язык и литература

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины «Детская литература» раскрывает содержание и методику работы по одной из основных дисциплин профессиональной подготовки студентов-филологов.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Р. 01 Практикум по анализу литературного произведения

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий учебно-методический комплекс разработан для дисциплины «Практикум по анализу литературного произведения», который изучается студентами-филологами второго курса в течение двух семестров.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Дс. 5 Отечественное и зарубежное литературоведение (уд-04. 13-023)

    Учебно-методический комплекс
    УМКД “Отечественное и зарубежное литературоведение» разработан для студентов V курса факультета русской филологии и социально-гуманитарных наук. Дисциплина специализации реализует в объеме 42 аудиторных часа и является дисциплиной специализации.
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история зарубежной литературы» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Периодизация литературного процесса. Литература Античности. Переход от античности к Средневековью. Литература Средних веков. Предвозрождение. Литература Возрождения.

Другие похожие документы..