Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно

Вопрос 20. Правовой статус партий в РФ.

Общепринятым является понимание политической партии как объединения граждан - сторонников определенной общенациональной программы общественного развития, имеющих целью участие в разработке государственной политики, формировании органов государственной власти, органов местного самоуправления и представительство в их составе.

До 2001 г. основания и порядок создания политических партий в Российской Федерации регулировались не отмененным Законом СССР 1990 г. «Об общественных объединениях». Принятие Федерального закона «О политических партиях» было обусловлено необходимостью более четкого определения роли политических партий и их места среди институтов гражданского общества. Согласно Закону политическая партия определяется как добровольное объединение граждан РФ, созданное в целях участия в политической жизни общества посредством формирования и выражения политической воли граждан, участия в выборах и представления интересов граждан в законодательных (представительных) органах государственной власти и представительных органах местного самоуправления. Законом устанавливаются требования, предъявляемые к политическим партиям: наличие региональных объединений более чем в половине субъектов Российской Федерации; общая численность членов политической партии - не менее 10 тыс. граждан Российской Федерации, при этом в каждом региональном отделении должно состоять не менее 100 членов политической партии; руководящие и иные органы политической партии, а также ее структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации (ст. 3). Политическая партия вправе осуществлять свою деятельность на всей территории РФ (ст. 5). Согласно Закону в РФ не предусматривается создание и деятельность межрегиональных, региональных и местных политических партий, а также иных политических общественных объединений.

Основными принципами деятельности политических партий провозглашаются законность и гласность, свобода партий в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением установленных законом ограничений. Запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни. Деятельность политических партий также не должна нарушать права и свободы граждан, гарантированные Конституцией и федеральными законами (ст. 8 и 9). В соответствии с Законом политическая партия может быть создана на учредительном съезде политической партии либо путем преобразования в политическую партию общероссийской общественной организации, общероссийского общественного движения при условии, что государственная регистрация преобразуемого общественного объединения осуществлена не позднее чем за 6 месяцев до принятия съездом общественного объединения решения о преобразовании в политическую партию. Для подготовки и проведения учредительного съезда предусматривается создание организационного комитета. В случае же преобразования действующего общественного объединения в политическую партию образование организационного комитета не обязательно (ст. 11-13 Закона). Политические партии и их региональные отделения подлежат государственной регистрации и наделяются в связи с этим правами юридического лица. При этом регистрация региональных отделений осуществляется после регистрации политической партии и должна быть завершена более чем в половине субъектов РФ не позднее чем через 3 месяца со дня регистрации политической партии. Только после этого политическая партия может осуществлять свою деятельность в полном объеме. В противном случае свидетельство о государственной регистрации политической партии утрачивает свою силу, а запись о ее создании, внесенная в единый государственный реестр юридических лиц, аннулируется (ст. 15-19).

В целях обеспечения демократических принципов в организации и деятельности политических партий Законом предусматриваются требования к их уставам. Соблюдение этих требований позволит обеспечить выборность и сменяемость руководящих органов политических партий, а также демократическую процедуру принятия решений, в том числе при выдвижении кандидатов в ходе проведения выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Согласно Закону членство в политической партии является добровольным, фиксированным и индивидуальным. Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет. Не вправе быть членами политической партии иностранные граждане, лица без гражданства, а также лица, признанные судом недееспособными либо содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Ограничение права на вступление в политические партии может устанавливаться для определенных категорий граждан РФ федеральными законами. Член политической партии может состоять только в одном региональном отделении данной политической партии - по месту постоянного или преимущественного проживания, основному месту работы или учебы.

В целях обеспечения финансовой прозрачности деятельности политических партий предусматривается ежегодное государственное финансирование партий по результатам их участия в выборах, а не в период проведения самих выборов. Такая форма финансирования политических партий достаточно широко распространена в мировой практике.

Поскольку политические партии играют особую роль в организации электоральных процессов, Закон устанавливает, что политические партии являются единственным видом общественных объединений, которые обладают правом самостоятельно выдвигать кандидатов при проведении выборов в органы государственной власти. Одновременно определены критерии, в соответствии с которыми партия признается участвующей в выборах. В случае если в течение пяти лет после создания партии она не принимает участие в выборах, такая политическая партия подлежит ликвидации. Законом предусмотрены и иные основания ликвидации политической партии, а также основания приостановления ее деятельности.

Вопрос 21. Конституционные основы экономического строя в РФ.

Экономическую основу конституционного строя РФ составляет находящееся в стадии становления социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределение товаров и благ осуществляются в основном посредством рыночных отношений, участниками которых выступают частые хозяйствующие субъекты, находящиеся между собой в состоянии конкуренции.

В РФ гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свободы экономической деятельности (ст.8).

Для экономической системы РФ характерно многообразие форм собственности. Регулирование отношений собственности осуществляется посредством правовых норм, центральное мест среди которых принадлежит конституционным. Экономической системе РФ присуща собственность в ее различных формах - частной, государственной, муниципальной и других.

В ст.9 устанавливается также, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и других формах собственности. Они используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (ст.35). Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.

Вопрос 22. Понятие и принципы российского гражданства.

Принципы гражданства установлены К. РФ и Законом РФ "О гражданстве РФ": Гражданство - устойчивая политико-правовая связь человека с государством, в соответствии с которой на него распространяется суверенная власть, как в. пределах государства, так и за его границами. В силу этого человек обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством этого государства и может пользоваться его защитой.

Принципы гражданства:

  1. Гражданство РФ является единым, т.е. гражданин, проживающий на территории республики в составе РФ, является гражданином этой республики и одновременно гражданином РФ.

  2. Гражданство РФ является равным независимо от оснований и времени приобретения.

  1. Доступность и свободный характер гражданства РФ, выражается в том: - что каждый человек в РФ, включая граждан иностранных государств и лиц без гражданства, имеет право на гражданство, независимо от каких бы то ни было условий; - наличие достаточно простого и легкого пути приобретения гражданства; - в запрете на лишение гражданства и наличие права его изменять, - в допустимости двойного гражданства; - в сокращении количества лиц без гражданства; - в праве российских граждан изменить гражданство; - в запрете на лишение гражданства, т.е. на расторжение связей по инициативе государства в одностороннем порядке без согласия гражданина.

  2. Принцип приоритета норм международного права и международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством.

  3. Неотъемлемость гражданина, что выражается: - в несвязанности гражданства с мерами наказания гражданина за совершенные правонарушения; - в сохранении за гражданами РФ, проживающими за, ее пределами гражданства РФ; - в недопустимости высылки гражданина РФ за пределы РФ.

  4. Защита и покровительство граждан РФ, находящихся за пределами РФ. Это значит, что государственные органы РФ, ее дипломатические и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была создана возможность в полном объеме использовать все права и свободы, установленные законодательством государства, международными договорами РФ и международными обычаями, а при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан РФ. Гражданин РФ не может быть выслан за пределы российского государства или выдан другому государству. За преступления, совершенные за границей, гражданин РФ подлежит уголовной ответственности по законам РФ.

  5. Почетное гражданство, которое может быть предоставлено лицу, не имеющему российского гражданства, но имеющему заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия. Почетное гражданство предоставляется Президентом РФ.

8. Отрицание автоматического изменения гражданства: - заключение или расторжение брака гражданина РФ с лицом, не имеющим гражданства РФ, не влечет за собой изменения гражданства; - изменение гражданства одним супругом не влечет изменения гражданства другим; - расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке детей.

9. Принцип сохранения гражданства за лицами, проживающими за пределами РФ.

Вопрос 23. Структура Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».

В настоящем Федеральном законе содержатся принципы гражданства РФ и правила, регулирующие отношения, связанные с гражданством РФ, определены основания, условия и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ.

В главе I настоящего закона отражаются следующие принципы: предмет регулирования настоящего Федерального закона; законодательство о гражданстве РФ; основные понятия, использующиеся для целей настоящего Федерального закона; принципы гражданства РФ и правила, регулирующие вопросы гражданства РФ; статус граждан РФ; принципы двойного гражданства; принципы предоставления защиты и покровительства гражданам РФ, находящимся за пределами РФ; гражданство РФ и брак; гражданство детей; документы, удостоверяющие гражданство РФ.

Глава II настоящего закона посвящена вопросам приобретения гражданства РФ, восстановлению в гражданстве РФ, возможности выбора гражданства при изменении Государственной границы РФ.

В главе III настоящего закона установлены правила прекращения гражданства РФ, условия выхода из гражданства РФ, основания отказа в выходе из гражданства РФ, выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы РФ.

Глава IV устанавливает правила отмены решений по вопросам гражданства РФ: основания, порядок отмены решений по вопросам гражданства РФ и последствия такой отмены.

Глава V настоящего закона решает вопросы гражданства детей при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей. А также гражданство недееспособных лиц.

Глава VI устанавливает регламент действий полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ.

Глава VII настоящего закона регулирует вопросы производства по делам о гражданстве РФ.

Глава VIII регулирует порядок обжалования решений полномочных органов, ведающих делами о гражданстве РФ, и действий их должностных лиц, а также порядок разрешения споров по вопросам гражданства РФ.

Вопрос 24. Приобретение гражданства РФ.

Нормы законодательства о гражданстве по предмету регулирования можно объединить в три группы: а) регулирующие порядок приобретения гражданства; б) регулирующие порядок прекращения гражданства; в) регулирующие порядок разрешения дел о гражданстве.

Ст. 12 Закона о гражданстве определяет основания и порядок приобретения гражданства РФ:

  1. В результате его признания, все граждане СССР, постоянно проживавшие на территории РФ на день принятия закона 6 февраля 1992 г. В течение 1 года можно было заявить о нежелании состоять в гражданстве РФ.

  2. По рождению. Не требует совершения каких-либо действий.

  3. В порядке регистрации. Путем подачи заявления в ОВД.

4. В результате приема в гражданство (натурализация). Осуществляет Президент по личному ходатайству, Для иностранцев необходимо проживать на территории РФ 5 лег, а для лиц без гражданства 3 года.

  1. В результате восстановления гражданства;

  2. Путем выбора гражданства (оптация) при изменении территории РФ;

  3. По иным основаниям, предусмотренным законом. К иным основаниям приобретения гражданства законодательство относит; усыновление, опекунство, соглашение родителей о российском гражданстве ребенка, предоставление почетного гражданства и др.

В порядке регистрации гражданином РФ могут стать: лица, у которых родственники являются гражданами РФ, лица, у которых на момент рождения хоть 1 из родителей был гражданином РФ, но которые приобрели другое гражданство по рождению, в течении 5 лет после достижения 18-летнего возраста, дети, бывшие граждане РФ, родившиеся после прекращения у родителей гражданства РФ. В ч. 3 ст.б К. РФ установлен запрет на лишение гражданина России его гражданства. Никакой государственный орган, никакое должностное лицо не могут сделать это ни при каких обстоятельствах, так как лишение гражданства противоречит естественным правам человека и является антигуманным.

Формы восстановления в гражданстве: 1) в порядке регистрации; 2) путем признания компетентными органами факта восстановления; 3) по ходатайству лица. Гражданство РФ считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ. Срок рассмотрения ходатайств в ведомстве Президента не более 9 месяцев, Решения обжалованию не подлежат, но через один год возможно повторное ходатайство. Решения исполняются органами внутренних дел или иностранных дел за рубежом.

Органы, занимающиеся вопросами гражданства: Президент РФ: Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ; МВД; МИД; Дипломатические Представительства РФ; Консульские учреждения.

  1. Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно (10)

    Реферат
    Туризм играет все более заметную роль в мировой экономике. Начало нового тысячелетия было отмечено не только подъемом туристского движения, но и появлением новых тенденций в развитии данной отрасли.
  2. Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно (21)

    Реферат
    С глубокой древности и до начала нынешнего столетия космос считали неизменным. Звездный мир олицетворял собой абсолютный покой, вечность и беспредельную протяженность.
  3. Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно (22)

    Реферат
    В последние годы все более усиливается значение туризма в жизни современного общества. Этому способствуют рост доходов населения, увеличение количеству свободного времени, все большая открытость регионов и другие факторы.
  4. Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно (24)

    Реферат
    6. Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) Российской академии наук как ведущий информационный центр по социальным и гуманитарным наукам.
  5. Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно (1)

    Реферат
    Туризм – это особый вид человеческой деятельности, который направлен на определенное перемещение человека в пространстве или же по какой-то отдельно взятой территории.
  6. Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно (11)

    Реферат
    Русский язык – это национальный язык русского народа. Являясь средством общения – язык связан с жизнью общества, с народом – носителем данного языка. В нем выделяется его обработанная и нормированная часть, которая составляет основу
  7. Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно (12)

    Реферат
    История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Обычно историю определяют как науку о прошлом - минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом в целом.
  8. Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно (19)

    Реферат
    Формы и методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др.
  9. Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно (5)

    Реферат
    Туризм - это особый вид человеческой деятельности, который направлен на определенное перемещение человека в пространстве или же по какой-то отдельно взятой территории.

Другие похожие документы..