Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно

Вопрос 13. Процедура пересмотра и изменения Конституции РФ.

Порядок пересмотра К. РФ устанавливается ст-ми 134, 135 К. РФ, федеральными конституционными законами "О Конституционном Собрании" (до сих пор не принят), "О референдуме РФ". Предложения о поправках и пересмотре положении К. могут вносить Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, Правительство РФ, законодательные (представительные) органы субъектов РФ, а также группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации пли депутатов Государственной Думы. Положения глав 1, 2, 9 К. РФ не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием. Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2, 9 будет поддержано тремя пятыми от общею числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы (под общим числом следует понимать число, установленное статьей 95 К. РФ), то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.

До настоящего времени Федеральный конституционный закон "О Конституционном Собрании" не принят, поэтому статус, порядок формирования и деятельности этого государственного органа остаются неясными. Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность К. РФ, либо разрабатывает проект новой К. РФ, который принимается Конституционным собранием двумя третями голосов от общего числа ею членов либо выносится на всенародное голосование. Решение о вынесении проекта К. РФ на всенародное голосование принимается большинством голосов от общего числа членов Конституционного Собрания и направляется Президенту РФ, Президент РФ направляет соответствующий запрос в Конституционный Суд РФ, последний проверяет соблюдение требований, предусмотренных К. РФ, и в случае признания соблюдения таких требований Президент РФ обязан назначить референдум РФ. Конституция РФ считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.

Порядок принятия поправок к главам 3 - 8 К. РФ устанавливается ст-ми 108, 134, 136 К. РФ и Федеральным законом "О порядке принятия и вступления в силу поправок к К. РФ" (1998). Поправки к главам 3-8 К. РФ принимаются в форме Закона РФ о поправке к К. РФ (далее –

закон). Под поправкой понимается любое изменение конституционного текста, одним законом охватываются взаимосвязанные изменения. Субъекты инициативы предложения о принятии поправки к К. РФ установлены статьей 134 К. РФ и рассмотрены в первом пункте. Поправки к главам 3 - 8 К. РФ принимаются Федеральным собрании в том же порядке, который предусмотрен для принятия федеральных конституционных законов. Предложения о поправках к К. РФ вносятся в Государственную Думу в виде проекта закона. Поступившее предложение рассматривается соответствующим комитетом Государственной Думы. Проект закона рассматривается Государственной Думой в трех чтениях. Проект закона считается одобренным Государственной Думой, если за его одобрение проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов. Одобренный проект закона в течение пяти дней направляется в Совет Федерации н подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Закон считается принятым, если за его одобрение проголосовало не менее трех четверти от общего числа членов Совета Федерации. Председатель Совета Федерации в течение пяти дней опубликовывает уведомление, включающее текст закона с указанием дат его одобрения палатами Федеральною Собрания, и направляет закон в законодательные (представительные) органы субъектов РФ для его рассмотрения. Законодательные (представительные) органы субъектов РФ обязаны рассмотреть закон в течение года со дня его принятия. Соответствующие постановления направляются в течение четырнадцати дней в Совет Федерации. Совет Федерации ведет учет данных о рассмотрении закона и на очередном заседании после истечения срока рассмотрения устанавливает результаты этого рассмотрения. Президент РФ, законодательный орган субъекта РФ в течение семи дней вправе обжаловать постановление Совета Федерации в Верховный Суд РФ, немедленно известив Президента РФ и Совет Федерации. Верховный Суд рассматривает такие дела в порядке гражданского судопроизводства. Одобренный законодательными (представительными) органами субъектов РФ закон в течение семи дней после установления итогов рассмотрения, а в случае подачи жалобы - после вступления в силу решения Верховною Суда РФ или после повторного рассмотрения направляется Председателем Совета Федерации Президенту РФ для подписания и опубликования. Президент РФ в течение четырнадцати дней подписывает закон и осуществляет его официальное опубликование с указанием дат одобрения палатами Федерального Собрания, законодательными (представительными) органами субъектов РФ, даты подписания и регистрационного номера. Закон вступает в силу со дня его официального опубликования, если иная дата не установлена самим законом. Президент РФ в течение месяца со дня вступления в силу закона вносит принятую поправку в текст К. РФ и осуществляет ее официальное опубликование с внесенными поправками и указанием дат их вступления в силу. Предложение о поправке к К. РФ, не получившей одобрение двух третей законодательных (представительных) органов субъекта РФ, может быть повторно внесено не ранее, чем через год после установления результатов рассмотрения.

Порядок внесения изменений в ст. 65 К. РФ устанавливается ст. 65, 66, 108, 137 К. РФ, Федеральным законом "О порядке принятия и вступления в силу поправок к К. РФ". Изменения в ст. 65 К. РФ, определяющую состав РФ, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в РФ и образовании в ее составе нового субъекта, об изменении конституционно-правового статуса РФ. Такой федеральный конституционный закон должен содержать указание о включении соответствующих изменений и дополнений в ст. 65 К. РФ. В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта РФ подлежит включению вст. 65 К. РФ. Согласно толкованию К. РФ, данному Конституционным Судом РФ в 1995 году, изменение наименований субъектов РФ относится к ведению субъектов РФ и осуществляется ими самостоятельно (однако статьей 8 Федерального закона "О наименованиях географических объектов" (1997) установлено, что изменение наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа осуществляется федеральным законом по представлению самого субъекта РФ), новые наименования субъектов РФ включаются в ст. 65 К. РФ указами Президента РФ.

Вопрос 14. Основы конституционного строя РФ.

Конституционный строй - определенная форма, определенный способ организации государства, закрепленный в его К. Конституционный строй характеризуется основными принципами, лежащими в основе взаимоотношений человека, общества и государства. В более узком понимании конституционным строем государства являются лишь такие форма и способ организации государственной власти, которые характеризуют его как конституционное государство. Конституционное государство является политической организацией гражданского общества, имеет демократический и правовой характер. Оно признает права человека и обеспечивает их защиту, кроме того, оно само подчиняется праву.

Основы конституционного строя - основные принципы и устои государства, которые призваны обеспечить ему характер конституционного государства. Основы конституционного строя РФ закреплены в главе 1 К. РФ, они охватывают широкий круг регулируемых общественных отношений. Основы конституционного строя принято подразделять на политические, экономические, социальные и духовные. Конституционные принципы находятся во взаимосвязи и образуют систему.

Ст. 1 К. РФ провозглашает РФ демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления. Демократия - такая организация государства, при которой единственным источником власти признается народ, власть осуществляется по воле и в интересах народа. Демократический характер государства, демократический политический режим выражается, прежде всего, в народовластии, а также в признании и защите прав и свобод человека и гражданина, разделении властей, местном самоуправлении, политическом многообразии, многопартийности, свободе экономической деятельности, многообразии форм собственности. Для правового государства характерны верховенство права (обязательность правовых норм как для граждан и организаций, так и для государства), верховенство закона (в системе правовых норм), разделение властей (признаки демократического политического режима и правового государства во многом пересекаются), соблюдение и защита прав и свобод человека, равноправие, равенство всех перед законом и судом, взаимная ответственность государства и гражданина.

Духовной основой конституционного строя РФ является светский характер государства (ст. 14 К.), никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Экономическими основами конституционного строя являются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, а также многообразие и равная защита различных форм собственности (в том числе на землю и другие природные ресурсы).

Ст. 7 К. РФ провозглашает РФ социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, при этом в РФ охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Новая классификация подразделяет основы конституционного строя на три группы.

К первой группе относятся основы организации государственной власти, такие, как народовластие, государственный суверенитет, федерализм, единство системы государственной власти, принцип разделения властей, местное самоуправление, верховенство права, членство России в мировом сообществе, приоритет международно-правовых норм.

Вторая группа - основы взаимоотношений государства и человека: признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, обязанность государства по их признанию, соблюдению, защите.

Третья группа - основы организации жизни гражданского общества: социальный характер государства, единство экономического пространства, свобода экономической деятельности, многообразие и равноправие форм собственности идеологическое и политическое многообразие, светский характер государства.

Вопрос 15. Разделение властей и конституционная система органов государственной власти РФ.

Совокупность закрепленных в Конституции РФ государственных органов, осуществляющих государственную власть в Российской Федерации. Конституция РФ (ч. 1 ст. 11) устанавливает, что государственную власть в РФ осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Кроме федеральных органов государственной власти государственную власть в РФ осуществляют органы государственной власти субъектов РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11 Конституции РФ), к которым относятся главы администраций (президенты, главы государств, губернаторы), возглавляющие систему органов исполнительной власти, законодательные (представительные) органы и определенные федеральным законодательством судебные органы.

Законодательные (представительные) органы государственной власти. Это образуемые непосредственно народом, подотчетные и ответственные перед ним государственные органы, уполномоченные народом и осуществляющие в его интересах государственную власть. Законодательная власть имеет исключительное право принимать законы, бюджет, осуществлять контроль за исполнительной властью. Органом законодательной власти является парламент, в РФ - Федеральное Собрание. Объем полномочий законодательного органа зависит от формы правления. В парламентских государствах исполнительная власть несет ответственность перед властью законодательной. При более «жестких» формах правления власть законодательная принимает только законы, хотя отчасти обладает правом контроля за исполнительной властью. В федеративных государствах законодательная власть осуществляется на двух уровнях - федеральном и региональном. Органы законодательной власти - это представительные и законодательные учреждения, которые образуются только путем выборов. Основной вид их деятельности - принятие законов. Специфической формой деятельности органов законодательной власти являются сессии, слушания и т.д. Органы законодательной власти не образуют единой системы (как это было характерно ранее для Советов), организационно не подчинены друг другу. К числу таких органов в РФ относятся: федеральные органы законодательной власти - Федеральное Собрание РФ; органы законодательной власти субъектов РФ - государственные советы в республиках, законодательные собрания, областные (краевые) думы и др.

Исполнительные органы государственной власти - формируемые представительными учреждениями или иным путем органы государства, осуществляющие исполнительно-распорядительную деятельность. Органы исполнительной власти - это назначаемые органы. В этом смысле они производны от законодательных (представительных) органов власти, выборность допускается в ограниченном объеме (выбор глав администрации субъектов РФ). Основной вид деятельности органов исполнительной власти связан с организацией исполнения законов, а также с организацией управления сферами и отраслями государственного и хозяйственно-культурного строительства. Причем такая деятельность носит исполнительно-распорядительный характер, т.е. для выполнения возложенных на них функций исполнительные органы власти совершают различные распорядительные действия. Исполнительные органы государственной власти действуют на основе сочетания единоначалия и коллегиальности. Соответственно, органы исполнительной власти могут быть как единоначальными, так и коллегиальными. Органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции - органы, ведающие всеми или многими вопросами исполнительной деятельности (правительство, краевая, областная администрация), и органы специальной компетенции - органы, ведающие отдельными сферами и отраслями (министерство, департамент, управление в составе администрации края, области и др.). В федеративном государстве органы исполнительной власти создаются как на федеральном уровне (Правительство РФ, федеральные министерства, государственные комитеты, федеральные комиссии и службы, российские агентства, федеральные надзоры, иные федеральные ведомства), так и на уровне субъектов РФ - высшие должностные лица органов исполнительной власти субъектов РФ (президенты республик, губернаторы, мэры городов федерального значения, правительства республик, администрации краев, областей, министерства, комитеты, мэрии и их структуры - министерства, департаменты, управления и др.).

Органы правосудия (судебные органы). Их образуют предусмотренные Конституцией страны суды, осуществляющие судебную власть посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Задача органов правосудия - осуществление специфического вида государственной деятельности - правосудия, т.е. разрешение гражданских, уголовных и иных дел. Правосудие осуществляется в форме уголовного, гражданского, конституционного и административного судопроизводства и имеет процессуальный характер. Судьи при осуществлении правосудия подчинены только закону. Особенностью судебной власти является и то, что она осуществляется преимущественно федеральными судами. В ведении субъектов федерации находятся только конституционные (уставные) суды и мировые судьи.

  1. Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно (10)

    Реферат
    Туризм играет все более заметную роль в мировой экономике. Начало нового тысячелетия было отмечено не только подъемом туристского движения, но и появлением новых тенденций в развитии данной отрасли.
  2. Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно (21)

    Реферат
    С глубокой древности и до начала нынешнего столетия космос считали неизменным. Звездный мир олицетворял собой абсолютный покой, вечность и беспредельную протяженность.
  3. Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно (22)

    Реферат
    В последние годы все более усиливается значение туризма в жизни современного общества. Этому способствуют рост доходов населения, увеличение количеству свободного времени, все большая открытость регионов и другие факторы.
  4. Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно (24)

    Реферат
    6. Институт научной информации по общественным наукам (ИНИОН) Российской академии наук как ведущий информационный центр по социальным и гуманитарным наукам.
  5. Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно (1)

    Реферат
    Туризм – это особый вид человеческой деятельности, который направлен на определенное перемещение человека в пространстве или же по какой-то отдельно взятой территории.
  6. Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно (11)

    Реферат
    Русский язык – это национальный язык русского народа. Являясь средством общения – язык связан с жизнью общества, с народом – носителем данного языка. В нем выделяется его обработанная и нормированная часть, которая составляет основу
  7. Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно (12)

    Реферат
    История - одна из древнейших наук, ей около 2500 лет. Обычно историю определяют как науку о прошлом - минувшей действительности, о том, что когда-то было с человеком, народом, обществом в целом.
  8. Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно (19)

    Реферат
    Формы и методы эвристического обучения — это те, основной задачей которых является создание учащимися новых образовательных результатов: идей, сочинений, исследований, поделок, конкурсов, художественных произведений и др.
  9. Рефераты, контрольные, курсовые, дипломные работы. Учебники. Все бесплатно (5)

    Реферат
    Туризм - это особый вид человеческой деятельности, который направлен на определенное перемещение человека в пространстве или же по какой-то отдельно взятой территории.

Другие похожие документы..