Учебно-методический комплекс Для специальности: 080102 Мировая экономика Москва 2008г

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

Одобрено учебно-методическим советом

Факультета мировой экономики и торговли

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИКИ СТРАН АЗИАТСКО-ТИХООКЕАНСКОГО РЕГИОНА

Учебно-методический комплекс

Для специальности: 080102 Мировая экономика

Москва 2008г.

Автор-составитель:

Люсов Валерий Николаевич, к.э.н., профессор,

кафедры «Мировая экономика»

Учебно-методический комплекс «Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Дисциплина входит в ОПД.Ф. (федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин) по специальности 080102 Мировая экономика

Дисциплина входит в цикл общепрофессиональных дисциплин и является дисциплиной по выбору.

© Российский государственный торгово-экономический университет, 2008

Инновационные технологии, используемые в преподавании курса

_Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона _

(название курса)

Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссии по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или рефератов по предложенной тематике. Целесообразно провести дискуссии по темам: 1,3,4,5,6 в часы, предусмотренные для проведения семинарских занятий.

Круглый стол – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога. Целесообразно круглые столы провести по темам: 2,7,9 в ходе изучения соответствующих тем в часы, выделенные для семинарских занятий.

Метод case-study, или метод конкретных ситуаций (от англ. Case-случай, ситуация), - это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов).

Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию (case), возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое значение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы. Материал для реализации case-study содержится в Кейс 1 и Кейс 2. Приложение №4.

С О Д Е Р Ж А Н И Е

стр.

Инновационные технологии, используемые в преподавании курса

  1. Цели и задачи дисциплины ………………………………………………….

  2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины ………………

  3. Объем дисциплины ………………………………………………………..

    1. Объем дисциплины и виды учебной работы …………………………

    2. Распределение часов по темам и видам учебной работы ………………

  4. Содержание курса ……………………………………………………………

  5. Темы семинарских занятий …………………………………………………

  6. Задания для самостоятельной работы студентов …………………………..

  7. Тематика контрольных работ и рефератов и методические указания по их выполнению в рамках самостоятельной работы………………………..

  8. Перечень контрольных вопросов для самопроверки………………………

  9. Вопросы для подготовки к экзамену………………………

  10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины………………………….

    1. Литература ……………………………………………………………….

    2. Методическое обеспечение дисциплины ………………………………

11.Глоссарий терминов с английским эквивалентом……………………………

12.Расшифровка сокращений……………………………………………………

13.Приложения… №1, №2, №3, №4……………………………………………

3

5

6

7

7

8

9

12

16

19

26

29

32

32

34

34

64

70

1.Цели и задачи дисциплины

Учебно-методический комплекс по спецкурсу «Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона» составлен в соответствии с государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения.

Цель спецкурса:

Цель спецкурса состоит в том, чтобы дать базовую основу студентам в области мирохозяйственных процессов, развивающихся в странах Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

Задача спецкурса состоит в следующем:

- раскрыть причины и условия становления АТР как особой зоны мировой экономики после окончания Второй мировой войны;

    • определить географические рамки АТР;

    • выделить и дать характеристику основных его субъектов: Северной части Тихого океана, Северо-Восточной Азии, Юго-Восточной Азии, Южной части Тихого океана, Тихоокеанской Латинской Америки;

    • дать общую характеристику АТР;

    • показать рост удельного веса АТР в мировой экономике;

    • выделить этапы формирования АТР и дать характеристику каждого этапа;

    • проанализировать тенденции развития экономики АТР и его составных частей;

    • показать роль США и Канады в АТР;

    • рассмотреть роль Японии в АТР;

    • отметить роль Австралии и Новой Зеландии в экономике АТР;

    • рассмотреть возрастающее влияние Китая на экономику АТР;

    • отметить экономическое влияние НИС на экономику АТР;

    • проследить влияние России на экономику АТР и перспективы возможного возрастания роли России в этом регионе;

    • рассмотреть становление региональных экономических организаций в АТР: «План Коломбо», «КЮТО», «ЮТФ», «СТЭС», «ТЭС»;

    • рассмотреть роль и значение Азиатского банка развития (АБР) для АТР;

    • проанализировать многостороннее сотрудничество в регионе и на субрегиональном уровне: АТЭС, АСЕАН, НАФТА, АФТА, ВАЭГ;

    • проанализировать перспективы возможного создания АВФ (Азиатского валютного фонда);

    • рассмотреть возможности становления АСЭН.

Место спецкурса в профессиональной подготовке выпускника.

Содержание курса «Современные проблемы экономики стран Азиатско-Тихоокеанского региона» соответствует требованиям высшего профессионального образования. В УМК определены: структура и содержание курса, его темы, объем аудиторной и самостоятельной работы, перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы и вопросов к экзамену. В УМК представлен список литературы, необходимой для освоения спецкурса.

2.Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения спецкурса студенты должны знать и представлять процессы, происходящие в Азиатско-Тихоокеанском регионе как особой зоны мирового хозяйства.

Студенты должны хорошо усвоить систему экономических связей в АТР: торговые отношения, миграцию капитала и рабочей силы, интеграционные процессы, валютно-расчетные отношения.

Студенты должны знать место России в экономике АТР и возможные перспективы усиления роли в регионе.

Процесс обучения студентов по данному спецкурсу осуществляется в ходе прослушивания лекций, практических занятий, написания по желанию контрольных работ, рефератов и, наконец, сдачи экзаменов.

3. Объем дисциплины

3.1.Объем дисциплины и виды учебной работы

Форма обучения очная

Вид учебной работы

Количество часов по специальности

Мировая экономика

№№ семестров

4

Аудиторные занятия:

51

лекции

34

практические и семинарские занятия

17

Самостоятельная работа

49

Всего часов на дисциплину

100

Виды итогового контроля

(экзамен, зачет)

- №№ семестров

Экзамен 4-

зсеместр

Форма обучения очно-заочная/очно-заочная (сокращ.)

Вид учебной работы

Количество часов по специальности

Мировая экономика

№№ семестров

4/3

Аудиторные занятия:

17

лекции

9

практические и семинарские занятия

8

Самостоятельная работа

83

Всего часов на дисциплину

100

Виды итогового контроля

(экзамен, зачет)

- №№ семестров

экзамен-4 сем./3 сем.

  1. Учебно-методический комплекс Для специальности: 080102 Мировая экономика Москва 2009

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Международные валютно-кредитные отношения» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080102 «Мировая экономика»
  2. Учебно-методический комплекс для специальности 080102 «Мировая экономика» Москва

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, «Положением об учебно-методических
  3. Учебно-методический комплекс Для специальности 080102 Мировая экономика

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Международные лизинговые операции» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, основной образовательной программой по специально­сти
  4. Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080102 Мировая экономика 080105 Финансы и кредит (1)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая теория» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 080102, 080105, 080107, 080109,
  5. Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080102 Мировая экономика 080105 Финансы и кредит (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая теория» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 080102, 080105, 080107, 080109,
  6. Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080102 Мировая экономика 080105 Финансы и кредит (3)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая теория» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальностям 080102, 080105, 080107, 080109,
  7. Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080105 Финансы и кредит 080109 Бухгалтерский учет

    Учебно-методический комплекс
    – общепрофессиональных дисциплин федерального компонента по специальности – 080109 – Бухгалтерский учет, анализ и аудит; 080503 – Антикризисное управление;
  8. Учебно-методический комплекс Специальность: 080102 Мировая экономика Москва 2009 (2)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс «Внешнеторговые транспортные операции» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080102 – Мировая экономика.
  9. Методические указания по выполнению самостоятельных занятий Дисциплины: «Мировая экономика для студентов специальности 080102 «Мировая экономика»

    Методические указания
    Методические указания по самостоятельной работе студентов рассчитаны на изучение курса «Мировая экономика»помочь формированию у будущих специалистов теоретических знаний и практических навыков в области МЭО.

Другие похожие документы..