Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме

Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме

Введение

В зависимости от вида деятельности специалист должен иметь определенный запас теоретических и практических знаний по своей специализации.

Специалист по социально-культурному сервису и туризму должен знать:

- основы современных дисциплин о человеке, его потребностях; методы удовлетворения социальных и культурных потребностей индивида, семьи и общества;

- основы создания условий для формирования рынка услуг социально-культурного сервиса и туризма с учетом применения прогрессивных технологий;

- возможности современных информационных технологий и владеть методами сбора, хранения и обработки данных при подготовке решений в социально-культурном сервисе и туризме;

- основы внедрения современных научных знаний, передовых технологий в социально-культурном сервисе и туризме, рекреации и других сферах деятельности.

Специалист по сервису и туризму должен уметь;

- приобретать новые знания, использовать современные научные технологии;

- разрабатывать стратегию и тактику деятельности предприятий и организаций, представляющих услуги социально-культурного сервиса и туризма.

Специалист по сервису и туризму должен обладать знаниями и навыками по разработке и внедрению инновационных технологий в социально-культурный сервис и туризм.

Объектами профессиональной деятельности выпускника по специальности 100103 Социально-культурный сервис и туризм является удовлетворение потребностей человека в социально-культурных и туристских услугах.

Специалист по сервису и туризму по специальности 100103 Социально-культурный сервис и туризм подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности:

  • сервисная;

  • организационно-управленческая;

  • научно-исследовательская;

  • образовательная.

В современном мире огромное значение имеет информация. Без нее трудно ориентироваться в обстановке и принимать правильные решения. Но информация не может существовать сама по себе. Те или иные сведения могут быть получены, сохранены, переданы и исполь­зованы только с помощью каких-то средств и методов.

Технический прогресс в области информационных технологий завоевывает свои позиции в социально-культурной деятельности и туристской индустрии, которая является информационно-насыщенной областью деятельности современного общества. Персональный компьютер, Интернет и другие средства связи и организационной техники, их доступность и надежность спо­собствуют проникновению новых информаци­онных технологий в социально-культурную деятельность и туристскую индустрию.

Наиболее информационно емкими и развитыми отраслями сферы услуг является туристическая индустрия, транспортная сеть, санаторно-курортный комплекс, гостиничный комплекс.

В свою очередь туристическая индустрия на современном этапе показывает высокий динамизм развития. Пиком международного туризма за последние 25 лет стал 2007 год, охватив почти 900 млн. человек, говорится в докладе Всемирной туристской организации ООН (UNWTO). В 2007 году численность отдыхающих выросла на 52 млн., или на 6% по сравнению с 2006 годом, составив 898 млн. человек. Для сравнения, в 1950 году путешествия за границу совершили лишь 20 млн. человек. Туристическая индустрия максимально использует все виды информационного обеспечения и сопутствующие сферы деятельности общества. Туризм сегодня - это глобальный компьютеризированный бизнес, в котором участвуют крупнейшие транспортные компании, гостиничные цепочки, санаторно-курортный комплекс туристические корпорации всего мира. Современный турпродукт становится более гибким и индивидуальным, более привлекательным и доступным для потребителя.

Мировой опыт свидетельствует, что для любой социально-культурной деятельности и туристской отрасли фактором, определяющим успех ее деятельности, является время обслуживания клиентов. Выигрывает тот, кто в состоянии предоста­вить клиенту весь комплекс услуг в максимально короткие сроки. Со­временные технологии даже позволяют обслужить клиента виртуаль­но, с помощью сети Интернет, в режиме on-line (реального времени), когда клиенту достаточно найти вас во Всемирной сети, независимо от удаленности вашего реального офиса. В высоко конкурентной сре­де в сфере услуг успешно может работать только такая организация, которая применяет в своей деятельности информационные техноло­гии, повышающие качество обслуживания клиентов.

Когда поступили в широкую продажу телевизоры, многие были убеждены, что телевидение положит конец печатному делу, но этого не произошло. Книги и массовые печатные издания продолжают информировать. Замены печатных изданий информационными технологиями не происходит, несмотря на то, что все больше становится электронных версий книг и массовых журналов в Интернете, а пользователь может их распечатать. Вместо этого информационные технологии используются книгоиздателями как средство распространения печатной информации.

Активное развитие сферы информационных технологий (ИТ) началось после распространения в конце 1960-х годов универсальных вычислительных машин («мейнфреймов») и изобретения в 1971 году микропроцессора. За последние 40 лет глобальные вычислительные мощности увеличились в миллиард раз. К 2010 году процессинговая мощность обычного компьютера будет в 10 миллионов раз превышать мощность компьютера 1975 года, однако стоить в реальных ценах он будет гораздо меньше.

Интернет стал надлежащим образом функционировать только после изобретения Всемирной паутины в 1990 году и браузера в 1993 году. Число пользователей Интернета превысило 1 млрд. 20 млн. и продолжает активно расти.

В 2012 году числопользователейинтернета превысит 30 процентов от общего населения Земли и составит 1,9 миллиарда человек.

Ценность информационных технологий обусловлена создаваемыми ими возможностями сбора, анализа и передачи информации: куда угодно, мгновенно и с минимальными затратами. Эти технологии дополняют интеллектуальные возможности человека.

Информационные технологии – это только одна из ветвей происходящих ныне научно – технических революций, которые могут обеспечить намного более мощную «длинную волну», нежели их предшественники. Неизбежно пересечение телекоммуникационных и информационных проблем и средств их решения. В наибольшей степени это относится к Интернету, как наиболее масштабному информационно – телекоммуникационному средству.

В современном мире участниками телекоммуникационных систем являются:

1) Операторы связи, которые фактически обеспечивают инфраструктурные возможности с полным набором универсальных услуг; суверенитет над национальным сегментом Интернета принадлежит той стране, на территории которой он размещается.

2) Поставщики услуг доступа к Интернету, глобальным распределительным системам; это провайдеры – владельцы определенной части передающих технологий и распределяющие их среди потребителей и поставщиков информации.

3) Поставщики информации – владельцы информационно-торговых порталов, серверов.

4) Пользователи.

Современные информационные системы сокращают время и затраты на связь, границы государств не влияют на их применение, они способствуют ускорению распространения знаний в мировом масштабе.

Современные информационные технологии развиваются на базе систем телекоммуникаций и оргтехнике, как правило, работающей в локальных вычислительных сетях. Практически все виды современной оргтехники выполняются на базе микропроцессоров, либо с непосредственным включением в их состав карманных компьютеров, ноутбуков, настольных компьютеров.

Таким образом, с внедрением информационных технологий в сферу деятельности организаций повышается эффективность работы на рынке услуг в социально-культурном сервисе и туризме.

I. Информационные технологии и информационные системы

1.1. Данные и информация

Данные - это зарегистрированные сигналы любой физической природы, но чтобы они стали информацией, нужны еще средства и методы для их восприятия.

Информация образуется в момент взаимодействия данных и адекватных им средств и методов.

Так, например, в газете данные представлены в виде черных зна­ков на белом фоне. Если применить к ним средство, которое называется зрением, а потом еще метод, называемый чтением, мы получим ин­формацию о том, что произошло в мире. Если газета напечатана на японском языке или если мы вообще не умеем читать, это означает, что у нас нет адекватного метода и информацию из газеты мы не по­лучим. Средством зрения мы обладаем от природы, методом чтения - по образованию.

Однако кроме естественных и приобретенных средств и методов сущест­вуют и так называемые аппаратные, реализуемые техниче­скими устройствами. Не имея радиоприемника, нельзя получить ин­формацию из данных, представленных радиоволнами. Не имея ви­деомагнитофона, не удастся получить информацию из данных, пред­ставленных в виде участков разной намагниченности на магнитной ленте и т. д.

В компьютерной технике кроме аппаратных мы имеем дело еще с программными средствами. Одни и те же данные могут быть по-разному обработаны и представлены разными программами, при этом, соответственно, образуется разная информация.

Таким образом, Информация (в глобальном понятии) - это динамический продукт взаимодействия дан­ных и адекватных им средств и методов.

1.2. Что такое информационная технология

Содержание первоначального понятия "технология" включает:

• во-первых, процесс обработки и преобразования, в результате которого получается готовая продукция;

• во-вторых, нормативную сторону этого процесса, определяю­щую, как и что надо делать, чтобы реализовались необходимые про­цессы преобразования.

Информация (в более предметном толковании) - сведения, передаваемые одними людьми другим людям различными способами: устным, письменным, с использова­нием различных носителей информации и технических средств.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение:

Информационные технологии (ИТ) - это комплексные процес­сы создания, сохранения, накопления, обработки, представления, пе­редачи и использования информации с помощью различных методов и средств.

Они характеризуются средой, в которой осуществляются, и ком­понентами, которые они содержат (рис. 1.2.1).

ИНФОРМАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Технические средства

Программные

средства

Информация

Организационно - методическое обеспечение


Рис. 1.2.1. Компоненты информационной технологии

техническая среда (технические средства обеспечения информационных технологий);

программная среда (программные средства для реализации ин­формационных технологий);

предметная среда (содержание конкретной предметной облас­ти, т.е. та информация, которую мы обрабатываем);

методическая среда (нормативные документы, инструкции, правила использования, по­рядок действий и др.).

Таким образом, информационные технологии не просто собира­ют, обрабатывают какие-то данные, а имеют дело с информацией и методами работы с ней. Однако нужно оговориться, когда мы говорим об информацион­ных технологиях, то представляем не просто какой-то никому не нужный процесс работы с данными, а видим перед собой определен­ную цель этого процесса и решаем, как этот процесс сделать наиболее эффективным.

Современные информационные технологии неразрывно связаны с автоматизацией различных процессов и работают на основе инфор­мационныхсистем.

1.3. Автоматизация информационных процессов в организациях

Выбор средств автоматизации для информационных технологий в организациях зависит от видов деятельности фирмы, класса решаемых задач, объема перерабатываемой и передаваемой информации и т. д.

По степени автоматизации можно выделить ручные, автоматизи­рованные и автоматические информационные технологии.

Ручные информационные технологии — технологии, в которых все процедуры по сбору, обработке и передаче информации осущест­вляются вручную.

Автоматизированные информационные технологии - техноло­гии, в которых выработка управляющего воздействия возложена на человека, процедуры по сбору, обработке и передаче информации мо­гут осуществляться автоматически.

Автоматические информационные технологии реализуются в виде полностью автоматических информационных систем, где все процедуры сбора, передачи, обработки информации, выработка управляющих воздействий осуществляются автоматически. Обычно такие технологии используются в производственных системах.

В настоящее время информационные технологии, применяемые для решения управленческих задач на предприятиях сервиса и туриз­ма, - автоматизированные.

Дадим определение понятию автоматизированные информаци­онные технологии.

Под автоматизированной информационной технологией (АИТ) понимаются комплексные процессы создания, сохранения, защиты, накопления, обработки, представления, передачи и использо­вания информации с применением программных и технических средств их обеспечения с принятием управляющих воздействий человеком.

Например: клиент обращается в турфирму, его принимает менеджер, далее следуют автоматические процедуры поиска, подбора вариантов маршрута, бронирование гостиниц, заказ билетов, а конечная операция прием оплаты и выдача путевки выполняется менеджером.

В организацию поступает информация, перерабатывается, и по­лученные результаты также представляются в виде информации. Конкретные АИТ используются на автоматизированных рабочих местах (АРМ) конкретных специалистов. АРМ может в себя включать одну АИТ или несколько, а также часть АИТ и выступать в качестве рабочего места по выполнению отдельной функции данной техноло­гии вместе с другими АРМ, выполняя функцию целиком.

Автоматизированное рабочее место — индивидуальный ком­плекс аппаратных и программных средств, предназначенный для ав­томатизации профессионального труда специалиста.

Обычно в АРМ входят технические и программные средства:

персональный компьютер, периферийные устройства, средства связи и т. д.

АРМ может работать в составе локальной или территориальной сети или в автономном режиме.

Перспективы развития .АРМ связаны:

• с использованием новых технических средств,

• разработкой нового базового и прикладного программного обеспечения,

• развитием технологии автоматизированного проектирования,

• объединением АРМ в иерархические и сетевые структуры.

Вся совокупность АИТ, АРМ и информационных потоков кон­кретного предприятия, учреждения или организации составляет ав­томатизированную информационную систему (АИС) этой органи­зационно-хозяйственной структуры: АИТ + АРМ = АИС.

  1. Морозов М. А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: Учебник (5-е издание) // Издательство: Академия, 2004 г

    Список учебников
    Морозов М. А. Информационные технологии в социально-культурном сервисе и туризме. Оргтехника: Учебник (5-е издание) Издательство: Академия, 2004 г.240 стр.
  2. «Социально-культурный сервис и туризм» (2)

    Расписание
    50-15. 0 Информатика ( группа) Малютина Е. Л. ауд. Информатика (лекция) Малютина Е. Л. ауд. 5. 15.30-17.00 Безопасность жизнедеятельности Бурмистрова Н.
  3. «Социально-культурный сервис и туризм» (5)

    Расписание
    В. 3. 1 .10-13.40 Введение в специальность Кадыкова М. Н. 4. 13.50-15. 0 Английский язык ( подгр.) Назарова Е. С. 5. 15.
  4. Программа итоговой государственной аттестации по специальности «100103 Социально-культурный сервис и туризм» Екатеринбург 2010

    Программа
    Программа итогового государственного междисциплинарного экзамена по специальности 100103 –Социально-культурный сервис и туризм. ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет».
  5. Курс «Техника и технология социально-культурного сервиса и туризма» является специальной дисциплиной, предлагаемой студентам специальности «Социально-культурный

    Документ
    Курс «Техника и технология социально-культурного сервиса и туризма» является специальной дисциплиной, предлагаемой студентам специальности «Социально-культурный сервис и туризм».
  6. Оценочные и диагностические средства для итоговой государственной аттестации выпускников факультета сервиса и туризма тгспа им. Д. И. Менделеева по специальности 100103. 65«Социально-культурный сервис и туризм»

    Документ
    Государственным образовательным стандартом по специальности 100103.65 «Социально-культурный сервис и туризм» предусмотрена государственная аттестация выпускников в виде:
  7. Методические указания Рекомендовано Научно-методическим советом университета для студентов, обучающихся по специальности Социально-культурный сервис и туризм (2)

    Методические указания
    Государственный экзамен является итоговым аттестационным испытанием, порядок проведения и программа которого определяются на основании методических рекомендаций и соответствующей примерной программы, разработанных УМО по образованию
  8. Программа практики для студентов специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм» Санкт-Петербург

    Программа
    Практика является неотъемлемой составной частью общей системы подготовки студентов высшего профессионального образования по специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм».
  9. Оценочные и диагностические средства для итоговой государственной аттестации выпускников филологического факультета тгпи им. Д. И. Менделеева по специальности 100103. 65«Социально-культурный сервис и туризм»

    Документ
    2.4. Требования к профессиональной подготовленности выпускника, необходимые для выполнения им профессиональных функций, и соответствующие им виды государственных аттестационных испытаний 7

Другие похожие документы..