«изобразительное искусство»

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ

ИНСТИТУТ

ТЕОРИИ И ИСТОРИИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ

ОРДЕНА ЛЕНИНА

АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ СССР

Н.К.РЕРИХ

ЖИЗНЬ И ТВОРЧЕСТВО

СБОРНИК СТАТЕЙ

МОСКВА

ИЗДАТЕЛЬСТВО

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

1978

75CI

Р42

Редколлегия:

М.Т.КУЗЬМИНА

(главный редактор)

П.Ф.БЕЛИКОВ

В.П.КНЯЗЕВА

Е.И.ПОЛЯКОВА

И.А.СВИРИДОВА

Л.В.ШАПОШНИКОВА

«Н.К.Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с. с ил.

Сборник статей посвящен выдающемуся русскому художнику, ученому, писателю, путешественнику Николаю Константиновичу Рериху (1874—1947). Материалы сборника подробно освещают некоторые стороны художественной и общественной деятельности Н.К.Рериха, а также отдельные периоды его жизни. В сборнике помещены документальные фотографии, цветные репродукции произведений Н.К.Рериха, в том числе — присланные из Музея Н.К.Рериха в Нью-Йорке (64 иллюстрации, из них 40 цветных). Сборник предназначен для специалистов и широкой читательской аудитории.

Р80101-10114-78

024(01)-78

© Издательство «Изобразительное искусство». 1978.

СОДЕРЖАНИЕ

Чтобы перейти к выбранному разделу, используйте <Вид> → <Схема документа>

От редколлегии.

B.С.Кеменов. Николай Константинович Рерих.

C.Н.Рерих. Слово об отце.

Н.И.Соколова. Автор «Листов дневника».

A.Д.Алехин. Творческий метод Н.К.Рериха.

Б.А.Смирнов. Русский пейзаж в творчестве Н.К.Рериха.

B.А.Филиппов. Серия «Майтрейя».

Ф.Я.Сыркина. Рерих и театр.

И.А.Гутт. Н.К.Рерих и драматургия Метерлинка.

В.П.Князева. «Богатырский фриз».

A.В.Корнилова, А.Э.Экк. Н.К.Рерих в Изваре.

Г.Р.Рудзите. Н.К.Рерих и Прибалтика.

B.М.Сидоров. Поэзия Николая Рериха.

Ю.К.Ефремов. Ученый и путешественник.

Л.Р.Цесюлевич. На Алтае.

П.Ф.Беликов. Пакт Н.К.Рериха по охране культурных ценностей.

З.Г.Фосдик. Музей имени Н.К.Рериха в Нью-Йорке.

П.Ф.Беликов. В Гималаях.

C.И.Потабенко. Н.К.Рерих и современное индийское искусство.

П.Ф.Беликов, Л.В.Шапошникова. Институт «Урусвати».

С.И.Тюляев. Святослав Николаевич Рерих.

A.Н.Зелинский. Юрий Николаевич Рерих.

B.В.Соколовский. Художественное наследие Н.К.Рериха (перечень произведений с 1885 по 1947 год).

ОТ РЕДКОЛЛЕГИИ

Николай Константинович Рерих — выдающийся русский художник, ученый, писатель, неутомимый отважный путешественник, исследователь ранее не доступных для европейца районов Центральной Азии. Огромный интерес представляет деятельность Рериха по изучению культуры народов Востока, и особенно Индии, где он провел большую часть своей жизни. Особое значение имела общественная деятельность Н.К.Рериха-гуманиста, неутомимого борца за мир и прогресс.

Многочисленные выступления, литературные и дневниковые записи Рериха на протяжении тех лет, когда он жил вдали от России, свидетельствуют о том, как важна была его горячая заинтересованность в ее судьбе, сколь нерасторжима связь с русской культурой. Это особенно проявилось в годы Великой Отечественной войны и послевоенные годы, когда он готовился к возвращению на Родину.

Художественное и литературное наследие Н.К.Рериха велико и чрезвычайно разнообразно. Это несколько тысяч картин, этюдов, эскизов, рисунков, театральные декорации и монументальные росписи, до сих пор еще полностью не учтенные, так как в силу различных обстоятельств многие из них оказались рассеянными по разным странам мира. Большинство из них хранится в музеях и частных коллекциях Советского Союза, Индии и США. Большие ретроспективные выставки в Москве, Ленинграде, Киеве и Минске, состоявшиеся в связи со 100-летием со дня рождения Рериха, познакомили широкие массы зрителей с творчеством большого художника, осветили его вклад в развитие современного искусства.

Вышедшие к юбилею литературные труды Рериха, и в том числе подготовленный НИИ Академии художеств СССР сборник «Н.К.Рерих. Из литературного наследия» (Москва, 1974), а также ряд монографических изданий позволили советскому читателю лучше узнать и оценить многообразную творческую деятельность Рериха, представить себе масштаб его непрерывных усилий во имя прекрасного будущего человечества, во имя искусства — «светлого посланца», призванного, по глубокому убеждению Рериха, способствовать преобразованию мира.

В данном сборнике принимали участие видные исследователи творчества Рериха. Основой ряда статей послужили доклады научной конференции, проведенной в Академии художеств СССР в дни юбилея, на которой выступили, помимо советских ученых, Святослав Николаевич Рерих и заместитель директора Музея имени Рериха в Нью-Йорке Зинаида Григорьевна Фосдик. Материалы сборника подробно освещают некоторые стороны художественной и общественной деятельности Рериха, а также отдельные периоды его яркой жизни. Публикуемый в сборнике список работ Н.К.Рериха является первым опытом систематизации всего обширного наследия художника. Среди перечисленных в нем произведений, хранящихся в советских музеях, читатель найдет и новые поступления — картины, недавно принесенные в дар нашей стране американским коллекционером Кэтрин Кэмпбелл-Стиббе, президентом фонда Н.К.Рериха в Нью-Йорке.

М.Кузьмина

В.С.Кеменов
НИКОЛАЙ КОНСТАНТИНОВИЧ РЕРИХ

Велик вклад Николая Константиновича Рериха в сокровищницу мировой культуры, искусства и науки, в развитие взаимопонимания между народами, в укрепление мира. Самоотверженная жизнь Рериха поражает многообразием, целеустремленностью и масштабом его деятельности. В личности Рериха слились многие достоинства. Замечательный художник, яркий, своеобразный, работавший в разных областях изобразительного искусства — в станковой и монументальной живописи, театре, графике, декоративно-прикладном искусстве, Рерих создал около семи тысяч произведений. Мыслитель, гуманист, ученый, историк культуры, поэт, писатель, художественный критик. Отважный путешественник — исследователь не известных науке районов Центральной Азии. Выдающийся общественный деятель, инициатор международного движения, направленного на защиту культурных ценностей в случае войны, получившего название «Пакт Рериха». Страстный приверженец идеи мира, внесший особенно большой вклад в укрепление дружбы между народами Советского Союза и Индии, где он прожил вторую половину своей жизни.

Рерих поступил в петербургскую Академию художеств в 1893 году, то есть в то время, когда на руководство мастерскими в Академию были приглашены крупнейшие передвижники — И.Е.Репин, В.Е.Маковский, A.И.Куинджи. В состав членов Академии были избраны В.И.Суриков, B.М.Васнецов, В.Д.Поленов, М.М.Антокольский.

С молодости, учась одновременно в Академии художеств и в университете, Рерих увлекся славянской археологией, и столь серьезно, что вскоре ему доверили проводить самостоятельные раскопки. Его ценные находки и научные публикации увенчались избранием Рериха членом русского Археологического общества. В то же время археология стала одним из важнейших источников рериховского реализма.

В курсе лекций «Художественная техника в применении к археологии», прочитанных им в 1898—1899 годах в петербургском Археологическом институте, Рерих, развивая свою любимую мысль о союзе искусства с наукой, говорил: «При современном реальном направлении искусства ... значение археологии для исторического изображения растет с каждой минутой. Для того чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху; для этого же художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей, а в самом деле надо изучать древнюю жизнь как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь»1. Наилучший пример такого проникновения в прошлое — исторические картины, созданные великим Суриковым. Но Суриков посвятил свое творчество событиям Московского царства, преимущественно XVI—XVII векам. А тот исторический пласт, который увлекал Рериха, был гораздо более древним, он восходил ко временам еще докиевской Руси вплоть до каменного века. И здесь археология была необходима и стала плодотворным источником творческой фантазии Рериха. В своей новелле «На кургане» Рерих пишет: «Щемяще приятное чувство первому вынуть из земли какую-либо древность, непосредственно сообщиться с эпохой, давно прошедшей. Колеблется седой вековой туман; с каждым взмахом лопаты, с каждым ударом лома раскрывается перед вами заманчивое тридесятое царство; шире и богаче развертываются чудесные картины»2.

В Академии художеств Рериха принимает в свою мастерскую Архип Иванович Куинджи, ставший для него больше, чем преподавателем: наставником, учителем жизни. Под его руководством Рерих не только развил свой природный колористический талант и овладел профессиональным мастерством пейзажной живописи, но и научился чувствовать величие и красоту природы, ее гармоническое единство с человеком, проникся пониманием высокого этического назначения искусства.

Большое влияние на Рериха оказало знакомство с В.В.Стасовым, щедро делившимся с молодым студентом своими обширными знаниями древнего искусства России и Востока, накопленными материалами истории, археологии, народного творчества.

Искусство передвижников явилось той плодотворной традицией, из которой исходило дальнейшее развитие Рериха. Но он начал свою художественную деятельность в переломный период, в условиях сложной идейной и художественной жизни России на рубеже двух веков. И путь его развития был далеко не простым. Во многом утопическими и идеалистическими окажутся концепции Рериха об избавлении человечества от социального зла посредством искусства и красоты. Художнику придется вырабатывать свое отношение к различным религиозно-философским исканиям, отталкиваться от символизма, с которым в поисках Рериха были непосредственные соприкосновения. Однако здоровые основы творческого метода и мировоззрения Рериха, заложенные в него крупнейшими русскими художниками-реалистами, помогали ему преодолевать многочисленные трудности.

Отмечая преемственную связь Рериха с передвижниками, следует подчеркнуть ее особый характер, иной, чем, например, в творчестве Архипова или Сергея Иванова. Чтобы его понять, надо иметь в виду, что в царской помещичье-буржуазной России того времени осложнилась острая борьба двух национальных культур, о которой говорил В.И.Ленин.

После «контрреформ» Александра III проводилась реакционная политика национализма и шовинизма. Усилилось гонение нерусских национальностей, преследование иноверцев. Господствующие классы всеми силами старались направить русскую культуру и искусство по реакционному пути. Понятия «национальное», «русское» отождествлялись с идеями монархическими и казенно-православными. Эта «программа» распространялась и на искусство. Под видом «национального русского стиля» насаждалась эклектическая смесь омертвелого академизма с псевдовизантийскими формами. Фальшивые произведения такого рода поощрялись и в архитектуре, и в живописи, и в скульптуре.

И вот против этого господствующего направления вслед за Суриковым и Васнецовым выступили Рерих, Малютин и другие художники молодого поколения. Они решительно восстали против казенной трактовки национального характера русского искусства. Они противопоставили ей свое понимание, согласно которому национальное означало народное. Для Рериха и его товарищей подлинным истоком национального начала в русском искусстве явился русский народ, создавший изумительные по красоте и поэзии сказания, песни, художественные изделия. «Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы или орнаменты, думаешь. Какая красивая жизнь была. Какие сильные люди жили ею. Как жизненно и близко всем было искусство, не то, что теперь...»1 — восклицает Николай Константинович.

Здесь надо вспомнить добрым словом С.Мамонтова и его Абрамцево, с которым связан почин Репина и В.Васнецова, Поленовой, Якунчиковой, их стремление возродить русское народное творчество, а также М.Тенишеву и ее Талашкино, где вместе с Малютиным, Врубелем и Головиным в таком же деле самое активное участие принимал и Рерих.

В поисках истоков русского искусства, обращаясь в глубь веков, эти художники были совершенно чужды национализму и национальной ограниченности, напротив, они были убеждены — и здесь прежде всего надо назвать Рериха,— что русское искусство развивалось не изолированно, что оно есть часть общемирового процесса, что народы разных стран начиная с глубокой древности постоянно взаимно влияли и взаимно обогащали друг друга, что при всем своеобразии искусств каждого народа в них много общих черт, что искусство своим извечным исканием правды и красоты не разъединяет, а сближает народы разных национальностей, разных стран.

Такое направление мыслей и творческих исканий тоже указывает на близость Рериха к Стасову. Несомненно, влияние Стасова сказалось и в развитии влечения Рериха к искусству Востока.

Николай Константинович Рерих вошел в русское искусство сразу как зрелый мастер. Он окончил Академию художеств дипломной картиной «Гонец. Восстал род на род» (1897), взяв для нее название из летописи.

...Девятый век нашей эры. Между славянскими племенами началась вражда и войны. Ночь. Из-за холма с городищем выглядывает рог луны, скупо освещая реку. Гребец в одежде из меховых шкур бесшумно направляет долбленый челн к поселению. Рядом сидит задумавшись седой старик. Это гонец. Тайно везет он тревожную весть...

Горячо встреченная Репиным и Суриковым, эта картина была с выставки приобретена Третьяковым. После «Гонца» Рерих по совету Репина уезжает в Париж, в мастерскую известного исторического живописца Ф.Кормона, который, убедившись, что перед ним уже сложившийся художник, бережно отнесся к яркой самобытности его дарования, укрепляя веру в избранный путь. Но и во Франции душа Рериха была полна образами Древней Руси. Вскоре он создает цикл картин «Начало Руси. Славяне», задуманный и начатый еще в Академии художеств, свидетельствующий о полном расцвете его таланта. Вот история создания двух картин этой серии — «Идолы» и «Заморские гости».

Перед отъездом в Париж Рерих увидел у Стасова несколько деревянных языческих идолов, и Стасов подарил ему одного из них. В воображении художника эти идолы связались с курганами, раскопки которых он производил, с легендами, услышанными от местных жителей. Материалы раскопок и изучение языческих обычаев подсказали картину «Идолы» (1902), изображающую древнее языческое капище — место молений и жертвоприношений в дохристианской Руси. Рерих изобразил такое капище на вершине зеленого холма, омываемого рекой. Капище окружено частоколом из заостренных бревен, на которые нанизаны конские черепа — следы жертвоприношений. Внутри ограды большой серый камень и вырубленные из дерева причудливые фигуры грозных богов, скупо украшенные цветным орнаментом. Несмотря на мрачную суровость этого капища, есть в его строгих ритмах и слитности с природой своеобразная красота и величие. От этой картины прямая нить ведет к балету «Весна священная» Стравинского, где Рерих был не только художником, но и основным автором либретто1.

«Заморские гости» (1902) имеет свой литературный вариант—новеллу, написанную Рерихом в 1900 году. Меткими, точными словами описывает Рерих плывущие ладьи. Носы их завершены резными раскрашенными драконами, к бортам привешены щиты, горящие на ярком солнце. Наполненные ветром пестрые паруса наводят страх на врагов. Плывут «ладьи по Неве, Волхову, Ильменю, Ловати, Днепру — в самый Царьград; идут варяги на торг или на службу»2.

  1. Изобразительное искусство (4)

    Документ
    Актуальным вопросом образовательного процесса в учреждении общего среднего образования на современном этапе является создание условий для воспитания творческой личности, готовой к диалогу, сотрудничеству и сотворчеству в различных сферах жизни.
  2. Изобразительное искусство (5)

    Документ
    Для достижения цели и задач преподавания изобразительного искусства важнейшую роль играет педагогическое мастерство учителя, заключающееся в следующем:
  3. Изобразительное искусство (6)

    Документ
    свободное владение приёмами и средствами организации образовательного процесса, механизмом мотивации на включение учащихся в художественно-творческую деятельность;
  4. Изобразительное искусство (8)

    Документ
  5. Изобразительное искусство блокадного Ленинграда

    Документ
    Все далее и далее во времени отделяются от нас годы войны. Уже выросло новое поколение, которое только по рассказам старших и по произведениям искусства знакомо с этими трагическими событиями.
  6. Изобразительное искусство таблично-графическая схема тематического плана (по программе Б. М. Неменского) Раздел программы «Ты изображаешь. Знакомство с Мастером изображения»

    Документ
    Уметь использовать художественные ма­териалы (пластилин). Уметь применять технологию лепки от большой формы спо­собами вытягивания и вдавливания. Продуктивный (К.
  7. «Изобразительное искусство» (6)

    Программа
    Программа «Изобразительное искусство. 5-8 классы» для основной школы создана с учетом процессов обновления содержания общего художественного образования в РФ, с опорой на положения правительственных документов к вопросам воспитания
  8. Изобразительное искусство (1)

    Пояснительная записка
    Программа «Изобразительное искусство» для 5—9 классов соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, является неотъемлемым звеном системы непрерывного образования, служит логическому
  9. Изобразительное искусство (7)

    Пояснительная записка
    Программа «Изобразительное искусство» для 5—9 классов соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования, является неотъемлемым звеном системы непрерывного образования, служит логическому
  10. «изобразительное искусство» (2)

    Сборник статей
    Сборник статей посвящен выдающемуся русскому художнику, ученому, писателю, путешественнику Николаю Константиновичу Рериху (1874—1947). Материалы сборника подробно освещают некоторые стороны художественной и общественной деятельности Н.

Другие похожие документы..