Работа по дисциплине «менеджмент» на тему основные направления развития менеджмента в странах рыночной экономики

Киевский университет туризма, экономики и права

Филиал в г. Луганске

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «МЕНЕДЖМЕНТ»

на тему ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В СТРАНАХ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ.

Выполнил студент

III курса группы 31-МТЗ

Факультета экономики и менеджмента

Максимов Дмитрий Васильевич

Научный руководитель:

____________________

____________________

Луганск – 2005

Содержание:

Вступление. ......................................................................... 3

I. Историческое развитие науки «управление»

и современная концепция менеджмента. …………………… 5

1.1. Развитие теории и практики менеджмента. …………………… 6

1.2. Особенности становления

современного менеджмента в Украине. …………………… 9

1.3. Современные концепции менеджмента. …………………… 16

ІІ. Менеджмент инновационной деятельности................................ 31

III. Классификация направлений менеджмента. …………………… 38

Заключение. …………………………………. 43

Список использованной литературы. ………………………….. 44

Вступление.

Новая отечественная система хозяйствования, отметившая уже первое десятилетие своего существования в условиях формирования рыночной среды функционирования, заложила основные черты будущего развития экономики Украины. А эффективная цивилизованная экономика – это прежде всего эффективное управление ее организациями, основанное на мировых достижениях развития и использования современного менеджмента.

Управление организациями в условиях рыночной экономики значительно сложнее, чем при централизованной командно-административной системе. В условиях рынка все больше возникает новых целей и задач, которые раньше организации самостоятельно не решали и даже не ставили; создается много новых предприятий; под влиянием процесса приватизации меняются формы собственности; налаживаются новые хозяйственные связи; формируются рыночные механизмы управления. Поскольку связано это не только с расширением юридических и экономических прав и ответственности современной организации, но и с необходимостью более гибкой системы управления ее деятельностью, максимально адаптированной к изменениям в окружающей конкурентной рыночной среде.

В настоящее время можно уже констатировать, что, становясь объектом товарно-денежных отношений, обладая экономической и хозяйственной самостоятельностью и полностью отвечая за результаты своей хозяйственной деятельности, украинские организации обрели все черты полной самостоятельности, характерные для работы в условиях рынка.

Поэтому все большее значение приобретает и решение вопросов, связанных с эффективным управлением персоналом, организационной культурой, стратегией, что занимает в новых условиях ключевое положение в ресурсном потенциале и предопределяет успех организации в достижении ее целей.

Развитие науки менеджмента, в свою очередь, предъявляет в свою очередь, серьезные требования к изменению оценочной базы управленческих процессов.

За достаточно короткий срок специалисты в этой области должны обеспечить высокую конкурентоспособность, эффективность и устойчивость своих организаций на отечественном и международном рынках. Более того, по мере укрепления новых социальных и экономических отношений в мире роль управления и управленцев будет расти, так как менеджмент – это мощный двигатель и ускоритель общественного развития.

I. Историческое развитие науки «управление»

И современная концепция менеджмента.

Слово «менеджмент» в том виде, в котором оно существует в современном английском языке, возникло во времена Вильяма Шекспира1. исследователи отмечают, что этот термин имеет латинские, итальянские и французские корни.

Слово «менеджмент» происходит от латинского manus(имеющего несколько значений), что означает не только «рука», но также и власть, и «сфера полномочий».

Итальянское слово manneggiareвозникло в Средние века в сфере управления собственностью и коммерческими предприятиями; примерно в тот же период вошло в употребление и французское manegerie.

Английское слово manage впервые появилось в 1561 г., слово managerв 1588 г. и слово management – в 1589 г., причем все они первоначально имели отношение к особенностям жизни в сельской местности.

Согласно Краткому Оксфордскому словарю английского языка слово management впервые стало использоваться в своем современном значении в 1670 г. и с тех пор означает «управление коммерческими делами» в противоположность прежнему значению, подразумевавшему умение «владеть» мечом или управлять лошадью [13, с. 21].

Несмотря на то что «управление» - слово русское и давно привычное, а английское слово «менеджмент» в широком использовании украинской экономикой насчитывает не более 10-15 лет, в отечественной науке и практике эти термины рассматриваются как понятия идентичные, взаимозаменяемые.

________________________

1Конечно, экономическая деятельность осуществлялась и гораздо раньше и при этом «управлялась» в течение длительного периода времени. Много веков назад существовали и транснациональные банки наподобие банка семейства Медичи, и такие торговые корпорации, как Ост-Индийская компания. То, что они делали на самом деле, не было, однако концептуализировано в современных терминах. Поэтому можно говорить о существовании менеджмента до создания «менеджмента» в качестве самостоятельного субъекта науки. Нужно отметить, что на данном этапе не было сколь - либо известных научных имен в данной области. (Кнышова Е.Н. «Менеджмент»).

В Оксфордском словаре английского языка менеджмент определяется как способ, манера обращения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умелость и административные навыки; орган управления; административная единица.

Согласно Словарю иностранных слов менеджмент – это управление производством, а также совокупность принципов, методов, средств, форм управления производством, разрабатываемых и применяемых с целью повышения эффективности производства и увеличения прибылей.

Итак, то, что фактически рассматривается в качестве менеджмента, может быть в разных культурах и иметь более узкие или широкие границы в зависимости от научных, профессиональных или иных местных особенностей.

1.1. Развитие теории и практики менеджмента.

История развития менеджмента насчитывает уже несколько тысячелетий. Несмотря на огромное значение революционных преобразований, развитие менеджмента – это в основном эволюционный процесс; он характеризуется непрерывностью, отражая всю совокупность, изменений, происходящих в обществе, экономике, во всей системе социально-экономических отношений.

Выделяют пять революционных этапов в истории развития теории и практики менеджмента (рис.1):

  • религиозно-коммерческий;

  • государственно-законодательный;

  • государственно-контрольный;

  • индустриальный;

  • бюрократический.

Первым этапом профессионального использования управленческих навыков многие специалисты считают зарождение письменности в Древнем Шумере. Именно это революционное достижение в жизни человечества привело к образованию особого слоя «жрецов-бизнесменов», связанных с торговыми операциями. За первой управленческой революцией, получившей название религиозно-коммерческой, последовали и другие.

Второй важнейший этап развития (государственно-законодательный)относится к 1760 г. до н.э. и связывается с деятельностью царя Хаммурапи. Он первым издал свод законов управления государством для регулирования всего многообразия общественных отношений между различными социальными группами населения.

Третьим революционным шагом (назовем его государственно-контрольный) считаются достижения, произошедшие во время правления Навуходоносора II (605-562 гг. до н.э.). именно в этот период проводилась политика, направления на соединение государственных методов правления с контролем за деятельностью в сфере производства и строительства.

Четвертый этап (индустриальный) датируется XVII – XVIII вв. Он связан с зарождением капитализма и началом индустриального процесса европейской цивилизации. Главным революционным преобразованием этого периода в области менеджмента было отделение управленческих функций от собственнических и возникновение профессионального менеджмента и профессиональных менеджеров.

Пятая управленческая революция имела место в конце XIX – начале XX в. Ее часто называют бюрократической. Теоретической платформой преобразований в области управления была концепция бюрократии, позволившая сформировать крупные иерархические структуры менеджмента, осуществить разделение труда, ввести нормы и стандарты, установить должностные обязанности и ответственность менеджеров.

Предприятия – гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации производства и труда, в четкой и взаимосвязанной работе всех подразделений и служб, менеджеров и исполнителей в соответствии с научно обоснованными принципами, нормами, стандартами.

Именно поэтому к концу XIX - началу XX в. появились первые работы, в которых была сделана попытка научного обобщения накопленного опыта и формирование научных основ менеджмента. Это было ответом на потребности промышленного развития, которое все больше приобретало такие специфические черты, как массовое производство и массовый сбыт, ориентация на рынки большой емкости и крупномасштабную организацию в форме мощных корпораций и акционерных обществ.

1.2. Особенности становления современного менеджмента в Украине.

Система управления экономикой, которая существовала в бывшем СССР, привела к критическому обострению экономических и социальных проблем общества. Поэтому постсоветские государства, в том числе и Украина объективно были вынуждены переходить к системе экономических отношений, основанной на рыночных отношениях и к построению присущей этим отношениям системы управления – менеджмента.

Производственно-хозяйственная организация как элемент экономической системы реализуется в конкретной среде и находится под ее воздействием. Суммарное влияние организаций на внешнюю среду обуславливает соответствующие макроэкономические изменения в ней.

Теория управления начала исследовать значение внешней среды и действие внешних сил относительно организаций в конце 50-х годов XX ст. Это стало одним из важнейших вкладов системного подхода в науку управления, поскольку поднимался вопрос необходимости для руководителя рассматривать свою организацию как целостность, которая образуется из взаимосвязанных частей, связанную с внешним миром.

Факторы социально-экономической среды, в которой функционируют организации, определяют их жизнеспособность на определенное время и перспективы развития. Организации вынуждены приспосабливаться к среде, чтобы выжить и сохранить эффективность. К внешним факторам принадлежит система производственных отношений в обществе, размер и структура нужд населения, уровень его доходов и накоплений, уровень цен, возможность получения потребительского кредита, политическая стабильность и направленность внутренней политики, развитие науки и техники, которые определяют составляющие процесса производства и его конкурентоспособность, уровень культуры населения, международная конкуренция, влияние поставщиков и технологии, экономики и конкуренции, законодательство, социальные и культурные изменения в обществе.

Особенностью современной экономики Украины является ее транзитивность (лат. transitus - переходность) как с административно-командной, так и с рыночной экономиками. Свидетельством этого является многослойность экономики; особое место в экономике государственного сектора; деформированная структура производства; наличие инфляционных процессов; кризисное положение предприятия; более низкий уровень благосостояния населения сравнительно с уровнем экономически развитых стран; недостаточная развитость сферы рыночных отношений и их правового обеспечения; объединение рыночных форм хозяйствования с прямым вмешательством государства в хозяйственную деятельность организаций.

Менеджмент как общественное явление базируется на определенной системе общественных отношений. Тип производственных отношений обуславливается определенным уровнем развития продуктивных сил и характеризуется, прежде всего, формами собственности на средства производства.

К моменту провозглашения независимости в Украине господствовала государственная форма собственности. Поэтому одним из важнейших заданий было создание условий для трансформации государственной собственности в различные формы, присущие рыночному обществу. Основным методом ее реализации стала приватизация имущества государственных предприятий и разгосударствление собственности кооперативных и общественных организаций, целью которой было обеспечение условий для полноценного функционирования рыночной экономики, формирования новой системы отношений собственности.

В Конституции Украины законодательно закреплены государственная и частная собственность. Вследствие их субъективизации существуют общегосударственная, муниципальная, индивидуально-частная, кооперативная и другие виды собственности.

Официальная статистика выделяет такие формы собственности: государственную, коллективную, смешанную, частную, собственность иностранных государств и их субъектов. При такой структуризации собственности нивелируются различия в формах, способах и методах управления, которые применяются в пределах того или иного сектора экономики, классификация не дает полного представления о механизмах управленческого влияния в пределах отдельных форм собственности.

Современная украинская экономика является полиструктурой, в которой в пределах названных форм собственности сосуществуют два сектора (государственный и частный) и несколько строев.

В каждом секторе украинской экономики в пределах каждого строя существуют разнообразные системы управления, которым свойственны соответствующие управленческие отношения.

Государственный сектор экономики Украины. К нему относится государственно-социалистический, государственно-монополистический и государственно-капиталистический строи.

Государственно-социалистический строй государственного сектора экономики Украины переживает экономический и управленческий кризисы. Государственно-социалистические предприятия пребывают в собственности государства. Это прежде всего предприятия военно-промышленного комплекса, значительная часть шахт и другие подобные госбюджетные предприятия, результаты работы которых негативно влияют на макроэкономические показатели национальной экономики. В их организации и структуре управления принципиальных изменений не произошло. Слишком медленно обновляются технологии производства и управления, доминируют командно-административные методы влияния, экономические процессы ориентированны на бюджетную поддержку, как основной источник компенсации недоработок и потерь и т.д. Руководители таких предприятий отстраняются от рыночных реалий, а работники бедствуют на неполных зарплатах или пребывают в продолжительных отпусках без содержания. Основной причиной этого является практика бюджетного финансирования этих предприятий.

  1. Конкурс ппс. Об утверждении Положения о кадровой комиссии нф гу-вшэ. Об утверждении правил приема в аспирантуру нф гу-вшэ

    Конкурс
    Члены Учёного совета: Аистов А.В., Галай Ю.Г., Гриднева Е.А., Громов Е.М., Жукова Е.В., Журавлева Н.Ю., Калягин В.А., Клепоносова М.В., Козлов А.В, Красавина Р.
  2. Работа по дисциплине "Маркетинг" на тему: "Маркетинговая деятельность предприятия ( на примере предприятия зао «Очаково» )

    Реферат
    Предложены мероприятия по совершенствование взаимодействия отдела маркетинга и отдела сбыта с другими службами, реструктуризация системы кадрового обеспечения и мотивации сотрудников
  3. Работа по дисциплине: «Маркетинг» на тему: «Маркетинговая среда»

    Курсовая работа
    Любое предприятие представляет собой самоорганизующийся и саморазвивающийся объект, функции которого обеспечиваются его “внутренней средой”. Действует же предприятие во “внешней среде”.
  4. Работа по дисциплине: Маркетинг на тему: Реклама услуг ресторана

    Курсовая работа
    В условиях жесткой конкуренции и роста издержек непременным условием выживания субъекта экономики становится маркетинг. Интерес к этой деятельности усиливается по мере того, как все большее число организаций в сфере предпринимательства,
  5. Курсовая работа по дисциплине «менеджмент» (2)

    Курсовая работа
    Управление организациями в условиях рыночной экономики значительно сложнее, чем при централизованной командно-административной системе. В условиях рынка все больше возникает новых целей и задач, которые раньше организации самостоятельно
  6. Курсовая работа По дисциплине маркетинг на тему: «Разработка маркетинговой стратегии фирмы»

    Курсовая работа
    Важность изменений в стратегии предприятия определяется противоречием между практическими целями предприятия и существующей ситуацией. в последнее время все больше предприятий прибегают к разработке стратегий развития компании и соотвественно
  7. Курсовая работа по дисциплине "Маркетинг" на тему: "Маркетинговая деятельность предприятия ( на примере предприятия зао «Очаково» )

    Курсовая работа
    Цель работы: Рассмотреть теоретические аспекты маркетинговой деятельности, проанализировать финансовую, хозяйственную и маркетинговую деятельность предприятия ЗАО «Очаково».
  8. Курсовая работа на тему «Современные направления развития менеджмента»

    Курсовая работа
    Актуальность исследования. В настоящее время профессия менеджера является одной из самых востребованных на рынке труда. Понятие «менеджмент» возникло в российской теории и практике управления относительно недавно – с начала 90-х годов прошлого века.
  9. Курсовая работа по дисциплине: «Маркетинг» на тему: «Банковский маркетинг»

    Курсовая работа
    Маркетинг как комплексная, равносторонняя и целенаправленная деятельность в области производства и рынка обеспечивает решение конкретных рыночных задач наиболее рациональным способом в конкретной ситуации путем.

Другие похожие документы..