Университеты и научные учреждения



НАР КОМПРОС РСФСР

УНИВЕРСИТЕТЫ

и

НАУЧНЫЕ

УЧРЕЖДЕНИЯ

Второе переработанное

и дополненное издание

Объединенное Научно-Техническое Издательство

МОСКВА1935ЛЕНИНГРАД

В СОСТАВЛЕНИИ СБОРНИКА ПРИНИМАЛИ УЧАСТИЕ

Э. Ш. Айрапетьянц (Ленинград), А. И. Алексеев, проф. (Пермь), А. А. Андронов, проф. (Горький), А. Е. Арбузов, проф. (Казань), Н. Н. Ба­ранский, проф. (Москва), Р. И. Белкин, проф. (Москва), А. А. Борзов, проф. (Москва), А. М. Быховская (Москва), Л. Г. Вебер (Ленинград), А. П. Вла­димирский, проф. (Ленинград), В. В. Геммерлинг, проф. (Москва), П. А. Генкель, проф. (Пермь), Д. А. Глезер (Ленинград), Н. К. Головин (Ленинград), Е. С. Данини, проф. (Пермь), Н. А. Дернов (Ростов-Дон), А. В. Думанский, проф. (Воронеж), М. Г. Кадек (Москва), А. А. Канчеев (Москва), Г. Н. Кассиль (Москва), В. Н. Кессених, проф. (Томск), Ф. В. Кипарисов (Ленинград), В. Н. Колбановский (Москва), А.Р.Кулишер, проф. (Ленинград), М. А. Кушнарев (Москва), М. С. Лазуркин (Ленинград), Л. А. Маньковский (Горький), Д. Я. Мартынов, проф. (Казань), В. В. Ма­кеев (Свердловск), Н. Д. Моисеев (Москва), Л. В. Мысовский, проф. (Ленинград), С. Г. Натансон, проф. (Ленинград), М. И. Неменов, проф. (Ленинград), И. В. Николаев (Иркутск), А. Я. Норин (Воронеж), Б. В. Ну­меров, проф. (Ленинград), И. А. Оксенов (Ленинград), Ф. Т. Оликов (Алма-Ата), М. Н. Орлов (Москва), В. П. Осипов, проф. (Ленинград), А. В. Пономарев (Владивосток), Д. А. Рамзаев (Саратов), Г. К. Русаков (Иркутск), С. П. Сиагалевич, проф. (Казань), В. А. Тауссон (Москва), B. Е. Тищенко проф. (Ленинград), А. В. Улитовский (Ленинград), А. А. Ухтомский, проф. (Ленинград), С. Э. Хайкин, проф. (Москва), О. Д. Хвольсон, проф. (Ленинград), А. Я. Хинчин, проф. (Москва), А. Л. Щепотьев (Томск), Я. С. Эдельштейн, проф. (Ленинград), Л. П.

Якубинский (Ленинград).

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

Р. И. Белкин, Г. И. Бройдо, X. З. Габидуллин, В. М. Гальперин, А. В. Ка­ляев, С. А. Новиков и М. Н. Орлов.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Мощный расцвет культуры и науки в нашей стране, небы­валая тяга к просвещению со стороны миллионов трудящихся и связанный с этим гигантский рост сети наших высших учеб­ных и научно-исследовательских учреждений — является одним из наиболее характерных показателей великих достижений на­шей социалистической родины.

В то время когда в странах шедших ранее в авангарде ми­ровой культуры закрываются сотни научных учреждений и тысячи деятелей науки лишаются своей работы, Советский Союз — страна победоносно строящегося социализма — выхо­дит в области научного строительства на одно из первых мест, превращаясь в самую культурную, в самую передовую страну в мире.

Еще в самом начале Октябрьской революции В. И. Ленин писал: «Трудящиеся тянутся к знанию, потому что оно необхо­димо им для победы. Девять десятых трудящихся масс поняли, что знание является орудием в их борьбе за освобождение, что их неудачи объясняются недостатком образования и что теперь от них самих зависит сделать просвещение действительно до­ступным всем».

Под непосредственным руководством Ленина партия осуще­ствила первый призыв трудящихся в науку: в 1919 году от­крылся первый рабочий факультет. Но Владимиру Ильичу не пришлось увидеть того мощного расцвета вузов и научной ра­боты в нашей стране, которым сопровождалась социалистиче­ская реконструкция народного хозяйства. Одна из труднейших

задач нашего строительства -— культурный подъем страны — разрешена под руководствам вернейшего продолжателя дела Ленина гениального зодчего социалистического общества тов. Сталина.

Задача в кратчайшие исторические сроки догнать и пере­гнать капиталистические страны в технико-экономическом от­ношении, — требовала подготовки огромного количества куль­турных сил, вооруженных последними данными науки и тех­ники. В ответ на призыв вождя: «овладеть наукой, выковать новые кадры большевиков-специалистов по веем отраслям зна­ний, учиться, учиться, учиться упорнейшим образом, — сотни тысяч пролетариев двинулись в поход за науку в наши высшие учебные заведения, лаборатории исследовательских институ­тов, на завоевание рабочим классам вершин человеческого знания и культуры.

Годы социалистической реконструкции народного хозяйства явились годами неслыханных в мировой истории темпов куль­турного роста еще недавно отсталой страны. Ведя пролетариат, трудящиеся массы СССР к окончательной победе, строя народ­ное хозяйство в неведомых капиталистическому миру масшта­бах и темпах, на базе самой передовой техники, партия устами своего великого вождя неустанно подчеркивала роль культур­ного роста страны в деле завершения социалистического строи­тельства. «Теперь нам осталось немного — изучить науку, овла­деть техникой» — говорил тов. Сталин на совещании хозяй­ственников. Эти указания послужили основой решительной перестройки и гигантского развития всей учебной и научной работы в СССР. О том, каковы эти успехи, можно судить хотя бы по одной цифре: по данным международного справоч­ника «Минерва» в 1913 году Россия занимала по количеству научных работников десятое место в мире; теперь по данным того же справочника она вышла на третье место в мире. И нет никакого сомнения, что при том размахе научного строитель­ства, который взят партией, в ближайшие годы мы выйдем на первое место в мире.

Но дело не только в абсолютном количественном росте цифр, характеризующих развитие научного строительства в СССР. Изменился самый тип научного работника. Если до

революции основная масса наших научных работников была значительно менее квалифицирована, чем на Западе, лишь очень редко выделяя единичные таланты как Лобачевский, Ле­бедев, Менделеев, то к настоящему времени резко возрос общий уровень наших научных кадров, вполне отвечающих теперь требованиям современного точного знания. Дореволю­ционная Россия почти не имела сколько-нибудь солидных ма­териальных возможностей для развертывания научной работы (ни по оборудованию опытных научно-исследовательских учре­ждений, ни по количеству средств, которыми последние рас­полагали). Теперь целый ряд наших институтов уже может конкурировать с ведущими научно-исследовательскими инсти­тутами Запада, а некоторые наши научные учреждения заслу­женно пользуются мировой известностью, как наиболее отве­чающие требованиям современного экспериментального иссле­дования. Репутация советской науки настолько возросла, что СССР делается все чаще и чаще местом организации между­народных научных съездов и конгрессов. Ряд крупнейших за­падных ученых уже сейчас приезжают работать в Советский Союз, находя здесь наилучшие условия для своей творческой деятельности.

Лозунг об овладении техникой — передовой техникой, на базе которой построены и строятся наши социалистические предприятия, требует и в области постановки научной работы передовых методов, передового оборудования, передовой орга­низации. Вот почему партия, ее руководящие органы и непо­средственно тов. Сталин уделяют столько внимания научной работе, создавая для ее развития такие условия, каких не знала и не знает ни одна капиталистическая страна. У нас нет ника­ких пределов для применения творческих способностей и та­лантов, для применения сил каждого работника науки, техники и искусства.

Внимательное отношение к научному работнику, постоянная Забота о нем явились одним из стимулов того расцвета науки в СССР, который теперь не может замолчать и буржуазная пресса западных стран.

«Надо беречь каждого способного и понимающего работ­ника, — говорил недавно тов. Сталин в беседе с металлур-

гами, — беречь и выращивать его. Людей надо заботливо и внимательно выращивать, как садовник выращивает облюбо­ванное плодовое дерево. Воспитывать, помогать расти, дать перспективу».

Мы можем смело сказать, что уже на сегодняшний день у нас создано такое заботливое отношение к научным работникам, какого никогда не было известно на Западе.

Строительство социализма в СССР органически связано с развитием новой социалистической культуры. Наша великая эпоха есть эпоха реализации величайшей научной теории ге­ниальных вождей пролетариата Маркса-Энгельса-Ленина-Ста­лина. Вождь нашей партии, вождь мировой революции тов. Сталин продвигает вперед великую теорию пролетариата, гениально развивая ее в сочетании со всеми знаниями эпохи в самых разнообразных областях для социалистической пере­делки всего мира. Успехи наших, университетов и научно-исследовательских учреждений являются частицей великих по­бед социалистической страны.

Прошло два года с тех пор, как высшая школа СССР полу­чила ряд важнейших директивных указаний партии и прави­тельства о дальнейшей своей работе.

Сейчас можно уже подвести некоторые итоги выполнения этих указаний далеко еще не реализованных. Этим итогам по­священ настоящий сборник кратких характеристик состояния университетов и научно-исследовательских учреждений Нар­компроса РСФСР к концу 1934 года.


ГОСУДАРСТВЕННЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ РСФСР

системе высшего образования и научных учреждений на­шей страны университеты занимают одно из важней­ших мест.

Сложившиеся на протяжении ряда десятилетий, государ­ственные университеты особенно выросли за советский период, ликвидируя остатки средневековой рутины и схоластики, ко­торыми они были так богаты в дореволюционные годы.

Партия и правительство за эти годы провели большую ра­боту по реконструкции университетского образования.

Не имея возможности в пределах данной статьи дать исто­рию развития университетов или даже краткий исторический очерк их развития за революционные годы, — работа, которая требует специального исследования и которая до сего временя еще не выполнена, — в настоящей статье о современном состоя­нии университетов мы считаем необходимым напомнить лишь некоторые важнейшие события развития университетского об­разования, особенно за последние годы.

Деятельность дореволюционных университетов, которые яв­лялись орудием буржуазно-помещичьего государства, строго регулировалась университетскими уставами.

До Октября 1917 года продолжал действовать один из реак­ционнейших уставов на протяжении всей истории университет­ского образования, устав 1884 года, отдававший университет под опеку царской бюрократии.

Университетская наука была монополией дипломированных ученых, тесно связанных с помещиками и буржуазией, из ря­дов которой они в большинстве и выходили. Проникновение в университет новых научных сил было крайне затруднено ря­дом формальностей, которые фактически закрывали трудящим­ся двери к университетской науке.

Студенчество комплектовалось преимущественно из рядов дворянства, царской бюрократии и буржуазии, что можно иллюстрировать данными о социальном составе студентов уни­верситетов в 1913 г.: детей дворян и царской бюрократии — 28,3%, 10,3% лиц духовного звания и остальные, более 50%, дети купцов, кулаков и т. д.

Благодаря обязательному требованию диплома средней шко­лы, конкурсным экзаменам, плате за учение и другим препят­ствиям, проникновение в университеты студентов из рядов ра­бочих и крестьян было фактически закрыто и. лишь единицам удавалось преодолевать эти рогатки.

Естественно, что при таких условиях научная деятельность университетов не могла широко развернуться, и мы имели все понижающийся уровень научной работы университетов. Ко­нечно, в стенах дореволюционных университетов работали крупнейшие русские ученые, но многие из них неизбежно при­ходили в столкновение с царизмом и должны были или поки­дать университетские кафедры, или же превращаться в чинов­ников, или, наконец, их научной работе не давали ходу.

Так было до Октября 1917 г. Октябрьская революция откры­ла неограниченные возможности для развития и роста универ­ситетского образования. По инициативе и под непосредствен­ным руководством т. Ленина был проведен ряд мероприятий по перестройке университетского образования и других выс­ших учебных заведений. Опубликованный в августе 1918 г., подписанный Владимиром Ильичем декрет о правилах приема в высшие учебные заведения устранил созданные царизмом и буржуазией искусственные препятствия в виде дипломов, ат­тестатов об окончании средней школы и платы за учение, ко­торые не давали возможности попадать в университеты детям рабочих и трудящихся крестьян. Двери высшей школы были широко открыты для всех трудящихся нашей страны.

Помимо устранения формальных препятствий был проведен ряд мероприятий по созданию условий, облегчающих прием в университет. В 1919 г. при университетах и других высших учебных заведениях организуются рабочие факультеты, кото­рые в течение всех последующих лет являются одним из важ­нейших каналов, обеспечивающих возможность поступления в университет рабочим, не имевшим необходимой подготовки. Объявляются всероссийские конкурсы на занятия универси­тетских кафедр, к которым допускаются все лица, известные своими учеными трудами или другими работами в области своей специальности. Всякие формальные препятствия, закры­вавшие университетские кафедры от свежих научных сил, от­меняются. В университеты возвращаются некоторые уволенные царским правительством профессора, вливаются новые науч­ные силы. Несмотря на тяжелые условия, в которых находи­лась страна в период гражданской воины, партия и правитель­ство систематически проводят ряд мероприятий по перестрой­ке и укреплению университетского образования. Открываются новые университеты, создаются новые факультеты, перестраи­ваются старые, меняются система управления и внутренняя ор­ганизация университетов.

  1. Научные школы международные отношения

    Документ
    Становление МГИМО как университета неотрывно от процесса формирования и развития многочисленных научных школ. Междисциплинарные взаимодействия в сфере педагогики и научных исследований – традиция, воспринятая МГИМО у своего предшественника
  2. «Выкладка книг, отражающих направления деятельности высших учебных заведений, промышленных предприятий, организаций и научных учреждений, а также предметные области подготовки специалистов и профориентации молодежи» мгту им. Н. Э. Баумана

    Документ
    «Выкладка книг, отражающих направления деятельности высших учебных заведений, промышленных предприятий, организаций и научных учреждений, а также предметные области подготовки специалистов и профориентации молодежи»
  3. Учреждения (университета, института, научного центра, лаборатории и т д.)

    Документ
    Текст статьи объемом не более 7 страниц и регистрационная форма должны быть набраны в текстовом редакторе MS Word. Таблицы, схемы, рисунки должны иметь название и быть набраны в среде Windows.
  4. Отчет о деятельности федерального государственного научного учреждения (2)

    Содержательный отчет
    4. Выполнение Государственного контракта №П-41 от 16 мая 2006 г. «Разработка контрольных измерительных материалов по общеобразовательным предметам (в том числе пополнения банка тестовых заданий)»
  5. «Концептуальный сдвиг: от проблем научной молодежи к проблемам науки и образования. Лидерство и ответственность молодежи»

    Документ
    Научная молодежь о себе: результаты опросов, проведенных Координационным советом и советами молодых ученых и специалистов. Проблемы. Настроения. Пожелания.
  6. Управление качеством образования в уральском государственном педагогическом университете сборник научных статей екатеринбург 2007

    Документ
    педагогическом университете: сборник научных статей / Под науч. ред. Б.М. Игошева, А.А. Симоновой, Б.Е. Стариченко. Урал.гос.пед.ун-т. Екатеринбург, 2007.
  7. Уста в в редакции, принятой конференцией научно-педагогических

    Документ
    Настоящий Устав государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строитель­ный университет» является новой редакцией Устава Санкт-Петербургского государственного
  8. Годовой отчет о деятельности ульяновского государственного университета в 2005 году

    Содержательный отчет
    Основан в 1988 г. как филиал Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова - лучшего вуза страны, одного из самых знаменитых университетов мира.
  9. Положение о вступительных испытаниях в федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Государственный университет учебно-научно-производственный комплекс» в 2011 году

    Документ
    1.1 Вступительные испытания при приеме в федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Государственный университет – учебно-научно-производственный комплекс» (далее – Госуниверситет –

Другие похожие документы..