Учебно-методический комплекс по курсу «философия» для студентов всех специальностей.

К основным формам концептуальной организации философии относятся учения, школы, течения и направления.

Философское учение представляет собой совокупность упорядоченных воззрений, которые затрагивают универсальные стороны взаимоотношений человека с природной и социально-культурной средой (атомизм Демокрита, гносеология Канта). Когда у основателя определенного учения появляются ученики, продолжающие развивать его идеи, тогда формируются философские школы. При всем содержательном различии в решении ее представителями философских проблем их сближает согласие по базовым положениям. Широкую известность, в частности получили школы платоников, картезианцев, марксистов. Множество школ, предлагающих альтернативные варианты развития единых исходных принципов, образует философское течение. Еще недавно весьма популярны были такие течения, как неопозитивизм и экзистенциализм. Самыми масштабными образованиями в историко-философском процессе выступают философские направления. Они охватывают целый ряд философских течений и существуют в продолжение длительного времени, переходя из эпохи в эпоху. Материализм и идеализм, сенсуализм и рационализм, религиозная и светская философия служат примерами философских направлений. Надо быть готовым к содержательному анализу каждого элемента из предложенной классификации.

В пятом вопросе следует обратить внимание на способ взаимосвязи культуры как целого и философии как ее части, отметить роль философии в формировании мировоззренческих универсалий, разработке социальных программ жизнедеятельности и прогнозировании принципиально возможных путей развития общества. Необходимо также выделить и описать основные социальные функции философии.

Важное достоинство культуры в том, что она обеспечивает информационную сторону созидательной деятельности людей. Именно это позволяет нам преодолевать природную заданность своего существования. Что касается философии, то она выявляет мировоззренческие основания культуры и дает им рациональное толкование. Философия разрабатывает ценностно-организационный слой знаний, без которого ни фактуально-научная, ни технологически-прикладная информация не имеет смысла.Если культура есть совокупность жизненных смыслов, то философия – это духовная деятельность, направленная на поиск и прояснение таких смыслов.

Специфика любой культуры определяется системой присущего ей мировоззрения, которое закреплено в символах – языке, обычаях, ритуалах и традициях. Эти символы выражают фундаментальные идеи и представления, образующие основу миропонимания людей, скрытое в символах содержание определяет облик различных социально-исторических общностей вплоть до цивилизаций. От него в значительной мере зависит характер человеческой активности и ее направленность.

Ценностно-мировоззренческие представления, или универсалии, возникают в культуре стихийно. Они служат важными ориентирами человеческих поступков. Универсалии культуры не всегда осмысливаются и могут действовать подсознательно. Одной из важнейших задач философии является теоретический анализ мировоззренческих идей и чувств, что циркулируют в определенной культуре. Принципиальное значение имеет то, что философия способна раскрыть их гуманистическое содержание. Обращаясь к символам культуры, философия выявляет и объясняет представленные в них конечные основания бытия конкретного социума. Вот почему она выступает как самосознание эпохи. Замечательным свойством философии является способность расширять гуманистическую базу деятельности индивида или какого-либо сообщества через приобщение их к ценностно-мировоззренческой структуре иных культур.

Философия не останавливается, однако, на постижении и истолковании глубинного смысла нынешних или некогда реализованных культур, она способна заглядывать в будущее. Философы разрабатывают ценностно-мировоззренческие основания последующего развития культуры и на этой базе создают различные сценарии развертывания событий в антропосоциоэкосфере, реализация которых связывается с теми или иными конкретными условиями жизнедеятельности.

В рамках культуры философия выполняет ряд фундаментальных социальных функций. Их можно классифицировать по разным основаниям. Есть смысл осуществить такую классификацию в соответствии с основными элементами проблемного поля философии. В таком случае необходимо выделить онтологическую, гносеологическую, методологическую, аксиологическую, праксеологическую и антропологическую функции. Онтологическая функция направлена на разработку теоретически оправданной картины мира, определение места, которое в нем занимает человек, постижение динамики бытия. Гносеологическая функция призвана раскрыть механизм получения обоснованной и достоверной информации о мире. Методологическая функция состоит в том, что философия формулирует универсальные принципы познания и деятельности, которые конкретизируются применительно к отдельным областям социальной реальности – политики, искусства, науки и т.д. Так, в научной деятельности к философии обращаются, чтобы решить методологические проблемы разграничения истинного знания и заблуждений, раскрыть существенные признаки научного факта и научного закона и т.д. Аксиологическая функция связана с исследованием критериев оценки явлений и событий, критическим анализом укорененных в культуре ценностей и созданием новых ценностей. Праксиологическая функция необходима, чтобы обосновать механизм социальных действий в производственной и общественной сферах. Антропологическая функция нацелена на развитие личностного начала в человеке через обогащение сознания историческим опытом решения смысложизненных проблем, формированием навыков критического мышления, культивирование творческого и ответственного отношения к действительности.

Зародившаяся в недрах культуры философия стала эффективным средством осознания фундаментальных источников человеческой активности. Открывая мир жизненных ценностей, она определяет общую стратегию создаваемых нами программ действия. Под непосредственным влиянием философии происходит перестройка и развитие самой культуры, что проявляется в форме своеобразных мутаций, когда культура вдруг начинает функционировать в ритме открытых философией новых ценностей.

При ответе на шестой вопрос нужно указать, что философия как особый способ освоения действительности возникает в VII – VI веках до н.э. в трех культурно-исторических центрах (Древняя Греция, Древняя Индия и Древний Китай). Далее необходимо рассмотреть причины возникновения философии. Здесь возможно выделить, как минимум, две группы факторов: социокультурные и духовные. Так, среди социальных и культурных причин возникновения философии в Греции можно назвать следующие:

- экономический подъем в IX–VII вв. до н.э. (расширение торговли и судоходства, возникновение греческих колоний, развитие ремесел, городов, денежных отношений, рост народонаселения и прилив его в города);

- постепенное разложение традиционного типа социальных отношений, упрочение и развитие государственных образований; преобладающим становится строй рабовладельческой демократии, прогрессирует право, вводятся писанные законы; к руководству государством подключаются новые социальные слои;

Данные политические, культурные и экономические преобразования сопровождаются духовными изменениями в обществе. Прежде всего, критике подверглась религиозно-мифологическая картина мира. В результате развития мореходства, торговли и расширения греческих колоний была обнаружена несостоятельность гомеровского представления о мире. Впоследствии традиционные мифологические воззрения в целом подверглись сомнению. Настрой умов древних греков воплощен, как в лозунге, в стихе поэта Эпихарма (550–460 гг. до н.э.): «Трезвым будь. Умей не верить. В этом смысл науки всей».

Таким образом, философия формируется тогда, когда смысл человеческой жизни, ее привычный строй и порядок оказываются под угрозой. Возникает потребность в самостоятельном, объективном рассмотрении окружающего мира, не зависящем от изменчивых политических интересов и смены социальных отношений.

Темы для докладов и дискуссий

  1. Философия как теоретическая форма самосознания общества.

  2. Философия как образ жизни и возможность выбора человеком собственной судьбы.

  3. Предназначение философии, ее смысл и функции.

  4. Философия как «мыслящий дух эпохи».

  5. Философия как «квинтэссенция духовной жизни общества».

  6. Вызовы современности и прогностическая функция философии.

Примеры многоуровневых творческих заданий

1. «Одним из источников философии выступает обыденное сознание. Но оно, по сути, противоположно философии. Обыденное сознание складывается в повседневной жизни людей, в течение долгого времени и приобретает силу абсолютного знания, житейских догм. Философия выступает в качестве ниспровержения догм обыденного сознания. Обыденное сознание не выносит философии, отвергает ее, но все же является источником ее возникновения…».

Продолжите рассуждение о взаимоотношениях обыденного сознания и философии, стремясь доказать невозможность возникновения и существования последней без обращения к житейскому опыту, утверждая обыденное сознание как источник философии. Используйте в доказательстве такие понятия как истина, здравый смысл, житейский опыт, размышление, разум, анализ и синтез, обобщение, абстракция и т.д. Выслушайте аргументацию оппонентов, ответьте на их возражения и вопросы. Постарайтесь, не ссылаясь на авторитетные источники, убедить их в своей правоте. (5 баллов)

2. Распределите в соответствии с представленными в таблице основными типами мировоззрения данные черты и характиристики и заполните таблицу:

- основа возникновения и существования – вера;

- мировоззрение, которое сформировалось у людей в доархаичную эпоху;

- мировоззрение, сформированное в период перехода общества к цивилизации, разделения общества на классы;

- основа и способ самовыражения – разум;

- сущность состоит в «оживотворении», одухотворении окружающего людей мира;

- мир объясняется с антропоморфной точки зрения;

- задачей является выявление всеобщих законов существования и развития мира;

- мировоззрение, которое рассматривает мир с точки зрения его универсальных, предельных оснований;

- основа для возникновения и существования – эмоции человека, страх перед неизведанной природой;

- мир представляется творением высшей духовной силы;

- это мировоззрение выражается в форме символов;

- существует в форме образов;

- отражает мир в форме понятий, категорий;

- сущность состоит в удвоении мира, его разделении на мир реальный и сверхреальный.

Тип мировоззрения

мифологическое мировоззрение

Основные черты и характеристики

религиозное мировоззрение

философское мировоззрение

(2 балла)

3. Проанализируйте фрагмент из литературного произведения и ответьте на вопросы:

«В ХХ веке для каждого здравомыслящего человека нет сомнений в том, что на свете, во Вселенной, в разнообразии жизни существует высшее разумное начало. Иначе пришлось бы допустить, что такая сложная и точная организация, как цветок (растение), птица, человек, человеческий мозг, наконец, появились в результате случайно-счастливого, слепого и беспрограммного соединения химических элементов, молекул, атомов. Но не могли же сослепу самосконструироваться такие тончайшие и сложнейшие приборы, как почки, сердце, щитовидная железа, барабанная перепонка, глаз, не говоря уже о хромосомах. Все это действует по разумным законам математики, химии, физики.

Вопрос состоит не в том, существует ли высший разум, а в том, знает ли он про меня и есть ли ему до меня хоть какое-нибудь дело?» (В. Солоухин. «Камешки на ладони»)

К какому мировоззрению относятся взгляды автора этих рассуждений? Как Вы решаете изложенную мировоззренческую проблему?(3 балла)

4. Как следует понимать высказывания известных мыслителей? Дайте им оценку и изложите свою точку зрения:

«Сомнение – враг религии, но «мать философии» (Ф.Х. Кессиди );

«Философия – это сжатое изложение науки своего времени» (О. Конт);

«Главный вопрос философии – это вопрос о том, стоит ли человеку жить» (А. Камю);

«Философией называется не сама мудрость, а любовь к мудрости; если ты к ней обратишься, то хотя и не будешь мудрым, пока живешь, ибо мудрость у Бога, и человеку доступна быть не может. Однако если достаточно утвердить себя в любви к ней и очистить себя, то дух твой после этой жизни, т.е. когда перестанешь быть человеком, несомненно, будет владеть ею» (А. Августин);

«Предмет философии – логический анализ языка науки» (Л. Витгенштейн);

«Философия есть универсальная феноменологическая онтология, которая, исходя из герменевтики «тут – бытия» (Dasein), как аналитика экзистенции укрепила конец путеводной нити всего философского вопрошания там, откуда оно возникает и куда затем приходит» (М. Хайдеггер);

«Философия не представляет собой систему знаний, которую можно было бы передать другим и тем самым обучить их… Философия – это оформление и до предела развитие состояний с помощью всеобщих понятий, но на основе личного опыта» (Мамардашвили М.). (5 баллов)

5. На основе изученного материала восстановите в схеме пропущенные названия основных функций философии:
Функции философии

(1 балл)

6. Постройте периодизацию философии с древних времен до настоящего времени:

(1 балл)

Тематика рефератов

  1. Мировоззрение как необходимое условие существования человека и общества.

  2. Роль мифологии в становлении философской проблематики.

  3. Философия как «эпоха, схваченная в мысли».

  4. Философия как проявление самосознания эпохи, этноса и культуры.

  5. Философия как форма национального самосознания.

  6. Философия в системе культуры.

  7. Сущность и социокультурные функции мифологии и религии.

  8. Мировоззрение как форма духовного освоения действительности.

  9. Философия как рационально-теоретическое ядро мировоззрения.

Рекомендуемая литература

  1. Ахутин, А.В. Дело философии / А.В. Ахутин // Архэ. – М., 1996. – Вып. 2.

  2. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну / У. Бек. – М., 2000.

  3. Бубер, М. Я и Ты / М. Бубер // Два образа веры / М. Бубер. – М., 1995.

  4. Виндельбанд, В. Что такое философия / В. Виндельбанд // Избранное: дух и история / В. Виндельбанд. – М., 1995.

  5. Зимин, С. М. Философия как наука и как явление культуры / С.М. Зимин // Философия и общество.– 2003. – № 3. – C.121-138.

  6. История философии: Учебник / Ч.С. Кирвель [и др.]; под ред. Ч.С. Кирвеля. – Минск, 2001.

  7. Кирвель, Ч.С. Человеческое измерение философии / Ч.С. Кирвель, А.А. Бородич // Беларуская думка. – 1999. – № 11-12.

  8. Кирвель, Ч.С. Статус и предназначение философии в жизни общества / Ч.С. Кирвель, А.А. Бородич // Проблема управления. – 2006. – № 4.

  9. Исторические типы философии: учеб. пособие. – М., 1995.

  10. История западноевропейской философии: учеб. пособие. – М., 1998.

  11. История философии. Запад–Россия–Восток: в 6 кн. – М., 1995–1999.

  12. Маритен, Ж. Философ в мире / Ж. Маритен. – М., 1994.

  13. Мир философии: в 2 ч. – М., 1991.

  14. Ортега-и-Гассет, X. Что такое философия? / X. Ортега-и-Гассет. – М., 1991.

  15. Основы философии: от классики к современности: учеб. пособие. – М., 1998.

  16. Путь в философию: антология. – М., 2001.

  17. Садовничий, В.А. Знание и мудрость в глобализирующемся мире / B.А. Садовничий // Вопросы философии. – 2006. – № 2.

  18. Скирбекк, Г. История философии / Г. Скирбекк, Н. Гилве. – М., 2001.

  19. Философия: учеб. для высш. учеб. заведений / отв. ред. В.П. Кохановский. – Ростов-на-Дону, 1999.

  20. Философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2004.

  21. Философия: учебник для высш. учеб. заведений / под ред. Ю.А. Харина. – Минск, 2007.

  22. Философия: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений / B.C. Степин [и др.]; под общ. ред. Я.С. Яскевич. – Минск, 2007.

  23. Философия: учеб. пособие / В.К. Лукашевич [и др.]; под общ. ред. В.К. Лукашевича. – Минск, 2001.

  24. Философия: учеб.-метод. комплекс / А.И. Зеленков [и др.]; под ред. А.И. Зеленкова. – Минск. 2003.

  25. Философский энциклопедический словарь. – М., 1989.

  26. Хрестоматия по философии: учеб. пособие для высш. учеб. заведений. – Ростов-на-Дону, 2002.

  27. Хайдеггер, М. Что такое философия? / М. Хайдеггер // Вопросы философии. – 1993. – № 8.

  28. Ясперс, К. Философская вера / К. Ясперс // Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1994.

  29. Библер, B.C. Быть философом / B.C. Библер // Архэ. – М., 1996. – Вып. 2.

  30. Мамардашвили, М.К. Как я понимаю философию / М.К. Мамардашвили. – М., 1990.

  1. Учебно-методический комплекс по курсу «философия» для студентов заочной формы обучения на 2009/10, 2010/11, 2011/12 учебные годы

    Учебно-методический комплекс
    Философия как особая форма духовной деятельности ставит и предлагает решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с целостным взглядом на мир, на место в нем человека, на его отношение к этому миру.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» для студентов экономических специальностей /Сост. Жиренова А. Т. Усть-Каменогорск: Изд-во вкгу, 2005

    Учебно-методический комплекс
    для специальностей 050508 - Учет и аудит, 050509 - Финансы, 050511 - Маркетинг и коммерция, 050510 - Государственное и местное управление, 050506 - Экономика,
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Политология» для студентов гуманитарных специальностей / Щербик Е. Е., Слабодчикова Н. С. Усть-Каменогорск: Изд-во вкгу, 2004. Учебная программа дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    для специальностей: 050504 – Журналистика, 050118 – Русский язык и литература, 050207 – Переводческое дело, 050119 – Иностранный язык: 2 иностранных языка, 050102 – Педагогика и методика начального обучения, 050105 - Музыкальное образование,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» для специальностей 050118 «Русский язык и литература», 050504 «Журналистика», 050207 «Переводческое дело», 050301 «Юриспруденция», 050902 «Туризм» Усть-Каменогорск, 2005

    Учебно-методический комплекс
    для специальностей 050118 – «Русский язык и литература», 050504 – «Журналистика», 050207 – «Переводческое дело», 050301 – «Юриспруденция», 050902 – «Туризм»
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Политология» для студентов экономических специальностей /Сост. Дементьев М. Г. Усть-Каменогорск: Изд-во вкгу, 2005 Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова, 2005

    Учебно-методический комплекс
    УМК по курсу «Политология» предназначен для студентов экономических специальностей. В нем содержатся основные научно-теоретические положения по данной дисциплине в тезисах лекций, в вопросах для контроля и самоконтроля, в содержании
  6. Методические рекомендации по курсу «Культурология» Для студентов всех специальностей.

    Методические рекомендации
    В данном пособии определяется круг вопросов, предполагающих получение необходимых знаний по курсу «Культурология» в соответствии с требованиями государственного стандарта РФ.
  7. Учебно-методический комплекс по курсу «Логика» для студентов заочной и дистанционной форм обучения

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «Логика» для студентов факультета заочного и дистанционного обучения. Сост. Г.И.Малыхина. – Мн.: БГУИР, 2002. – 41 с.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент» для студентов экономических специальностей / Сост. Тюлежанова А. С. Усть-Каменогорск: Изд-во вкгу, 2005. 47с

    Учебно-методический комплекс
    050506 - Экономика, 050507 - Менеджмент, 050508 - Учет и аудит, 050509 - Финансы, 050510 – Государственное и местное управление, 050511 – Маркетинг и коммерция,
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» для специальностей 050120 Профессиональное обучение, 050604 Физика, 050703 Информационные системы

    Учебно-методический комплекс
    Составители: Мостовенко Г.И., профессор кафедры философии и социально-политических теорий и Морозова О.В. преподаватель кафедры философии и социально-политических теорий

Другие похожие документы..