Учебно-методический комплекс по курсу «философия» для студентов всех специальностей.

Используя рациональный метод объяснения действительности, философия тяготеет к понятийной организации знаний, применяет логически выверенную аргументацию и ориентируется на последовательное, непротиворечивое и системное изложение материала. Этим она отличается от мифологии, религии и искусства. Хотя философы порой прибегают к метафоре, гиперболе, аллегории и художественному образу, данные тропы играют у них вспомогательную роль.

Цель философии – формирование теоретически обогащенных умов, способных к творческому «прочтению» природной и социальной действительности, к постановке и анализу смысложизненных вопросов, к поиску самостоятельного ответа на важнейшие проблемы человеческого бытия. По сути дела философия есть знание, направленное на сохранение в себе человеческого начала, а не знание ради господства. Она формирует идеалы, служащие критериями разграничения добра и зла, прекрасного и безобразного, истинного и ложного. Такое знание обеспечивает дисциплину духа и самостоятельность личности.

Рассматривая третий вопрос необходимо выделить следующие крупные разделы философского знания:

Онтология – (от греч. ontos– сущее иlogosслово, понятие, учение) – философское учение о бытии.

Гносеология – (от греч. gnosis – познание, logos – слово, понятие, учение) – философское учение о познании. Гносеология изучает такие проблемы как сущность познания, его предпосылки и возможности, формы и методы познания, уровни и стадии познавательного процесса. Критерии истинности знания и другие.

Аксиология –– философское учение о ценностях. Ценности играют огромную роль в жизни человека. Они обычно означают меру значимости для личности и общества различных материальных и духовных объектов. Философия выясняет структуру и специфику ценностного сознания, ценностных ориентаций, их связь с общественными интересами и потребностями.

Праксиология – учение о практической деятельности человека, освоении им реального бытия, предметного мира. Здесь философия исследует некую общую систем норм практической деятельности, ее параметры и ограничения.

Философская антропология –– учение о человеке, его сущности, отличии от других живых существ. Важнейшими проблемами философской антропологии являются:

- выяснение сущности и природы человека,

- обращение к существованию человека как особой форме бытия,

- проблема развития человека, его преобразования в современном

мире и другие.

Социальная философия – раздел философии, связанный с выяснением вопросов о том, что такое общество, как реализуют себя в общем бытии социальные закономерности. Важным разделом социальной философии является философия истории, которая исследует сущность, смысл, ход истории общества и человека как субъекта истории.

Философия языка рассматривает возникновение, развитие и функции языка, а также его значение в жизни человека и общества. Традиционно анализ языка подразделяется на два направления. Первое – языковой анализ. Он осуществляется посредством критики языка и использования науки логики, а его цель – создание языка высокой логической точности, соответствующего требованиям точной науки. Второе направление – «философия естественного языка», в которой анализируются обыденные языки с целью выявления их глубинных, метафизических оснований, структур, смыслов.

Также можно выделить ряд других областей, являющихся самостоятельными разделами философии: философию права, философию религии, политическую философию и другие.

Далее требуется показать следующее: каков теоретический статус философии и науки, в чем состоит взаимосвязь философии и специальных наук, на какие эмпирические основания опираются философские и частнонаучные знания?

Философия явилась исторически первой формой теоретического знания. Она задала образцы развития теоретического знания вообще. На их основе затем из первоначального синкретического массива знаний выделились и обрели самостоятельный статус науки о природе, обществе и человеке.

Взаимоотношение философии с наукой и другими формами духовной деятельности изменялось в ходе развития культуры. В античном обществе доминировала философия, в средневековой Европе – религия, с эпохи Возрождения возрастает статус науки, которая с середины ХІХ в. уже претендует на господство в интеллектуальной деятельности. Происходит ее экспансия в другие области культуры, что вызывает неоднозначные последствия. Гибридизация науки с производством резко повысила его эффективность, сократила удельный вес «живого» труда, расширила номенклатуру изделий, инициировала «зеленую» революцию. Но стала быстро нарастать эксплуатация природы. Вызывают беспокойство и попытки переделать с помощью науки природу самого человека, что ставит под вопрос сохранение его идентичности.

Можно найти ряд общих черт у философии и науки. Они описывают и объясняют действительность, доказывают выдвигаемые положения, используют специальную терминологию и особый категориальный аппарат, стремятся к получению истинного знания.

Но философия и наука не сливаются в некое неразличимое единство, а сохраняют внутри духовной культуры самостоятельность. Это объясняется как тем местом, которое каждая из них занимает в культуре, выполняя в ней собственные социальные функции, так и предметной направленностью данных форм, особыми методами познания и характером получаемой информации.

Наука исследует реальный мир,а не наши мысли о нем. Она стремится, по возможности, отвлечься от субъективной стороны знаний и выделить их объективную составляющую. Философия, между тем, изучает в первую очередь содержание сознания людей – мысли, чувства, убеждения, верования, концептуальные построения. Затем, во вторую очередь, она синтезирует эти элементы сознания, осуществляет их теоретическую сборку, выстраивая целостную картину мира, в которой находится место и человеку с его представлениями, желаниями, влечениями, и предметной действительности, подчиняющейся законам самоорганизации и саморазвития. Именно поэтому философское знание рефлексивно, является вторичным, более высоким уровнем обобщения.

Показательно кумулятивное развитие науки. Нелепо вторично открывать закон всемирного тяготения, как неразумно сегодня изучать физику по работам М. Фарадея или Дж. Максвелла. Философия же постоянно совершает челночное движение, возвращаясь к поставленным предшественниками вопросам, но, решая их на современном уровне, задействовав накопленный многовековым развитием культуры опыт.

Специальные науки, изучая свойства вещей, выявляя отношения между объектами, устанавливая регулярность протекания некоторых процессов, обогащают наши знания о соответствующих явлениях. Эти знания могут найти применение в практических действиях по освоению окружающей среды, утилизации вещества и энергии. Но специальные науки не могут дать ответ на выдвигаемые развитием общества мировоззренческие, смысложизненные вопросы, прежде всего, в силу частного характера добываемого ими знания. Они препарируют единый социоприродный мир, разбивая его на отдельные фрагменты, выделяя в нем определенные стороны и рассматривая их как самостоятельные обособленные сущности. Такой подход вполне оправдан при решении локальных задач. Однако коренные проблемы бытия человека в мире требуют иного подхода.

Постановка и осмысление мировоззренческих проблем – извечное дело философии. Наука и философия пользуются разными способами исследования реальности. Если наука стремится к предельной объективности анализа, если ученый пытается рассмотреть вещи и процессы по возможности в их натуральном бытии, избегая субъективного влияния на содержание знаний, то усилия философа на то и направлены, чтобы понять объективный мир как место пребывания человека-субъекта, где он может осуществить себя как личность.

Наука фиксирует то, что существует. Философия сопрягает сущее с должным. Философские сюжеты изображают действительность с позиции человеческих идеалов. Тем самым философия устремляет людей на преодоление возникающих в жизни трудностей и выстраивание действий в соответствии с представлениями о добре, справедливости, доблести, солидарности и благородстве. Философские теории обосновывают нормативный характер поведения индивидов и социальных общностей, блокируя деструктивные поступки, девиантные действия и ориентируя на социально значимое и культурно оправданное решение проблем бытия человека в мире.

Очевидна взаимодополнительность философского и специально-научного знания. Философское осмысление действительности осуществляется при широком использовании конкретно-научного материала, который при этом, однако, перерабатывается в соответствии с решением онтологических, гносеологических, аксиологических и других смысложизненных проблем. В свою очередь, наука использует интеллектуальный инструментарий философии – методологию, категории, принципы, законы.

Исторически сложились четыре точки зрения на вопрос о соотношении философии и науки. Аристотель и Г. Гегель считали, что философия включает в себя науку. О. Конт и его последователи рассматривали философию как одну из наук. Ж.-П. Сартр и другие сторонники экзистенциализма относят философию и науку к разным областям знания. Наиболее обоснованным представляется понимание философии и науки как различных форм духовной деятельности, которые, однако, частично совпадают, пересекаются. Философия, безусловно, обладает многими признаками научности, хотя к ним не сводится, а наука базируется на философских предпосылках исследования, хотя помимо них включает в свое содержание другие элементы, определяющие особенности изучения ею мира, характер знаний и социальную роль продуктов творческой деятельности.

Взаимодействие философии и науки всегда оказывало заметное влияние на духовную жизнь людей, а вместе с тем и на развертывание социальных процессов. Информатизация современного общества, глобализация экономики и интенсификация кросскультурных отношений усложняют общественные процессы и порождают новые мега-риски. Все это повышает ответственность субъектов социальных действии за последствия предпринимаемых акций. Накопленный научный потенциал обладает огромной социальной силой. Важной задачей философии в беспрецедентных условиях нынешней цивилизационной трансформации является социально-гуманитарная экспертиза науки, анализ ценностей, позволяющих преодолеть губительный для природы технократический подход к использованию результатов научной деятельности и определение перспектив устойчивого экологобезопасного развития общества, повышающего качество жизни и обеспечивающего возвышение личности.

Ответ на четвертый вопрос предполагает выявление причин единства и многообразия философского знания, его генезиса. Необходимо дать классификацию философских учений, школ, течений и направлений, раскрыть связь философии с национальным самосознанием.

Философия отличается многообразием идей, учений, школ, течений и направлений, которые с разных сторон описывают и объясняют бытие человека в мире. Плюрализм философского знания суть следствие многоплановости и многосторонности взаимоотношения человека со средой существования. К этому можно добавить, что плюрализм философского мышления не в меньшей мере определяется безграничностью духовного космоса человека. Творчество философа несет следы близкого ему цивилизационного жизнеустройства соответствующего экономического уклада, разделяемого им вероисповедания, состояния науки, искусства и т.д.

Огромную роль в движении философской мысли играет личностное начало. Присущий эпохе стиль мышления, установки, идеалы и принципы массового сознания находят своеобразное воплощение в интеллектуальной деятельности конкретного мыслителя. Вот почему в одних и тех же социокультурных условиях появляются разные философские учения. Объяснимо и то, что каждая самобытная цивилизация и всякая историческая эпоха выдвигают свои проблемы, формируют специфический способ мышления, рождают собственные сюжеты бытия человека в мире. Следовательно, находятся духовные скрепы, которые объединяют, казалось бы, самые далекие учения.

Специалисты выделяют западную и восточную формы развития философского знания. Некоторые авторы добавляют к ним еще русскую философию. Региональные, цивилизационные и культурообразующие признаки теоретического мировоззрения удачно вписываются в разряд геосоциокультурных типов философии. Каждый геосоциокультурный тип философии обладает своими отчетливо выраженными содержательными характеристиками и своим стилем мышления. Существенно разнится в пределах каждого такого типа решение фундаментальных смысложизненных вопросов, касающихся человека и его предназначения, природы и ее сущности, духовности и места этого феномена в судьбах людей. Считается, что акцент духовных поисков Запада направлен в сторону абсолютной истины, Востока – абсолютного смысла, а России – абсолютного добра.

Геосоциокультурные типы философии формируются в совершенно конкретной человеческой среде и принимают более или менее явно выраженную национальную окраску. Хотяфилософия Китая и философия Индии принадлежат к одному и тому же восточному геосоциокультурному типу, но между ними имеются очень большие национальные различия. В китайской философии религиозное мировоззрение никогда не играло сколько-нибудь заметной роли, между тем как в философской мысли Индии эта роль достаточно велика. Существенное влияние в Китае на развитие философии всегда оказывала иероглифическая форма письменного языка, сдерживая процесс ее рационализации и усиливая ассоциативно-образную сторону интерпретации явлений, чего не было в Индии. Само кредо китайской философии «внутренняя мудрость и внешнее величие» вряд ли могло сформироваться в каком-либо ином обществе, лишенном китайской духовной ауры с неуемной жаждой человека самоутвердиться и достичь величия в мирской жизни. Что касается русской философии, то здесь геосоциокультурный тип совпадает с национальной формой выражения.

Временное сечение историко-философского, процесса демонстрирует не менее богатое разнообразие способов связи фундаментальных философских идей с антропосоциоприродной системой. Не удивительно, что специалистами выдвигаются различные основания для классификации исторических типов философии.

Достаточно очевидна некоторая условность всякой классификации исторических типов философии. Наряду с объективными факторами на выбор исследователем соответствующих оснований, несомненно, влияют намеченные им цели и возникшие задачи. Целесообразно вначале выделять исторические типы философии, связанные с функционированием ценностных регулятивов, общественных идеалов и социальных норм в определенных цивилизационно-культурных условиях, например, философия традиционного общества и философия техногенного общества на Западе. Затем можно продолжать классификацию уже в границах каждого отдельного типа, применяя хронологическое и другие основания в зависимости от решения конкретных задач. В пределах, например, традиционного исторического типа философии выделяют философию древнего и средневекового обществ, а в философии техногенной цивилизации различают философию эпохи Возрождения, философию Нового времени и новейшую, или современную философию. Нередко классификация на этом не останавливается, а продолжается и дальше. Так, в европейской античной философии различают периоды -натуралистический, гуманистический, большого синтеза, эллинистических школ и неоплатонизма.

  1. Учебно-методический комплекс по курсу «философия» для студентов заочной формы обучения на 2009/10, 2010/11, 2011/12 учебные годы

    Учебно-методический комплекс
    Философия как особая форма духовной деятельности ставит и предлагает решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с целостным взглядом на мир, на место в нем человека, на его отношение к этому миру.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» для студентов экономических специальностей /Сост. Жиренова А. Т. Усть-Каменогорск: Изд-во вкгу, 2005

    Учебно-методический комплекс
    для специальностей 050508 - Учет и аудит, 050509 - Финансы, 050511 - Маркетинг и коммерция, 050510 - Государственное и местное управление, 050506 - Экономика,
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Политология» для студентов гуманитарных специальностей / Щербик Е. Е., Слабодчикова Н. С. Усть-Каменогорск: Изд-во вкгу, 2004. Учебная программа дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    для специальностей: 050504 – Журналистика, 050118 – Русский язык и литература, 050207 – Переводческое дело, 050119 – Иностранный язык: 2 иностранных языка, 050102 – Педагогика и методика начального обучения, 050105 - Музыкальное образование,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» для специальностей 050118 «Русский язык и литература», 050504 «Журналистика», 050207 «Переводческое дело», 050301 «Юриспруденция», 050902 «Туризм» Усть-Каменогорск, 2005

    Учебно-методический комплекс
    для специальностей 050118 – «Русский язык и литература», 050504 – «Журналистика», 050207 – «Переводческое дело», 050301 – «Юриспруденция», 050902 – «Туризм»
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Политология» для студентов экономических специальностей /Сост. Дементьев М. Г. Усть-Каменогорск: Изд-во вкгу, 2005 Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова, 2005

    Учебно-методический комплекс
    УМК по курсу «Политология» предназначен для студентов экономических специальностей. В нем содержатся основные научно-теоретические положения по данной дисциплине в тезисах лекций, в вопросах для контроля и самоконтроля, в содержании
  6. Методические рекомендации по курсу «Культурология» Для студентов всех специальностей.

    Методические рекомендации
    В данном пособии определяется круг вопросов, предполагающих получение необходимых знаний по курсу «Культурология» в соответствии с требованиями государственного стандарта РФ.
  7. Учебно-методический комплекс по курсу «Логика» для студентов заочной и дистанционной форм обучения

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «Логика» для студентов факультета заочного и дистанционного обучения. Сост. Г.И.Малыхина. – Мн.: БГУИР, 2002. – 41 с.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент» для студентов экономических специальностей / Сост. Тюлежанова А. С. Усть-Каменогорск: Изд-во вкгу, 2005. 47с

    Учебно-методический комплекс
    050506 - Экономика, 050507 - Менеджмент, 050508 - Учет и аудит, 050509 - Финансы, 050510 – Государственное и местное управление, 050511 – Маркетинг и коммерция,
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» для специальностей 050120 Профессиональное обучение, 050604 Физика, 050703 Информационные системы

    Учебно-методический комплекс
    Составители: Мостовенко Г.И., профессор кафедры философии и социально-политических теорий и Морозова О.В. преподаватель кафедры философии и социально-политических теорий

Другие похожие документы..