Учебно-методический комплекс по курсу «философия» для студентов всех специальностей.

Планы семинарских занятий и примерная тематика докладов для дискуссий и студенческих рефератов по курсу «Философия»

Раздел 1 Философия в исторической динамике культуры

Тема 1. Философия как социокультурный феномен

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

  1. Философия, мировоззрение, культура. Исторические типы мировоззрения: миф, религия, философия.

  2. Специфика философского знания и проблемное поле философии.

  3. Основные разделы философии: онтология, гносеология, философская антропология, социальная философия. Вопрос о научности философии.

  4. Культурные традиции и типология философии. Философия и национальное самосознание.

  5. Социокультурный статус и функции философии в современном мире. Философия как личностный выбор: основание обращения к философии. Философия как профессия и как призвание.

  6. Социально-исторические и культурные предпосылки возникновения философии.

Ключевые понятия по теме:

Мировоззрение, мироощущение, мировосприятие, миропонимание, мифологическое мировоззрение, религиозное мировоззрение, философия, философское мировоззрение, онтология, гносеология, аксиология, праксиология, теория, идеализм, материализм,

Методические пояснения к теме

В первом вопросе необходимо раскрыть сущность философии как особой формы духовной деятельности, выявить социальные условия, в которых она возникает и формируется, обосновать ее мировоззренческий характер. Для этого необходимо сопоставить философское мировоззрение с обыденным и сравнить его с предшествующими историческими типами мировоззрения – мифологией и религией.

Философия возникает и утверждается как одна из форм духовной культуры, представляющей специфический механизм эволюции общества. Культура преодолевает свойственное биоте чисто биологическое приспособление индивидов к среде обитания. Опираясь на культуру, человек обустраивает и облагораживает окружающий мир. Не менее важно то, что культура служит способом универсального развития личности. Это обоюдный процесс: обогащая на основе культуры свой духовный потенциал, личность реализует в продуктах деятельности собственные сущностные силы, привнося в мир человеческое начало, а результаты совокупной деятельности людей – техника, технологии, символы, философские категории, научные знания, художественные образы, моральные императивы – образуют культурное поле, в границах которого формируется личность, осуществляется нравственная, профессиональная ориентация субъектов и совершаются социальные действия.

В символах культуры закодированы способы жизнедеятельности различных человеческих общностей. В ней формируются схемы природопользования и вырабатываются принципы отношения личности к обществу и к самой себе. Культура является необходимым условием создания и наращивания цивилизационного ресурса общества – социальных ценностей, банка информации, средств производства, социальных технологий, транспорта и системы коммуникаций.

Следует обратить внимание на то, что не всякое общество рождает философское знание. Философия возникает там и тогда, где и когда культура достигает достаточно высокой степени зрелости. Целесообразно начать изучение философии как развитой формы мировоззрения, которое показывает, ради чего человек живет и действует, каков смысл вовлеченных в орбиту его деятельности вещей, процессов и событий, как следует выстраивать приоритеты в освоении природы и обустройстве общества? Без такой информации в принципе невозможна человеческая деятельность. Именно мировоззренческие убеждения и установки помещают в социокультурное смысловое пространство знания о том, что собой представляет предмет и как действовать с ним, чтобы достичь цели. Вотличие от других форм и типов мировоззрения философия является профессиональной деятельностью по исследованию и разработке смысложизненных проблем, представленных в системе ценностей, ядро которых образует геном той или иной культуры, в существенной мере определяющий специфику общества, содержание и структуру социальных институтов, характер природопользования, тип экономики, форму рациональности, понимание человека, взаимоотношение личности и общества, специфику межчеловеческих отношений. Внефилософское мировоззрение формируется обычно стихийно или является побочным продуктом основной деятельности.Мировоззрение есть способ духовной ориентации человека в действительности, предполагающий целостное видение мира, понимание и оценку характера наших взаимоотношений с жизненной средой.Определенное мировоззрение присутствует в сознании каждого человека. Оно содержит в себе представления об устройстве и эволюции мироздания, о положении человека в космосе и источниках нашей активности, о реальных возможностях духовного и практического освоения предметного и социального миров.

Необходимо подчеркнуть, что философские вопросы мировоззренческого содержания возникают не только при решении крупномасштабных задач социально-культурной жизни, не меньшее значение они имеют в судьбах отдельных людей. Трудно найти человека, который никогда не задумывался бы о конечности своего существования, не спрашивал себя, какой должна быть его жизнь, чем определяются его успехи и неудачи, кто вообще он такой и зачем существует, что собой представляют жизнь, смерть, счастье? От ответов на подобные вопросы зависит то, как личность себя позиционирует, и как она включается в социум. Мировоззрение вообще и философское мировоззрение в особенности наполнены как социальным, так и личностным смыслом.

В структуре мировоззрения можно выделить две стороны -мироощущение и миропонимание и два уровня – обыденный и теоретический. Мироощущение состоит в эмоционально-чувственном отображении действительности. Каждое явление, имеющее для нас значение, мы переживаем. Оценивая через переживание какое-либо событие, мы определяем свое к нему отношение, что мотивирует наши поступки. Сюжеты собственной жизни, судьба близких людей, достижения культуры неизбежно находят эмоциональный отзвук в наших сердцах. Между тем миропонимание носит интеллектуально-рациональный характер. Оно воплощается в системе понятий, идей и теорий.

Обыденное мировоззрение формируется стихийно. Оно – результат обобщения практического жизненного опыта. Его логическую базу образует здравый смысл. Сильной стороной обыденного мировоззрения является то, что первоисточником размышлений здесь служит какое-либо реальное событие или явление. Например, убеждение, что внутрисемейные конфликты надо решать путем взаимных уступок, компромиссов и достижения согласованной позиции, поскольку подобным образом поступали родители. Обыденное мировоззрение опирается на проверенный практикой многих поколений опыт. Фиксируется оно и транслируется в естественном языке. Часто его смысложизненные идеи выражаются в форме притч, аллегорий и пословиц. Меткими высказываниями, полными глубокого социального смысла, богата белорусская культура. Вот лишь некоторые из них: «Родная земля – мать, чужая сторонка – мачеха», «Где дело, там и слава».

Однако обыденное мировоззрение опирается на локальный опыт и не может носить общезначимого характера. Его установки носят рецептурный характер, зависящий от определенной ситуации частного порядка. Отсутствует функциональная и логическая связь таких установок между собой. Поэтому обыденная картина мира оказывается весьма мозаичной и фрагментарной. Понятно, что это мировоззрение слабо защищено от ошибок и нередко попадает в плен различных предрассудков.

Поднимаясь на теоретический уровень, мировоззрение достаточно успешно преодолевает такие недостатки. Оно представляет совокупность приведенных в систему знаний, убеждений и верований, отображающих человекомирные отношения. Их разработка является, прежде всего, задачей профессиональных философов, которые владеют методами исследования смысложизненных вопросов, досконально знают историю развития мировоззренческих идей, знакомы с различными жизненными коллизиями и располагают способами их разрешения.

Анализ структуры мировоззрения убеждает, что философское осмысление мира становится возможным тогда, когда мировоззрение достигает теоретического уровня. В истории общества философии предшествовали такие типы мировоззрения как мифология и религия. Обращение к ним позволяет полнее уяснить пути становления и сущность философии.

Мифология возникает на ранних этапах становления человечества. В архаическом сознании фантастические представления о мире и человеке, построенные на ассоциативных связях, уживались с объективным знанием, базирующемся на наглядно-действенных и наглядно-образных обобщениях эмпирического опыта. Это обеспечивало приспособление древних людей к окружающей среде и мысленное упорядочивание множества самых разных сюжетов, возникающих в их деятельности, в целостное единство.

Мифология оказала огромное влияние на процесс очеловечивания первобытных людей. Миф выполнял ряд весьма существенных социальных функций:

  • социализации первобытных людей, в процессе которой они приобретали надприродные навыки и качества культурогенного характера;

  • создание целостного образа мира;

  • трансляции накопленного опыта;

  • объединения людей в первые исторические сообщества.

Мифологическое осмысление действительности – это детство человечества. Данное обстоятельство предопределило его специфические черты. Мифологическое сознание носило, во-первых, синкретический (нерасчлененный) характер. Во-вторых, мифу присуще чувственно-образное мышление. В-третьих, на его основе происходила антропоморфизация природных явлений. В-четвертых, для мифа характерна персонификация естественных вещей и процессов.

Хотя в современном обществе миф утратил доминирующее положение, но мифологические сюжеты и в наши дни используются в искусстве и литературе, что позволяет художникам и писателям более выразительно и точно передавать свое понимание жизненных драм. Мифы сохраняются также в политической практике в целях манипуляции массовым сознанием людей.

Вторым историческим типом мировоззрения стала религия. В рамках религиозного миропонимания происходит осознание того, что у человека есть не только тело, но и дух, вбирающий знания, добродетели, добродетели, совесть и волю. Совокупность этих свойств придает человеку индивидуальный облик. Было осознано, что поведение людей определяется не только внешней ситуацией, важное значение имеет внутренняя мотивация поступков. В христианстве понятие Бога толкуется как Абсолютное Благо. Бог является источником высших ценностей – любви, милосердия, сострадания, совести и т.д. С помощью веры любой человек может к ним приобщиться, а эти ценности становятся затем внутренними стимулами его поведения. Но статичность миропонимания, догматизм, отсутствие критической рефлексии ограничивают религиозное сознание.

Третий исторический тип мировоззрения, философия достаточно успешно преодолевает изъяны мифологического и религиозного сознания. Принципиальной особенностью философии является ориентация на свободный поиск истины и логическое доказательство выдвигаемых положений.Это разводит ее и с мифологией, с религией. Философское мышление критично. Но философы ставят под сомнение некоторые обычаи, традиции и нормы отнюдь не для того, чтобы разрушить социум. Напротив, они стремятся понять и доказать, какие жизненные принципы выдержали проверку временем и способны служить дальше, а какие надлежит заменить.

При ответе на второй вопрос необходимо рассмотреть различные взгляды на специфику философского знания, показать его отличие от частнонаучного знания и определить предмет философии. Следует очертить также поле основных философских проблем и выявить значимость для человека их решения.

Философия призвана вырабатывать целостный взгляд на мир и место в нем человека. Буквально слово «философия» означает любовь к мудрости (от греч. филео – любовь и софия – мудрость). Ввел его в оборот древнегреческий мыслитель Пифагор (он. 580-500 до н.э.). Не просто обозначить предметную область философии. Если к этой задаче подходить с привычными мерками науки, то ее не решишь. Дело в том, что философия содержит не только определенные знания, но еще и ценности: она показывает не только то, каков объект в своем реальном существовании, но и какой он несет социально-культурный смысл, каким с позиции человека достоинством он обладает.

Обращает на себя внимание одно весьма примечательное обстоятельство: мир интересует философов не сам по себе, как представителей частных областных знаний, он имеетдля них значимость потому, что является сферой существования людей и полем их деятельности.

Существуют три основные концепции по вопросу о специфике философского знания. Согласно первой, философия занята поиском первоначал бытия. Эта концепция восходит к Аристотелю (348-322 до н.э.), который ввел термин «метафизика» для обозначения области познания, исследующей общие принципы организации сущего, возвышающиеся над знаниями о естественных явлениях природы. С тех далеких времен понятие «метафизика» часто используется как эквивалент понятия философии. Вторая концепция своеобразие философии усматривает в характере философского мышления. Л. Витгенштейн (1889-1951) полагал, что философия призвана распутывать клубок из разных значений слов, осуществляя селекцию осмысленных высказываний. Третья точка зрения была сформирована М.К. Мамардашвили (1930-1990), который трактовал философию как учение о коренных принципах бытия человека в мире. Важно в каждой концепции выявить ее продуктивное начало.

Достаточно полно проблемное поле философии очертил И. Кант (1724-1804). Он был убежден, что философия призвана ответить на четыре основных вопроса: что я представляю как человек? Что я могу знать? На что я могу надеяться? Что я должен делать? Эти вопросы указывают на фундаментальные формы отношения человека к миру: бытийственную, познавательную, ценностную и практическую. Такие отношения обусловливают структуру философского сознания, представленную в четырех важнейших разделах данной дисциплины: онтологии – теории бытия, гносеологии – теории познания, аксиологии – теории ценностей и праксиологии – теории деятельности. С учетом современного состояния философского знания, ?перечень структурных элементов философии можно расширить, включив в него социальную философию, изучающую отношения человека с общественными институтами; философию истории, исследующую эволюцию общества в аспекте взаимодействия объективных условий и субъективных сил; философскую антропологию, рассматривающую человека как универсальное существо, выступающее субъектом собственного жизнеустройства; эстетику – учение о прекрасном и историю философии.

Таким образом, можно сделать вывод, что проблемное поле философии охватывает систему разнообразных отношений человека к миру. Философия есть форма духовной деятельности, направленной на производство фундаментальных идей о характере взаимосвязи человека с жизненной средой, служащих основой его самоопределения и самореализации. Философский способ постижения мира позволяет вырабатывать принципы, формулировать нормы и выдвигать идеалы, выражающие ценностные предпочтения различных субъектов и вносящие человеческий смысл в освоенную среду жизни. Для философии характерно не только раскрывать, но и определять должное, т.е. бытие, воспринятое с позиции высших идеалов. Возможность постичь смысложизненные вопросы вытекает из биполярности философской мысли. У нее два вектора – внешний, относительно человека и внутренний. Поэтому философы рассматривают явления с учетом интересов, потребностей и возможностей человека. Двуединство философского взгляда на действительность, когда в поле зрения находятся и внеположенные нам вещи, и наши представления о них, позволяет видеть предметы в их социально-культурном измерении. Это очень существенно отличает философию от иных форм сознания, которые выделяют только внешние человеку стороны явлений. Философ получает, таким образом, замечательную возможность проникать своим разумом в глубинный смысл вещей. За внешней оболочкой событий он видит их внутреннее единство с гражданской историей и индивидуальными судьбами отдельных людей.

  1. Учебно-методический комплекс по курсу «философия» для студентов заочной формы обучения на 2009/10, 2010/11, 2011/12 учебные годы

    Учебно-методический комплекс
    Философия как особая форма духовной деятельности ставит и предлагает решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с целостным взглядом на мир, на место в нем человека, на его отношение к этому миру.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» для студентов экономических специальностей /Сост. Жиренова А. Т. Усть-Каменогорск: Изд-во вкгу, 2005

    Учебно-методический комплекс
    для специальностей 050508 - Учет и аудит, 050509 - Финансы, 050511 - Маркетинг и коммерция, 050510 - Государственное и местное управление, 050506 - Экономика,
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Политология» для студентов гуманитарных специальностей / Щербик Е. Е., Слабодчикова Н. С. Усть-Каменогорск: Изд-во вкгу, 2004. Учебная программа дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    для специальностей: 050504 – Журналистика, 050118 – Русский язык и литература, 050207 – Переводческое дело, 050119 – Иностранный язык: 2 иностранных языка, 050102 – Педагогика и методика начального обучения, 050105 - Музыкальное образование,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» для специальностей 050118 «Русский язык и литература», 050504 «Журналистика», 050207 «Переводческое дело», 050301 «Юриспруденция», 050902 «Туризм» Усть-Каменогорск, 2005

    Учебно-методический комплекс
    для специальностей 050118 – «Русский язык и литература», 050504 – «Журналистика», 050207 – «Переводческое дело», 050301 – «Юриспруденция», 050902 – «Туризм»
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Политология» для студентов экономических специальностей /Сост. Дементьев М. Г. Усть-Каменогорск: Изд-во вкгу, 2005 Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова, 2005

    Учебно-методический комплекс
    УМК по курсу «Политология» предназначен для студентов экономических специальностей. В нем содержатся основные научно-теоретические положения по данной дисциплине в тезисах лекций, в вопросах для контроля и самоконтроля, в содержании
  6. Методические рекомендации по курсу «Культурология» Для студентов всех специальностей.

    Методические рекомендации
    В данном пособии определяется круг вопросов, предполагающих получение необходимых знаний по курсу «Культурология» в соответствии с требованиями государственного стандарта РФ.
  7. Учебно-методический комплекс по курсу «Логика» для студентов заочной и дистанционной форм обучения

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «Логика» для студентов факультета заочного и дистанционного обучения. Сост. Г.И.Малыхина. – Мн.: БГУИР, 2002. – 41 с.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент» для студентов экономических специальностей / Сост. Тюлежанова А. С. Усть-Каменогорск: Изд-во вкгу, 2005. 47с

    Учебно-методический комплекс
    050506 - Экономика, 050507 - Менеджмент, 050508 - Учет и аудит, 050509 - Финансы, 050510 – Государственное и местное управление, 050511 – Маркетинг и коммерция,
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» для специальностей 050120 Профессиональное обучение, 050604 Физика, 050703 Информационные системы

    Учебно-методический комплекс
    Составители: Мостовенко Г.И., профессор кафедры философии и социально-политических теорий и Морозова О.В. преподаватель кафедры философии и социально-политических теорий

Другие похожие документы..