Учебно-методический комплекс по курсу «философия» для студентов всех специальностей.

3. На основе изученного материала дополните перечень основных функций культуры, объясните их суть:

  1. Познавательная;

  2. Эстетическая;

  3. … и т.д. (2 балла)

4. Впишите в соответствующие места схемы первые формы дифференциации культуры(этапы секуляризации):

(2 балла)

5. Составьте таблицу характеристик основных исторических типов цивилизации (традиционной, техногенной, посттехногенной), используя следующий ряд признаков:

  1. основа хозяйственной жизни (земледелие; информация; индустрия)

  2. ядро культуры (наука; религия; творчески-созидательная активность личности)

  3. главная ценность (коэволюция культуры и природы; традиция; инновация)

  4. характер развития (консерватизм; стабилизация; динамизм).(3 балла)

6. Прочтите фрагмент работы В. Библера «На гранях логики культуры». Осмыслите его главную проблему и ответьте на вопросы:

- Как связано сознание человека с взаимодействием культур в современном мире?

- Какие аналогии видит автор следующего текста в понятиях «культурный человек» и «культура»?

«…В ХХ веке наше сознание, – я сказал бы вслед за Гегелем, наше одинокое «несчастное сознание», – напрягается сплетением разных – даже взаимоисключающих – ценностных и культурных спектров. Перестает быть возможной лестница восхождения – все лучше и лучше, все выше и выше… Обнаруживается, что восточный спектр ценностей, африканский, европейский не просто в охлажденном виде каких-то произведений культуры, но в реальном сознании современного человека присутствует в виде сложнейшего сопряжения. Необходимо, …чтобы это сопряжение осуществлялось как диалог культур (а не национальных предрассудков), не только на высотах каких-то тончайших произведений «высоколобых», но и в реальном повседневном сознании каждого человека.

…Разные культуры… спорят в нашем сознании как одновременные, как сообщающиеся в некотором персонажном определении. Обычное отношение человека к человеку, когда другой человек оказывается бесконечной тайной для другого – но именно как тайна он и насущен моему общению с ним – пронизывает наше сознание и мышление в отношениях между культурами. Чехов как-то говорил, что культурный человек болезненно относится к тайне своего личного бытия. Может быть, это является определением культурного человека: понимание бесконечной таинственности каждого личного бытия и боязнь, что другой влезет в эту тайну, которая есть в какой-то мере синоним личности, и ее бесцеремонно нарушит. Вот это отношение между культурами равноправными, но разными; различными, но насущными друг для друга, пронизывает сознание современного человека». (3 балла)

7. Найдите в сборниках афоризмов высказывания, отражающие оригинальные мысли известных людей о культуре, культурном человеке, духовности и интеллигентности. Выпишите наиболее понравившиеся из них в рабочую тетрадь и на семинарском занятии обменяйтесь своими впечатлениями по этому поводу. (3 балла)

8. Выберите из ниже перечисленных признаков те, которые в концепции О. Шпенглера соотносятся а) с понятием культуры; б) с понятием цивилизации.

1) является национальной;

2) представляет собой искусственное образование;

3) отличается органической связью народа с землей, почвой;

4) основная форма поселения – город;

5) плодоносит, созидает, творит «вглубь»;

6) является интернациональной;

7) выражает в себе естественное развитие социума;

8) разрушает, омертвляет, распространяется «вширь»;

9) связана с деревенским укладом и образом жизни;

10) характеризуется оторванностью от природы.

(3 балла)

Тематика рефератов

  1. Культура как освоенный человеком мир.

  2. Культура как «нормативная» программа видового развития и совершенствования человека.

  3. Элитарная и массовая культура: их природа и характер.

  4. Субкультура и ее варианты: этническая, профессиональная, возрастная, девиантная и др.

  5. Понятие контркультуры и антикультуры.

  6. Культура и нравственность.

  7. Культура и духовная жизнь общества.

  8. Культура и искусство.

  9. Концепция замкнутости культур в философии Н.Я. Данилевского и О. Шпенглера.

  10. Концепция культурно-исторических циклов и идея флуктуации культурных типов (Н.Я. Данилевский, Л. Тойнби, П. Сорокин).

  11. Культуры традиционные и нетрадиционные, «холодные» и «горячие».

  12. Проблема преемственности в развитии культуры.

  13. Проблема культурной коммуникабельности.

  14. Концепции культурной самобытности.

  15. Теории культурной деградации.

  16. Молодежная культура.

  17. Культура и бескультурье, их противоборство.

  18. Нигилизм и консерватизм в динамике социокультурного развития общества.

  19. Культура и цивилизация: модели объяснения.

  20. Культура восточнославянских народов в контексте мировой культуры и современных цивилизаций.

  21. Культурное наследие – историческая память народов.

  22. Условия и предпосылки развития белорусской культуры.

  23. Проблемы духовного развития белорусского народа.

  24. Биосферная концепция культуры.

  25. Культура и научно-технический прогресс.

  26. Духовность и гуманизм.

  27. Дегуманизация западной культуры как следствие утраты смыслообразующих целей бытия человека.

  28. Синтез восточной и западной культур как возможная основа новой духовности.

  29. Беларусь на рубеже Восточной и Западной культур.

  30. Духовная культура и техническая цивилизация.

  31. Перспективы развития культуры в начале нового тысячелетия.

Рекомендуемая литература

  1. Аванесова, Г.А. Отечественное обществоведение о влиянии глобализма на развитие культур и цивилизаций / Г.А. Аванесова // Наука о культуре. Итоги и перспективы. – Вып. 3, – М., 2002.

  2. Бородич, А.А. Аксиология социального действия / А.А. Бородич. – Гродно, 2005.

  3. Виндельбанд, В. Философия культуры: Избранное / В. Виндельбанд. – М., 1994.

  4. Гарсия, Д. О понятиях «культура» и «цивилизация» / Д. Гарсия // Вопросы философии. – 2002. – № 12.

  5. Гуревич, П.С. Философия культуры / П.С. Гуревич. – М., 1995.

  6. Зеленков, А.И. Полилог культурных традиций и ценности глобализма / А.И. Зеленков // Социология. – 2003. – № 1.

  7. История и философия культуры. – М., 1996.

  8. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. – М., 1996.

  9. Кимелев, Ю.А. Философия религии: систематический очерк / Ю.А. Кимелев. – М., 1998.

  10. Кирвель, Ч.С. Рациональная эффективность и логика жизни / Ч.С. Кирвель // Глобализм и этносоциальные отношения в современной России. – СПб., 2004.

  11. Кирвель, Ч.С. Космоцентризм деревенской и техноцентризм городской культур:? Драма противостояния / Ч.С. Кирвель // Вестник ГрГУ. – Гродно. – 2008. – № 3.

  12. Кирвель, Ч.С. Вестериизация «через колено»: радикальное западничество как злой рок восточнославянского мира / Ч.С. Кирвель // Всерусский собор. Международный литературнохуд ожест венный журнал. – СПб., 2005. – № 2 (12).

  13. Кирвель, Ч.С. На пути формирования гуманистической рациональности / Ч.С. Кирвель // Чалавек. Грамадства. Свет. – 1997. – Вып. 8.

  14. Кирвель, Ч.С. От духовного вакуума – к консолидирующим ценностям / Ч.С. Кирвель, А.А. Бородич // Беларуская думка. – 2000, – № 10.

  15. Кирвель, Ч.С. Духовно-ментальные структуры и трансформационные процессы в восточнославянских странах / Ч.С. Кирвель // Менталитет восточных славян: история, современность, перспективы. – Гомель. – 1999.

  16. Кирвель, Ч.С. От рационального сознания к целостному духу / Ч.С. Кирвель // Образование в информационном обществе: пособие для студентов гуманитарных вузов. – Бийск, 2000.

  17. Кузнецова, Т.В. Философская теория культуры: этапы развития / Т.В. Кузнецова // Философия науки. – 2003. – № 7.

  18. Лотман, Ю.М. Культура и взрыв / Ю.М. Лотман. – М., 1992.

  19. Миголатьев, А.А. Философия культуры / А.А. Миголатьев // Социально-гуманитарные знания. – 2004. – № 2.

  20. Митрохин, Л. Н. Философия религии / Л.Н. Митрохин. – М., 1993.

  21. Морфология культуры. Структура и динамика. – М., 1994.

  22. Томпсон, М. Философия религии / М. Томпсон. – М., 2001.

  23. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти / Э. Тоффлер. – М., 2002.

  24. философия культуры. Становление и развитие. – СПб., 1998.

  25. Федотова, В.Г. Мир культур против культуры мира / В.Л. Федотова // Свободная мысль–XXI. – 2003. – № 9.

  26. Философия техники в ФРГ. – М., 1989.

  27. Философия техники: история и современность. – М., 1997.

  28. Франк, С.Л. Духовные основы общества / С.Л. Франк. – М, 1992.

  29. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие / Ю. Хабермас. – СПб, 2000.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ФИЛОСОФСКИЕ И ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

В КУЛЬТУРЕ ХХІ ВЕКА

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

  1. Человечество в начале ХХІ века: проблемы и противоречия. Глобальные проблемы современности. Специфика духовной ситуации наших дней.

  2. «Столкновение с будущим»: эскалация перемен и ускорение «ритмом истории». Философия и футурология. Социальное предвидение и его особенности.

  3. Прогностическая информация как инструмент манипуляции массовым сознанием людей. Воздействие прогнозов (образов будущего) на социально-политическую практику, массовое поведение и поступки людей в настоящем.

  4. Средства массовой информации как способ программирования потребностей и фактор формирования унифицированного человеческого материала. От информационного обмена к информационному прессингу.

  5. На пути к гуманизации истории: от деструктивной к гуманистической рациональности. Экологические императивы современности. Духовно-экологическая цивилизация как идеал и цель развития общества.

Ключевые понятия по теме

Антиутопия, ближайшее будущее, духовно-экологическая цивилизация, интерполяция, моделирование, отдаленное будущее, непосредственное будущее, социальный прогноз, сценарии будущего, утопия, футурология, экологический императив, экстраполяция.

Методические пояснения к теме

В начале XXI века философия пытается осмыслить наиболее острые, животрепещущие проблемы, связанные с основными противоречиями настоящего времени и угрозами, ставящими под сомнение будущее существование человечества. Приоритетами философии становятся темы кризиса техногенной цивилизации, его причин и возможных развязок, поиск способов преодоления кризисных явлений, построение моделей развития цивилизации, которые могли бы дать человечеству не только шанс выжить, но и вывести его к расширению возможностей гуманистического созидания.

Работая над первым вопросом, необходимо обозначить основные проблемы современности, обосновать их определение в качестве глобальных. Очень важно выяснить, почему на планете стремительно углубляется экологический кризис, чреватый экологической катастрофой, с чем связана угроза исчерпания ресурсов, из-за чего растет напряжение в отношениях между различными странами и цивилизациями, которое проявляется в военных столкновениях и жестком информационном противоборстве, усиливая в целом угрозу третьей мировой войны. Следует выявить, чем объясняется рост экономического неравенства между богатым Севером и бедным Югом, внутри различных регионов и отдельных стран, каковы основные противоречия общего роста численности населения на планете и неравномерности демографических процессов в различных регионах. Важно понять сущность явлений технологической дифференциации населения планеты на «золотой» и «трущобные» миллиарды, деградации «среднего класса». Далее следует определить специфику духовной ситуации в мире, соотношение в системе ценностей массовой культуры материально-потребительских и духовных ориентаций людей, причины и проявления общей деградации духовности и нарастания бездуховности современной потребительской цивилизации (общества консьюмеризма). Важно прояснить сущность понятия «новое варварство», определить его источники и направленность, а также выявить роль традиционных ценностей (семьи, религии, патриотизма) в контексте происходящих процессов. Необходимо осмыслить связь выявленных тенденций с возможностью наступления антропологической катастрофы, проанализировав содержание данного понятия и его значение.

Общее осмысление глобальных проблем позволяет обозначить возможные последствия их дальнейшего углубления как для человечества в целом, так и для отдельных народов, в том числе восточнославянских.

На основе анализа первого вопроса возникает возможность обосновать особую актуальность проблемы предвидения будущего. Переходя к последней необходимо выявить связь противоречивости современного мира с разрывом между ростом технических возможностей человечества и экзистенциальным беспокойством перед лицом будущего (футурошок). Следует обратить внимание на зависимость ускорения ритмов истории от развития индустриального общества. Осваивая второй вопрос, особенно важно выявить сущность понятия футурология, выделить виды предвидения, охарактеризовать отличия ненаучных способов предсказания будущего от научного и научно-философского прогнозирования реальности.

Раскрывая третий вопрос, необходимо доказать, что прогнозы (образы будущего) это специфическая форма проявления деятельности субъективного фактора в истории. Выявив сущность понятия «самосбывающийся», или «самореализующийся» прогноз, следует показать роль и значение образов будущего в судьбе человека и общества, их позитивный и негативный потенциал. Следует обратить внимание на место в процессах изменения социальной реальности социальных утопий (Платон, Т. Мор, Т. Кампанелла) как проявления синтеза технического сверхрационализма и социального уравнительства. Необходимо осмыслить феномен появления в XX веке антиутопий как предостережений от попыток создания «технократического рая» (Дж. Оруэлл, О. Хаксли, Е. Замятин). Важно выявить возможность использования образов будущего как способа манипуляции массовым сознанием и направленного конструирования социальной реальности.

В четвертом вопросе необходимо раскрыть суть эпохи глобализации с точки зрения ее информационного аспекта. Важно проанализировать как возможности расширения доступа к информационным ресурсам, так и манипуляции массовым и индивидуальным сознанием со стороны СМИ, утрачивающими связь с определенным социокультурным пространством. Следует осмыслить роль Интернета как глобальной информационной сети в связи с проблемой свободы и совершенствования личности. Важно выявить характерные для современной информационной сферы цели и задачи преднамеренного искажения информации, использования социальной мифологии как средства оправдания существующей модели потребительского общества. Необходимо оценить в качестве средства программирования массового сознания информационный «плюрализм» и его основную направленность.

Приступая к изучению пятого вопроса, следует уточнить значение субъективного фактора в истории и его связь с управлением социальными процессами. Важно показать возможную опасность дегуманизации социальной жизни как результата игнорирования процессов самоорганизации социума. Рассматривая рациональность как способ связи человека с миром, необходимо проанализировать понятия деструктивной и гуманистической рациональности, показав их связь с духовно-ценностными ориентациями. Следует обосновать предпосылки формирования гуманистической рациональности, выявить ее связь с идеей коэволюции природы и общества, осознанием морально-нравственной ответственности за социальный выбор и негативные последствия его реализации в условиях управления социальными процессами.

Особо значимо осмыслить необходимость и перспективы выхода из глобального кризиса потребительского общества через разработку и реализацию проекта альтернативной техногенной цивилизации духовно-экологической модели развития. Следует проанализировать связь с подобной моделью развития особенностей менталитета и культуры восточнославянских народов, выявить возможную роль восточнославянских стран в формировании нового типа цивилизационного единства на основе духовно-нравственных ценностей и принципов сбережения природы.

Темы для докладов и дискуссий

  1. «Планетарный тоталитаризм» и «Планетарный разум» как две тенденции в развитии современного человечества.

  2. Наступил ли конец истории или возможны новые пути развития человеческой цивилизации (критический анализ статьи Ф. Фукуямы «Конец истории»).

  3. Посткоммунистическое общество: перспективы развития.

  4. Предсказания и пророчества: «за» и «против».

  5. Возможен ли апокалипсис?

  6. «Век апокалипсиса»: интуиция как наиболее рельефное выражение пессимистического видения будущего.

  7. Общество, свободное от силового техногенного давления на природную среду обитания: возможно ли оно?

Примеры многоуровневых творческих заданий

1. Определите авторство работ, относящихся к жанру утопии и антиутопии, приведенных в правом столбце таблицы

1. «О дивный новый мир»

2. «Мы»

3. «1984»

4. «Город Солнца»

5. «Золотая книга, столь же полезная, как и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии»

6. «Теория четырех движений и всеобщих идей»

7. «Государство»

8. «Республика Океания»

а) Ш. Фурье

б) Т. Мор

в) Платон

г) О. Хаксли

д) Е. Замятин

е) Т.Кампанелла

ж) Дж. Гаррингтон

з) Дж. Оруэлл

(2 балла)

2. Приведите известные Вам примеры реализации самоорганизующихся и саморазрушающихся прогнозов в общественной жизни. (2 балла)

3. Распределите все глобальные проблемы по степени значимости. Почему с решения такой проблемы надо начинать преодоление глобального кризиса? Обоснуйте свою мысль. (2 балла)

4. Напишите для студенческого философского словаря статью по одной из предложенных тем: «Футурология», «Утопия и антиутопия», «Эсхатология», «Глобальные проблемы современности». (Объем до 3-х страниц. Текст в редакторе Microsoft Word, шрифт Times New Roman, 12 размер, одинарный междустрочный интервал. Выравнивание по ширине страницы, все поля – 2.5 см).(5 баллов)

Тематика рефератов

  1. Будущность как важнейшее измерение человеческого бытия.

  2. Роль научного прогнозирования в познании будущего.

  3. Утопия как духовный стимул массовых действий людей.

  4. Современные прогнозы, модели и сценарии будущего.

  5. Предвидение – человеческая потребность и способность.

  6. Образы будущего, их специфика и роль в жизни людей.

  7. Основные формы и методы научного предвидения.

  8. Вненаучное предвидение, его формы и методы.

  9. Будущее как данность: проблема ясновидения и мистический опыт.

  10. Методы социального прогнозирования: экстраполяция, моделирование, сценарии будущего, экспертные оценки.

  11. Типы социальных прогнозов: поисковые, нормативные, аналитические, предостерегающие.

  12. Современные сциентическо-технократические и антисциентическо-технократические утопии.

  13. От утопий постиндустриализма к утопиям «информационного общества».

  14. Крупномасштабные утопические эксперименты: притязания и результаты.

  15. Социально-утопические эксперименты вчера и сегодня.

  16. «Раскованное» сознание и утопические эксперименты второй половины 80-х и первой половины 90-х годов (СССР, СНГ).

  17. «Римский клуб» и его сценарии будущего.

  18. Эсхатология и прогностика глобальных проблемы человечества.

  19. Наступил ли конец истории? Критический анализ статьи Ф. Фукуямы «Конец истории».

  20. Тупики и противоречия современного техногенного общества.

  21. Понятие и причины кризиса современной цивилизации.

  22. Поиски новой модели цивилизационного развития человечества: анализ существующих подходов.

  23. Посткоммунистическое общество и перспективы его эволюции.

  24. Судьба человека и общества в современных футурологических концепциях.

  25. На пороге XXI века: человечество перед лицом глобальных проблем.

  26. Альтернативность социальных изменений и проблема выбора будущего.

  27. Глобальный гуманизм против социального пессимизма.

  28. Глобальные прогнозы, модели и сценарии мирового развития.

  29. Интеграция научных и вненаучных способов социального прогнозирования как магистральное направление развития исследований будущего.

  30. Место и значение славяно-русской духовности в утверждении новой модели цивилизационного развития человечества в XXI в.

  31. На пути к экологическому обществу: социально-культурные традиции славянской ментальности в исторической перспективе.

  32. Экологический императив и постиндустриальная перспектива в развитии человечества.

  33. Славяно-русские философские идеи космизма, ненасилия, соборности, всечеловечества как идеи, адресованные постиндустриальному обществу XXI века.

Рекомендуемая литература

  1. Валлерстайн, И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире / И. Валлерстайн. – СПб, 2001.

  2. Василькова, В.В. Порядок и хаос в развитии социальных систем / В.В. Василькова // Синергетика и теория социальной организации. – СПб., 1999.

  3. Водопьянов, П.А. Великий день гнева: экология и эсхатология / П.А. Водопьянов, В.С. Крисаченко. – Минск, 1993.

  4. Гайденко, П.П. Научная рациональность и философский разум / П.П. Гайденко. – М., 2003.

  5. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.

  6. Глобальный эволюционизм. – М., 1994.

  7. Данилов-Данилъян, В.И. Экологический вызов и устойчивое развитие / В. И. Данилов-Данильян, А.С. Лосев. – М., 2000.

  8. Зубов, В.А. Куда идем: к экокатастрофе или экореволюции? / В.А. Зубов // Философия и общество. – 1998. – № 1.

  9. Кирвель, Ч.С. Движение к духовно-экологической цивилизации как способ исторической самореализации восточнославянских народов / Ч.С. Кирвель // Вестник ГрГУ им. Я. Купалы. – 2001. – № 2.

  10. Кирвель, Ч.С. На пути к гуманизации истории: от деструктивной к гуманистической рациональности / Ч.С. Кирвель // Философия и социально-культурное развитие. – Минск, 2004.

  11. Кирвель, Ч.С. На пути к формированию духовно-экологической цивилизации / Ч.С. Кирвель // Чалавек. Грамадства. Свет. – 2003. – № 3,4; 2004. – № 1.

  12. Кирвель, Ч.С. Биосферный, научный и ментальный потенциал восточнославянских народов в перспективе становления и развития духовно-экологической цивилизации / Ч.С. Кирвель // Философия и наука на современном этапе развития экологического мировоззрения. – Брест. – 2003.

  13. Кирвель, Ч.С. От рационального сознания к целостному духу / Ч.С. Кирвель // Образование в информационном обществе: пособие для студентов гуманитарных вузов. – Бийск. – 2000.

  14. Кравченко, И.И. Общественный кризис XX века и его отражение в ряде западных концепций / И.И. Кравченко // Вопросы философии. – 2001. – № 8.

  15. Медоуз, Д. Пределы роста / Д. Медоуз. – М, 1991.

  16. Медоуз, Д.X. За пределами роста: предотвратить глобальную катастрофу, обеспечить устойчивое будущее / Д.X. Медоуз, Д.Л. Медоуз, Й. Рендерс. – М., 1994.

  17. Моисеев, Н.Н. Современный рационализм / Н.Н. Моисеев. – М., 1995.

  18. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь. – М., 1997.

  19. Ойзерман, Т.Н. Проблемы экологии: генезис идей и современность / Т.И. Ойзерман // Социс. – 2002. – № 3.

  20. Панарин, А.С. В каком мире нам предстоит жить? / А.С. Панарин // Москва. – 1997. – № 1.

  21. Пантин, В.И. Философия исторического прогнозирования: ритмы исгории и перспективы мирового развития / В.И. Пантин, В.В. Лапкин. – Дубна, 2006.

  22. Рациональность на перепутье: в 2 кн. – М., 1999.

  23. Синергетическая парадигма. Многообразие поисков и подходов. – M., 2000.

  24. Степин, В.С. Эпоха перемен и сценарии будущего / В.С. Степин. – М., 1996.

  25. Тоффлер, О. Третья волна / О. Тоффлер. – М., 1991.

  26. Хаксли, Дж. О дивный новый мир / Дж. Хаксли // Дружба народов. – 1987. – № 3–5.

  27. Фукуяма, Ф. Конец истории / Ф. Фукуяма. – М., 2004.

  28. Юдин, Б.Г. О человек, его природа и его будущее / Б.Г. Юдин // Вопросы философии. – 2004. – № 2.

  29. Яковец, Ю.В. Формирование постиндустриальной парадигмы / Ю.В. Яковец // Вопросы философии. – 1997. – № 1.

Методические рекомендации к работе над рефератом

Реферат по философии является наиболее эффективной формой обучения студентов. Цель работы над темой реферата – углубленное изучение избранной философской проблемы, предполагающее творческое освоение современной философской и другой научной литературы, освещающей избранную тему, а также овладение навыками логического письменного изложения философских проблем.

Тема реферата выбирается индивидуально и определяется желанием автора. Разумеется, ее следует согласовать с преподавателем. По форме реферат представляет собой самостоятельное рассмотрение выбранной философской проблемы. При этом необходимо подобрать литературу и обсудить ее с преподавателем. Желательно, чтобы она включала классические источники по философии и современные работы, отражающие достигнутый уровень мировой философии. Объем реферата – 20 страниц. Желательно, чтобы он имел введение и заключение, в которых формулируется проблема и подводятся итога. Необходима рубрикация разделов. Система ссылок может быть принята любая, главное, чтобы цитаты имели соответствующие сноски. Реферат пишется по плану (план размещается на отдельной странице после титульного листа). В реферате содержатся точные ссылки на источники. К реферату прилагается список литературы, использованной по теме. Титульный лист оформляется по образцу.

Темы научно-теоретических студенческих конференций.

1. Проблема человека в начале ХХ века: от манипуляции сознанием к трансформации человеческой природы.

2. Восточнославянские в глобализирующемся мире: выбор исторического пути развития.

3. На весах истории: человечество между обществом потребления и духовно-экологической цивилизацией.

1 Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. – М., 1901. – С. 500.

1 Хилиазм – тысячелетнее царствование на земле с торжеством добра.

2 Эсхатология – религиозное учение о конечных судьбах мира и человечества, о конце света и страшном суде.

Телеология (от греч. télos – цель и logos – слово, мысль) – учение о целесообразности в природе и обществе, о движении истории к определенной цели, финалу.

  1. Учебно-методический комплекс по курсу «философия» для студентов заочной формы обучения на 2009/10, 2010/11, 2011/12 учебные годы

    Учебно-методический комплекс
    Философия как особая форма духовной деятельности ставит и предлагает решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с целостным взглядом на мир, на место в нем человека, на его отношение к этому миру.
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» для студентов экономических специальностей /Сост. Жиренова А. Т. Усть-Каменогорск: Изд-во вкгу, 2005

    Учебно-методический комплекс
    для специальностей 050508 - Учет и аудит, 050509 - Финансы, 050511 - Маркетинг и коммерция, 050510 - Государственное и местное управление, 050506 - Экономика,
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Политология» для студентов гуманитарных специальностей / Щербик Е. Е., Слабодчикова Н. С. Усть-Каменогорск: Изд-во вкгу, 2004. Учебная программа дисциплины

    Учебно-методический комплекс
    для специальностей: 050504 – Журналистика, 050118 – Русский язык и литература, 050207 – Переводческое дело, 050119 – Иностранный язык: 2 иностранных языка, 050102 – Педагогика и методика начального обучения, 050105 - Музыкальное образование,
  4. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» для специальностей 050118 «Русский язык и литература», 050504 «Журналистика», 050207 «Переводческое дело», 050301 «Юриспруденция», 050902 «Туризм» Усть-Каменогорск, 2005

    Учебно-методический комплекс
    для специальностей 050118 – «Русский язык и литература», 050504 – «Журналистика», 050207 – «Переводческое дело», 050301 – «Юриспруденция», 050902 – «Туризм»
  5. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Политология» для студентов экономических специальностей /Сост. Дементьев М. Г. Усть-Каменогорск: Изд-во вкгу, 2005 Восточно-Казахстанский государственный университет им. С. Аманжолова, 2005

    Учебно-методический комплекс
    УМК по курсу «Политология» предназначен для студентов экономических специальностей. В нем содержатся основные научно-теоретические положения по данной дисциплине в тезисах лекций, в вопросах для контроля и самоконтроля, в содержании
  6. Методические рекомендации по курсу «Культурология» Для студентов всех специальностей.

    Методические рекомендации
    В данном пособии определяется круг вопросов, предполагающих получение необходимых знаний по курсу «Культурология» в соответствии с требованиями государственного стандарта РФ.
  7. Учебно-методический комплекс по курсу «Логика» для студентов заочной и дистанционной форм обучения

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по курсу «Логика» для студентов факультета заочного и дистанционного обучения. Сост. Г.И.Малыхина. – Мн.: БГУИР, 2002. – 41 с.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Менеджмент» для студентов экономических специальностей / Сост. Тюлежанова А. С. Усть-Каменогорск: Изд-во вкгу, 2005. 47с

    Учебно-методический комплекс
    050506 - Экономика, 050507 - Менеджмент, 050508 - Учет и аудит, 050509 - Финансы, 050510 – Государственное и местное управление, 050511 – Маркетинг и коммерция,
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Философия» для специальностей 050120 Профессиональное обучение, 050604 Физика, 050703 Информационные системы

    Учебно-методический комплекс
    Составители: Мостовенко Г.И., профессор кафедры философии и социально-политических теорий и Морозова О.В. преподаватель кафедры философии и социально-политических теорий

Другие похожие документы..