Программа и методы социально-психологического исследования (В. А. Хащенко)

Социальная психология

Под ред. А.Л.Журавлева

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Глава 1. Предмет, история и методы социальной психологии

1.1. Предмет и структура социальной психологии (А.Л. Журавлев)

1.2. История отечественной социальной психологии (Е.В. Шорохова)

1.3. К истории зарождения зарубежной социальной психологии (С.К. Рощин)

1.4. Становление современной социальной психологии за рубежом (В.А. Соснин)

1.5. Программа и методы социально-психологического исследования (В.А. Хащенко)

 

Глава 2. Социальная психология личности

2.1. Социально-психологические представления о личности в зарубежной психологии (С.К. Рощин)

2.2. Представления о личности в отечественной социальной психологии (Е.В. Шорохова)

2.3. Социальная установка личности (С.К. Рощин)

2.4. Я-концепция как социально-психологический феномен (В.А. Соснин)

2.5. Социализация личности (С.К. Рощин)

2.6. Социальное поведение личности и его регуляция (Е.В. Шорохова)

 

Глава 3. Психология межличностного взаимодействия

3.1. Исследования общения в социальной психологии: структура и функции (В.А. Соснин)

3.2. Теоретические подходы к исследованию общения в социальной психологии (В.А. Соснин)

3.3. Невербальные способы общения (С.К. Рощин)

3.4. Техника общения; практическая ориентация (В.А. Соснин)

3.5. Психология межличностного познания (Е.Н. Резников)

3.6. Психология межличностных отношений (Е.Н. Резников)

3.7. Психология межличностного воздействия (Е.Н. Резников)

 

Глава 4. Психология малых групп

4.1. Понятие и виды малых групп (В.П. Позняков)

4.2. Структура малой группы (В.П. Позняков)

4.3. Развитие малой группы (В.П. Позняков)

4.4. Групповая сплоченность (В.П. Позняков)

4.5. Взаимодействие индивида и малой группы (В.П. Позняков)

4.6. Лидерство в малых группах (В.П. Позняков)

4.7. Социально-психологический подход к исследованию конфликтов (В.А. Соснин)

 

Глава 5. Психология межгрупповых отношений

5.1. Основные теоретические подходы к исследованию межгрупповых отношений (В.П. Позняков)

5.2. Процессы межгрупповой дифференциации и интеграции (В.П. Позняков)

5.3. Факторы детерминации межгрупповых отношений (В.П. Позняков)

 

Глава 6. Психология больших социальных групп и массовые психические явления

6.1. Теоретические проблемы исследования больших социальных групп (Е.В. Шорохова)

6.2. Психология толпы (А.Л. Журавлев)

6.3. Массовые явления в больших диффузных группах (А.Л. Журавлев)

 

Глава 7. Некоторые отрасли социальной психологии

7.1. Политическая психология (С.К. Рощин)

7.2. Экономическая психология (В.П. Позняков)

7.3. Этническая психология (Е.Н. Резников)

7.4. Социальная психология предпринимательства (В.П. Позняков)

 

   

 

 

 А Н Н О Т А Ц И Я

        Содержание учебного пособия базируется на микросоциальном подходе к анализу социально-психологических явлений, поэтому основной вектор изложения материала строится от социальной психологии личности к психологии больших социальных групп. То есть, авторы совершают инверсию традиционной последовательности описания социально-психологических объектов.
       Содержание пособия представляет собой также интеграцию классического и современного социально-психологического знания, сложившегося в 90-е годы XX века. Его авторы практикуют одновременно и исследовательскую, и преподавательскую деятельность в области социальной психологии, что позволило учесть результаты современных исследований основных классических объектов социальной психологии: личности в группе, малых и больших социальных групп, межличностного и межгруппового взаимодействия.
       Данное учебное пособие есть краткое изложение курса "Социальная психология" для студентов факультетов психологии классических, социальных и гуманитарных университетов.

 

ГЛАВА 1. ПРЕДМЕТ, ИСТОРИЯ И МЕТОДЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

 

1.1. Предмет и структура социальной психологии
1.1.1. Предмет социальной психологии

Современные представления о предмете социальной психологии являются чрезвычайно дифференцированными, т. е, отличающимися друг от друга, что характерно для большинства пограничных, смежных отраслей науки, к которым относится к социальная психология. Она изучает следующие явления:

  • Психологические процессы, состояния и свойства индивида, которые проявляются в результате его включения в отношения с другими людьми, в различные социальные группы (семью, учебные и трудовые группы и т. д.) и в целом в систему социальных отношений (экономических, политических, управленческих, правовых и др.). Наиболее часто изучаются такие проявления личности в группах, как: общительность, агрессивность, совместимость с другими людьми, конфликтогенность и др.

  • Феномен взаимодействия между людьми, в частности, феномен общения, например: супружеского, детско-родительского, педагогического, управленческого, психотерапевтического и многих других его видов. Взаимодействие может быть не только межличностным, но и между личностью и группой, а также межгрупповым.

  • Психологические процессы, состояния и свойства различных социальных групп как целостных образований, отличающихся друг от друга и не сводимых к какому бы то ни было индивиду. Наибольший интерес социальных психологов вызывают исследования социально-психологического климата группы я конфликтных отношений (групповых состояний), лидерства и групповых действий (групповых процессов), сплоченности, сработанности и конфликтности (групповых свойств) и др.

  • Массовые психические явления, такие как: поведение толпы, паника, слухи, мода, массовые энтузиазм, ликование, апатия, страхи и т. д.

Объединяя различные подходы к пониманию предмета социальной психологии, можно дать следующее его определение:

Социальная психология изучает психологические явления (процессы, состояния и свойства), характеризующие индивида и группу как субъектов социального взаимодействия.

1.1.2. Основные объекты исследования в социальной психологии

В зависимости от того или иного понимания предмета социальной психологии выделяются основные объекты ее изучения, то есть носители социально-психологических явлений. К ним относятся: личность в группе (системе отношений), взаимодействие в системе «личность — личность» (родитель — ребенок, руководитель — исполнитель, врач — больной, психолог — клиент и т. д.), малая группа (семья, школьный класс, трудовая бригада, воинский экипаж, группа друзей и т, п.), взаимодействие в системе «личность — группа» (лидер ведомые, руководитель — трудовой коллектив, командир — взвод, новичок — школьный класс и т. д.), взаимодействие в системе «группа — группа» (соревнование команд, групповые переговоры, межгрупповые конфликты и т. д.), большая социальная группа (этнос, партия, общественное движение, социальный слои, территориальная, конфессиональная группы и т. п.). Наиболее полно объекты социальной психологии, включая и те, которые еще недостаточно изучены, можно представить в виде следующей схемы (рис. I).

 

Взаимодействие

 

Взаимодействие

 

Рис. I. Объекты исследования в социальной психологии.

 

 

1.1.3. Структура современной социальной психологии

Структура (или строение, состав) социальной психологии в каждый исторический период ее развития есть результат взаимодействия двух противоположных, но тесно связанных процессов: а) дифференциации, т. е. разделения, дробления социальной психологии на составные ее части, разделы; б) интеграции ее с другими и не только психологическими отраслями науки, причем интеграции социальной психологии как в целом, так и отдельными составляющими ее частями.

Дифференциация социальной психологии

Процессы разделения социальной психологии происходят по многим основаниям, однако уже оформилось несколько главных направлений:

1. Ведущая ориентация на различные (теоретический, эмпирический, в частности, экспериментальный и практический) методы анализа социально-психологических явлений порождает, соответственно, теоретическую, эмпирическую (включая экспериментальную) и практическую социальную психологию. Эти взаимосвязанные части по-разному реализуют основные функции социальной психологии как науки: описательную, объяснительную, прогностическую и функцию воздействия.

2. В результате изучения различных видов жизнедеятельности человека и его общностей сложились соответствующие им отрасли социальной психологии: психология труда, общения, социального познания и творчества, игры. В свою очередь, в социальной психологии труда сформировались отрасли, изучающие отдельные виды трудовой деятельности: управление, руководство, предпринимательство, инженерный труд и т. д.

3. В соответствии с приложением социально-психологических знаний в различных сферах общественной жизни социальная психология традиционно дифференцируется на следующие ее практические отрасли: промышленная, сельского хозяйства, торговли, образования, науки, политики, массовых коммуникаций, спорта, искусства. В настоящее время интенсивно формируются социальная психология экономики, рекламы, культуры, досуга и др.

4. В соответствии с основными объектами исследования современная социальная психология дифференцировалась на такие разделы, как:

  • социальная психология личности,

  • психология межличностного взаимодействия (общения и отношений),

  • психология малых групп,

  • психология межгруппового взаимодействия,

  • психология больших социальных групп и массовых явлений.

В социальной психологии чрезвычайно медленно формируется такой раздел, который можно было бы назвать «психологией общества», еще одного качественно специфического объекта изучения. В настоящее время в исследовании общества социальная психология по сравнению с социологией не имеет специфики в методах его изучения — это главное обстоятельство, затрудняющее формирование такого раздела в социальной психологии.

Интеграционные процессы в социальной психологии

Структуру современной социальной психологии невозможно понять, не рассмотрев процессы ее интеграции в системе других наук. Как минимум, выделяются два основных контура интеграции: внешний и внутренний.

Внешний психологический контур интеграции относится к ее объединению с многочисленными психологическими отраслями, на стыке с которыми возникли относительно самостоятельные подотрасли — части социальной психологии. Например: социальная психология личности сформировалась как результат интеграции социальной психологии с психологией личности, а социальная психология труда — социальной психологии с психологией труда и т. д. Можно констатировать, что в итоге такой интеграции к концу 90-х годов XX века уже оформилось порядка 10 подотраслей социальной психологии.

Процесс интеграции социальной психологии с другими психологическими отраслями интенсивно продолжается: в настоящее время формируется социально-экономическая, социально-экологическая, социально-историческая и другие подотрасли социальной психологии.

Внутренний социально-психологический контур интеграции относится к развитию самой социальной психологии и проявляется в процессах объединения разделяющихся составных частей социальной психологии, появившихся в результате процессов ее дифференциации, о которых шла речь выше.

Во-первых, внутренняя интеграция касается одновременного применения теоретического, эмпирического и практического методов анализа социально-психологических явлений, что неизбежно порождает комплексные типы исследований в социальной психологии, например: теоретико-экспериментальные, экспериментально-прикладные и т. п.

Во-вторых, она ярко проявляется в одновременном изучении различных взаимосвязанных объектов социальной психологии, например: личности и малых трудовых групп (бригад) в организации, малых групп в больших социальных группах, личности (например, лидера) в большой социальной группе (например, партии или общественном движении) и т, д.

В-третьих, наиболее очевидным направлением внутренней интеграции является объединение тех частей социальной психологии, которые дифференцировались по видам жизнедеятельности людей и сферам общественной жизни. В результате возникло множество интересных, а главное, полезных научно-практических направлений, таких как: психология руководства педагогическим коллективом (на стыке социальной психологии управления и образования ведутся исследования под руководством Р. X. Шакурова), социальная психология творчества инженеров (Э. С. Чугунова и др.), психология руководства научным коллективом (А. Г. Аллахвердян и др.), психология социального познания в процессах труда и общения (О. Г. Кукосян и др.) и т.д.

В настоящее время процесс структурирования социальной психологии явно не завершен, и мы регулярно становимся свидетелями закономерного рождения новых составных ее частей.

1.2. История отечественной социальной психологии

Традиционным было мнение о том, что истоки социальной психологии восходят к западной науке. Историко-психологические исследования показали, что социальная психология в нашей стране имеет самобытную историю. Возникновение и развитие западной и отечественной психологии происходило как бы параллельно.

Отечественная социальная психология возникла на рубеже XIX и XX веков. Путь ее становления имеет ряд стадий: зарождение социальной психологии в общественных и естественных науках, отпочкование от родительских дисциплин (социологии и психологии) и превращение в самостоятельную науку, возникновение и развитие экспериментальной социальной психологии.

История социальной психологии в нашей стране имеет четыре периода:

  • I — 60-е годы XIX в. — начало XX в.,

  • II — 20-е годы — первая половина 30-х годов XX в.;

  • III — вторая половина 30-х — первая половина 50-х годов;

  • IV — вторая половина 50-х — вторая половина 70-х годов XX в.

 

  1. Программа вступительного экзамена в магистратуру по направлению 030300. 68 «Психология»

    Программа
  2. Социально-психологический практикум

    Учебно-методическое пособие
  3. Основная образовательная программа по направлению 030300. 68 «Психология»

    Основная образовательная программа
  4. 1 История формирования социально-психологических идей

    Документ
  5. Программа вступительного экзамена в магистратуру направление подготовки 030300. 68 Психология

    Программа
    Социально-психологическая проблематика является сегодня одной из наиболее актуальных в мировой психологической науке. Линии взаимодействия личность-общество, человек-человек определяют ход развития цивилизации и проявляются на макро-
  6. Программа научно-исследовательского семинара (2)

    Программа
  7. Программа научно-исследовательского семинара (4)

    Программа
  8. Социально психологические основы этнических особенностей имиджа российского руководителя 19. 00. 03 -психология труда, инженерная психология, эргономика (психологические науки)

    Автореферат диссертации

Другие похожие документы..