«Умеренность и центризм ценности как основа политической деятельности в 21-ом столетии». Он сфокусировался на вопросе о том, в какой степени крупная общенародная партия в демократической системе Федеративной Республики Германия должна ориентироваться на мнение большинства, или каковы здесь ограничит

Косметика вместо реформ

Торг происходит, однако, под аккомпанемент официальных речей и утверждений арабов о том, что они согласны с необходимостью реформ. Арабские режимы не могут себе позволить без обиняков отвергнуть американскую инициативу. Вместо этого они выбрали стратегию, основанную на принципе «реформ изнутри». Некоторые страны заявили, что они уже приступили к реформам и демократизации. Это относится почти ко всем арабским странам. Но на самом деле эти меры имеют, в основном, косметический характер и вряд ли способны привести к серьезным переменам. Их функция состоит в том, чтобы продемонстрировать послушание режимов, показать, что они активно выполняют программу реформ. Заявление о реформах, сделанное во время саммита арабских стран, состоявшегося в мае 2004 года в Тунисе, отражает такую политику «умиротворения», поскольку оно не несет никакой серьезной смысловой нагрузки и не содержит никаких обязательств (3). Сочетание проявляемой на внешней арене готовности вести упомянутый выше торг и косметических мер, осуществляемых режимами в своих странах, сводит к нулю весь эффект от инициатив, направленных на проведение реформ. Общественное мнение арабских стран ощущает себя – как всегда – обманутым со стороны Запада: с одной стороны, Западу недостает искренности в требованиях демократизации, а с другой стороны, арабы видят, как быстро он возвращается к «обычной сделке» с нынешними режимами, когда Запад ничем не рискует.

Еще большую обеспокоенность вызывает тот факт, что нынешние авторитарные режимы сумели направить американское давление на арабские государства, направленное на их демократизацию, в противоположное русло. Некоторые из них использовали американское давление, чтобы укрепить ускользающую поддержку со стороны населения утверждением о том, что американское правительство взяло режим на прицел, якобы требуя от него проведения реформ, а на самом же деле в отместку за то, что режим выступает против внешней политики США.

По историческим причинам арабское общественное мнение проявляет к нынешним режимам такое же недоверие (и вражду), как и к американской внешней политике. В течение последних десятилетий в этих режимах видели наместников Америки, защищавших американские интересы за счет интересов собственного народа, чтобы таким образом обеспечить себе американскую поддержку ради сохранения собственного господства. Поэтому сейчас преобладает мнение, что неприязнь американцев к нынешним режимам – это «внутреннее дело союзников». В то же время нельзя упускать из виду реальное и глубокое замешательство, вызванное американскими предложениями. Как бы арабы ни ненавидели американскую внешнюю политику, они ничего не имели бы против смены своих авторитарных режимов, причем любыми средствами – при условии, что это произойдет не так, как в Ираке. Вооруженное вмешательство и военную оккупацию они категорически отвергают.

Ирак

Англо-американская оккупация Ирака и все пока что неудачные попытки установить обещанную демократию делают всю американскую кампанию весьма сомнительной. Прошло уже больше года после свержения режима Саддама Хусейна, но пока еще не достигнут и минимум безопасности и соблюдения прав человека, не говоря уж о демократии по западному образцу, о перспективах которой говорилось перед началом войны. Не в последнюю очередь в результате издевательств над пленными иракцами весь проект «демократизации» Ирака превратился в глазах иракцев и арабов в фарс. Этот пример провала «демократизации» еще более усиливает антиамериканские настроения в регионе, сложившиеся прежде всего из-за войны в Ираке и продолжающейся безоговорочной поддержки Израиля. Поэтому не удивительно, что арабы усматривают в американской (и западной) инициативе по демократизации региона дурные намерения и неискренность.

В то время как многие арабы не спускают глаз с Ирака, в кругах арабской интеллигенции, даже самых либеральных, готовность к любому позитивному восприятию американской инициативы крайне мала – если имеется вообще (4). Этот факт подтверждает отсутствие веры в реальность и искренность нынешнего американского проекта.

Палестина

Главный изъян американской инициативы состоит в том, что она не учитывает две основных проблемы, которые играют центральную роль во внутренней политике большинства арабских стран и самым тесным образом связаны с вопросом реформ. Это, с одной стороны, израильская оккупация, отравляющая политический климат во всем регионе, и с другой стороны, распространение радикального исламизма (5). Как для арабских режимов, так и для общественного мнения региона главной целью является не введение демократии, а урегулирование палестино-израильского конфликта. Вне зависимости от того, насколько искренни официальные арабские заявления по этой проблеме (6), главное – это вектор общественного мнения. Но какие конкретные меры ни были бы приняты, арабское общественное мнение будет отвергать любое американское предложение по вопросам демократии или любым другим темам региона, пока в нем не будет уделено соразмерное внимание страданиям и правам палестинцев. Трудно себе представить, что арабское население в своей массе поддержит призывы США к демократии, в то время как Америка в глазах арабов – это именно та страна, под прикрытием которой Израиль осуществляет жестокую военную оккупацию арабских земель. Любая дискуссия о демократии, инициатива которой исходит от США, будь то в глобальном или региональном масштабе, на фоне американской поддержки Израиля может вызвать у арабов только смех. Таким образом, ожидать от арабской общественности позитивной реакции на американскую инициативу пока не приходится.

Исламисты

Второй вопрос, обойденный вниманием в американских и, вообще, западных призывах к демократизации арабского мира, - это вопрос расширения исламистских движений. Можно почти с уверенностью утверждать, что во многих арабских странах, если бы там состоялись свободные и честные демократические выборы, победу одержали бы исламисты – радикальные или умеренные (7). Это, конечно, совсем не то, что хотели бы получить Соединенные Штаты в результате осуществления своей программы реформ в регионе. Но это стало бы естественным следствием подобных реформ в условиях, когда регион страдает от колоссальной несправедливости. Исламский экстремизм – это результат внутренних неудач и давления извне, которые его, в свою очередь, подпитывают. Анализ неудач на внутреннем и внешнем фронте позволяет поставить простой и ясный диагноз, объясняющий природу исламизма. Радикалы-исламисты, так же как и подавляющая часть арабской общественности, считают, что ответственность за внутренние неудачи лежит на правящих элитах, которые в течение последних 60 лет были тесно связаны с Западом. А вину за то, что регион подвержен внешнему давлению и диктату, они возлагают прежде всего на Соединенные Штаты и Израиль. Это означает, что любые настоящие реформы должны быть направлены против тех, кто виновен в нынешней ситуации. Проблема в том, что по мнению «человека с улицы», реформы должны избавить арабские страны от нынешних правящих элит, усилить сопротивление Израилю и обеспечить справедливое решение проблем Палестины. С точки же зрения правящих элит и согласно планам Америки планируемые реформы должны быть направлены на «общественную инфраструктуру» и вести к культурным и духовным переменам, которые постепенно вытеснят радикализм.

Если исходить из этого, то позиционирование программы реформ и демократизации во главе списка региональных приоритетов, будь то на реальной или мнимой основе, было бы полезно и для арабов. В течение прошлого года дискуссия о реформах на арабском Ближнем Востоке достигла беспрецедентного накала. В нее активно включились структуры гражданского общества, интеллектуалы, политические партии, даже лидеры государств. Главный позитивный эффект американской инициативы для развития демократии в арабском мире состоит, пожалуй, в том, что она вызвала протесты и бурные дискуссии. Аргументы, выдвигаемые против этой инициативы, основаны на том, что «импульсом к проведению реформ должны быть внутренние перемены, а не внешний диктат». Было сделано немало предложений о том, как проводить реформы «изнутри». Спектр предложений очень широк, в нем представлены и правые, и левые течения – от Мусульманского братства в Египте до Левого движения в Марокко (8). Сюда следует также отнести и совместный проект реформ, принятый в мае 2004 года на арабской встрече в верхах в Тунисе, хотя эти предложения носят лишь рекомендательный характер.

В целом же можно только сожалеть о том, что нынешняя американская и западная риторика в связи с намерениями демократизировать арабский мир не внушает особого оптимизма. Все проекты, о которых идет речь, не направлены на устранение структурных препятствий, которые вновь и вновь перекрывают дорогу любому процессу демократизации региона. С одной стороны, арабское гражданское общество слишком слабо, оно не в состоянии самостоятельно следовать призывам к демократии, что объясняется прежде всего двумя причинами. Во-первых, сама проблема пока не стала приоритетной из-за остроты палестинского вопроса; а во-вторых, местные силы, которые обладают властью и возможностями для разрешения проблемы, - это никто иной как исламистские движения, к которым и правящие элиты, и зарубежные наблюдатели относятся с большим подозрением и на которые поэтому ставку делать нельзя.

С другой стороны, внешняя сила, способная оказать поддержку местным движениям, сколь слабыми они бы ни были, вызывает у этих местных движений крайнее раздражение. К этой внешней силе слишком мало доверия, чтобы с ней стал спокойно сотрудничать кто-либо из местных партнеров. В нынешней ситуации неправительственные организации, интеллигенция и другие местные политические группировки только навредили бы себе, рискнув присоединиться к американскому проекту в качестве партнеров. К прискорбию президента Джорджа В. Буша, предложившего оказать помощь арабским демократиям (9), демократы, обратившиеся к нему за поддержкой, утратили бы поддержку народа и своих сообществ, освободив в то же время пространство для радикалов и фундаменталистов. Как бы парадоксально это ни звучало, но публичная поддержка Америкой демократических элементов и организаций в арабском мире лишь дискредитировала бы их. Если прежде у них была репутация действительно демократических, то после такой «поддержки» их стали бы считать американскими агентами и пособниками. Это еще более осложнило бы задачи пользующихся доверием народа демократических движений. В их ряды вносят смятение новые «псевдодемократы», которые активизируются на общественной периферии и участвуют в бесплатной, но дорого оплаченной гонке на гребне нынешней американской волны.

Примечания

1 Согласно сообщениям СМИ, президент Франции Ширак косвенно критиковал подходы американцев, заявив, в частности, что «реформы не навязываются извне, а достигаются изнутри». Он также сказал, что рассмотрение вопроса Палестины является предпосылкой для утверждения демократии в регионе. Самого Ширака критиковали, однако, за то, что он закрывает глаза на недемократичные порядки в некоторых арабских странах, в частности, в Тунисе, который он – к сожалению многих тунисских демократов – назвал «чудом».

2 В заявлении «большой восьмерки» говорится: «Мы поддерживаем и приветствуем все усилия по разрешению острых вопросов безопасности в отношении сектора Газа, а также Египта и настоятельно призываем к продолжению этой важной работы». Ср.: < http://www.bundesregierung. de/artikel-,413.666323/G8-Erklaerung-Rueckzugausdem.htm.> С этим заявлением и другими документами можно ознакомиться в: ternationalepolitik.de.

3 Ср. заявления саммита арабских государств в Сане/Тунис (январь 2004 г.) и в Александрии/Египет (февраль 2004 г.).

4 Такой была, например, позиция Надера Фергани, ответственного редактора и руководителя группы исследователей, опубликовавшей «Отчет о гуманитарном развитии арабского мира» за 2002 и 2003 годы, который снискал немало похвал и критики. Этот отчет был расценен как самый либеральный анализ нынешней непростой ситуации в арабским мире. Ср. выходящую в Лондоне ежедневную арабскую газету «Al-Hayat» от 19.02.2004, с. 10.

5 Несколько неожиданным был тот факт, что в заявлении такого уважаемого органа как «International Crisis Group» не было указано на то, как следует относиться к исламистскому движению в связи с американской инициативой по демократизации региона. Ср. The Broader Middle East and North Africa: Initiative Imperilled at Birth, 7.06.2004, /home/index.cfm?id=2795&=1.

6 Многие палестинские интеллектуалы проводят различие между истинной причинно-следственной связью между беспомощностью американского требования демократии и недостаточно серьезным подходом американцев к разрешению конфликта с Израилем, с одной стороны, и эксплуатацией этой связи арабскими режимами, с другой. Они отвергают использование этой взаимосвязи в качестве оправдания за сохранение коррупции в арабских странах. Ср. отчет о состоявшейся в Рамалле/Палестина конференции «Palestinian Views on Reforming Arab Political System», в: Al-Hayat, 19.06.2004, p. 4.

7 Принц Иордании Хасан бен-Талал сказал, выступая 2 июня 2004 года перед Комитетом по иностранным делам Сената США: «Проблема для нас состоит в том, что если провести выборы, "theo-cons" выиграют исламисты. На мой взгляд, выборы будут проведены, и нам придется жить с их результатами, пока не придет время новых выборов, и они, вероятно, уйдут с арены. Но говорить, что нужно подождать, пока экономическая ситуация не станет идеальной или политическая ситуация благоприятной, и не проводить этих выборов, означало бы подорвать веру в серьезность таких демократических инициатив, о которых мы говорим». Цит. по: Michael Brown, «Words and Deeds», in: Middle East International, 10.06.2004, p. 10-11.

8 Так, например, инициатива Мусульманского братства «За реформы в Египте» потребовала 3 марта 2004 года проведения политических реформ как основы для других реформ. См. / Article.asp?ID=5172&SectionID=356 (по-арабски).

9 В речи от 4 февраля 2004 года в библиотеке Конгресса в память У.Черчилля и в связи с войной против террора Джордж В. Буш сказал: «Если лидеры реформ попросят у нас помощи, Америка ее им окажет». Ср.:http://www.whitehouse.gov/news/releases/2004/02/20040204-4.html.

Йосси Алфер,

соиздатель интернет-изданий <> и <http://www.bitter>

  1. История и судьба геополитики как науки парадоксальна. Содной стороны, само понятие, кажется, стало привычным, активно используется в современной политике. Множ

    Документ
    Востребованность политики в целях развития очевидна: вспомним хотя бы решение Генеральной Ассамблеи ООН (1970) об увеличении помощи развивающимся странам со стороны промышленно развитых стран до 0,7% их ВВП, инициативу по списанию
  2. Москва (18)

    Документ
    В курсе лекций излагаются все темы, предусмотренные программой по поли­тологии, а также ряд новых. Книга отражает современные процессы и события, - Происходящие в России, деятельность различных партий, движений и объедине­ний, конституционное
  3. С. В. Кортунов проблемы национальной идентичности россии в условиях глобализации

    Документ
    (Конфессиональное измерение российской идентичности. Роль и место православия в становлении, сохранении и укреплении национальной идентичности России)
  4. Шостаковский В. Н. Н 37 Наше Отечество. Часть ii/Кулешов св., Волобуев О. В., Пивовар Е. И. и др

    Документ
    Н., доктор исторических наук, профессор Лельчук В. С, кандидат философских наук Малютин М. В., доктор исторических наук, профессор Маслов Н.
  5. Человек и общество. (Культурология) Словарь справочник (1)

    Интернет справочник
    Словарь-справочник «Человек и общество» (Культурология) предназначен для учащихся средних, средних специальных и высших учебных заведений, абитуриентов, для всех, кто инте ресуется культурологией.
  6. Человек и общество. (Культурология) Словарь справочник (2)

    Интернет справочник
    Словарь-справочник и компьютерный курс соировождения выполнены в Российском научно-методическом центре новых информационных технологий преподавания социально-гуманитарных наук, в ИППК при РГУ, на кафедре теории культуры РГУ.
  7. Учебное пособие Москва, 1998 ббк 63. 3(2) я73 о-82

    Учебное пособие
    Учебное пособие рассчитано на абитуриентов, учащихся общеобразовательных учебных заведений, студентов техникумов и вузов, изучающих отечественную историю.
  8. История россии (5)

    Учебное пособие
    История учит даже тех, кто у нее не учится: она их проучивает за невежество и пренебрежение. Кто действует помимо ее или вопреки ее, тот всегда в конце жалеет о своем отношении к ней.
  9. Евгений Максимович Примаков

    Документ
    После окончания холодной войны на Западе, особенно в Соединенных Штатах, начал падать интерес к России как к одному из главных игроков на международной арене.

Другие похожие документы..