Вопросы к экзамену по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии»

Вопросы к экзамену

по дисциплине «Основы специальной педагогики и психологии»

для студентов 5 курса ДО 5,5 ОЗО 2010-2011 уч.год

  1. Предмет и задачи специальной психологии.

  2. Понятие первичного и вторичного дефекта (по Л.С. Выготскому).

  3. Принципы и методы специальной психологии.

  4. Категории развития специальной психологии.

  5. Понятие аномального развития (дизонтогенеза). Понятие «аномальный ребенок».

  6. Психология умственно отсталого ребенка: исторический экскурс.

  7. Причины и классификация умственной отсталости.

  8. Особенности деятельности и обучения детей с умственной отсталостью.

  9. Дети с ЗПР (задержкой психического развития): причины, классификация.

  10. Общая характеристика типов психического нарушения: тип ретардации (умственная отсталость, ЗПР).

  11. Общая характеристика типов психического нарушения: дефицитарного типа (нарушение слуха, зрения).

  12. Общая характеристика типов психического нарушения: дефицитарного типа (нарушение речи, ДЦП).

  13. Особенности психического развития со сложными нарушениями.

  14. Основные категории специальной педагогики.

  15. Воспитание, образование и развитие аномальных детей как целенаправленный процесс формирования личности.

  16. Содержание и принципы образования аномальных детей.

  17. Формы и методы воспитания и образования аномальных детей.

  18. Понятие коррекции и компенсации.

  19. Характеристика отраслей специальной педагогики.

  20. Психология лиц с ранним детским аутизмом (РДА).

  21. Причины и механизм возникновения РДА (раннего детского аутизма).

  22. Типы нарушения психического недоразвития: недоразвитие, искаженное развитие, дисгармония и др.

  23. Понятие и виды нормального развития.

  24. Клиника и течение олигофрении и ЗПР (задержки психического развития).

  25. Психологическая диагностика и коррекция речи у детей.

  26. Формы ДЦП (детского церебрального паралича).

  27. Особенности развития познавательной сферы у детей с нарушениями слуха.

  28. Особенности развития познавательной сферы детей с ЗПР.

  29. Исторический аспект развития коррекционной педагогики.

  30. Воспитание, образование и развитие аномальных детей.

Примерный перечень вопросов к зачету по дисциплине «Управление дошкольным образованием»

1. Основные направления развития системы дошкольного образования на современном этапе.

2. Организационно — правовая база дошкольного образования.

3. Руководство заведующим административно — хозяйственной деятельностью дошкольного учреждения.

4. Содержание, формы и методы организационной деятельности руководителя ДОУ.

5. Организация как функция управления ДОУ.

6. Годовой план дошкольного учреждения, методики его разработки.

7. Программа развития ДОУ., её технология.

8. дошкольное воспитание в первые годы Советской власти. документы Советского правительства и Наркомпроса по дошкольному воспитанию, их значение в развитии системы общественного дошкольного воспитания.

9. Государственные стандарты, как основа объектной оценки уровня образования.

10. Принципы управления дошкольным образованием.

11. Совет педагогов как высший орган управления ДОУ..

12. Совет педагогов как форма методической работы: подготовка заседаний, формы

технология проведения.

13. Контроль как функция управления ДОУ. Виды, формы и методы контроля.

14. Педагогический мониторинг, как составная часть контроля.

15. Педагогический анализ, его использование в определении состояния педагогических явлений

16. «Типовое положение о ДОУ» - как основной документ, регламентирующий деятельность ДОУ.

17. Сущность управленческого труда руководителя ДОУ., его назначение, предмет и продукт труда руководителя.

18. Экспертиза ДОУ: лицензирование, аттестация, аккредитация.

19.Финансироваяие ДОУ: принципы. Источники, механизм распределения.

20. Инспекционно—контрольная деятельность в ДОУ. Взаимодействие инспекции с аттестационной службой, комиссией по лицензированию.

Вопросы к зачету

по дисциплине «Социология и психология управления»

1. Управление как общественное явление.

2. Предмет и объект социологии и психологии управления.

3. Управление в системе образования.

4. Основные методы исследования социологии и психологии управления.

5. Связь социологии и психологии управления со смежными науками.

6. История развития социологии и психологии управления.

7. Организация как открытая система. Структура социальной организации

8. Современные тенденции и принципы управления социальными организациями.

9. Организационная культура как социально-психологическая проблема.

10. Структура управленческой деятельности.

11. Целеполагание. Цели управленца. Пошаговый метод постановки целей.

12. Планирование. Виды планирования. Принципы планирования рабочих задач и рабочего времени.

13. Решение управленческих задач. Психологические механизмы принятия решений.

14. Мотивация и стимулирование труда. Основные теории мотивации.

15. делегирование. Ошибки делегирования.

16. Контроль. Виды контроля.

17. Личность работника в организации. Структура свойств личности. динамика свойств личности.

18. Личность руководителя: психологический портрет. Руководитель в системе образования.

19. Стиль управленческой деятельности: традиционные и современные подходы.

20. Лидерство и руководство: содержание, сходство и различие.

21. Понятие группа» в организации. Стадии развития организационной группы.

22. Трудовой коллектив как объект управления.

23. Групповые процессы: групповое давление и конформизм, сплоченность и совместимость. Влияние групповых процессов на эффективность деятельности.

24. Социально-психологический климат, его диагностика и методы оптимизации.

25. деловое общение: понятие, функции, цели.

26. Формы делового общения: беседа, совещание, диспут, переговоры.

27. Особенности межличностного восприятия, эффекты и стереотипы в процессе делового общения.

28. Конфликт в организации. Пути выхода и принципы управления конфликтом.

29. Психодиагностика характеристик руководителя: проблемы и направления.

30. Социальная ответственность менеджера.

Рекомендуемая основная литература

Авдулова Т.П. Психология менеджмента. — М., 2003.

Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании. — М., 2006.

Егоршин А.П. Управление персоналом. — Новгород, 2007.

Занковский А.Н. Организационная психология: Уч. Пос. для ВУЗов. — М., 2002.

Ильин Г.Л. Социология и психология управления. — М., 2005. — С. 8—28.

Каменская В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности. — М., 2002.

Леонов Н.И. Психология делового общения. — М., 2002.

Столяренко Л.д. Психология управления. — М., 2006.

Управление персоналом / под общ. ред. Г.И. Михайлиной. — М., 2008

Вопросы к зачету

по дисциплине «Социальное развитие ребенка в условия региона»

  1. Определение и сущность социализации

  2. Составляющие процесса социализации

  3. Раскрыть сущность стихийной социализации

  4. Раскрыть сущность относительно направляемой социализации

  5. Раскрыть сущность относительно социально контролируемой социализации

  6. Раскрыть сущность самоизменения человека

  7. Стадии социализации и их этапы

  8. Факторы социализации

  9. Агенты и средства социализации

  10. Механизмы социализации

  11. Понятие о регионе, раскрыть особенности стихийной социализации в регионах относящихся к географическому виду

  12. Понятие «поселение», его виды; раскрыть понятие «сельское поселение», его характерные особенности

  13. Город, малый город – понятие и отличие, типы городов, характеристика

  14. Отличие сельского поселения от города

  15. Понятие и признаки организации

  16. Воспитательные организации – понятие, характеристика

  17. Социальное воспитание – понятие, условия взаимодействия процессов социального воспитания

  18. Функции знаний в формировании у детей социального опыта

  19. Раскрыть группы деятельности и их содержание в развитии социализации ребенка в окружающем мире

  20. Средства ознакомления детей с социальной действительностью

  21. Раскрыть роль взрослого в развитии социализации ребенка

  22. Методы, повышающие познавательную активность

  23. Методы, повышающие эмоциональную активность

  24. Методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности

  25. Методы коррекции и уточнения представлений детей о социальном мире

Вопросы к итоговой государственной аттестации по психологии

  1. Детство как социокультурный феномен.

  2. Социальная ситуация психического развития ребенка в дошкольном возрасте (по Л.С. Выготскому)).

  3. Психологические особенности младенчества: общая характеристика периода новорожденности.

  4. Предпосылки развития мышления и речи.

  5. Возрастная периодизация в трудах отечественных и зарубежных психологов.

  6. Развитие познавательной сферы детей.

  7. Особенности развития игровой деятельности. Игра как ведущий вид деятельности в детском возрасте 5-7 лет (Д.Б. Эльконин).

  8. Психическое развитие в дошкольном детстве.

  9. Особенности формирование детских коллективов.

  10. Стили детско-родительских отношений.

  11. Психологическая готовность к школе: цели и задачи диагностики, компоненты и показатели школьной зрелости.

  12. Общая характеристика продуктивных видов деятельности и их влияние на психическое развитие детей в дошкольном возрасте.

  13. Развитие восприятия и ощущений.

  14. Особенности игровой деятельности и ее влияние на межличностное общение.

  15. Особенности социализации детей в детском возрасте.

  16. Кризис и новообразования в дошкольном возрасте (от 0-7 лет).

  17. Формирование и развитие речи и мышления.

  18. Развитие памяти в детском возрасте.

  19. Стадии интеллектуального развития (по Ж. Пиаже).

  20. Развитие личности ребенка.

  21. Особенности общения: в младенчестве, преддошкольном и старшем дошкольном возрасте.

  22. Факторы, определяющие психическое развитие: условия, предпосылки, внутренняя позиция и развитие.

  23. Эмоции и чувства, эмоциональные особенности и свойства личности.

  24. Развитие самооценки и «образа-Я» в дошкольном возрасте.

  25. Понятие и содержание возрастной нормы. Возрастная и индивидуальная норма.

  26. Взаимосвязь развития и деятельности (А.Н. Леонтьев), понятие ведущей деятельности (Г.А. Цукерман).

  27. Орудийная и предметная деятельность, этапы их развития.

  28. Развитие внимания в разные периоды детства: младенческий, дошкольный возраст.

  29. Возникновение и развитие волевых действий.

  30. Мотивы поведения. Формирование самостоятельности в дошкольном возрасте.

Вопросы к итоговой государственной аттестации по педагогике

  1. Гуманизация цели и принципов педагогической работы детьми. Личностно-ориентированная модель построения педагогического процесса.

  2. Методы и приемы обучения. Исследовательский метод, организация самостоятельной исследовательской деятельности дошкольников.

  3. Дидактическая игра как средство обучения и воспитания. Особенности использования различных видов дидактических игр в развитии детей дошкольного возраста

  4. Ребенок-дошкольник как объект научного исследования и субъект воспитания.

  5. Построение предметно-развивающей среды в ДОУ.

  6. Формы организации обучения. Традиционные и нетрадиционные формы обучения в ДОУ, их воспитательные возможности.

  7. Педагогическая технология, сущность, классификация. Специфика применения информационных технологий в образовательном процессе в ДОУ.

  8. Организация и руководство познавательной деятельностью дошкольников. Формирование предпосылок учебной деятельности.

  9. Сущность целостного педагогического процесса в ДОУ. Роль взрослого в педагогическом процессе.

  10. Развивающие методы обучения в процессе формирования математических представлений. Анализ современных программ по формированию математических представлений у детей дошкольного возраста.

  11. Актуальные проблемы социально-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Особенности методики воспитания начал гражданственности и патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

  12. Сущность художественно-эстетического воспитания, его задачи и содержание.

  13. Организация и методика обучения изобразительной деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

  14. Формы и методы организации работы педагога по ознакомлению с произведениями искусства детей раннего и дошкольного возраста.

  15. Функции и обязанности воспитателя, музыкального руководителя, старшего воспитателя и заведующего детским садом в реализации задач музыкального воспитания.

  16. Развитие речи детей дошкольного возраста на занятиях и в процессе повседневного общения. Анализ современных программ по разделу «Речевое развитие»

  17. Основы теории физического воспитания. Задачи и средства физического воспитания. Анализ современных программ по физическому воспитанию

  18. Охрана и укрепление здоровья детей. Роль педагога в формировании у дошкольников основ здорового образа жизни.

  19. Сущность, задачи и содержание экологического образования дошкольников. Анализ современных программ по экологическому воспитанию.

  20. Формы и методы ознакомления детей раннего и дошкольного возраста с окружающим миром.

  21. Теоретические основы трудового воспитания детей дошкольного возраста. Своеобразие труда детей. Виды, формы и методика руководства трудом.

  22. Психолого-педагогические основы семейного воспитания. Типология семей, их функции. Проблемы и особенности воспитания ребенка в разных типах семей.

  23. Психолого-педагогические основы взаимодействия ДОУ и семьи. Задачи сотрудничества ДОУ с семьей. Содержание и организации педагогического просвещения родителей. Разнообразие форм и методов работы ДОУ с семьей.

  24. Основные направления образовательной и воспитательной работы педагога с детьми дошкольного возраста.

  25. Особенности организации игровой деятельности детей дошкольного возраста. Создание условий для развития творческих игр.

  26. Программа развития - необходимый базис для работы дошкольного учреждения. Характеристика и оценка основных образовательных программ.

  27. Преемственность между дошкольным и начальным образованием. Формы связи детского сада и школы.

  28. Актуальные проблемы готовности детей к школьному обучению. Комплексная оценка готовности детей к школе (содержание и показатели готовности).

  29. Педагогика как наука. Понятийный аппарат, функции и задачи педагогики.

  30. Педагогические условия развития, обучения и воспитания в предметной деятельности детей раннего и дошкольного возраста.

  1. Программа дисциплины опд ф. 06 Основы специальной педагогики и психологии (1)

    Программа дисциплины
    1. Цель изучения данного курса ознакомление студентов с видами аномалий в развитии личности детей, основными принципами и видами коррекционной работы специальных школ, формирование профессиональной компетентности педагога в работе
  2. Программа дисциплины опд ф. 06 Основы специальной педагогики и психологии (2)

    Программа дисциплины
  3. Программа дисциплины опд ф. 03 Основы специальной педагогики и психологии

    Программа дисциплины
    1. Цель изучения данного курса ознакомление студентов с видами аномалий в развитии личности детей, основными принципами и видами коррекционной работы специальных школ, формирование профессиональной компетентности педагога в работе
  4. Вопросы к экзамену по философии Философия как наука и мировоззрение. Предмет, функции и основной вопрос философии (1)

    Вопросы к экзамену
    Задание 1. Дать определение и характеристику основным историческим типам философствования: космоцентризм (натуроцентризм), теоцентризм, антропоцентризм, социоцентризм (культуроцентризм).
  5. Вопросы к экзамену по дисциплине «Система государственного и муниципального управления» 22 Тематика курсовых проектов по дисциплине 24

    Вопросы к экзамену
    цели и задачи Счетной палаты России Цели, задачи и функции Конституционного суда Цели, задачи и функции Верховного суда Цели, задачи и функции Арбитражного суда Характеристика законодательства России Современная банковская система
  6. Вопросы к экзамену по дисциплине «Социология» 13 Тематика вопросов к экзамену 15 по дисциплине «История Отечества» 15

    Вопросы к экзамену
    Линейные дифференциальные уравнения второго порядка: свойства решений, теоремы о структурах общего решения. Линейные однородные дифференциальные уравнения второго порядка с постоянными коэффициентами.
  7. Вопросы к экзамену по философии Философия как наука и мировоззрение. Предмет, функции и основной вопрос философии (3)

    Вопросы к экзамену
    Задание 10. Дать определения следующим понятиям: онтология, гносеология, аксиология, позитивизм, волюнтаризм, релятивизм, экзистенциализм, смысл, феноменология, интуиция, дедукция, индукция, герменевтика, эмпирическое, теоретическое,
  8. Программа обучения студентов (Sillabus) По дисциплине: История специальной педагогики (наименование дисциплины) для специальности

    Программа
    4. Контактная информация: режим пребывания на кафедре – по расписанию, контактные телефоны (служебный – 540-416, домашний – 47-30-82, сотовый – 87053189635)
  9. Рабочая учебная программа по дисциплине: История специальной педагогики (наименование дисциплины) для специальности

    Рабочая учебная программа
    1. Цель преподавания дисциплины: - вооружить студентов знаниями по истории развития специальной педагогики, способствовать расширению педагогического кругозора и выработать творческое отношение к проблемам современной специальной педагогики,

Другие похожие документы..