Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования и науки Российской Федерации

А.Г. СВИНАРЕНКО

23 декабря 2005 г.

Регистрационный №

763 тех/маг

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Направление подготовки

230200 - Информационные системы

Степень (квалификация) –

Магистр информационных систем

Вводится с момента утверждения

Москва 2005 г.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ 230200

«ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ»

1.1. Направление утверждено приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 января 2005 г. № 4.

1.2. Степень (квалификация) выпускника – магистр информационных систем.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра информационных систем по направлению 230200 «Информационные системы» при очной форме обучения - 6 лет. Основная образовательная программа подготовки магистра информационных систем состоит из программы подготовки бакалавра информационных систем по соответствующему направлению (4 года) и специализированной подготовки магистра информационных систем (2 года).

1.3. Квалификационная характеристика выпускника

Магистр информационных систем в соответствии с требованиями «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.08.98, № 37, может занимать следующие должности:

  • инженер;

  • инженер-программист (программист);

  • инженер-электроник (электроник);

  • инженер по автоматизированным системам управления;

и другие должности, соответствующие его квалификации.

1.3.1. Область профессиональной деятельности

Информационные системы - это область науки и техники, которая включает в себя совокупность средств, способов и методов человеческой деятельности, направленных на создание и применение: информационных систем и сетей; информационных систем и технологий в различных областях;

математического, информационного и программного обеспечения информационных систем и сетей.

1.3.2. Объекты профессиональной деятельности

Объектами профессиональной деятельности выпускника являются информационные системы и сети, их математическое, информационное и программное обеспечение, способы и методы проектирования, отладки, производства и эксплуатации технических и программных средств информационных систем в различных областях.

1.3.3. Виды профессиональной деятельности

Магистр информационных систем может выполнять следующие виды профессиональной деятельности:

- научно-исследовательскую;

- проектно-конструкторскую;

- производственно-технологическую;

- эксплуатационную;

- организационно-управленческую;

- педагогическую.

Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.

Магистр информационных систем подготовлен к деятельности, требующей углубленной фундаментальной и профессиональной подготовки, в том числе к научно-исследовательской работе; при условии освоения соответствующей образовательно-профессиональной программы педагогического профиля – к педагогической деятельности.

1.3.4. Обобщенные задачи профессиональной деятельности

Магистр информационных систем в зависимости от вида профессиональной деятельности подготовлен к решению следующих профессиональных задач:

а) научно-исследовательская деятельность:

- анализ состояния научно-технической проблемы, формулирование технического задания, постановка цели и задач исследования объекта на основе подбора и изучения литературных и патентных источников;

- анализ, систематизация и обобщение научно-технической информации по теме исследований;

- выбор оптимального метода и программы исследований, модификация существующих и разработка новых методик, исходя из задач конкретного исследования;

- выбор и преобразование математических моделей явлений, процессов и систем с целью их эффективной программно-аппаратной реализации и их исследования средствами телекоммуникационных технологий;

- разработка математических моделей, методов, компьютерных технологий и информационных систем поддержки принятия решений в научных исследованиях, проектно-конструкторской деятельности, управлении технологическими, экономическими, социальными объектами и в гуманитарных областях деятельности человека;

- анализ и исследование методов и информационных технологий, применяемых на всех этапах жизненного цикла объектов профессиональной деятельности;

- создание и исследование математических и программных моделей информационных процессов, связанных с функционированием объектов профессиональной деятельности;

- разработка и совершенствование формальных моделей и методов, применяемых при создании объектов профессиональной деятельности;

- разработка, совершенствование и применение средств спецификации, методов разработки, стандартов и технологий производства объектов профессиональной деятельности;

- анализ научной и практической значимости проводимых исследований, а также оценка технико-экономической эффективности разработки;

- подготовка результатов исследований для опубликования в научной печати, а также составление обзоров, рефератов, отчетов и докладов;

б) проектно-конструкторская деятельность:

- разработка требований и спецификаций объектов профессиональной деятельности на основе анализа запросов пользователей, моделей предметной области и возможно­стей технических средств;

- проектирование архитектуры информационных систем и их компонентов;

- проектирование человеко-машинного интерфейса аппаратно-программных комплексов информационных систем;

- выбор средств информационно-вычислительной техники, средств программирования и их применения для эффективной реализации аппаратно-программных комплексов;

- проектирование математического, лингвистического, информационного и программного обеспечения автоматизированных информационных на основе современных методов, средств и технологий проектирования, в том числе с использованием систем автоматизированного проектирования;

в) производственно-технологическая деятельность:

- создание информационных систем и технологий и производство программных продуктов заданного качества в заданный срок;

- тестирование и отладка аппаратно-программных комплексов информационных систем;

- разработка программы и методики испытаний, проведение испытаний объектов профессиональной деятельности;

- комплексирование аппаратных и программных средств, создание информационных систем, комплексов и сетей;

- сертификация объектов профессиональной деятельности;

г) организационно-управленческая деятельность:

- организация процесса исследования и разработки объектов профессиональной деятельности с заданным качеством в заданный срок;

- организация работы коллектива исследователей по проблемам, связанным с объектами профессиональной деятельности;

- планирование исследований и разработки объектов профессиональной деятельности;

- оценка, контроль и управление процессом исследования и разработки объектов профессиональной деятельности;

- выбор технологии, инструментальных средств для организации процесса исследования и разработки объектов профессиональной деятельности;

- обучение персонала в рамках принятой модели процесса разработки объектов профессиональной деятельности;

- планирование и организация процесса внедрения результатов научных исследований и разработок объектов профессиональной деятельности;

д) эксплуатационная деятельность:

- инсталляция, настройка и обслуживание системного, инструментального и прикладного программного обеспечения информационных систем;

- сопровождение информационных систем;

- анализ эксплуатационных характеристик объектов профессиональной деятельности, выработка требований и спецификаций по их модификации;

- эксплуатация опытных или уникальных образцов сложных объектов профессиональной деятельности;

е) педагогическая деятельность:

- преподавание в вузах и средних специальных учебных заведениях дисциплин по профилю направления.

1.3.5. Квалификационные требования

Для компетентного и ответственного решения профессиональных задач магистр информационных систем:

- умеет формулировать и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;

- готов участвовать во всех фазах исследования, проектирования и разработки объектов профессиональной деятельности;

- способен использовать современные методы, средства и технологии исследования и разработки объектов профессиональной деятельности;

- умеет осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по заданной теме своей профессиональной деятельности, применять для этого современные информационные технологии;

- способен изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в области своей профессиональной деятельности;

- взаимодействует со специалистами смежного профиля при исследовании и разработке методов, средств и технологий применения объектов профессиональной деятельности в научных исследованиях и проектно-конструкторской деятельности, в управлении технологическими, экономическими, социальными системами и в гуманитарных областях деятельности человека;

- готов к кооперации с коллегами и работе в коллективе при исследовании и разработке объектов профессиональной деятельности, знаком с методами управления и организации работы исполнителей в процессе производства информационных систем;

- умеет на научной основе организовать свой труд, владеет современными информационными технологиями, применяемыми в сфере его профессиональной деятельности;

- способен в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, умеет приобретать новые знания, используя современные информационные образовательные технологии;

- методически и психологически готов к изменению вида и характера своей профессиональной деятельности, работе над междисциплинарными проектами.

- готов составлять описания проводимых исследований, обрабатывать и анализировать полученные результаты, представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, обзоров, докладов, рефератов и статей;

- готов участвовать во внедрении результатов научных исследований и разработанных технических решений и проектов, в оказании технической помощи и осуществления авторского надзора при изготовлении, испытаниях и сдаче в эксплуатацию объектов профессиональной деятельности.

Магистр информационных систем должен знать:

- постановления, распоряжения, приказы, методические и нормативные материалы по своей профессиональной деятельности;

- специальную научно-техническую и патентную литературу по тематике исследований и разработок;

- технологии, применяемые в научных исследованиях и программные продукты, относящиеся к профессиональной сфере;

- методы исследования и проведение экспериментальных работ;

- методы анализа и обработки экспериментальных данных;

- технические характеристики и экономические показатели лучших отечественных и зарубежных образцов объектов профессиональной деятельности;

- технологию проектирования, разработки и сопровождения объектов профессиональной деятельности;

- методы анализа качества объектов профессиональной деятельности;

- современные средства вычислительной техники, коммуникаций и связи;

- перспективы и тенденции развития информационных технологий;

- порядок, методы и средства защиты интеллектуальной собственности;

- основные требования к организации труда при исследовании и разработке объектов профессиональной деятельности;

- порядок и методы проведения патентных исследований;

- методики оценки технико-экономической эффективности научных и технических разработок;

- основы экономики, организации труда, организации производства и научных исследований;

- основы трудового законодательства;

- правила и нормы охраны труда;

- формы организации образовательной и научной деятельности в высших учебных заведениях.

1.4. Возможности продолжения образования

Магистр информационных систем, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования в рамках направления подготовки 230200 «Информационные системы», подготовлен для продолжения образования в аспирантуре по научным специальностям:

05.13.05 Элементы и устройства вычислительной техники и систем управления;

05.13.06 Автоматизация и управление технологическими процессами и производствами (по отраслям);

05.13.11 Математическое и программное обеспечение вычислительных машин, комплексов и компьютерных сетей;

05.13.12 Системы автоматизации проектирования (по отраслям);

05.13.13 Телекоммуникационные системы и компьютерные сети;

05.13.15 Вычислительные машины и системы;

05.13.17 Теоретические основы информатики;

05.13.18 Математическое моделирование, численные методы и комплексы;

05.13.19 Методы и системы защиты информации, информационная безопасность.

1.5. Перечень аннотированных магистерских программ по направлению «Информационные системы»

01 МОДЕЛИ ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ

Модели дискретных объектов и явлений реального и виртуального (компьютерного) миров. Информация. Количественные меры информации. Информационные объекты. Объектно-ориентированный анализ. Открытые системы. Структура и закономерности протекания информационных процессов. Измерение как первичный информационный процесс, его характеристики. Модели процессов передачи, обработки и хранения информации.

Формальные языки и грамматики. Алгебраическая теория языков. Синтаксический и семантический анализ. Формальные логические системы. Автоматическое доказательство теорем. Логические системы на основе классической и неклассических логик. Сложность вычислений и описаний. Спецификация вычислений. Алгоритмическая теория сложности по Колмогорову.

Семантика и логика программ. Спецификация, верификация, доказательство свойств программ. Семантика языков программирования. Теория структур данных. Элементы криптографии. Динамика поведения вычислительных структур и дискретных систем.

Взаимосвязь теорий переключательных схем, конечных автоматов, формальных грамматик и языков, теории параллельных процессов и программирования. Асинхронные клеточные автоматы. Элементы теории волновых процессов. Нейронные сети.

Системы и сети массового обслуживания. Теория массового обслуживания применительно к анализу коммуникационных систем общего вида.

Правовые и экономические вопросы информатики.

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки 522700 конфликтология

    Образовательный стандарт
    1.2 Нормативный срок освоения профессиональной образовательной программы подготовки магистра по направлению подготовки 522700 Конфликтология при очной форме обучения ‑ 6 лет.
  2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (1)

    Образовательный стандарт
    1.1. Направление подготовки 230200 - Информационные системы утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 12 января 2005 г. № 4.
  3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (2)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера-менеджера по направлению подготовки “Организация и управление наукоемкими производствами» при очной форме обучения - 5 лет и 6 месяцев.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (3)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению 230200 - Информационные системы при очной форме обучения - 5 лет.
  5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (4)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 150800 «Гидравлическая, вакуумная и компрессорная техника» при очной форме обучения 4 года.
  6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (5)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки магистра информационных систем по направлению 230200 «Информационные системы» при очной форме обучения - 6 лет.
  7. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (7)

    Образовательный стандарт
    Инженер по направлению подготовки 230200 - Информационные системы в соответствии с требованиями «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.
  8. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (8)

    Образовательный стандарт
    Технологические машины и оборудование для разработки торфяных месторождений; (Приказ Министерства образования Российской Федерации от 08.10.2002 №3519);
  9. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (9)

    Образовательный стандарт
    Объектами профессиональной деятельности инженера по направлению подготовки 230200 - Информационные системы являются информационные системы и сети, их математическое, информационное и программное обеспечение, способы и методы проектирования,

Другие похожие документы..