Социология в россии под редакцией в. А. Ядова

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ

СОЦИОЛОГИЯ В РОССИИ

ПОД РЕДАКЦИЕЙ В.А.ЯДОВА

ИЗДАНИЕ ВТОРОЕ, ПЕРЕРАБОТАННОЕ И ДОПОЛНЕННОЕ

Рекомендовано Министерством общего

и профессионального образования Российской Федерации

в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

Москва

Издательство Института социологии РАН

1998

Ответственный редактор: проф. В.А. Ядов

Составители: проф. З.Т. Голенкова, проф. В.А. Ядов

Рецензенты: проф. Л.Г. Ионин, проф. АТ. Здравомыслов

Авторский коллектив: Г.М. Андреева, В.Н. Амелин, Я.У. Астафьев, Г.С. Батыгин, И.В.Бестужев-Лада, Р.-Л. Винклер, А.А. Возьмитель, В.И. Гараджа, Я.И. Гилинский, З.Т. Голенкова, Л.А. Гордон, Ю.В. Гридчин, Т.А. Гурко, А.А. Дегтярев, Л.М. Дробижева, И.В. Журавлева, О.Д. Захарова, Е.А. Здравомыслова, Е.Д. Игитханян, В.Ж. Келле, А.А.Клецин, Э.В.Клопов, Л.Н. Коган, А.И. Кравченко, В.А. Мансуров, О.М. Маслова, В.Б. Ольшанский, В.Д. Патрушев, Е.С. Петренко, В.В. Радаев, Н.М. Римашевская, Л.Л. Рыбаковский, Р.В. Рывкина, В.В. Семенова, А.Ю. Согомонов, Ю.Н. Толстова, В.Н. Шубкин, В.В. Щербина, В.А. Ядов, О.Н. Яницкий.

Социология в России / Под ред. В.А. Ядова. -2-е изд., перераб. и дополн. С69 - М.: Издательство Института социологии РАН, 1998. - 696 с.

Оглавление 8

ПРЕДИСЛОВИЕ 9

Позиция редактора 9

Взаимоотношения между властью и социологией в России 10

Литература 22

Раздел первый. Становление и развитие дисциплины
Глава 1. Преемственность российской социологической традиции (Г.Батыгин) 22

§ 1. Историографическая концепция 22

§ 2. Рационализация нигилизма 23

§ 3. Советский марксизм и социология 25

§ 4. Социальные обследования и политический контроль 29

§ 5. Модернизация советской социологической доктрины в 1950-е годы 30

§ 6. Социологический ренессанс 33

§7. «Перестройка в социологии и постсоветская социологическая наука 35

Литература 37

Глава 2. Историко-социологическая проблематика (З.Голенкова,Ю.Гридчин) 39

§ I. Вводные замечания 39

§ 2. Дореволюционный период. Множественность классификации и поиски обобщающей концепции 40

§ 3. 20—40-е годы. Догматизация марксизма и деформации в историко-социологической проблематике 44

§ 4. Историко-социологическое направление в 50-70-х и 80-90-х годах 46

§ 5. Заключение 52

Литература 54

Глава 3. Методология и методы (О.Маслова, Ю.Толстова) 58

§ 1. Введение 58

§ 2. До Октябрьской революции 60

§ 3. Методологическая рефлексия в эмпирической социологии: 20—30-е годы 63

§ 4. Методологические поиски 60-х годов 65

§ 5. Методология эмпирических исследований в 70-80 годы: дискуссии, эксперименты, учебники 67

§ 6. Математические методы в социологии 69

§ 7. Современная ситуация: потери и приобретения переходного периода 74

Литература 77

Литература к § 6 81

Раздел второй. Проблемы социальной дифференциации
Глава 4. Социальная структура и стратификация (З.Голенкова, Е.Игитханян) 85

§ 1. Вводные замечания 85

§ 2. Несколько слов о социально-структурной проблематике в российской социологии конца прошлого— начала нашего века 86

§ 3. Исследования 20—30-х годов 88

§ 4. Исследования социальной структуры в советской социологии 90

в 60-х - начале 80-х годов 90

§ 5. Поиски методологических подходов и работы конца 80-х—начала 90-х годов 97

§ 6. Взгляд в будущее 99

Литература 101

Глава 5. Социология молодежи (В.Семенова) 105

§ 1. Вводные замечания 105

§ 2. Молодежная проблематика до 1917 года. Становление молодежи как группы 107

§ 3. 20-е годы: молодежь как трудовой ресурс 107

§ 4. Первое советское поколение молодежи 108

§ 5. Молодежная революция на Западе и ее влияние на отечественную социологию 109

§ 6. Две ориентации молодежных исследований в 60—80-е годы 110

§ 7. Исследования молодежной субкультуры на рубеже 80—90-х годов 114

§ 8. Сегодняшнее состояние дисциплины, перспектива 115

Литература 117

Глава 6. Социология города (О.Яницкий) 119

§ 1. Введение 119

§ 2. Предыстория формирования дисциплины 120

§ 3. Дискуссия о социалистическом городе 30-х годов 121

§ 5. 80— 90-е годы: углубление достигнутого и новые перспективы 124

Литература 126

Глава 7. Социология села (Р.Рывкина) 128

§ 1. Введение: место села в российском обществе 128

§ 2. Этапы эволюции социологии села в 20—80-е годы 129

§ 3. Социологические исследования села в постсоветской России 135

Литература 137

Глава 8. Социология пола и тендерных отношений (Т.Гурко) 138

§ 1. Вводные замечания 138

§ 2. Дореволюционный период 140

§ 3. Дискуссии 20-х годов 142

§ 4. 60—80-е годы: всплеск исследований профессиональных и семейных ролей женщин 143

§ 5. Новые акценты в исследованиях периода перестройки 146

§ 6. Начало 90-х: тематика и подходы, возникновение тендерных центров 148

§ 7. Перспективы развития исследований социальных проблем пола 149

Литература 151

Глава 9. Этническая социология в СССР и постсоветской России (Л.Дробижева) 156

§ 1. Введение. Предыстория 156

§ 2. Становление дисциплины 157

§ 4. Этносоциология и политика в годы реформ (с 1985 года) 163

§ 5. Тематизация этносоциологических исследований ближайшего будущего 166

Литература 166

Раздел третий. Социальные проблемы экономики, производства, образования и науки
Глава 10. Социология труда и производства (А.Кравченко, В.Щербина) 167

§ 1. Введение 168

§ 2. Предыстория дисциплины 168

§ 3. 30-е годы: наука управления 171

§ 4. Становление советской социологии труда: годы «хрущевской оттепели» 173

§ 5. Социология труда в период стагнации: 70—80-е годы 176

§ 6. Развитие заводской социологии 178

и управленческого консультирования (60—80-е гг.) 178

§ 8. Современное состояние и перспективы развития социологии труда и производства 185

Литература к § 1-5 187

Литература к § 6-8 188

Глава 11. Социология организаций: школы, направления и тенденции развития (В.Щербина) 190

Литература 197

Глава 12. Экономическая социология: современное состояние и перспективы развития (В.Радаев) 199

ТЕМАТИКА ЭКОНОМИКО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ПУБЛИКАЦИЙ В РОССИЙСКИХ ЖУРНАЛЬНЫХ И МОНОГРАФИЧЕСКИХ ИЗДАНИЯХ В СЕРЕДИНЕ 90-х гг. 202

Литература 205

Глава 13. Социология образования (Я.Астафьев, В.Шубкин) 208

§ 1. Вводные замечания 208

§ 2. Социологические подходы к проблемам народного образования до 1917 года 208

§ 3. Политизация исследований в первые годы советской власти 209

§ 4 Становление дисциплины в 1960—1970-е годы 210

§ 5. Развитие социологии образования в 1970—1980-е годы 213

§ 6. Исследования после 1985 года 216

§ 7. Взгляд в будущее 218

Литература 218

Глава 14. Социология науки (В.Келле, Р.—Л.Винклер) 220

§ 1. Предварительные замечания 220

§ 2. Социологические исследования науки в СССР в 20-е годы 221

§ 3. Формирование дисциплины. Дискуссии о предмете: 224

науковедение и социология науки 224

§ 4. Сообщество исследователей социологических проблем науки в 70—80-е годы 227

§ 5. Российская социология науки в период реформ 231

§ 6. Заключение 234

Литература 235

Раздел четвертый. Духовная жизнь, культура, личность
Глава 15. Социология религии (В.Гараджа) 238

§ 1. Вводные замечания 238

§ 2. Период до 1917 года 240

§ 3. Советский период 243

§ 4. Исследования религиозности в постсоветский период 250

§ 5. Перспектива 252

Литература 252

Глава 16. Исследования культуры в парадигме культурной коммуникации (Л.Коган) 254

§ 1. Вводные замечания 254

§ 2. Предыстория социологии культуры в России 255

§ 3. Послеоктябрьский период: вульгаризация культурных процессов 256

с позиций классового подхода 256

§ 4. Исследования 60-х—70-х годов в рамках 258

культурно-коммуникативной парадигмы 258

§ 5. Состояние эмпирических исследований культуры в конце 80-х—90-е годы 261

Литература 261

Глава 17. Социология культуры: теоретический аспект (А.Согомонов) 262

§ 1. Культурологическая реконструкция отечественной социологии от 60-х к нынешнему времени 262

§ 2. Вчера отечественной культурологии 263

§ 3. Толкование культурно-символических кодов: русский характер и советский простой человек 265

§ 4. Концепция репрезентативной культуры. 269

Возможное завтра российской социологии культуры 269

Литература 270

Глава 18. Личность в российской социологии и психологии (В.Ольшанский) 271

§ 1. Введение 271

§ 2. Проблематика личности в дореволюционный период 271

Аналитические различия исследования человека в разных науках 272

§ 3. 1917—1955 годы. Социально-философская позиция немарксистов 273

§ 4. Утверждение ролевой концепции личности 278

(середина 50-х — конец 80-х годов) 278

§ 5. Человек в кризисном обществе 281

Литература 285

Глава 19. Социальная психология (Г.Андреева). 289

§ 1. Вводные замечания 289

§ 2. Дореволюционный период 290

§ 3. Послереволюционная ситуация: дискуссия 20-х годов 291

§ 4. «Перерыв» в развитии дисциплины 294

§ 5. Второе рождение: дискуссия конца 50-х — начала 60-х годов 296

§ 6. Современное состояние: области исследований 299

§ 7. Уроки и перспективы 302

Литература 304

Раздел пятый. Исследования населения: демографические процессы, семья, быт, досуг и условия жизни
Глава 20. Исследования демографических процессов и детерминации рождаемости (О.Захарова) 306

§ 1. Вводные замечания 306

§ 2. Изучение населения в дореволюционный период 307

§ 3. Советская демографическая наука в 20—30-е годы 309

§ 4. Теоретические подходы к изучению детерминации 311

рождаемости в 50—80-е годы 311

§ 5. Несколько слов о сегодняшней ситуации 320

Литература 321

Глава 21. Социология семьи (А.Клецин) 324

§ 1. Вводные замечания 324

§ 2. Дореволюционный период 324

§ 3. Первые годы советской власти 325

§ 4. Вакуум 30—50-х годов, возрождение в годы «хрущевской оттепели» 328

и современные исследования 328

§ 5. Теоретические концепции семьи 332

§ 6. Заключение 334

Литература 335

Глава 22. Исследования миграции населения в России (Л.Рыбаковский) 340

§ 1. Вводные замечания 340

§ 2. Изучение переселений в досоветский период 340

§ 3. 20-е—начало 30-х годов 342

§ 4. Возобновление исследований с конца 50-х годов 343

§ 5. Современные миграционные процессы в России 347

Литература 350

Глава 23. Бюджеты времени различных социальных групп и территориальных общностей (В.Патрушев) 352

§ 1. Предмет и проблематика 352

§ 2. Различия методологических подходов в мировой социологии 353

§ 3. Методические аспекты исследований 355

§ 4. Три этапа исследовании 356

§ 5. Заключение: взгляд в будущее 362

Литература 362

ПРИЛОЖЕНИЕ 366

Глава 24. Социология быта, здоровья и образа жизни населения (Л.Гордон, А.Возьмитель, И.Журавлева, Э.Клопов, Н.Римашевская, В.Ядов) 368

§ 1. Вводные замечания 368

§ 2. От исследований свободного времени к анализу повседневного быта людей 368

§6. Заключение 381

Литература 382

§2 382

§3 382

§4 383

  1. Социология в России. Под редакцией В. А. Ядова

    Документ
    Авторский коллектив: Г.М. Андреева, В.Н. Амелин, Я.У. Астафьев, Г.С. Батыгин, И.В.Бестужев-Лада, Р.-Л. Винклер, А.А. Возьмитель, В.И. Гараджа, Я.И. Гилинский, З.
  2. Социология в россии под редакцией в. А. Ядова (2)

    Литература
    Раздел пятый. Исследования населения: демографические процессы, семья, быт, досуг и условия жизни Глава 20. Исследования демографических процессов и детерминации рождаемости (О.
  3. Социология в россии под редакцией в. А. Ядова (3)

    Литература
    § 2. Предпосылки социопрогностических исследований в России: забытое открытие В. Базарова 20-х годов и развитие прогностики 60—80-х годов на Западе 475
  4. Социология в россии (1)

    Документ
    Предлагаемая работа выполнена в жанре описания положения дисциплины («State of the art»), что требует рассмотрения предыстории, равно как и формирования нынешнего состояния фактуальных знаний и методологии в данной области.
  5. Социология в россии (2)

    Документ
    Раздел шестой. Социально-политические процессы, общественное мнение, социальный контрольГлава 26. Социология политики: становление и современное (В.Амелин, А.
  6. 7. Рациональность и власть / Вопросы социологии. Выпуск №6, Москва 1996

    Документ
    Проблема интереса в социологической теории. Издательство ЛГУ. 1964. (В 1977 году часть работы переведена на немецкий язык в Мюнхене/ Piper and Co. Verlag, Munich.
  7. Программы Выпускник по направлению подготовки «Социология» с квалификацией (степенью) «бакалавр» должен обладать следующими компетенциями: а)

    Документ
    - уважительно относится к историческому наследию, владеть культурой мышления, способностями к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология» Пятая редакция (2)

    Учебно-методический комплекс
    Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки. Социологический проект Конта. Классические социологические теории. Современные социологические теории.
  9. Для студентов вузов, изучающих историю, культурологию, по­литологию, философию и социологию (1)

    Документ
    Социальная психология: Хрестоматия: Учебное пособие для студентов вузов/Сост. Е. П. Белинская, О. А. Тихомандрицкая. — М: Аспект Пресс, 2003.— 475 с. ISBN 5-7567-0236-9

Другие похожие документы..