Программа дисциплины «Практикум по методике преподавания русского языка и литературы» (факультатив) для специальности

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СТАВРОПОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

«УТВЕРЖДАЮ»

проректор по учебной работе

___________Шумакова А.В.

«___»_____________2010 г.

ПРОГРАММА

дисциплины

«Практикум по методике преподавания русского языка и литературы»

(факультатив)

для специальности

050301.65 Русский язык и литература

«Разработано»

«Утверждено»

ст.преп. Н.Г.Глушкова

______________________

заведующий кафедрой, профессор

_______________ Е.Н. Атарщикова

протокол № ___ от ______________

«Согласовано»

декан историко-филологического факультета, профессор

_____________ Е.Н. Атарщикова

Ставрополь, 2010 г.

  1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ.

Цель данной учебной дисциплины – формирование профессиональной компетенции и творческого потенциала личности учителя-лингвиста.

В основе дисциплины — исторически сложившаяся методо­логия лингвистического знания, достижения современных наук развитии языковой личности школьника, ориентация на социо- и лингвокультуроведческий, коммуникативный, функциональный подходы, подготовка к различным видам профессиональной деятельности, передовой педагогический опыт. Дисциплина ориентирована на создание системы ценностных представ­ший о языке и литературе, совершенствование и развитие языкового образования, разработку новых технологий уроков по русскому языку и литературе.

Задачи дисциплины:

  • обеспечить будущего учителя фундаментальными научно-методическими знаниями о процессе обучения русскому языку и литературе и воспитания детей средствами своего предмета;

  • вооружить его методами, формами и способами реализации компетентностного подхода к преподаванию русского языка, что позволит в дальнейшем в разнообразной про­фессиональной деятельности учителя в современной диф­ференцированной школе развивать языковые способности личности и создавать обучающую речевую среду;

  • ознакомить с обобщенным опытом лучших учителей и школ страны как отражением достижений современной методики и передовой практики;

  • способствовать развитию методического чутья;

  • научить отбирать материал для занятий и излагать его в доступной для учащихся форме;

  • способствовать развитию психологических особенностей усвоения изучаемого материала;

  • овладеть методами и приемами работы, обеспечивающими сознательное, прочное усвоение материала;

  • выяснить образовательное, воспитательное и практическое значение русского языка как учебного предмета;

  • предупредить будущих учителей от повторения тех ошибок и извращений в методике, которые имели место на разных исторических этапах ее развития (отрицание урочной системы, метод проектов и т.д.);

  • вооружить навыками самостоятельного изучения научно-методической литературы и умелого применения на практике достижений методической науки.

Предусмотрено ознакомление студентов с разными методическими направлениями, более глубокое и самостоятельное изучениe ими концептуально новых идей, овладение общеучебными явлениями получения информации с учетом современных информационных технологий и специальными типами умений, обеспечивающих осмысление практики организации обновленного учебного процесса.

Изучение дисциплины отвечает следующим задачам п.7.1 об­еленного ГОС ВПО и ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности учителя русского языка и литературы:

в области учебно-воспитательной деятельности:

  • осуществление процесса обучения в соответствии с образо­вательной программой;

  • планирование и проведение учебных занятий с учетом специфики тем и разделов программы и в соответствии с учебным планом;

  • использование современных научно обоснованных прие­мов, методов и средств обучения; использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

  • применение современных средств оценивания результатов обучения;

  • воспитание учащихся как формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

  • организация и проведение внеклассных мероприятий;

в области научно-методической деятельности:

  • выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

  • анализ собственной деятельности с целью ее совершенство­вания и повышения своей квалификации.

  • - творчески подойти к овладению концепцией авторов современных учебников по русскому языку, определить свое отношение к ней;

  • создать у студентов широкую научно-методическую базу, обеспечивающую их будущую деятельность учителя-русиста;

  • привить навыки самостоятельной работы с научно-мето­дической литературой; развить умения научно-исследовательс­кой деятельности в области методики преподавания русского языка;

  • обеспечить формирование профессионально-методических умений будущих учителей русского;

  • отразить современный этап развития как самой методики русского языка, так и тесно связанных с ней психологии, методики и лингвистики.

  1. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (система знаний и умений):

  • глубокое знание важнейших проблем методики русского языка как прикладной науки, ее лингвистических, психологических и дидактических основ;

  • владение основными средствами и методами обучения русскому языку;

  • знание школьных программ и учебников;

  • владение методикой преподавания основных разделов школьного курса русского языка;

  • умение анализировать и разрабатывать уроки различных типов, различные внеклассные мероприятия по русскому языку;

  • способность на научном уровне осмысливать важнейшие проблемы современной методики, самостоятельно оценивать методические пособия, творчески подходить к использованию школьных учебников, анализировать опыт учителей и собственные первые шаги в школе;

  • умение планировать подлежащий изучению материал и анализировать его. а именно: а) планировать учебный материал на год, четверть, по теме; б) составлять конспект и план урока (определять цель урока и комплексные задачи, отбирать учебный и дидактический материал, определять виды работ, тип урока, его построение и др.; в) проводить лингвометодический анализ изучаемого материала (анализ определений, правил, дифференциации материала по трудности усвоения его учащимися, анализ теоретической и практической части учебника); г) формулировать вопросы и задания; д) вести опрос и оценивать знания, умения и навыки учащихся; е)составлять приемы-предписания (алгоритмы); ж) проводить различные виды работ: диктанты, сочинения, изложения и др.; з)вести разбор: фонетический, лексический, словообразовательный, морфологический, синтаксический; и) проектировать таблицы и изготовлять их; к) при анализе языковых фактов пользоваться графическими схемами с принятыми в школе условно-графическими обозначениями; л) вести тетради учащихся (виды тетрадей, проверка работ, способы исправления ошибок, работа над ошибками);

  • уметь анализировать, обобщать собственный опыт и опыт работы лучших учителей;

  • владеть навыками психологического исследования личности ребенка;

  • творчески использовать методическое наследие прошлого и достижения современной методики;

  • составлять тексты заданий поискового характера, определять их типологию, способы выполнения, выявлять затруднения студентов при их решении.

В рамках задачи создания научно-методической базы будущей практической деятельности студенты должны:

  • знать основную научную и учебную литературу по методике русского языка;

  • владеть основными теоретическими положениями науки;

  • уметь изложить содержание основных понятий, используе­мых в курсе методики;

  • знать основные различия между системой русского литературного и разговорного языка учащегося; уметь прогнозировать возможную транс­позицию и предупреждать типичные ошибки, связанные с ин­терференцией разговорного языка.

В рамках задачи формирования методических умений студен­ты должны:

  • определять конкретную методическую цель урока и его основное содержание;

  • оценивать отбор и дозировку языкового материала с точки зрения его соответствия конкретной методической цели урока;

  • анализировать языковой материал урока с точки зрения трудностей, которые он представляет для определенной социальной группы учащихся, и находить пути преодоления этих трудностей;

  • определять вид речевой деятельности, на формирование и развитие которого направлен урок;

  • выявлять целесообразные способы и приемы семантизации лексики, введения нового грамматического материала, ра­боты над произношением, проверки понимания нового матери­ала и т.д.;

  • оценивать учебные действия учителя и учащихся с точки зрения их соответствия методической цели урока, особенностям этапов, контингента, методическим принципам обучения;

  • выбирать оптимальную структуру урока для конкретной цели и содержания;

  • владеть методикой анализа текста (учебного, научно-попу­лярного, художественного и т.п.) как речевого произведения, имеющего свои языковые закономерности и коммуникативную заданность;

  • конкретизировать коммуникативные умения в определен­ном виде речевой деятельности и подбирать упражнения, обес­печивающие их формирование;

  • определять их последовательность;

  • подбирать оптимальные средства обучения для решения на­меченных задач;

  • владеть приемами создания и поддержки мотивации у уча­щихся;

  • уметь правильно организовать общее взаимодействие уча­щихся на уроке;

  • уметь варьировать общение с учащимися в зависимости от обстоятельств;

  • владеть навыками ведения учебной документации — пла­нов, конспектов и т. п.

В рамках задачи обеспечения профессиональных качеств студен­ты должны:

  • уметь выбрать методическую концепцию, воспроизвести пси­холого-педагогическую и лингвистическую аргументацию в пользу сделанного выбора;

  • изложить преимущества предлагаемого методического реше­ния;

  • раскрыть зависимость, взаимосвязь различных методических положений в рамках излагаемой концепции.

  1. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ.

«Практикум по методике русского языка и литературы» в системе профессиональной подготовки учителя русского языка занимает ведущую роль: он заставляет будущего специалиста-словесника проанализировать свои знания, умения и навыки, свои личные данные с точки зрения требования современной школы. Для ее решения программой предусмотрены практические и лабораторные занятия, сдача коллоквиумов, написание рефератов.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

Общая трудоемкость

96

6,7, 8

Аудиторные занятия

90

6,7, 8

Лекции

90

6,7, 8

Самостоятельная работа

6

6,7, 8

Вид итогового контроля

зачет

6,7, 8

  1. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ.

Разделы дисциплины и виды занятий.

Раздел дисциплины

Лекции

Самостоятельная работа

Теория и методика преподавания русского языка и литературы как наука и учебная дисциплина

2

Закон об образовании РФ. Государственный образовательный стандарт.

2

Планирование учебной работы по русскому языку. Базисный учебный план. Календарно-тематический план.

2

Средства обучения русскому языку. УМК, учебники, вспомогательные и дидактические материалы по русскому языку.

2

Особенности действующих программ и учебников по русскому языку для средних общеобразовательных учебных заведений

2

2

Метод как категория методики. Этапы обучения. Связь метода с этапом обучения.

4

Урок русского языка как основная форма организации учебного процесса.

4

Структура уроков русского языка.

2

Система и типология упражнений, письменных работ по русскому языку.

2

Виды диктантов, методика их подготовки и проведения.

4

Методика изучения фонетики и графики.

2

Методика изучения лексики и лексикографии.

2

Методика изучения морфемики и словообразования.

2

Методика изучения морфологии.

4

Методика изучения синтаксиса.

4

Методика формирования орфографической и пунктуационной грамотности

4

Методика работы по развитию речи. Изложение. Сочинение.

4

Методы контроля по русскому языку в школе. Нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

4

Виды и методика языкового разбора (анализа) на уроках русского языка

2

Принципы и виды анализа уроков русского языка.

2

Дидактика и методика преподавания литературы.

2

Содержание и этапы литературного образования в современной школе

2

Методы и приемы изучения литературы в школе

2

Урок литературы в современной средней школе.

2

2

Анализ школьных программ по литературе. Учебники по литературе.

4

Изучение поэтического текста на уроках литературы в средних классах

2

Изучение эпического произведения на уроках литературы.

4

Изучение драматического произведения на уроках литературы.

4

Изучение теории литературы в школе

2

Работа над литературно-критической статьей на уроках литературы в школе

2

Изучение монографической темы на уроках литературы в школе

2

2

Изучение обзорных тем на уроках литературы в школе

2

Аудиовизуальные технологии обучения русскому языку и литературе

2

Контрольная работа (зачет)

2

Итого:

90

6

  1. Программа дисциплины «Практикум по методике преподавания русского языка и литературы» (факультатив) для специальности (2)

    Программа дисциплины
    В основе дисциплины — исторически сложившаяся методо­логия лингвистического знания, достижения современных наук развитии языковой личности школьника, ориентация на социо- и лингвокультуроведческий, коммуникативный, функциональный подходы,
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины «теория и методика обучения русскому языку и литературе. Раздел: преподавание русского языка» специальность

    Учебно-методический комплекс
    Профессиональная подготовка будущих преподавателей-словесников в педагогических институтах требует не только основательной теоретической, но и методической подготовки.
  3. Методика преподавания иностранного языка (английский язык)

    Документ
    Кафедра теории и практики английского языка Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Я.Купалы» (заведующая кафедрой – кандидат филологических наук, доцент Л.
  4. Рабочая программа дисциплина «Методика преподавания русского языка» для студентов III курса дневной формы обучения по направлению 031000 «Филология» Москва 2008

    Рабочая программа
    Одной из основных целей курса является знакомство будущих учителей-филологов с теоретическими и практическими решениями проблем развивающего обучения средствами дифференцированной методики.
  5. На выполнение муниципального заказа по поставке кабинета русского языка и литературы для Муниципального образовательного учреждения Топкинская средняя общеобраз

    Документ
    Муниципальное образовательное учреждение Топкинская средняя общеобразовательная школа, почтовый адрес: 652320, Топкинский район, с. Топки, Микрорайон,
  6. Профиль биология аннотация к программам дисциплин (модулей)

    Программа
    Дисциплина «Иностранный язык» включена в базовую часть гуманитарного, социального и экономического цикла ООП. К исходным требованиям, необходимым для изучения дисциплины «Иностранный язык», относятся знания, умения и виды деятельности,
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (29)

    Учебно-методический комплекс
    Т Теория и методика обучения русскому языку [Текст] : Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Л.И. Чиркова; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М. Шукшина.
  8. Курсы и модули по вопросам подготовки к внедрению фгос, п рограммы которых нацелены на подготовку педагогических и руководящих работников к внедрению фгос

    Документ
    Нижегородский институт развития образования в 2011 году предлагает новые формы организации образовательной деятельности, связанные с реализацией накопительной системы повышения квалификации и созданием условий для индивидуализации
  9. Ю. С. Кардычко начальник отдела общеобразовательных дисциплин гуо «во иро», Л. Г. Ермоленко, Т. Т. Талькова, В. В. Пикулик, С. М. Шингарёва, О. В. Лазинская, Л. И. Титова, Л. Ф. Зубенко, В. И. Моисеенко, В. А. Гончарова, Р. И. Баба

    Документ
    Ю.С. Кардычко - начальник отдела общеобразовательных дисциплин ГУО «ВО ИРО», Л.Г.Ермоленко, Т.Т.Талькова, В.В. Пикулик, С.М.Шингарёва, О.В.Лазинская, Л.

Другие похожие документы..