Курсы для системы среднего профессионального образования по актуальным проблемам, связанным с изменениями в действующем законодательстве в части федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования
«Материалы подготовлены
НОУ ВПО «Московский психолого-социальный институт»
КУРСЫ ДЛЯ СИСТЕМЫ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО АКТУАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ, СВЯЗАННЫМ С ИЗМЕНЕНИЯМИ В ДЕЙСТВУЮЩЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
А) Перечень курсов для системы среднего профессионального образования
1. «Актуальные проблемы дошкольного образования» (в свете изменений в действующем законодательстве)
Цель: раскрыть сущность актуальных проблем дошкольного образования и пути реализации Федеральных государственных требований в дошкольных образовательных учреждениях (ФГТ).
В ходе реализации программы курса должны быть освещены следующие вопросы:
- система дошкольного образования России (введение, государственная система управления сферой дошкольного образования в Российской Федерации: структура, функции; концепции развития дошкольного образования);
- проблема программ воспитания и обучения детей дошкольного возраста в отечественной педагогике и практике (переход к вариативности программного обеспечения работы дошкольных учреждений; комплексные вариативные образовательные программы; парциальные программы; использование зарубежного опыта в работе ДОУ);
- современные концептуальные подходы к разработке федеральных государственных требований (культурно-исторический, деятельностный, личностный подходы к разработке Федеральных государственных требований; Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования; организационные формы (модели) дошкольного образования на основе Федеральных государственных требований; соотношение примерного общего объема обязательной и вариативной частей основной общеобразовательной программы дошкольного образования; структура содержания дошкольного образования (инвариантная часть) в различных образовательных областях; социальный портрет ребенка дошкольника (6,5 – 7 лет) как целевой ориентир системы дошкольного образования;
- оценка результативности освоения основной общеобразовательной программы и качества деятельности на основе Федеральных государственных требований (система оценки результатов освоения основной общеобразовательной программы; диагностика результатов освоения дошкольной образовательной программы; медико-педагогическая диагностика как процедура оценки результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования);
- пути внедрения Федеральных государственных требований в дошкольные образовательные учреждения (принципы, условия внедрения Федеральных государственных требований в ДОУ; специфика педагогической деятельности по Программе в различных организационных формах (моделях) дошкольного образования; особенности анализа и самоанализа педагогической деятельности.
2.«Современные инновационные программы и технологии воспитания и обучения детей дошкольных образовательных учреждений»
Цель: формировать и совершенствовать профессиональную компетентность педагогических работников в вопросах организации воспитательно-образовательного процесса по реализации задач современных инновационных программ и технологий.
В ходе реализации программы курса слушателям должны быть представлены следующие вопросы:
- расширение образовательного пространства современного дошкольного образования;
- современные подходы к содержанию образовательно-воспитательной работы дошкольных учреждений;
- концептуальные положения современных инновационных программ и технологий, их методическое обеспечение;
- создание условий для реализации программ и технологий;
- использование зарубежного опыта в работе дошкольных образовательных учреждений;
- отечественные и зарубежные технологии и программы («Радуга», «Детство», «Наследие», «ТРИЗ» и другие), используемые в работе современного дошкольного образовательного учреждения.
3. «Вариативные формы дошкольного образования»
Цель: обеспечить овладение слушателями современными методами и приемами организации вариативных форм дошкольного образования, условиями создания развивающей среды, обеспечивающей познавательную активность и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста;
В ходе реализации программы курса слушателям должны быть представлены следующие вопросы:
- современные подходы к обновлению содержания дошкольного образования;
- модернизация дошкольного образования на современном этапе;
- особенности психолого-педагогического сопровождения современного образовательно-воспитательного процесса;
- современные инновационные программы и технологии воспитания и обучения детей в группах кратковременного пребывания детей в дошкольных образовательных учреждениях;
- условия создания развивающей среды, обеспечивающей познавательную активность и развитие творческих способностей детей дошкольного возраста;
- содержание и методика занятий по организации практической и интеллектуальной деятельности дошкольников в группах кратковременного пребывания детей в ДОУ;
- формы, методы, приемы формирования, сохранения и укрепления здоровья дошкольников;
- здоровьесберегающие технологии в образовательно-воспитательном процессе дошкольного учреждения.
Б) Перечень программно-методического обеспечения курсов для системы среднего профессионального образования:
1. Учебно-тематический план курса для системы среднего профессионального образования по актуальным проблемам, связанным с изменениями в действующем законодательстве в части федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования
2. Программа учебного курса для системы СПО «Актуальные проблемы дошкольного образования»
3. Методическое (учебное) пособие к курсу для системы СПО
4. Список учебно-методической литературы к учебному курсу
5. Словарь терминов
6. Контрольно-измерительные материалы к учебному курсу «Актуальные проблемы дошкольного образования»
А) дидактические материалы:
Контрольно-измерительные материалы к учебному курсу «Актуальные проблемы дошкольного образования» (тест №1)
Контрольно-измерительные материалы к учебному курсу «Актуальные проблемы дошкольного образования» (тест №2)
Контрольно-измерительные материалы к учебному курсу «Актуальные проблемы дошкольного образования» (творческие задания)
Контрольно-измерительные материалы к учебному курсу «Актуальные проблемы дошкольного образования» (ответы к тестам 1,2)
Б) Контрольно-оценочные материалы
Контрольно-измерительные материалы к учебному курсу «Актуальные проблемы дошкольного образования» (контрольные вопросы и задания к зачету)
1. Учебно-тематический план курса для системы среднего профессионального образования по актуальным проблемам, связанным с изменениями в действующем законодательстве в части федеральных государственных требований в сфере дошкольного образования.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН для СПО
Учебный курс «Актуальные проблемы дошкольного образования»
(в свете изменений в действующем законодательстве)
Специальность 050704Дошкольное образование
Цель курса: раскрыть сущность актуальных проблем дошкольного образования и пути реализации федеральных государственных требований в дошкольных образовательных учреждениях
№ |
Наименование модулей и тем
| Общая трудо емкость | В том числе аудиторных | Сам. работа
| |||
Всего часов | Лек-ции | Сем. | Прак. | ||||
1 | Модуль 1. Современная система дошкольного образования России | 12 | 6 | 4 | 2 | 6 | |
2 | Тема 1. Государственная система дошкольного образования в Р.Ф. Особенности ценностных аспектов дошкольного образования на современном этапе | 4 | 2 | 2 | 2 | ||
3 | Тема 2. Нормативно-правовая база сферы дошкольного образования. | 4 | 4 | 2 | 2 | 2 | |
4 | Тема 3. Концептуальные основания отбора и структурирования содержания дошкольного образования | 4 | 2 | 2 | 2 | ||
5 | Модуль 2. Проблема программ образования детей в дошкольной педагогике | 32 | 16 | 10 | 4 | 2 | 16 |
6 | Тема 4. Переход к вариативности программного обеспечения работы дошкольных учреждений. Основные направления содержания программ в условиях вариативности. | 8 | 4 | 2 | 4 | ||
7 | Тема 5. Комплексные вариативные образовательные программы. | 8 | 4 | 4 | 2 | 4 | |
8 | Тема 6. Парциальные (специализированные) программы. | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | |
9 | Тема 7. Зарубежный опыт организации работы с детьми дошкольного возраста. | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | |
10 | Модуль 3.Современные концептуальные подходы к разработке федеральных государственных требований (ФГТ). | 52 | 26 | 20 | 4 | 2 | 26 |
11 | Тема 8. Культурно-исторический, деятельностный, личностный подходык разработке ФГТ. | 8 | 4 | 4 | 4 | ||
12 | Тема 9.Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования | 8 | 4 | 4 | 4 | ||
13 | Тема 10. Организационные формы (модели) дошкольного образования на основе ФГТ | 12 | 6 | 2 | 2 | 2 | 6 |
14 | Тема 11. Социальный портрет ребенка дошкольника (6,5 – 7 лет) как целевой ориентир системы дошкольного образования | 8 | 4 | 4 | 4 | ||
15 | Тема 12. Соотношение примерного общего объема обязательной части основной общеобразовательной программы дошкольного образования ичасти, формируемой участниками образовательного процесса | 8 | 4 | 4 | 4 | ||
16 | Тема 13. Структура содержания дошкольного образования (инвариантная часть) в различных образовательных областях | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | |
17 | Модуль 4. Оценки результативности освоения основной общеобразовательной программы и качества деятельности на основе ФГТ | 24 | 12 | 6 | 2 | 4 | 12 |
18 | Teма 14. Система оценки результатов освоения основной общеобразовательной программы | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | |
19 | Тема 15. Диагностика результатов освоения дошкольной образовательной программы | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | |
20 | Тема 16. Медико-педагогическая диагностика как процедура оценки результатов освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | |
21 | Модуль 5. Пути внедренияФГТ в дошкольные образовательные учреждения | 24 | 12 | 8 | 2 | 2 | 12 |
22 | Тема 17. Принципы, условия, методы внедрения ФГТ в ДОУ | 8 | 4 | 4 | 4 | ||
23 | Тема 18. Специфика педагогической деятельности по Программе в различных организационных формах (моделях) дошкольного образования. | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | |
24 | Тема 19.Особенности анализа и самоанализа педагогической деятельности,осуществление коррекционной работы. | 8 | 4 | 2 | 2 | 4 | |
25 | Зачет | ||||||
26 | Итого | 144 | 72 | 48 | 12 | 12 | 72 |
Курсы для системы
ДокументПО АКТУАЛЬНЫМ ПРОБЛЕМАМ, СВЯЗАННЫМ С ИЗМЕНЕНИЯМИ В ДЕЙСТВУЮЩЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ В ЧАСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ТРЕБОВАНИЙ В СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯИтоговый отчет по научно-исследовательской работе (1)
Содержательный отчет«Разработка программы повышения качества государственных услуг на базе многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг до 2010 года в Ульяновской области»Подпрограмма «Дошкольное образование» 54 I. Характеристика сферы реализации подпрограммы 54 >VI. Анализ рисков реализации подпрограммы 62 Подпрограмма «Общее образование» 64
Программа1. Дошкольное образование,2. Общее образование,3. Начальное и среднее профессиональное образование,4. Высшее и непрерывное профессиональное образование,5.Образовательная программа начального общего образования м (1)
Образовательная программарасширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи,Образовательная программа начального общего образования м (2)
Образовательная программарасширение опыта позитивного взаимодействия в семье (в процессе проведения «открытых» семейных праздников, выполнения и презентации совместно с родителями творческих проектов, проведения других мероприятий, раскрывающих историю семьи,Приказ Министерства образования и науки РФ от 06. 10. 2009 №373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; Областной закон Ростовской области от 22. (2)
Законприказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»;Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Основная образовательная программа (3)
Образовательный стандартЛицензия на право осуществления образовательной деятельности – серия А №292036 регистрационный номер № 2136 от 12.01.2009действительна по 20.01.2014 г.Основная образовательная программа начального общего образования Государственного бюджетного образовательного
Основная образовательная программаОсновная образовательная программа начального общего образования (далее - ООПНОО) Государственного бюджетного образовательного учреждения Калужской области для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "КондровскийФедеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Основная образовательная программа (1)
Образовательный стандартКрасный цвет (вариативная часть 20%) – показаны особенности УМК «Перспективная начальная школа». Они используются полностью, если школа работает по данному УМК, или в качестве примере (если по другим (или – и по другим) УМК).