Программа дисциплины "Проектирование информационных систем"

Государственноеобразовательноеучреждение

высшегопрофессиональногообразованияМосковскойобласти

«Международныйуниверситетприроды, обществаичеловека «Дубна»

Филиал «Угреша»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

____________ С.В. Моржухина

«___» _______________20__

ПРОГРАММАДИСЦИПЛИНЫ

"Проектирование информационных систем"

по специальности 230201

"Информационные системы и технологии"

Форма обучения: заочная

Уровень подготовки: специалист

Курс (семестр):5 (10)

Дзержинский, 2011г.

Программа дисциплины "Проектирование информационных систем" по специальности 230201 "Информационные системы и технологии": Учебная программа. Давидсон Г.И.. – Филиал «Угреша» Университета «Дубна», 2010.

Авторпрограммы:

Давидсон Геннадий Иосифович, кандидат технических наук, кафедра МНТ

Программа составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования и учебным планом по направлению подготовки (специальности)

230200 /230201 " Проектирование информационных систем ".

Программа рассмотрена на заседании кафедры МНТ

Протокол заседания № _____ от «____» ________________ 20__ г.

Заведующий кафедрой

________________ / профессор, д.т.н. Балоян Бабкен Мушегович /

Рецензент: _________________________________________________________________

(ученая степень, ученое звание, Ф.И.О., место работы, должность)

ОДОБРЕНО

Директор филиала «Угреша»

___________________ / профессор, д.т.н. Балоян Бабкен Мушегович /

«____» _________ 20__ г.

Руководитель библиотечной системы ___________________ /_______________/

(подпись) (ФИО)

Аннотация

Дисциплина "Проектирование информационных систем" является дисциплиной федерального компонента специальных дисциплин государственного образовательного стандарта подготовки инженеров и направлена на формирование комплекса научно-технических знаний, освоение которых даст будущим инженерам целостное представление о принципах, стандартах, методах и средствах проектирования информационных систем.

Для усвоения содержания программы студенты должны владеть материалом, излагаемом в курсах "Информационные технологии", "Архитектура ЭВМ и систем", "Операционные системы", "Информационные сети", "Корпоративные информационные системы", "Информационная безопасность и защита информации".

После изучения и усвоения дисциплины студент будет подготовлен к выполнению работ по проектированию сложных информационных систем.

По каждому разделу дисциплины проводится тестирование, по результатам которого формируется рейтинговая оценка работы студента в семестре. Итоговая оценка формируется на экзамене.

Цель и задачи дисциплины

Цели и задачи дисциплины

Целью преподавания дисциплины является обучение студентов основам современных методологий, методов, стандартов и средств проектирования интегрированных информационных управляющих систем.

Задачи дисциплины:

    • изучение традиционной методологии проектирования информационных систем;

    • изучение методологии проектирования информационных систем на основе использования типовых архитектур;

    • изучение основ применения методов структурного анализа для проектирования информационных систем;

    • изучение основ государственного профиля стандартов по вопросам проектирования информационных систем.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:

    • знать основные положения теории и практики управления современным предприятием, принципы и методы построения интегрированных информационных систем уровня предприятия;

    • уметь применять принципы построения, методы анализа и синтеза при создании, исследовании и эксплуатации информационных автоматизированных систем обработки информации и управления, разрабатывать техническое задание на создание информационной системы, а также комплект документов, необходимых на предпроектной стадии и на стадии проектирования;

    • иметь представление о применении стандартов в области разработки информационных систем, тенденциях развития информационных технологий и инфраструктурных компонентов информационных систем.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Таблица 1

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

8

Общая трудоемкость дисциплины

204

204

Аудиторные занятия

20

20

Лекции

10

10

Практические занятия (ПЗ)

10

10

Семинары (С)

Лабораторные работы (ЛР)

Самостоятельная работа

184

184

Курсовой проект (работа)

Расчетно-графические работы

Реферат (эссе)

Контрольная работа (тестирование)

136

136

Вид итогового контроля (зачет, экзамен)

экзамен

экзамен

Разделы (темы) дисциплины и виды занятий

Таблица 2

№ раздела

Содержание учебного материала

(дидактические единицы),

обобщенные требования к знаниям и умениям

Лекции

ПЗ (С)

ЛР

СРС

Раздел 1.

Общая характеристика процесса проектирования информационной системы.

Тема 1.1 Структура информационно-логической модели ИС.

Тема 1.2 Стадии создания ИС.

8

4

Раздел 2.

Подходы к проектированию ИС

Тема 2.1 Исходные данные для проектирования.

Тема 2.2 Типизация проектных решений.

2

2

12

12

Раздел 3.

Тема 3.1. Разработка модели и защита данных.

Тема 3.2. Разработка пользовательского интерфейса

16

20

Раздел 4.

Методологии моделирования предметной области

Тема 4.1. Структура программных модулей.

Тема 4.2. Разработка функциональной модели.

2

16

16

Раздел 5.

Инструментальные средства проектирования

Тема 5.1. Среда моделирования IDEF0.Логический анализ структур ИС.

Тема 5.2. Среда моделирования IDEF1X. Разработка алгоритмов

4

6

2

20

20

Раздел 6

Проектная документация

Тема 6.1. Управление проектом.

Тема 6.2. Графические средства представления проектных решений

2

20

8

Раздел 7.

Тема 7.1. Разработка проекта распределенной обработки.

Тема 7.2. Эксплуатация ИС.

8

4

Содержание лекционного курса

Таблица 3

№ п/п

Содержание лекции

Лекция 1

Классы информационных систем (ИС). Стадии создания ИС. Процессы жизненного цикла ИС: основные, вспомогательные, организационные. Модели жизненного цикла: каскадная, модель с промежуточным контролем, спиральная. Каноническое проектирование ИС. Исходные данные для проектирования.

Лекция 2

Разработка модели деятельности организации ("как есть" и "как должно быть"). Состав работ на стадии технического и рабочего проектирования. Разработка пользовательского интерфейса и алгоритмов распределенной обработки данных. Состав проектной документации.

Лекция 3

Case-средства для моделирования деловых процессов. Инструментальная среда BPwin. Принципы построения модели IDEF0: контекстная диаграмма, субъект моделирования, цель и точка зрения. Диаграммы IDEF0.

.Лекция 4

Моделирование данных. Метод IDEF1X. Отображение модели данных в инструментальном средстве ERwin. Интерфейс ERwin. Создание логической модели данных. Создание физической модели. Прямое и обратное проектирование. Создание отчетов. Генерация словарей. Связывание функциональной модели и модели данных.

Лекция 5

Содержание документа "техническое задание".Определение понятия "Технический проект". Эскизный и технорабочий проекты. Структура пояснительной записки технического проекта. Комплекты документов технического проекта.

Тематика практических занятий (семинаров)

Таблица 4а

№ п/п

Содержание практических занятий (семинаров)

Практикум. Введение. Упражнение 1. Создание контекстной диаграммы. Упражнение 2. Создание диаграммы декомпозиции.

Практикум. Упражнение 3. Создание диаграммы декомпозиции второго уровня.

Практикум. Упражнение 6. Расщепление и слияние моделей.

Практикум. Упражнение 7. Создание диаграммы IDEF3.

Практикум. Упражнение 15. Создание DFD-диаграммы.

Лабораторный практикум

Таблица 4б

№ п/п

№ раздела (темы)

Наименование и содержание лабораторных работ

Не предусмотрено

Виды самостоятельной работы студентов

Таблица 5

№ п/п

Вид работы, литературные источники

Разработка отчета по обследованию предприятия (подразделения) в терминах модели прецедентов (Use Case). [1]

Разработка функциональной модели (ФМ) предприятия (подразделения). Модель "As-Is". Контекстная диаграмма с детальным описанием работ и потоков в поле "Definition".[2], [3], [10]

Разработка функциональной модели (ФМ) предприятия (подразделения). Модель "As-Is". Диаграмма декомпозиции 1-го уровня с детальным описанием работ и потоков в поле "Definition".[3], [10]

Разработка функциональной модели (ФМ) предприятия (подразделения). Модель "As-Is". Диаграмма декомпозиции 2-го уровня. [3], [10]

Разработка функциональной модели (ФМ) предприятия (подразделения). Модель "As-Is". Диаграмма декомпозиции 3-го уровня. [3], [10]

Детализация диаграмм 3-го и (или) 2-го уровня с использованием нотации DFD. [10]

Описание потоков данных ФМ в терминах "Сущность" – "Атрибут". [10]

Разработка отчета по модели "As-Is" по встроенным шаблонам и (или) с помощью Report Template Builder. [10]

Разработка технического задания на автоматизированную информационную систему предприятия (подразделения). [4]

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Базовый учебник

1 Соловьев И.В., Майоров А.А. Проектирование информационных систем. Фундаментальный курс: Учеб. пособие для высшей школы / под. ред. В.П. Савиных.– М.: Академический проект, 2009. – 398 с.– (Фундаментальный учебник).

Основная литература

2 Мазный Г.А., Саватеева Т.П. Теория и технология проектирования информационных систем: Учеб. пособие. Дубна: Международный университет природы, общества и человека "Дубна", 2003.–70 с.: ил.

Дополнительная литература

3 Р 50.1.028-2001. Рекомендации по стандартизации. Информационные технологии поддержки жизненного цикла продукции. Методология функционального моделирования. – М.: Госстандарт России.

4 ГОСТ 34.602-89. Государственный стандарт Союза ССР. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Техническое задание на создание автоматизированной системы. –М.:Госстандарт СССР.

5 ГОСТ 34.601-90. Государственный стандарт Союза ССР. Информационная технология. Комплекс стандартов на автоматизированные системы. Автоматизированные системы.Стадии создания . –М.:Госстандарт СССР.

6 ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-99. Государственный стандарт Российской Федерации. Информационная технология. Процессы жизненного цикла программных средств. – М.: Госстандарт России.

7 ГОСТ Р ИСО/МЭК 15288-2005. Государственный стандарт Российской Федерации. Информационная технология. Системная инженерия. Процессы жизненного цикла систем. – М.: Госстандарт России.

8 ГОСТ Р ИСО 15704-2008. Национальный стандарт Российской Федерации. Промышленные автоматизированные системы. Требования к стандартным архитектурам и методологиям предприятия.– М.: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии РФ.

Авторские методические разработки

9 ГИ. Давидсон Лекции по курсу "Проектирование информационных систем".

10 Г.И. Давидсон Практикум по курсу "Проектирование информационных систем", ч. 1, 2.

Технические и электронные средства обучения, иллюстрированные материалы

Расчетные компьютерные программы: AllFusion ERwin Process Modeler.

Материально-техническое обеспечение дисциплины

Персональный компьютер

Формы текущего, промежуточного и итогового контроля

Текущий контроль

Контроль за выполнением заданий, рекомендованных в качестве самостоятельной работы.

Промежуточный контроль

Тестирование

Контрольный опрос

Итоговый контроль

Экзамен проводится в устной форме по билетам, состоящим из двух теоретических вопросов с учетом рейтинговой оценки работы студента в течение семестра.

Методика формирования результирующей оценки

Промежуточный контроль проводится в форме тестов и контрольных опросов. Результаты промежуточного контроля оцениваются в баллах и сводятся в рейтинговую ведомость. Максимальная оценка результатов тестирования – 14 баллов, контрольного опроса – 12 баллов. По итогам семестра при шести этапах промежуточного контроля максимальная оценка может достигать 80 баллов (4х14+2х12). Преподаватель по итогам работы студента в семестре может увеличить или уменьшить эту оценку в пределах 5 баллов. При получении максимальной оценки студент допускается к экзамену с предварительной (рейтинговой) оценкой «хорошо», при получении от 60 до 79 баллов – «удовлетворительно» и менее 60 баллов – «неудовлетворительно».

Перечень вопросов, выносимых на экзамен

  1. Этапы создания ИС. Роль и цели начальных этапов.

  2. Характеристика этапа проектирования.

  3. Понятие жизненного цикла ИС и его составляющие.

  4. Модели жизненного цикла ИС.

  5. Каскадная модель жизненного цикла ИС и ее характеристики.

  6. Спиральная модель жизненного цикла ИС и ее характеристики.

  7. Жизненный цикл по ГОСТ 34.601-90.

  8. Процессы жизненного цикла и их содержание по ISO/IEC 12207.

  9. Процессы жизненного цикла и стадии создания ИС по ISO/IEC серии 15288.

  10. Содержание и основные задачи этапа обследования.

  11. Содержание технико-экономического обоснования проекта ИС.

  12. Задачи детального анализа деятельности предприятия.

  13. Особенности обследования документооборота предприятия.

  14. Разделы ТЗ и их содержание по ГОСТ 34.602-89.

  15. Технический проект и его содержание.

  16. Виды испытаний ИС и их содержание.

  17. Типовое проектирование ИС. Достоинства и недостатки.

  18. Сущность параметрически-ориентированного проектирования.

  19. Сущность модельно-ориентированного проектирования.

  20. Особенности внедрения типовой ИС.

  21. Обобщенная схема организационного бизнес-моделирования.

  22. Процессно-целевое описание предприятия.

  23. Полная бизнес-модель предприятия.

  24. Шаблон формирования функционала предприятия.

  25. Процессный подход и особенности модели предприятия на его основе.

  26. Бизнес-процесс: его границы и роли.

  27. Классификация бизнес-процессов.

  28. Содержание основных бизнес-процессов.

  29. Содержание процессов управления.

  30. Процессы обеспечения основной деятельности предприятия.

Тематика курсовых проектов или курсовых работ,

(если курсовые работы предусмотрены учебным планом)

Не предусмотрено

Тематика рефератов, эссе

№ п/п

Содержание реферата

Не предусмотрено

Тематика выпускных квалификационных работ

  1. Разработка информационной системы поддержки жизненного цикла изделий на стадии проектно-конструкторских работ.

  2. Разработка организационно-технической инфраструктуры информатизации учебного заведения.

  3. Автоматизация процесса планирования и отчетности исполнения документов.

  4. Информационная система управления электронными документами в органах местного самоуправления.

  5. Информационная модель непрерывного образования «Детсад – Школа – Колледж – Вуз»

  6. Проект автоматизированной системы управления кадрами.

  7. Проект автоматизированного составления расписания.

  8. Автоматизированный учет материальных ценностей на складе.

  9. Анализ и построение модели системы управления маркетингом.

  10. Информационная система моделирования и исследования физико-химических процессов.

  11. Проектирование автоматизированной обработки заказов и выдачи книг в библиотеке вуза.

  12. Проектирование и создание системы бухгалтерского учета платежей студентов в университете «Дубна».

  13. Автоматизированная система управления технологическим процессом производства лапши «Доширак».

  14. Проектирование прототипа ИС поддержки мониторинга окружающей среды в муниципальном округе.

  15. Моделирование работы отдела кадров.

  16. Разработка концепции информационной системы отдела маркетинга предприятия.

  17. Интеграция системы контроля доступа и видеонаблюдения в локально-вычислительную сеть учебного заведения.

  18. Проектирование системы медицинского обслуживания населения (ведение истории болезни стационарного больного).

  19. Проектирование системы управления персоналом.

Методические рекомендации для студентов

    • подготовку к тестированию проводить с использованием основного учебника [1] и конспектов лекций [9];

    • разработку технического задания проводить на основе стандарта [4] c использованием сформированных при построении функциональной модели словарей терминов и встроенных средств формирования отчетов.

Методические рекомендации для преподавателей

    • при изложении основного материала широко использовать утвержденные и находящиеся в процессе разработки отечественные и зарубежные стандарты (ИСО, ИСО/МЭК, комплексы 24 и 34);

    • промежуточный контроль теоретических знаний проводить в виде тестирования с последующим анализом характерных ошибок;

    • практические занятия проводить в три этапа – освоение методологий функционального моделирования с использованием Практикума [10], разработка функциональной модели и модели данных конкретной бизнес-единицы (по выбору студента), разработка технического задания на создание ИС выбранной бизнес-единицы.

  1. Программа дисциплины "Архитектура корпоративных информационных систем"

    Программа дисциплины
    Финансово-экономические информационные системы. Системы автоматизированного бухгалтерского учета и аудита. Банковские автоматизированные информационные системы.
  2. Программа дисциплины Оценка надежности информационных систем для направления 080500. 68 подготовки магистра Правительство Российской Федерации (1)

    Программа дисциплины
    Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»Программа дисциплины Оценка надежности информационных систем для направления 080500.
  3. Программа дисциплины Оценка надежности информационных систем для направления 080500. 68 подготовки магистра Правительство Российской Федерации (2)

    Программа дисциплины
    Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080500.68 «Бизнес-информатика», обучающихся по магистерской программе «Бизнес-информатика», по специализации
  4. Программа дисциплины «Архитектура корпоративных информационных систем» Специальность 351400 Прикладная информатика (в экономике) подготовки специалиста Авторы Грекул В. И., Моргунов А. Ф

    Программа дисциплины
    Предмет и метод курса "Архитектура корпоративных информационных систем". Понятие корпоративной информационной системы. Стандарты КИС: MRP, MRP II, ERP, CSRP, ERP II.
  5. Программа дисциплины «Архитектура корпоративных информационных систем» для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика»подготовки бакалавра Авторы Грекул В. И., Моргунов А. Ф (1)

    Программа дисциплины
    Предмет и метод курса "Архитектура корпоративных информационных систем". Понятие корпоративной информационной системы. Требования к КИС. Стандарты КИС: MRP, MRP II, ERP, CSRP, ERP II.
  6. Программа дисциплины «Архитектура корпоративных информационных систем» для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика»подготовки бакалавра Авторы Грекул В. И., Моргунов А. Ф (2)

    Программа дисциплины
    Слабые места КИС. Возможность потерь информации. Защита базы данных на примере Oracle и MS SQL server. Принципы обеспечения безопасности КИС. Основы администрирования КИС
  7. Программа дисциплины «Архитектура корпоративных информационных систем» для направления 080700. 68 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра Авторы Грекул В. И., Моргунов А. Ф

    Программа дисциплины
    Информационное окружение веб-сервера. Стандарт ODBC. Архитектура ODBC. Уровни соответствия. Задание имени источника данных ODBC. Примеры использования ODBC.
  8. Программа дисциплины «Архитектура корпоративных информационных систем» для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра Авторы Грекул В. И., Моргунов А. Ф

    Программа дисциплины
    Типовая структура разработок компании БААН. Подсистема «БААН - Производство». Подсистема «БААН – Сбыт, снабжение и склады». Подсистема «БААН – Сервис».
  9. Программа дисциплины «Архитектура корпоративных информационных систем» для направления 080700. 68 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра программная инженерия Авторы Грекул В. И., Моргунов А. Ф

    Программа дисциплины
    Состояние рынка программного обеспечения по автоматизации деятельности организаций. Основные участники рынка информационных и информационных технологий.
  10. Программа дисциплины Методология внедрения информационных систем для направления 080700. 68 «Бизнес-информатика» подготовки магистра Авторы Грекул В. И., Коровкина Н. Л., Левочкина Г. А (1)

    Программа дисциплины
    Основные проблемы организации внедрения ИС. Цели и задачи методологии внедрения ИС. Компоненты методологии: структурирование комплекса работ, правила управления внедрением, построение команды внедрения (Центр компетенции).

Другие похожие документы..