Каталог

2


КАТАЛОГ

документов по истории железнодорожного транспорта

России (1836-2000)

(из фондов федеральных архивов

РГИА, РГВИА, РГАЭ, РГАНТД, филиала РГАНТД)

Справочное электронное издание

комбинированного распространения

Самара

Филиал РГАНТД

2006

Все права на размножение и распространение в любой форме остаются за разработчиком.

Нелегальное копирование и использование данного продукта запрещено.

Авторы: Максакова Ольга Степановна, Покровская Лариса Юрьевна, Сульдин

Вадим Станиславович, Фисюк Тамара Николаевна.

443096, Россия, Самара, ул.Мичурина, 58 тел. (846)336-17-85

E-mail:rgantd@

http://www.rgantd.saminfo.ru

© Филиал РГАНТД, 2006

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АРХИВНОЕ АГЕНТСТВО
Филиал государственного учреждения

Российского государственного архива

научно-технической документации в г.Самаре

(Филиал РГАНТД)

К А Т А Л О Г

документов по истории железнодорожного транспорта

России (1836-2000)

(из фондов федеральных архивов

РГИА, РГВИА, РГАЭ, РГАНТД, филиала РГАНТД)

Самара

2006

СОДЕРЖАНИЕ

1. Предисловие ……………………………………………………….

5

2. Краткая справка из истории железнодорожного

транспорта России …………………………………………………

7

3. Каталог документов по истории железнодорожного

транспорта России из фондов федеральных архивов

РГИА, РГВИА, РГАЭ, РГАНТД, филиала РГАНТД.

3.1. Железнодорожный транспорт России (1836-1913):

3.1.1.Царскосельская железная дорога (1836-1890)………………..

3.1.2.Железная дорога Санкт-Петербург-Москва

(Николаевская железная дорога) (1838-1890)………………..

3.1.3. Формирование сети железных дорог и их обустройство.

(1866-1917)……………………………………………………..

3.1.4. Александровский мост через Волгу (1875-1913)……………

3.1.5. Подвижной состав (1859-1915)……………………………….

3.1.6. Форменная одежда и знаки (1861-1911)……………………..

3.2. Самаро-Златоустовская – Куйбышевская железная дорога

(1885-1990):

3.2.1. Самаро-Златоустовская железная дорога (1885-1936)……..

3.2.2. Куйбышевская железная дорога (1936-1990)……………….

3.3. Сибирская железная дорога (1885-1951)……………………..

3.4. Байкало-Амурская магистраль (БАМ) (1948-1986)………….

3.5. Планы развития железнодорожного транспорта в

СССР (1952-2000) ……………………………………………..

13

16

17

21

23

27

28

34

45

49

50

4. Информация об архивах, хранящих документы

по истории железнодорожного транспорта России:

4.1. РГИА, г.Санкт-Петербург ……………………………………

52

4.2. РГВИА, г.Москва, перечень фондов …………………………

54

4.3. РГАЭ, г.Москва ………………………………………………

63

4.4. РГАНТД, г.Москва, перечень фондов ………………………..

66

4.5. Филиал РГАНТД, г.Самара, перечень фондов ………………

72

1. ПРЕДИСЛОВИЕ

Каталог по истории железнодорожного транспорта России подготовлен на основе документов, выявленных при подготовке межархивной выставки по истории Российских железных дорог под названием «Дорога – это жизнь!». Выставка проводилась в декабре 2005 г. на базе Самарского историко-краеведческого музея имени П.В.Алабина с участием федеральных архивов РГИА, РГВИА, РГАЭ, РГАНТД, филиала РГАНТД и самарских архивов ГАСО и СОГАСПИ.

Каталог состоит из предисловия, справки по истории развития железнодорожного транспорта России, каталога документов по истории российского железнодорожного транспорта из фондов федеральных архивов РГИА, РГВИА, РГАЭ, РГАНТД, филиала РГАНТД, информации о федеральных архивах и аннотированных перечней фондов федеральных архивов, содержащих документы по истории железнодорожного транспорта как вошедших в каталог, так и не вошедших в него.

Каталог документов по истории железнодорожного транспорта России из фондов федеральных архивов РГИА, РГВИА, РГАЭ, РГАНТД, филиала РГАНТД построен по хронологическому принципу и состоит из 5 основных разделов и 8 подразделов, отражающих вопросы строительства и эксплуатации Царскосельской, Николаевской, Самаро-Златоустовской, Куйбышевской, Сибирской железных дорог, Байкало-Амурской магистрали, формирования сети железных дорог и их обустройства, планы развития железнодорожного транспорта, строительства и эксплуатации Александровского моста через Волгу, развития подвижного состава и создания форменной одежды.

Документы внутри каждого раздела расположены в хронологическом порядке по начальной дате выявленных документов. Исключение составляет 1 раздел, в котором подразделы о подвижном составе и форменной одежде вынесены в конец раздела.

Каталог документов дополнен иллюстрациями – это копии документов, фотографии, рисунки, чертежи из фондов федеральных архивов.

В конце каталога помещены краткие исторические справки о федеральных архивах, в фондах которых выявлялись документы по истории железнодорожного транспорта.

По 3 федеральным архивам – РГВИА, РГАНТД и филиалу РГАНТД даны перечни фондов, содержащих документы по истории железнодорожного транспорта.

Заголовки документов, названия железных дорог переданы в соответствии с современными правилами орфографии с сохранением отдельных стилистических особенностей, отмеченных кавычками. Авторские резолюции и пометы выделены жирным шрифтом. Ссылочные данные на архив, фонд, опись, дело и листы, а также комментарий составителей к некоторым заголовкам выделены курсивом.

В каталоге представлены уникальные документы из фондов федеральных архивов Москвы, Санкт-Петербурга, Самары. Состав документов разнообразен – это монаршие и правительственные указы о строительстве и открытии железных дорог в России; карты, планы, проекты, чертежи строительства магистралей, различного железнодорожного транспорта, мостов, тоннелей, станционных зданий и сооружений, учебных заведений; экономические и объяснительные записки к проектам; документы, отражающие изыскательские и строительные работы; рапорты, доклады, журналы, письма по обследованию состояния железных дорог, мостов и других сооружений железнодорожного транспорта; переписка об организации работ на транспорте, о разработке правил движения, сигнализации; фотографии, рисунки с видами железнодорожных магистралей, подвижного состава, формы железнодорожников; документы о представлениях к награждению и др.

По мере выявления документов и накопления материала возможно внесение изменений во все разделы каталога.

2. КРАТКАЯ СПРАВКА

ИЗ ИСТОРИИ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА РОССИИ

Первая в России рельсовая дорога и паровоз были построены в 1834 г. на Нижнетагильском металлургическом заводе Демидовых крепостными умельцами – Ефимом Алексеевичем и Мироном Ефимовичем Черепановыми. Паровоз водил состав весом до 3,3 т со скоростью от 13 до 16 км/час. В том же году в Россию приехал чешский профессор Ф.А.Герстнер. Он добился привилегии на строительство железной дороги протяженностью 27 км между Петербургом и Царским Селом. 15 апреля 1836 г. был обнародован Указ Николая 1 о строительстве этой дороги, а 30 октября 1837 г. состоялось её официальное открытие.

Первую крупную железную дорогу из Петербурга в Москву начали строить в 1843 г. под руководством П.П.Мельникова и Н.О.Крафта. 1 ноября 1851 г. движение по ней было открыто. Первый поезд проделал все расстояние за 19 часов. По тем временам это была самая протяженная в мире двухпутная железная дорога. На Петербургско-Московской дороге были построены 34 станции, 2 крупных вокзала, 278 искусственных сооружений.

26 января 1857 г. был издан Высочайший указ о создании первой сети железных дорог. Для этих целей создается Главное общество Российских железных дорог, на долгие годы ставшее монополистом в железнодорожном строительстве. С 1862 г. Главным Управляющим путями сообщения и публичными зданиями был профессор Петербургского института путей сообщения П.П.Мельников. Ему принадлежит разработка первого перспективного плана сети путей сообщения.

Рост промышленности и сельскохозяйственного производства после реформы 1861 г. вызвал необходимость строительства новых железных дорог. За 10 лет с 1855 г. по 1864 г. в России построили около 2750 км рельсовых путей. С 1865 г. по 1875 г. средний годовой прирост железных дорог в России составил 1,5 тыс.км. В это время построены линии Москва-Курск, Москва-Брест, и др. В 1876-1982 гг. началось строительство новых железных дорог с целью освоения Донецкого, Криворожского угольных бассейнов и развитие направлений на Урал, в Сибирь и Среднюю Азию. На западе страны были построены Полесские железные дороги, обеспечивающие связь Белоруссии и Литвы с центром и юго-западом России и выход к портам Балтийского моря.

Первые предложения о строительстве железных дорог в Сибирском направлении появились в конце 50-60 гг. ХIХ в. Проекты горного инженера В.К.Рашета, полковника Е.В.Богдановича, купца И.И.Любимова легли в основу записки генерал-губернатора Западной Сибири А.П.Хрущева правительству (1869г.).

В результате в 1877 г. вступила в строй дорога Сызрань-Батраки-Оренбург.

В 1880 г. через песчаную пустыню началось строительство Закаспийской железной дороги. Отдельные железные дороги за Уралом стали соединяться в единую магистраль, объединившую системы рек Оби и Волги. В результате возник железнодорожно-водный путь между Москвой и Петербургом и Уралом и Западной Сибирью.

В 1885 г. начато строительство дороги Самара – Уфа – Златоуст – Челябинск, протяженностью 1140 км, ставшей первым участком Великой Сибирской магистрали. Строительство дороги велось за казенный счёт. В феврале 1891 г. вышел Указ о строительстве «сплошной через всю Сибирь железной дороги» от Челябинска до Владивостока. Изыскательскими и строительными работами руководили К.Я.Михайловский, О.П.Вяземский, Н.Г.Гарин-Михайловский, Н.П.Меженинов, Г.В.Адрианов, А.Н.Пушечников, И.В.Мушкетов Е.Ю.Подруцкий и др. За 11 лет было уложено 7717 км главного пути и ветвей. Стоимость строительства железных дорог Транссиба составила около 1 млрд. руб. В 1915 г. строители завершили прокладку восточной части Амурской дороги, что позволило открыть сквозное движение от Петербурга до Владивостока.

Потребность в специалистах-мостостроителях привела к образованию в 1862 г. в Институте Корпуса инженеров путей сообщения самостоятельной кафедры мостов. Большой вклад в развитие научной школы мостостроения внесли Л.Э.Николаи, Э.М.Зубов, Ф.И.Эрнольд. Россия по праву гордится учеными и инженерами мостостроителями П.П.Мельниковым, А.Е.Струве, С.В.Кербедзом, Д.И.Журавским, Н.О. Крафтом, П.И.Собко, Ф.И.Цвирко, Г.Г.Кривошеиным и др. В 1900 г. проект моста через Енисей профессора Л.Д.Проскурякова получил высшие награды на Всемирной выставке в Париже. Более полувека отечественное мостостроение возглавлял выдающийся ученый инженер Н.А.Белелюбский. Самый протяженный железнодорожный мостовой переход через Волгу у Сызрани, построенный в 1876-1880 гг., имел 13 пролетов по 109,2 м. Работами по строительству моста руководили военный инженер В.И.Березин и инженер путей сообщения К.Я.Михайловский. С 1883 г. по инициативе Н.А.Белелюбского мосты в России строили только из литого железа.

Важнейшими звеньями дорог являлись станции, имевшие устройства для приема и отправления поездов, вокзалы и платформы для пассажиров, склады, площадки для погрузки и выгрузки, взвешивания грузов и багажа, устройства для содержания и ремонта подвижного состава. В 1868 г. И.Ф.Рерберг разработал Правила расположения путей, зданий и прочих устройств станций. В 1898 г. съезд инженеров службы пути установил основные принципы проектирования станций. К проектированию и строительству привлекались лучшие архитекторы – К.А.Тон, А.П.Брюллов и Р.А.Железяевич (Московский вокзал в Петербурге, вокзалы по линии Петербург-Москва, Петербургский вокзал в Москве), С.А.Брожостовский, С.И.Минаш (Царскосельский вокзал). К видным зодчим, внесшим значительный вклад в создание железнодорожной архитектоники в начале ХХ века относятся Ф.О.Шехтель, С.Я.Хмелевский, А.В.Клевщинский, Ю.П.Дитрих, А.В.Щусев, И.И.Рерберг и др.

Появление паровозов в России для дорог общего пользования было связано со строительством и эксплуатацией Царскосельской железной дороги. Шесть паровозов для неё строились на заводах Англии и Бельгии. Но уже в 1845 г. на Александровском заводе в Петербурге был построен первый отечественный паровоз. В конце 60-х гг. ХIХ века появились новые паровозостроительные заводы: Коломенский, Воткинский, Невский, Мальцевский. С 1869 по 1900 гг. в России было построено 7619 паровозов, а к 1917 г. их было - 21101. В 1875 г. началась постройка пассажирских вагонов на Русско-Балтийском заводе, затем на Брянском и Путиловском предприятиях. В 1899г. заводы выпустили 25,9 тысяч товарных и 934 пассажирских вагонов, что полностью обеспечивало потребности железнодорожного транспорта. Конструкция паровоза в основном сформировалась к 1900 г. и сохранилась до последних лет его постройки. До начала ХХ века господствующим типом грузовых паровозов в России были трехосные машины с осевой формулой 0-3-0.На железных дорогах СССР до создания и выпуска в 1931г. на Луганском паровозостроительном заводе мощного паровоза серии ФД типа 1-5-1 парк грузовых паровозов состоял в основном из паровозов 0-5-0 серии Э и паровозов 1-5-0 серии Е. Это был самый мощный в Европе паровоз массового выпуска. На луганских паровозах были впервые установлены стокеры - механические углеподатчики в топку. В 1934 г. начат массовый выпуск паровоза 1-6-0 серии СО, созданного на базе паровоза Эм. Первые сочлененные грузовые паровозы были построены на Брянском и Путиловском заводах еще в 1898-1899 гг. для Московско-Казанской железной дороги. Паровозы типа 0-3+3-0 получили серию 0. В 1903 г. такие паровозы были заказаны и для Сибирской железной дороги. В 1949 г. Коломенским паровозостроительным заводом имени В.В.Куйбышева был построен опытный образец сочлененного грузового паровоза П-34 типа 1-3+3-1, а в 1954 г. здесь же построены два опытных сочлененных паровоза П-38 типа «Маллет» 1-4+4-2. Это был самый мощный советский паровоз. В мировой практике паровозостроения до 1927 г. рабочее давление пара, как правило, не превышало 1,7-1,8 МПа. Паровозы с высоким давлением оказались сложны , дорогостоящи, не надежны в эксплуатации. К началу 40-х гг. ХХ в. сложилась тенденция не превышать котловое давление пара 2,8-3,2 МПа при преимущественном давлении до 2,6 МПа.

  1. Каталог №3

    Документ
    МУЛЬТ: Жадный богач. Тайна третьей планеты. Шиворот на выворот. Приключение поросенка Фунтика. Клад. По дорогам с облаками. Ишь ты масленица. Мук скороход.
  2. Каталог (2)

    Документ
    Настоящее издание является ежегодным выпуском «Каталога озвученных книг, записанных в студии звукозаписи ГУК «Кемеровская областная специальная библиотека для незрячих и слабовидящих» в 2007 году».
  3. Каталог (8)

    Документ
    Чтение озвученных книг на магнитных носителях возможно только на специальных тифломагнитофонах для незрячих. Скорость звучания – 2,38см/сек., запись производится на 4 дорожках кассеты.
  4. Каталог (1)

    Документ
    Пермский край - это та часть России, где деловые люди могут найти неограниченные возможности для реализации своего финансового и интеллектуального потенциала.
  5. Каталог (6)

    Документ
    Презентация учебного пособия «Воспитание и самовоспитание нравственных деятельно-волевых черт характера подростков». Авторы М.И. Шилова и Н.Ф. Яковлева
  6. Каталог (9)

    Документ
    1. Губарев, В. Серебристые облака [Звукозапись] : повести о космонавтах и тех, кто всегда остается на Земле/ В. Губарев; читает Т. Ю. Груднева.- Кем. б-ка для незрячих, 2011.
  7. Каталог (10)

    Документ
    (о животном мире разных климатических зон страны; о равновесии, саморегуляции численности животных в природе; о приручении животных, взаимоотношениях человека и животных)
  8. Каталоги, журналы, брошюры, буклеты предприятий электронного и электротехнического профиля

    Документ
    Содержание: О компании; Farnell Inone; Analog Devices Операционные усилители; Инструментальные усилители; Цифровые преобразователи ёмкости; Цифро-аналоговые преобразователи общего назначения; Микроконвертеры; Компоненты для устройств
  9. Каталог антикварно-букинистического аукциона организаторы аукциона и составитель каталога в связи со сложившейся ситуацией были вынуждены указать цены в условных единицах, эквивалентных доллару США. Расчет будет производиться в рублях по курсу, установленному ЦБ рф в день проведения аукциона

    Документ
    Организаторы аукциона и составитель каталога в связи со сложившейся ситуацией были вынуждены указать цены в условных единицах, эквивалентных доллару США.
  10. Каталог неигровых электронных изданий

    Документ
    Предлагаем Вашему вниманию Каталог неигровых электронных изданий (CD – ROM), которые являются частью фонда Библиотечно информационного центра МУ "Библиотека".

Другие похожие документы..