Рабочая учебная программа по дисциплине гистология, эмбриология, цитология гистология полости рта По направлению подготовки 060201 стоматология

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«СЕВЕРНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ»

Зав. кафедрой ______________ Декан факультета _____________

___________________________ _____________________________

«___»_______________2012 г. «___»_______________2012 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

По дисциплине гистология, эмбриология, цитология – гистология полости рта

По направлению подготовки__060201 стоматология

Курс__1

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)___экзамен_______

Кафедра гистологии, цитологии и эмбриологии_

Трудоемкость дисциплины 216 (час.)/ 6 (зач. ед.)

Архангельск, 2012

1. Цели и задачи изучения дисциплины

Дать знания по цитологии, эмбриологии, общей и частной гистологии и умения их практического использования, необходимые для успешного освоения смежных медико-биологических и клинических дисциплин, а так же в работе врача.

Задачами изучения дисциплины является усвоение закономерностей развития, строения, гистофизиологии тканей и органов и, через познание взаимосвязи строения и функции, понимание нормальной жизнедеятельности организма человека. Выполнение этих задач в указанном ниже объеме обеспечивает достижение целей обучения на кафедре:

2.Место дисциплины в структуре ООП

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО по направлению подготовки__060105 стоматология

Цикл (раздел) ООП, к которому относится данная дисциплина -математический, естественно-научный.

Дисциплины, для которых освоение данной дисциплины необходимо как предшествующее: нормальная физиология, микробиология, иммунология, патологическая анатомия, патофизиология.

3. Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

Требования к уровню освоения дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО.

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

  1. Общие закономерности, присущие клеточному уровню организации живой материи, и конкретные особенности клеток различных тканей.

  2. Общие закономерности организации живой материи, присущие тканевому уровню организации.

  3. Принципы развития живой материи, гистогенеза и органогенеза, особенности развития зародыша у человека.

  4. Тонкое (микроскопическое) строение структур тела человека для последующего изучения сущности их изменений при болезнях и лечении.

Студент должен уметь:

  1. Микроскопировать гистологические препараты

  2. Подсчитать лейкоцитарную формулу.

  3. «Читать» под микроскопом гистологические, эмбриональные и некоторые гистохимические препараты.

  4. «Читать» гистологические и эмбриологические

микрофотографии и рисунки.

  1. «Читать» электронные микрофотографии клеток и внеклеточных структур тканей и органов.

  2. Составить протокол (письменное описание) и дать устное описание изучаемых объектов.

  3. Иметь навыки чтения научной литературы и написание рефератов.

Студент должен владеть:

1. Техникой микроскопирования гистологических препаратов.

2. Техникой чтения электронных микрофотографий клеток и внеклеточных структур.

Компетенции, формируемые при изучении дисциплины:

Общекультурные компетенции

Коды формируемых компетенций

способность и готовность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических и клинических наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности ;

ОК-№1

Профессиональные компетенции

способность и готовность реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами, средним и младшим медицинским персоналом, взрослым населением и подростками, их родителями и родственниками;

ПК-№1

способность и готовность к формированию системного подхода к анализу медицинской информации, опираясь на всеобъемлющие принципы доказательной медицины, основанной на поиске решений с использованием теоретических знаний и практических умений в целях совершенствования профессиональной деятельности;

ПК-№3

способность и готовность к работе с медико-технической аппаратурой, используемой в работе с пациентами, владеть компьютерной техникой, получать информацию из различных источников, работать с информацией в глобальных компьютерных сетях; применять возможности современных информационных технологий для решения профессиональных задач;

ПК-№9

способность и готовность анализировать закономерности функционирования отдельных органов и систем, использовать знания анатомо-физиологических основ, основные методики клинико-иммунологического обследования и оценки функционального состояния организма человека различных возрастных групп для своевременной диагностики заболеваний и патологических процессов;

ПК-№21

способность и готовность анализировать роль биологических факторов в развитии болезней, генотипические и фенотипические проявления наследственных болезней, генетические основы врожденных нарушений челюстно-лицевого аппарата, владеть современными методами исследования генетики человека, принципами медико-генетического консультирования; объяснять характер отклонений в ходе развития, способных привести к формированию вариантов, аномалий и пороков.

ПК-№26

4.Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц.

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

Аудиторные занятия (всего)

В том числе:

Лекции (Л)

40

1 (24 часа)

2 (16 часов)

Практические занятия (ПЗ)

80

1 (48 часов)

2 (32 часа)

Самостоятельная работа (всего)

60

1 (30 чсасов)

2 (30 чсасов)

Экзамен

36

2

Общая трудоемкость (час.)

216

1 (102 часа)

2 (114 часов)

5.Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов

Раздел 1. Цитология

Тема1. Введение. Гистологическая техника.

Предмет и задачи курса гистологии с основами цитологии и эмбриологии. Место этих дисциплин в системе медицинского образования. Связь с другими клиническими дисциплинами. Их роль в практической деятельности врача. История развития гистологии. Основные понятия и термины. Типы гистологических структур.

Тема 2. Цитология.

Основные положения клеточной теории. Понятие об элементарной цитоплазматической мембране. Цитоплазма и органеллы. Мембранные и немембранные органеллы. Их структурная организация и функциональное значение. Включения, классификация, их роль в жизнедеятельности клетки.

Тема 3. Ядро. Клеточный цикл. Способы репродукции клеток.

Строение и функция ядра клетки. Структура кариолеммы, взаимосвязь ядра и цитоплазмы. Организация и типы хроматина, половой хроматин, строение ядрышка. Митотический цикл, его фазы и их значение. Виды деления клеток. Митоз, амитоз, мейоз. Полиплоидия и анеуплоидия, их значение.

Раздел 2. Эмбриология

Тема 4. Эмбриология высших позвоночных и человека

Предмет и задачи эмбриологии: сравнительная эмбриология как основа для понимания эмбрионального развития человека. Половые клетки их отличие от соматических клеток. Основные этапы эмбрионального развития животного и человека. Детерминация и дифференцировка. Характеристика свойств зародышевых листков. Способы закладки и дифференцировки мезодермы. Образование осевого комплекса как переход к органогенезу.

Тема 5. Эмбриология человека. Внезародышевые органы.

Этапы эмбриогенеза. Формирование, источники развития и функциональное значение внезародышевых органов. Образование хориона и плаценты. Типы плацент. Иммунологическая совместимость плода и матери. Современные технологии лечения бесплодия (видеофильм).

Раздел 3. Общая гистология

Тема 6. Общие понятия о ткани. Эпителии.

Ткань как один из уровней организации живого вещества. Обновление тканей и тканевой камбий. Типизация тканей по организации их камбия и репаративная регенерация тканей. Классификация тканей и основные группы тканей.

Общая характеристика эпителиальных тканей. Морфологическая, функциональная и генетическая характеристика эпителиев. Железистый эпителий как важнейшая ткань железы. Классификация желез. Экзо- и эндокринные железы. Типы экзокринных желез.

Тема 7. Опорно-трофические ткани. Кровь.

Общая характеристика тканей внутренней среды, их классификация и принципы организации. Кровь, ее функции. Плазма крови. Форменные элементы крови, их классификация, морфология и функциональное значение. Понятие о гемограмме и лейкоцитарной формуле, их значение для клиники. Возрастные изменения гемограммы. Лимфа, ее состав и значение.

Тема 8. Волокнистые соединительные ткани.

Собственно соединительные ткани (волокнистые). Общая характеристика и значение межклеточного вещества. Клетки рыхлой соединительной ткани. Макрофаги (гистиоциты), их роль в защитных реакциях организма, строение и происхождение. Понятие о макрофагической системе. Плотные соединительные ткани. Соединительные ткани со специальными свойствами.

Тема 9. Хрящевая ткань.

Общая морфологическая и гистохимическая характеристика. Хрящевые клетки (хондроциты, хондорбласты). Межклеточное вещество. Виды хрящевой ткани. Рост хряща. Регенерация хрящевой ткани.

Тема 10. Костные ткани.

Общая морфофункциональная характеристика, классификация. Клетки костной ткани. Межклеточное вещество костной ткани. Регенерация костной ткани. Кость как орган. Микроскопическое строение трубчатой кости и плоских костей. Прямой и непрямой остеогенез. Перестройка кости во время роста организма. Факторы, влияющие на рост костей.

Тема 11. Мышечные ткани.

Мышечные ткани соматического типа, гистогенез. Мышечное волокно как структурная единица ткани. Мышца как орган, ее строение, иннервация и васкуляризация. Регенерация мышц. Поперечно-полосатая мышечная ткань целомического типа (сердечная мышечная ткань). Атипическая сердечная мышечная ткань, ее морфофункциональные особенности. Возможности регенерации сердечной мышцы. Гладкая мышечная ткань мезенхимного происхождения. Гистогенез, гладкой мускулатуры. Клеточно-дифферонная организация гладкой мышечной ткани. Структура популяции гладких миоцитов дифинитивной гладкой мускулатуры. Виды лейомиоцитов и особенности их организации. Организация сократительного аппарата и механизм сокращения гладких миоцитов. Регенерация гладкой мускулатуры.

Тема 12. Нервная ткань.

Гистогенез нервной ткани и их классификация. Нейроны, их морфологическая и функциональная классификация. Макроглия. Классификация, функциональное значение и строение. Микроглия, ее генетическая принадлежность к макрофагальной системе и морфофункциональные свойства. Классификация, строение и функции, регенерация нервных волокон. Нервные окончания. Классификация нервных окончаний. Синапсы, и их роль в передаче возбуждения по цепи нейронов. Рефлекторные дуги - структурно- функциональные единицы нервной системы, их нейрональный состав.

Раздел 3. Частная гистология

Тема 13. Органы нервной системы

Спинной мозг. Цитоархитектоника серого вещества и миелоархитектоника белого вещества. Автономная нервная система. Общая морфо- функциональная характеристика. Типы рефлекторных дуг. Особенности строения рефлекторных дуг автономной нервной системы.

Тема 14. Кора головного мозга. Мозжечок. Цитоархитектоника, нейронный состав и слои коры больших полушарий, межнейрональные связи. Представление о модульной организации коры. Строение и нейронный состав коры мозжечка.

  1. Рабочая учебная программа по дисциплине «Внутренние болезни, клиническая фармакология» По направлению подготовки 060201 Стоматология (квалификация «специалист»)

    Рабочая учебная программа
  2. 1 Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее ооп) по направлению подготовки 060201 "Стоматология"

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (далее ООП) по направлению подготовки 060201 "Стоматология", реализуемая в ГБОУ ВПО "Астраханская государственная медицинская академия"
  3. Основная образовательная программа высшего профессионального образования 060201 Стоматология

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 060201 Стоматология (далее – ООП ВПО), представляет собой систему документов, разработанную в академии и утвержденную
  4. Примерная программа наименование дисциплины биология рекомендуется по специальности 060201 «Стоматология»

    Примерная программа
    Цель освоения учебной дисциплины (модуля) биология состоит в формировании системных фундаментальных знаний, умений и навыков по общим биологическим закономерностям, представляющих наибольший интерес для практического здравоохранения,
  5. Примерная программа наименование дисциплины Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности Рекомендуется по специальности 060201 «Стоматология»

    Примерная программа
    Цель освоения дисциплины «Медицина катастроф, безопасность жизнедеятельности» является формирование культуры безопасности, готовности и способности выпускника по специальности Стоматология к работе в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.
  6. Ложение №1 к приказу первого проректора по учебной и научной работе

    Документ
    разработано на основании образовательного стандарта Санкт-Петербургского государственного университета по уровню высшего профессионального образования «подготовка специалиста»,

Другие похожие документы..