Программа развития Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова»

на основе накопленных знаний осуществлять оценку, правовую защиту и коммерциализацию интеллектуальной собственности;

2) в области развития кадрового потенциала:

  • развивать систему аспирантуры и докторантуры для опережающей подготовки кадров высшей квалификации;

  • формировать систему советов вуза по защите докторских и кандидатских диссертаций;

3) в области модернизации инфраструктуры научно-исследовательской деятельности:

  • развивать на новой институциональной основе интеграцию образования и науки: открытие лабораторий научно-исследовательских институтов в вузе и филиалов кафедр в научных институтах, участие в совместных фундаментальных, прикладных и междисциплинарных исследованиях и др.;

  • формировать современную инфраструктуру научной деятельности (научно-образовательные центры, лаборатории, и др.), отвечающую запросам бизнес-партнеров и академической науки;

4) в области развития новых экономических кластеров:

  • кадровое и интеллектуальное обеспечение ускоренного развития территориально-экономических кластеров;

  • инжиниринговое обеспечение, генерация и адаптация современных технологий геологоразведки, добычи природных ресурсов и экологического мониторинга.

Основные фундаментальные и прикладные научные направления, сложившиеся в вузовском секторе науки и присоединяемых научно-исследовательских институтах, тесно связаны с проблематикой Севера, Арктики, её уникальной природной средой, особенностями устойчивого развития социальной сферы представлены в Приложении 2.

3. Приоритетные направления развития Северо-Восточного Федерального Университета имени М.К. Аммосова

Приоритетные направления развития университета должны отвечать следующим системным принципам:

  • обеспечивать кадровое и интеллектуальное сопровождение стратегий и программ социально-экономического развития Северо-Восточного региона России с центром в Республике Саха (Якутия) как части социально-экономического пространства России;

  • обеспечивать генерацию и способствовать реализации технологических, организационных, социальных, педагогических инновационных идей и решений, то есть стать центром инновационной системы региона;

  • являться базовым центром культурно-образовательной системы региона для широких слоев населения, в том числе для сохранения и воспроизводства культурных традиций народов Севера.

При формировании приоритетных направлений Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова необходимо учесть сложности инфраструктурной диверсификации образовательного и научного пространства в силу существующей незначительной концентрации специализированных образовательных и научных учреждений на территории.

Таким образом, университет должен сочетать в себе формы деятельности, требующие различные организационные подходы к их реализации, а именно:

  • сочетание массового политехнического и социогуманитарного образования по широкому спектру направлений подготовки, определяемых текущим и будущим состоянием социально-экономического пространства региона (обычно данная проблема решается раздельно в институциях технических и классических университетов);

  • обеспечение трансфера современных промышленных, социальных, управленческих технологий в реальную экономику и общественную жизнь Северо-Востока, их адаптации к уникальным условиям Севера (на данной проблеме специализируются проектные институты);

  • проведение научных исследований, разработка и внедрение инновационных решений собственной разработки по локальным, но важным для региона направлениям, подготовка элитных кадров высшей квалификации (функция исследовательского университета).

Ответственность федерального университета за широкий спектр направлений развития региона с учетом сформулированных принципов позволяет определить перечень основных стратегических направлений деятельности, в реализации которых должен принимать участие федеральный университет:

  1. Кадровое обеспечение расширенного воспроизводства локомотивных отраслей экономики региона – добыча полезных ископаемых, энергетика, транспорт, строительство.

  2. Опережающее технологическое обновление транспортной, энергетической, информационно-коммуникационной инфраструктуры для эффективного освоения природных ресурсов, развития обрабатывающих производств, повышения конкурентного потенциала региона.

  3. Создание и трансфер современных высокотехнологичных наукоемких производств и услуг, основанных на «экономике знаний», выпускающих конкурентоспособную продукцию, соответствующую международным стандартам (информационные технологии, фармацевтика на основе биоресурсов Севера, а также создание и производство новых морозо- и сейсмостойких конструкционных и строительных материалов).

  4. Формирование регионального центра инновационного развития на базе сети предприятий малого наукоемкого бизнеса.

  5. Лидерство в части внедрения информационно-коммуникационных технологий в экономике, управлении и социальной сфере на Севере.

  6. Экологизация промышленного производства, уменьшение влияния техногенного фактора на природную среду Севера.

  7. Сохранение культуры и традиций, современное позиционирование народов циркумполярных территорий в социально-экономической и культурной действительности XXI века.

  8. Повышение качества и стандартов жизни населения, создание благоприятных условий для долгой, безопасной, здоровой и благополучной жизни людей в суровых климатических и природных условиях,

  9. Пропаганда здорового образа жизни и занятий спортом среди молодежи и взрослого населения, участие в организации культурно-оздоровительных и спортивных международных и российских мероприятий: Международные детские спортивные игры «Дети Азии»; IV Всероссийский форум «Россия – спортивная держава» и др.

Работы по реализации Программы развития федерального университета будут организованы проектным образом (в рамках приоритетных направлений будут выполняться отдельные стратегические проекты), что позволит достичь конкретных результатов в определенном временном промежутке при условии наличия выделенных ресурсов.

При формировании структуры стратегических проектов особое внимание было уделено их позиционированию и использованию уникальности региона, как конкурентного преимущества:

  • суровые природные условия, позволяющие создавать и испытывать технологии, материалы, оборудование в условиях предельных температурных нагрузок;

  • наличие биосферы, способствующей созданию новых продуктов с уникальными свойствами;

  • разорванность транспортной и энергетической инфраструктуры, заставляющая искать инновационные решения в области обеспечения коммуникаций и создания малой и нетрадиционной энергетики;

  • уникальность культуры и менталитета северных народов, обеспечивающих способность устойчивого существования и развития в суровых природно-климатических условиях.

С учетом сформулированных принципов и направлений стратегической ответственности университета за социально-экономическое развитие региона были определены следующие направления специализации, в каждом из которых разработан проект, обеспечивающий формирование образовательного пространства с широким спектром направлений подготовки и уникальным учебно-научно-инновационным комплексом, обеспечивающие в своем сочетании кадровое и интеллектуальное сопровождение социально-экономического развития региона.

3.1. Экологическая безопасность и технологически эффективное воспроизводство минерально-сырьевой базы, рациональное природопользование

Реализация направления должна обеспечить подготовку технических специалистов для геологоразведки и развития добывающих отраслей промышленности региона (углеводороды, металлы, алмазы и др.) с углубленными компетенциями в области экологии и рационального природопользования, владеющих современными знаниями добычи полезных ископаемых, а также сформировать научную региональную элиту в области экологии и природопользования.

Предусматривается создание учебно-научно-инновационного комплекса, обеспечивающего магистерскую подготовку, проведение научных исследований и разработку инноваций, а также подготовку кадров высшей квалификации для следующих областей экономики:

  • геологоразведка – разработка, трансфер, создание и внедрение инновационных технологий изучения геологического строения территорий, поиска и разведки стратегически важных видов минерально-сырьевых ресурсов (благородные металлы, алмаз, нефть, газ, уран и другие);

  • горнодобывающая и перерабатывающая промышленность - разработка, трансфер, создание и внедрение высоких технологий, способствующих полному и комплексному извлечению полезных компонентов, надежному и безопасному ведению горных работ, глубокой переработке полезных ископаемых; создание новых математических моделей процессов разработки месторождений твердых полезных ископаемых и углеводородного сырья в районах Арктики и Крайнего Севера;

  • экология и природные ресурсы – разработка, трансфер и внедрение технологий биомониторинга, разработка эффективных инновационных мер по экологической безопасности и рациональному природопользованию на Северо-Востоке страны.

3.2. Наукоемкие технологии и производства в условиях Севера

Диверсификация экономики Северо-Восточного региона и внедрение результатов научных исследований в виде инноваций на территории региона требуют расширения обрабатывающих производств, развития инфраструктурных отраслей экономики и инкубирования высокотехнологичных производственных проектов, которые могут стать основой наукоемкого сектора экономики Севера.

Данное направление включает научно-образовательную и инновационную деятельность в следующих областях:

  • транспорт, связь - разработка, трансфер, создание и внедрение современных транспортных комплексов и информационных коммуникаций в экстремальных климатических условиях;

  • энергетика - разработка, трансфер, создание и внедрение технологий в сфере повышения энергоэффективности и энергосбережения, как важнейших производственных ресурсов на Севере;

  • строительство - трансфер, внедрение инновационных технологий в строительстве, обеспечивающих высокое качество строительно-монтажных работ и эксплуатационную надежность зданий и сооружений; разработка технологий и производство новых строительных материалов, в т.ч. теплоизоляционных для эксплуатации в экстремальных условиях, энерго- и ресурсосберегающим технологиям в системах жизнеобеспечения, новые строительные системы и технологии модульного типа.

По следующим направлениям предусматривается создание лидирующих позиций федерального университета и расширенный трансфер разработанных технологий в экономику региона:

  • добыча, транспортировка, переработка углеводородного и природного сырья – внедрение современных технологий переработки нефти, газа и биосырья для развития химико-технологического комплекса на Северо-Востоке России;

  • надежность и долговечность автотехники в условиях Севера;

  • устойчивость и безопасность зданий и сооружений на многолетнемерзлых грунтах в условиях изменения климата и сейсмической активности;

  • новые биотехнологии для использования уникального природного арктического биосырья в фармацевтике, пищевой промышленности и сельском хозяйстве;

  • технологии создания морозостойких полимерных композитов антифрикционного и герметизирующего назначения;

  • высокопроизводительные вычислительные технологии для решения актуальных задач инновационного развития Северо-Восточных регионов страны.

3.3. Качество жизни на Севере

Особенности климатических и природных условий Севера определяют существенную специфику при организации социальных процессов и социально-значимых областей жизнедеятельности общества: здравоохранение, образование, сфера услуг.

Необходимо развивать систему подготовки кадров, научное, научно-методическое и инновационное направление деятельности для обеспечения высокого уровня качества жизни на Севере, опережающие в некоторых областях сложившийся уровень научного и организационного обеспечения проблем на территориях с обычными климатическими условиями.

Деятельность университета в данном направлении включает в себя подготовку кадров в следующих областях:

  • здравоохранение, формирование здорового образа жизни населения;

  • социальные и здоровьесберегающие технологии обеспечения жизни на Севере.

Особое внимание будет уделено развитию следующих направлений научно-образовательной и инновационной деятельности:

  • арктическая медицина - фундаментальные и прикладные исследования в области арктической медицины с дальнейшим внедрением методов генетической диагностики, с применением клеточных и биотехнологий, изучением клинических особенностей заболеваний, генетической предрасположенности населения Северо-Востока к различным заболеваниям и принципов их лечения. Будут разработаны и внедрены инновационные медицинские технологии по наиболее распространенным на Севере заболеваниям. Получат дальнейшее развитие доступные и эффективные методы телемедицины и дистанционного образования с внедрением их в практическое здравоохранение;

  • адаптивно-рекреационная и реабилитационная помощь в условиях Севера;

  • социально-экономические нормативы и стандарты качества жизни населения Северо-Восточного региона;

  • информатизация социально-значимых услуг и технологий Севера.

3.4. Сохранение и развитие культуры народов Арктики

Для развития современного общества большое значение имеет гуманитарная сфера межэтнического, межкультурного взаимодействия северных этносов.

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова призван стать стратегическим центром формирования единого культурного и научно-образовательного пространства, базирующегося на ценностях национальной культуры народов Северо-Востока России; аккумулирования исторического опыта становления личности в мультиэтнической среде; устойчивого культурного партнерства в современной арктической цивилизации. Данное направление является приоритетным в социально-культурном развитии региона и включает научно-исследовательскую, образовательную и просветительскую деятельность в следующих областях:

  • история и культура – изучение и сохранение истории, культуры и национальных традиций народов Севера в контексте российской и мировой истории и культуры;

  • многоязычное поликультурное образование – дальнейшее изучение и развитие государственных языков, языков, населяющих Северо-Восток Российской Федерации, их интеграция в современные информационные технологии, в арктическое научно-образовательное сообщество;

  • социальная инженерия и культурная политика – разработка методологических основ и разворачивание современных социально-культурных практик, обеспечивающих устойчивое существование и современное позиционирование народов Северо-Востока России в социально-экономической и культурной действительности XXI века.

  1. Правила приема в федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» на 2012 год

    Правила приёма
    Правила приема в федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.
  2. Уста в федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования (1)

    Документ
    Конференцией научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный
  3. Уста в федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования (2)

    Документ
  4. «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова»

    Документ
    1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая Техническим институтом (филиалом) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.
  5. Основной образовательной программы высшего профессионального образования Направление подготовки (специальность)

    Документ
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (298)

    Основная образовательная программа
  7. Аннотация к основной образовательной программе высшего профессионального образования направление подготовки

    Документ
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (бакалавриат), реализуемая вузом по направлению подготовки 270800. 62 Строительство и профилю подготовки Промышленное

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (бакалавриат), реализуемая вузом по направлению подготовки 270800.62 Строительство и профилю подготовки – Промышленное и гражданское строительство

Другие похожие документы..