Программа развития Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова»

2.2. Состояние, тенденции и проблемы развития системы образования и научной деятельности в Республики Саха (Якутия)

Сфера образования

Сфера профессионального образования Республики Саха (Якутия) в Дальневосточном федеральном округе позиционируется как одна из развитых в регионе. Система профессионального образования республики включает в себя 67 образовательных учреждений: 27 учреждений начального, 33 – среднего и 7 – высшего профессионального образования. Всего обучаются 45175 учащихся и студентов (без учета филиальной сети негосударственных учреждений), в том числе в учреждениях начального профессионального образования – 5225; учащихся среднего профессионального образования 17500; студентов высшего профессионального образования – 22450 студентов.

Подготовка осуществляется по 275 специальностям и профессиям, в том числе по:

  • 120 специальностям высшего профессионального образования, из них технического профиля – 31 (26%);

  • 86 специальностям среднего профессионального образования, из них технического профиля - 46 (54%);

  • 69 профессиям начального профессионального образования, в том технического профиля числе - 42 (61%).

Северо-Восточный федеральный университет в перспективе должен стать научно-методическим, образовательным центром, генерирующим инновационные образовательные технологии для всей системы профессионального и общего образования Республики Саха и регионов Дальнего Востока.

В настоящее время в сфере профессионального образования республики наблюдается ряд процессов, обусловленных мировыми, российскими и региональными тенденциями:

  • переход на двухуровневую систему подготовки специалистов в связи с подписанием Болонского соглашения (бакалавриат, магистратура);

  • сохранение устойчивого, высокого спроса населения на обучение в учреждениях высшего профессионального образования;

  • создание новой модели организации образовательной деятельности, включающей кредитно-рейтинговую систему мониторинга и контроля образовательного процесса, использование инновационных образовательных технологий и др.;

  • дальнейшее развитие многоуровневой системы подготовки специалистов (обусловлено необходимостью повышения качества образования в учреждениях среднего и начального профессионального образования);

  • ориентация структуры подготовки кадров преимущественно на технические и технологические специальности в соответствии с особенностями регионального рынка труда.

К основным проблемам системы профессионального образования относятся:

  • недостаточное развитие и высокий износ образовательной инфраструктуры, усиливаемый сложными природно-климатическими условиями;

  • устаревший парк, значительный физический и моральный износ научной, учебно-лабораторной и материально-технической базы, не позволяющий проводить необходимые исследования и разработки, обеспечивать подготовку высококвалифицированных и конкурентных специалистов, удовлетворяющих современным требованиям работодателей;

  • старение научно-педагогических кадров, недостаточный приток молодых специалистов создают высокие риски снижения уровня кадрового потенциала и, как следствие, снижение качества научных исследований и обучения студентов.

Образование и рынок труда

В настоящее время наблюдается несогласованность рынка образовательных услуг и рынка труда. Региональный рынок образовательных услуг характеризуется структурными диспропорциями по отношению к реальному экономическому спросу на специалистов и квалификационно-профессиональным требованиям работодателей. Сегодня стоит задача приведения структуры подготовки специалистов и рабочих кадров в соответствии с потребностями рынка труда с учетом реализующихся крупных инвестиционных проектов в республике и на северо-востоке страны.

По итогам 2009 года наблюдается достаточно высокий процент трудоустройства выпускников всех уровней профессионального образования – 70,2%. Востребованными являются специалисты по направлениям: «Геология, разведка и разработка полезных ископаемых»; «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника»; «Металлургия, машиностроение и материалообработка»; «Транспортные средства»; «Здравоохранение» и некоторые другие. Вместе с тем, низкий процент трудоустройства отмечается среди выпускников по ряду специальностей гуманитарного и социального направлений. Анализ данных по трудоустройству выпускников Якутского государственного университета им. М.К. Аммосова по итогам за 2008 и 2009 год позволяет констатировать устойчивую тенденцию низкой востребованности выпускников по специальностям «филология», «история», «педагогика».

По отдельным группам специальностей, например, «Транспортные средства», «Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника» при наличии спроса существует проблема недостаточного трудоустройства ввиду качественно новых требований работодателей к уровню подготовки. Это обусловлено несоответствием материально-технической базы образовательных учреждений и уровня подготовки преподавательского состава.

В настоящее время для решения имеющихся диспропорций проводится работа по открытию в учебных заведениях республики новых специальностей и профессий и оптимизации существующих.

Начато строительство Арктического технологического техникума в п. Пеледуй Ленского района по нефтегазовым, деревообрабатывающим, воднотранспортным направлениям; Горно-геологического техникума в п. Хандыге Томпонского улуса; Транспортного техникума в п. Нижний-Бестях Мегино-Кангаласского улуса.

Согласно плану мероприятий по перепрофилированию невостребованных и открытию новых профессий и специальностей, актуальных на рынке труда на 2009-2013 годы, до 2013 года будут открыты и перепрофилированы в учреждениях начального профессионального образования 55 профессий, в учреждениях среднего профессионального образования – 44 специальности. Перепрофилирование профессий и специальностей будет проведено в 23 учреждениях начального профессионального образования и 12 учреждениях среднего профессионального образования.

Одним их основных направлений деятельности Северо-Восточного федерального университета станет корректировка планов приема в части оптимизации гуманитарных специальностей с увеличением приема на востребованные инженерно-технические специальности.

Общая структурная динамика спроса на образовательные услуги высшего профессионального образования в ближайшие годы будет определяться реструктуризацией рынка образовательных услуг, диктуемой модернизационными процессами в экономике.

Демографическое сокращение численности населения в возрасте 17 лет, основной группы потенциальных потребителей образовательных услуг в Республике Саха (Якутия), не будет имеет негативных последствий – сокращение к 2020 году составит всего 5%, тогда как в среднем по ДФО численность абитуриентов снизится на 15%.

Перспективный спрос на выпускников будет определяться:

  • инновационно-ориентированным сценарием развития Дальневосточного федерального округа, структурной перестройкой экономики региона, модернизацией базовых отраслей производства, реализацией крупномасштабных инвестиционных проектов, требующих качественно нового «человеческого капитала»;

  • стремлением новых поколений учащихся выпускных классов и их приоритетной ориентацией на получение высшего профессионального образования;

  • расширением сектора образования взрослых устойчивым ростом спроса на второе высшее и дополнительное образование;

  • ростом доли лиц, выходящих за пределы трудоспособного возраста, что увеличит потребность предприятий в замещении вакансий и, соответственно, спрос на рынке труда специалистов.

Северо-Восточный федеральный университет, ориентируя свою образовательную политику на структурные сдвиги на рынке труда специалистов, способен существенно сблизить предложение образовательных услуг с реальной потребностью в профессиональных кадрах.

Научно-исследовательская деятельность

Сегодня в Республике Саха (Якутия) действует 22 научно-исследовательских учреждения Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук и Академии наук Республики Саха (Якутия), ведомственных и проектно-строительных институтов.

Некоторые из них имеют собственную уникальную научную школу, признанную во всем мире. Это Институт мерзлотоведения им.П.И. Мельникова СО РАН – лидер в мировой геокриологии, имеющий пять филиалов в других регионах России, в т.ч. в Магаданской области, Красноярском крае, Институт космофизических исследований им. Ю.Г. Шафера, Институт физико-технических проблем Севера им.В.П. Ларионова СО РАН, Институт геологии алмаза и благородных металлов СО РАН, Институт горного дела Севера им.Н.В. Черского СО РАН. Эти научные учреждения, в связке с учреждениями образовательного комплекса, являются основой дальнейшего инновационного и научно-технологического развития Республики Саха (Якутия).

Всего в республике, включая Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова, работают 415 докторов наук и 1094 кандидата наук.

В республике созданы признанные научные школы академиков Черского Н.В., Мельникова П.И., Ларионова В.П., Крымского Г.Ф., членов-корреспондентов АН СССР и РАН, Ковальского В.В., Уржумцева Ю.С., Балобаева В.Т., Соломонова Н.Г., Яковлева В.Л., Каширцева В.А., Новопашина М.Д., Сафронова А.Ф., Бережко Е.Г.

Научная деятельность Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова будет основана на тесном взаимодействии с институтами Якутского научного центра Сибирского отделения Российской академии наук и другими научно-исследовательскими институтами с точки зрения использования и перспективного развития уже достигнутых позиций и приоритетных направлений развития науки региона.

2.3. Позиционирование Северо-Восточного федерального университета в сфере образования и науки России

В Дальневосточном федеральном округе расположены 14 университетов, 4 академии, 2 образовательных института и 5 научных организаций, подведомственных Рособразованию.

На территории Республик Саха (Якутия), кроме Якутского государственного университета имени М.К. Аммосова, действуют Якутская государственная сельскохозяйственная академия, Якутский государственный инженерно-технический институт, Саха государственная педагогическая академия, Арктический государственный институт культуры и искусств, Чурапчинский государственный институт физической культуры и спорта, Высшая школа музыки.

Образовательный и научный потенциал Северо-Восточного федерального университета

Анализ важнейших параметров образовательной деятельности крупнейших вузов Северо-Востока показывает, что среди них по совокупному потенциалу, СВФУ будет иметь наибольший спектр специальностей и направлений подготовки в рамках укрупненных групп специальностей (УГС). СВФУ будет готовить специалистов по целому ряду актуальных для развития региона основных образовательных программ, не представленных в других вузах Северо-Востока страны, в т.ч. в рамках УГС: 120000 «Геодезия и землеустройство», 150000 «Металлургия, машиностроение и металлообработка», 210000 «Электронная техника, радиотехника и связь», 240000 «Химическая и биотехнологии», 250000 «Воспроизводство и переработка лесных ресурсов», 280000 «Безопасность жизнедеятельности, природообустройство и защита окружающей среды» и др.

Общий образовательный и научный потенциал СВФУ позволит вести подготовку по специальностям и направлениям 17 УГС. Совокупный потенциал учреждений, которые войдут в состав СВФУ, представлен в Приложении 1.

Создание Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова путем изменения типа Якутского государственного университета и присоединения к нему Саха государственной педагогической академии и Якутского государственного инженерно-технического института позволит создать основу для формирования университетского пространства общей площадью 307777 кв.м. Площадь учебно-лабораторных зданий составит 203206 кв.м., площадь общежитий составит 91350 кв.м. Обеспеченность общежитиями до ввода в строй новых зданий будет временно снижена с 60% по ЯГУ в настоящее время до 50% в рамках общего контингента СВФУ. Семь зданий будущего университетского кампуса нуждаются в капитальном ремонте.

Всего в СВФУ на момент создания будет обучаться 15607 студентов очной формы обучения и 501 аспирант дневной и заочной форм обучения, общая численность сотрудников и преподавателей составит 4000 человек, включая научно-педагогических работников – 1600 чел.; административно-управленческого, учебно-вспомогательного и хозяйственного персонала – 2400 чел.

В результате формирования единого педагогического коллектива университет будет располагать значительными возможностями для модернизации существующих и развития новых образовательных программ.

Вуз имеет существенный стартовый потенциал для качественной подготовки специалистов для различных сфер социально-экономической жизни региона:

  • опыт стратегического партнерства в формировании кадрового и научного потенциала для комплексного социально-экономического развития Северо-Востока России;

  • опыт разработки и реализации новейших инновационных образовательных программ высшего и послевузовского профессионального образования, интегрированных в международное образовательное пространство;

  • вовлеченность в содействие модернизации системы высшего и послевузовского профессионального образования, в т.ч. путем интеграции образования, науки и бизнеса с учетом корпоративных интересов крупнейших компаний действующих в регионе;

  • уникальные разработки в сфере развития человеческого капитала региона, обеспечивающие проживание и трудовую деятельность в экстремальных условиях Севера.

Перечень реализуемых программ подготовки и переподготовки кадров, программ дополнительного образования приведен в Приложении 3.

Анализ научно-исследовательского объединённого потенциала Якутского государственного университета и присоединяемых научных учреждений показывает, что университет располагает следующими возможностями:

1) в области развития образовательной и научно-исследовательской деятельности по приоритетным направлениям:

  • на качественно новом уровне организовывать и проводить научные исследования по приоритетным направлениям: рациональное природопользование и экологическая безопасность, технологии на Севере, качество жизни на Севере, сохранение и развитие культуры народов Арктики, информационно-аналитическая, экспертно-консалтинговая поддержка инновационного социально-экономического развития Северо-Востока страны;

  • создавать условия для самореализации личностных творческих способностей студентов, повышения массовости и результативности участия студентов в научной деятельности;

  1. Правила приема в федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» на 2012 год

    Правила приёма
    Правила приема в федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.
  2. Уста в федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования (1)

    Документ
    Конференцией научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный
  3. Уста в федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования (2)

    Документ
  4. «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова»

    Документ
    1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая Техническим институтом (филиалом) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.
  5. Основной образовательной программы высшего профессионального образования Направление подготовки (специальность)

    Документ
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (298)

    Основная образовательная программа
  7. Аннотация к основной образовательной программе высшего профессионального образования направление подготовки

    Документ
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (бакалавриат), реализуемая вузом по направлению подготовки 270800. 62 Строительство и профилю подготовки Промышленное

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (бакалавриат), реализуемая вузом по направлению подготовки 270800.62 Строительство и профилю подготовки – Промышленное и гражданское строительство

Другие похожие документы..