Программа развития Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова»

10.3. Этап лидерства – международное позиционирование (2016-2020 гг.)

Основная задача этапа – международное позиционирование СВФУ, выход на лидирующие позиции в российском и мировом научно-образовательном пространстве, вхождение в список первых 100 университетов рейтинга агентства РейТОР, вхождение в рейтинг Шанхайского университета.

Конкретные задачи:

  • разработка стратегии международного позиционирования СВФУ и программы развития на 2016-2020 гг.;

  • разработка стратегии формирования и развития конкурентоспособного человеческого капитала Республики Саха на основе инновационных подходов;

  • создание совместно с зарубежными партнерами системы общественных институтов и инфраструктуры сохранения и воспроизводства культуры и языков народов циркумполярных территорий;

  • создание совместно с зарубежными партнерами системы экологического мониторинга процессов экономического освоения природных ресурсов зоны Арктики и северных территорий;

  • обновление, модернизация и ремонт объектов университетского кампуса, модернизация и строительство объектов спортивно-оздоровительной и социально-культурной инфраструктуры СВФУ;

  • оснащение современным учебно-лабораторным, научным и технологическим оборудованием, создание центров коллективного пользования, расширение технопарка;

  • развитие системы стратегического партнерства по всем приоритетным направлениям университета с крупными бизнес-корпорациями, органами власти регионов Северо-Востока России, ведущими зарубежными университетами и научными центрами, создание совместных инжиниринговых центров по базовым отраслям экономики Республики Саха;

  • совершенствование системы управления университетом, снижение административно-бюрократических издержек, технологизация системы управления, внедрение системы менеджмента качества (СМК);

  • расширение инновационного пояса СВФУ: создание инфраструктуры поддержки инновационной деятельности (бизнес-инкубатор, технопарк, центр трансфера технологий и др.); создание пояса инновационных предприятий и хозяйствующих обществ;

  • повышение академической и культурной мобильности преподавателей и студентов: широкое привлечение в качестве преподавателей ведущих российских и зарубежных ученых и профессоров, формирование новых научных школ мирового уровня, организация обмена студентами, обучения по совместным образовательным программам;

  • создание на базе СВФУ международного культурно-образовательного полигона по разработке и практической апробации современных социально-гуманитарных технологий по сохранению и интеграции в цивилизационную действительность XXI века народов Севера-Востока России и циркумполярных территорий.

11. Риски реализации программы развития свфу

В процессе реализации Программы развития Северо-Восточного федерального университета значительное внимание будет уделяться распознаванию, оценке и нейтрализации возможных рисков достижения целей Программы или получения некачественного результата.

Система управления ходом реализации Программы будет ориентирована на две основные группы рисков: внешние (системные) риски, возникающие во внешней среде федерального университета, но оказывающие непосредственное влияние на его деятельность, и внутренние риски, возникающие во внутренней организационной среде университета.

Внешние риски - экономические, социально-политические, законодательные, рыночные, демографические, экологические - могут возникнуть в результате нестабильности деятельности органов власти, непредвиденных изменений законодательства в сферах ценообразования и налогообложения, стихийных бедствий, кризисных явлений в экономике и иным причинам.

Существенное влияние на реализацию Программы развития СВФУ могут оказать: демографические проблемы, ослабление взаимодействия региональных и муниципальных властей с системой профессионального образования, не позволяющее учреждениям образования республики эффективно участвовать в решении задач социально-экономического развития региона. Неразвитость рынка инноваций в республике, ведущая к преимущественному вложению ресурсов промышленными предприятиями, финансовыми институтами и фондами в инвестиционные, а не в инновационные проекты, также будет приниматься в расчет.

Для минимизации воздействия внешних рисков на деятельность СВФУ в процессе реализации Программы развития предусматривается:

  • регулярный мониторинг внешней среды;

  • страхование возможных рисков, включая страхование материальных и нематериальных (интеллектуальных) активов организации, страхование гражданско-правовой ответственности, страхование от экологических рисков и ряда других;

  • укрепление связи с федеральными и региональными органами власти, в том числе законодательной;

  • увязка развития университета с планами и программами развития республики, федерального округа.

Наиболее вероятные внутренние риски - организационно-управленческие, технические и юридические, финансовые и проектные риски, а также риски, связанные с запланированной реорганизацией (присоединение других учреждений).

Финансовые риски могут возникнуть в связи с нехваткой финансовых ресурсов на реализацию Программы в целом. Поэтому важным общим условием устойчивого развития университета является создание диверсифицированной системы финансирования Программы. В этом направлении планируется вести целенаправленную деятельность. Риски неэффективного расходования средств, перерасхода бюджетов отдельных проектов из-за неправильных оценок, срывов сроков выполнения работ будут преодолеваться путем постоянного внутреннего контроля над расходованием бюджетных и внебюджетных средств и открытую отчетность.

Проектные риски, возникающие, как правило, из-за неудачного состава исполнителей и неэффективной работы экспертов, отбирающих новые проекты и оценивающих их результаты, вследствие необеспеченности проектов необходимыми человеческими, финансовыми и материальными ресурсами, задержкой или отсутствием перевода результатов проектов в режим текущей деятельности, будут минимизироваться за счет тщательного отбора руководителей, исполнителей проекта, контроля качества разработанных проектных решений независимыми экспертами и пилотной апробацией проектных решений.

Процесс реорганизации путем присоединения целого ряда учреждений к Якутскому государственному университету на практике может быть связан с риском утраты сложившихся коммуникаций, нарушением гибкости системы управления вузом после слияния, возникновением социальной напряженности среди различных групп персонала. Действенным механизмом управления вышеуказанными рисками должно стать целенаправленное формирование новой организационной культуры, основанной на принципах профессиональной компетентности, результативности, коллегиальности и ответственности, открытости и гласности. При этом особое внимание будет уделено выделению наиболее ценных сотрудников объединяемых вузов и персональной работе с этой категорией персонала в части мотивации на работу в новом университете и превращение их в носителей новой организационной культуры.

При реализации Программы развития СВФУ также будут учитываться организационно-управленческие риски:

  • формирование необеспеченных информационными, инфраструктурными и человеческими ресурсами мероприятий по реализации Программы;

  • преобладание интересов текущей деятельности над задачами развития;

  • сопротивление персонала реализации Программы, инерционность мышления и форм деятельности, недостаточная вовлеченность сотрудников и учащихся Университета в реализацию мероприятий Программы;

  • неэффективная работа органов управления Программой, недостаток управленческих знаний и навыков у значительной части руководителей как академических, так и административных подразделений университета.

Для минимизации проявления и воздействия внутренних рисков на деятельность СВФУ будет разработан следующий комплекс мер:

1) формирование эффективной и открытойсистемы управления, основанной на использовании современных технологий стратегического менеджмента, программно-целевого планирования, матричного управления, управления качеством и проектного управления. Особое значение при этом будет уделяться постоянному повышению квалификации управленческого персонала всех уровней управления. Важными элементами такой системы станут Наблюдательный и Попечительский советы, обеспечивающие активное привлечение представителей общественности, бизнеса, профессионального сообщества и учредителей к управлению и реализации мероприятий Программы;

2) проведение активной кадровой политики, которая позволит преодолеть сопротивление персонала в процессе организационных изменений и послужит стимулом к его сплочению для решения задачи построения качественно нового университета. Элементами кадровой политики станут: активное вовлечение персонала в процессы реформирования, прозрачная система мотивации, планомерное повышение квалификации всех категорий сотрудников в соответствии с новыми требованиями к должностям, формирование кадрового резерва;

3) регулярное информирование сотрудников обо всех происходящих в университете процессах и изменениях, включающее публичное представление текущих результатов реализации Программы развития на университетском портале, в корпоративных газетах, привлечение широкого круга сотрудников для решения конкретных практических задач, регулярное проведение открытых конференций и семинаров по результатам Программы;

4) построение системы регулярного мониторинга и оценки реализации Программы развития, обеспечивающее постоянный контроль и анализ выполнения запланированных мероприятий в ходе реализации Программы. Важной составляющей системы должна стать внутренняя и внешняя экспертиза реализации Программы развития на всех этапах.

Главными органами отслеживания рисков и своевременного реагирования на их реальное или потенциальное возникновение станут Дирекция Программы и Аналитический центр (Центр анализа и перспективного развития) СВФУ.

Ход реализации и достигнутые результаты Программы будут регулярно докладываться на ученом совете, конференциях трудового коллектива, доводиться до сведения органов законодательной и исполнительной власти Республики Саха (Якутии), субъектов ДВФО и полномочного представителя Президента Российской Федерации в округе.

Анализ рисков станет регулярным вопросом повестки работы Дирекции Программы.

12. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Основные принципы и общая структура управления программой

Система управления реализацией программы развития Северо-Восточного федерального университета (СВФУ) базируется на следующих принципах:

  • открытость и гласность при принятии управленческих решений, участие коллектива университета в реализации программных мероприятий;

  • создание стратегического, оперативного и проектного уровня управления Программой развития;

  • создание устойчивого механизма управления программой;

  • участие представителей органов государственной власти, работодателей, общественности в органах управления программой.

Управление программой осуществляется по стратегическим приоритетам, проектам, мероприятиям и областью ответственности.

Система управления в целом формируется как 3-х уровневая:

1) стратегический уровень;

2) оперативный уровень;

3) проектный уровень.

12.1. Стратегический уровень управления Программой

На стратегическом уровне управления Программой действуют: ректор университета; Ученый совет университета; Наблюдательный совет; Попечительский совет.

Руководителем программы является ректор университета, который несет персональную ответственность за ее реализацию и конечные результаты Программы, целевое и эффективное использование выделяемых финансовых средств, а также определяет формы и методы управления ее реализацией.

В соответствии с этим он:

  • осуществляет общее руководство управлением Программы развития СВФУ;

  • организует работу Ученого совета университета по рассмотрению и принятию решений по вопросам стратегии развития СВФУ;

  • принимает решения по кадровому и ресурсному обеспечению деятельности по Программе;

  • утверждает регламенты процессов управления проектами программы развития, обеспечивающие координацию участвующих в них подразделений и структурных единиц;

  • подготавливает и вносит предложения в Наблюдательный совет об изменении Устава, о создании и ликвидации филиалов и представительств, учреждении других юридических лиц и другим вопросам, отнесенным законодательством к компетенции Наблюдательного совета, решение которых необходимо для реализации Программы развития;

  • определяет в рамках своих полномочий изменения структуры СВФУ в соответствии с Программой развития, утверждает положения о новых (модернизируемых) структурных подразделениях университета, утверждает штатное расписание и должностные инструкции сотрудников вновь создаваемых (реорганизуемых) структурных подразделений;

  • руководит выполнением задач по модернизации образовательной, научной, деятельности, повышением кадрового потенциала, развитием инфраструктуры и совершенствованием управления вузом в соответствии с Программой развития университета;

  • осуществляет распоряжение имуществом и средствами СВФУ в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации для выполнения программы развития;

  • взаимодействует с Наблюдательным и Попечительским советами для выработки решений по реализации Программы развития СВФУ, отнесенных к компетенции этих органов;

  • организует работу экспертных советов для проведения экспертизы мероприятий Программы, хода их реализации и выработки рекомендаций по реализации Программы развития СВФУ;

  • обеспечивает эффективное взаимодействие с органами власти всех уровней для обеспечения реализации Программы развития СВФУ;

  • отчитывается о ходе реализации программы перед учредителем.

Ученый совет университета, действуя в рамках установленной Уставом компетенции:

  • обсуждает стратегии сотрудничества с институтами Якутского Центра СО РАН, другими научными учреждениями регионов России; стратегии партнерства с производственными предприятиями и другими хозяйствующими субъектами; стратегии взаимодействия с зарубежными научными, образовательными и производственными организациями;  по интеграции науки и образования, в том числе по открытию университетом кафедр на базе научных институтов, а также созданию научными институтами исследовательских лабораторий на базе университета;

  • решает вопросы учебной, учебно-методической, научно-исследовательской и информационно-аналитической работы, подготовки кадров, осуществления международных связей, в том числе утверждает рабочие учебные планы и программы, решает вопросы координации учебных планов кафедр, принимает решения по вопросам организации учебного процесса, утверждает порядок формирования планов научно-исследовательской работы по выполнению программы;

  • принимает решения по повышению эффективности реализации программных мероприятий с учетом хода реализации программы и тенденций социально-экономического развития Российской Федерации;

  • заслушивает ежегодные отчеты Ректора и Дирекции программы о ходе ее выполнения;

  • решает другие вопросы управления реализацией Программы развития СВФУ, отнесенные к его компетенции.

Наблюдательный совет университета в сфере управления реализацией Программы развития осуществляет функции надзора и контроля за осуществлением финансово-хозяйственной деятельности университета, в частности:

  • рассматривает предложения ректора об участии университета в других юридических лицах, в том числе о внесении денежных средств и иного имущества в уставной (складочный) капитал других юридических лиц или передаче такого имущества иным образом другим юридическим лицам, в качестве учредителя или участника;

  • рассматривает предложения ректора о внесении изменений в Устав СВФУ, о создании и ликвидации филиалов и представительств, обусловленные выполнением программы развития;

  • рассматривает проект плана финансово-хозяйственной деятельности, проекты отчетов о деятельности СВФУ и об использовании его имущества, об исполнении плана его финансово-хозяйственной деятельности, годовую бухгалтерскую отчетность вуза;

  • рассматривает в связи с выполнением Программы развития предложения ректора о совершении сделок по распоряжению имуществом, которым университет не вправе распоряжаться самостоятельно; о совершении крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;

  • решает другие вопросы управления реализацией Программы развития СВФУ, отнесенные к его компетенции.

Попечительский совет:

  • организует мероприятия, связанные с привлечением дополнительных внебюджетных средств для финансирования приоритетных программных расходов;

  • рассматривает материалы о ходе реализации мероприятий, связанных с использованием целевых внебюджетных источников финансирования;

  • осуществляет экспертный надзор за соответствием реализации и текущих результатов Программы ее целям и достижению установленных индикаторов;

  • обеспечивает общественное обсуждение итогов реализации Программы, ее эффективности и соответствия результатов поставленным задачам;

  • дает рекомендации по улучшению деятельности СВФУ, его перспективному развитию;

  • оказывает поддержку СВФУ в государственных органах управления по реализации программы развития.

12.2. Оперативный уровень управления Программой

На оперативном уровне управления Программой действуют: Директор и Дирекция Программы; Координационный совет программы; общеуниверситетские организационно-управленческие подразделения; общеуниверситетские ресурсные подразделения.

Директор Программы осуществляет оперативное руководство реализацией Программы: несет ответственность за организацию выполнения всех запланированных программных мероприятий и обеспечение достижения заявленных индикаторов; руководит проектным офисом программы - Дирекцией Программы развития СВФУ.

Дирекция Программы:

  • осуществляет координацию работ по реализации Программы развития;

  • управляет бюджетом Программы, человеческими, материальными и техническими ресурсами Программы;

  • разрабатывает внутренние регламенты и положения;

  • разрабатывает целевые индикаторы и сметы расходов на реализацию мероприятий, а также совершенствует механизм реализации Программы;

  • обеспечивает эффективное использование средств, выделяемых на реализацию мероприятий Программы;

  • осуществляет сводное планирование и контроль реализации конкретных мероприятий Программы развития СВФУ;

  • обеспечивает организацию внешней и внутренней экспертизы проектов и мероприятий программы;

  • организует внутренние конкурсы по реализации мероприятий Программы для подразделений и проектных групп вуза;

  • проводит внутренний и внешний аудит основных мероприятий программы;

  • осуществляет контроль за деятельностью исполнителей проектов и мероприятий Программы;

  • готовит ежеквартальные отчеты о ходе реализации Программы и отдельных мероприятий, предложения по изменению содержания мероприятий и их ресурсного обеспечения и представляет их в Наблюдательный и Попечительский Советы, ректору и Ученому Совету Университета;

  • обеспечивает информационное сопровождение реализации программы.

В СВФУ будет создан Координационный совет Программы, возглавляемый председателем – ректором университета. Заместителем председателя координационного совета программы будет директор программы. Координационный совет является коллегиальным рабочим органом по координации и текущему контролю деятельности инфраструктурных единиц, участвующих в исполнении Программы. В его состав входят:

  • проректоры по направлениям деятельности;

  • руководители проектов по реализации приоритетных направлений развития университета, организующие и осуществляющие содержательную деятельность по реализации Программы;

  • руководители основных организационно-управленческих и ресурсных подразделений, обеспечивающих содержательную деятельность по реализации Программы и непосредственно подчиняющихся проректорам.

Работа Координационного совета программы осуществляется в форме проведения ежемесячных оперативных совещаний и подготовки необходимых распорядительных документов по их результатам. Работу Координационного совета организует Директор Программы.

Координационный совет программы:

  • рассматривает материалы о ходе реализации мероприятий;

  • готовит рекомендации по эффективному выполнению мероприятий с учетом хода реализации Программы и тенденций социально-экономического развития региона;

  • обсуждает научные, технические и организационные проблемы реализации Программы развития;

  • рассматривает планируемые мероприятия и проекты, предлагаемые для реализации в очередном финансовом году, в части их содержания, затрат на выполнение, предполагаемых результатов;

  • обсуждает подготовку и проведение конкурсов научно-образовательных проектов;

  • формирует экспертные советы по приоритетным направлениям развития, в т.ч., с привлечение внешних экспертов из числа ведущих специалистов.

Общеуниверситетские организационно-управленческие подразделения выполняют работу по организации реализации Программы в рамках осуществления своих функций по университету в целом. Работы по финансовому обеспечению программы, ведению финансовой отчетности, по материально-техническому обеспечению программы, ведению отчетности по материально-техническому обеспечению программы, закупочная деятельность будут осуществляться соответствующими профильными подразделениями СВФУ. Руководители работ по финансовому и материально-техническому обеспечению реализации программы будет входить в состав Координационного Совета программы.

Общеуниверситетские ресурсные подразделения обеспечивают формирование, развитие и использование соответствующих организационных, информационных, материально-технических и иных ресурсов, обеспечивающих деятельность университета по реализации Программы развития.

12.3. Проектный уровень управления Программой

Непосредственное исполнение проектов и мероприятий Программы осуществляется проектными группами, созданными по каждому из 5 приоритетных направлений развития Университета. Управление реализацией Программы предполагается в соответствии с современными стандартами управления проектами. В университете будет создана система управления проектами, интегрированная в систему управления вузом и имеющая комбинированную линейно-матричную структуру. Линейно-функциональные связи управления проектом реализуются в рамках существующей в университете структуры направлений деятельности. Матричные связи управления реализуются во взаимодействии с институтами и факультетами. Проектные группы создаются приказом ректора по представлению Дирекции Программы развития.

Руководители проектных групп несут ответственность за достижение целей программы по соответствующей задаче, формируют состав рабочих групп и руководят их деятельностью.

Руководитель проекта:

  • взаимодействует с Дирекцией программы по выполнению проекта;

  • взаимодействует с функциональными подразделениями вуза по вопросам выполнения проекта;

  • взаимодействует с научно-образовательными подразделениями вуза по вопросам выполнения проекта;

  • участвует в работе Координационного совета программы;

  • обеспечивает разработку технических заданий по выполнению мероприятий проекта;

  • обеспечивает управление качеством реализации мероприятий проекта: определение индикаторов качества, планирование и контроль обеспечения качества;

  • организует мониторинг выполнения мероприятий проекта, приемки-сдачи мероприятий;

  • организует взаимодействие руководителей мероприятий.

Руководитель мероприятия:

  • организует управление реализации мероприятия;

  • формирует рабочую группу исполнителей мероприятия;

  • распределяет обязанности и задачи по выполнению мероприятия между участниками рабочей группы, обеспечивает планирование и контроль реализации мероприятия в целом, управление изменениями, внедрением и сдачей-приемкой результатов;

  • организует ресурсное обеспечение мероприятия и контроль эффективного использования ресурсов.

12.4. Механизм управления реализацией Программы развития СВФУ

Механизм реализации Программы будет строиться на базе ежегодного цикла «планирование – реализация – мониторинг – уточнение и корректировка» реализации программных мероприятий и достижения целевых показателей с оценкой ресурсов для их реализации. В рамках этого цикла будут обеспечены регулярная оценка процесса выполнения программы и внесение необходимых корректив в случае отклонения хода выполнения программы от заданного, создана система персональной ответственности руководителей всех уровней вуза за достижение поставленных целей, а также управление достижением планируемых показателей эффективности мероприятий и программы в целом.

Для нормативно-правового обеспечения реализации Программы развития будут разработаны соответствующие внутривузовские нормативно-правовые акты и регламенты, в том числе определяющие:

  • функции и полномочия органов управления университета в системе управления Программой, порядок и процедуры принятия решений;

  • положение о проектной деятельности в университете;

  • дополнения в должностные инструкции сотрудников университета, включенных в выполнение программы развития университета, функциональных обязанностей, связанных с реализацией мероприятий программы развития;

  • система мотивации для исполнителей программы, направленная на поддержку эффективной работы по выполнению программы развития;

  • порядок внутреннего конкурсного финансирования мероприятий, направленных на реализацию проектов программы развития университета;

  • порядок проведения мониторинга реализации мероприятий Программы;

  • порядок формирования сводного организационно-финансового плана реализации Программы и его корректировки;

  • механизмы корректировки программных мероприятий и их ресурсного обеспечения в ходе реализации Программы;

  • процедуры обеспечения публичности (открытости) информации о значениях целевых индикаторов и показателей, результатах мониторинга реализации Программы, программных мероприятиях;

  • иные локальные акты, обеспечивающие реализацию Программы развития СВФУ.

  1. Правила приема в федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова» на 2012 год

    Правила приёма
    Правила приема в федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный университет имени М.
  2. Уста в федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования (1)

    Документ
    Конференцией научно-педагогических работников, представителей других категорий работников и обучающихся Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Северо-Восточный федеральный
  3. Уста в федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования (2)

    Документ
  4. «Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова»

    Документ
    1.1. Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая Техническим институтом (филиалом) ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.
  5. Основной образовательной программы высшего профессионального образования Направление подготовки (специальность)

    Документ
  6. Основная образовательная программа высшего профессионального образования Направление подготовки (298)

    Основная образовательная программа
  7. Аннотация к основной образовательной программе высшего профессионального образования направление подготовки

    Документ
  8. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (бакалавриат), реализуемая вузом по направлению подготовки 270800. 62 Строительство и профилю подготовки Промышленное

    Основная образовательная программа
    1.1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования (бакалавриат), реализуемая вузом по направлению подготовки 270800.62 Строительство и профилю подготовки – Промышленное и гражданское строительство

Другие похожие документы..