Рабочая программа учебной дисциплины пропедевтическая стоматология Для специальности

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ЗДРАВООХРАНЕНИЮ И СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ

ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

“УТВЕРЖДАЮ”

Проректор по учебной работе ВолГМУ

профессор В.Б.Мандриков

________________________________

“_____”____________________2007 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ПРОпедевтическая стоматология

Для специальности: 060105.65Стоматология

Факультет: стоматологический

Кафедра: пропедевтики стоматологических заболеваний

Курс – 2

Семестр – 3,4

Форма обучения - очная

Лекции - 36 часов (3,4 семестры)

Практические занятия - 249 часов (3,4 семестры)

Самостоятельная работа -143 часа

Всего часов - 428

Экзамен - 4 семестр

Волгоград, 2007 год.

Рабочая программа составлена на основании основной образовательной программы подготовки врача-стоматолога ( Москва, ГОУ ВУНМЦ МЗ РФ, 2003 г.).

Индекс: 060105.65

Составитель : к.м.н., доцент кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний Колесова Т.В.

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры пропедевтики стоматологических заболеваний

протокол №__1__ от «__30__»_____08_______ 2007_ г.

Зав. кафедрой пропедевтики

стоматологических заболеваний

д.м.н.,профессор Т.Ф.Данилина.

Рабочая Программа согласована на УМК стоматологического факультета протокол №___1_ от «_10___»___10_________ 2007_ г.

Председатель УМК

профессор С.В.Дмитриенко.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРОПЕДЕВТИЧЕСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОв

СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА.

Пропедевтическая стоматология - раздел стоматологии, где закладывается начальный фундамент профессиональных навыков, знаний и мышления общей и частной стоматологии. У студентов вырабатывается положительная мотивация к обучению по специальности, что является основой успешной деятельности врача-стоматолога. В связи с этим, настоящая программа определяет объем знаний по пропедевтической стоматологии, необходимых студенту для освоения профильных клинических дисциплин.


1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ, ЕЕ МЕСТО В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ.

1.1 Цель пропедевтики стоматологических заболеваний — обучение студентов основам врачебной деонтологии, общим принципам диагностики; семиотике заболеваний органов и тканей полости рта, начальным профессиональным мануальным навыкам врача-стоматолога общей практики, что является базисом для освоения клинических дисциплин.

1.2 Задачи:

1. Овладение студентами основными методами обследования стоматологического больного.

2. Научиться работать с основным стоматологическим оборудованием, инструментарием, материалами. Знать и соблюдать санитарно-гигиенические требования, правила техники безопасности.

3. Овладеть основами врачебной деонтологии, семиологии, диагностики основных стоматологических заболеваний, выполнять отдельные стоматологические манипуляции на фантоме.

4. Овладеть основными профессиональными мануальными навыками врача-стоматолога на фантоме.

Основные знания, необходимые для изучения дисциплины.

Знание основ гуманитарных, естественнонаучных, медико-биологических, медико-профилактических наук.

1.3.Перечень дисциплин с указанием разделов (тем), усвоение которых студентами необходимо для изучения данной дисциплины:

  1. Медицинская психология: этика и деонтология в стоматологии, мировоззрение и медицина, законы диалектического материализма в медицине.

  2. Анатомия: анатомическое строение челюстно-лицевой области.

  3. Гистология: эмбриогенез тканей и органов челюстно-лицевой области. .

  4. Нормальная физиология: физиологические особенности челюстно-лицевой области

  5. Гигиена: организация работы стоматолога, включая санитарно-гигиенические условия и эргономические аспекты..

  6. Биохимия: клиническая биохимия .

  7. Общая химия: применение химических веществ в качестве лечебных средств в стоматологии, токсичность некоторых химических элементов для организма.

  8. Физика с высшей математикой, информатикой, медицинской тех­никой: принципы работы и устройства аппаратуры, используемой в медицине, основы физических и математических законов, получаю­щих отображение в медицине.

  9. Фармакология: разделы дисциплины с учетом лекарственных средств, используемых в стоматологии.

  10. Хирургия: асептика и антисептика,

  11. Микробиология: разделы, изучающие микробиологию полости рта, стерилизацию, дезинфекцию, инфекционный процесс.

  12. Стоматология детского возраста: раздел профилактическая стоматология, особенности строения и обследования челюстно-лицевой области у детей, основы гигиены полости рта и профилактики стоматологических заболеваний.

1.4. Формы организации обучения и виды контроля:

Программа обучения по дисциплине «Пропедевтическая стоматология» для студентов стоматологического факультета включает в себя теоретическую (лекционный курс) и практическую подготовку (практические занятия). Обучение проводится в течение двух семестров и включает в себя 18 лекций (36 часов в 3,4 семестрах), 249 часов аудиторной практической подготовки (3,4 семестры) и 143 часа внеаудиторной самостоятельной работы (всего 428 часов).

Текущий контроль знаний студентов на занятиях осуществляется с помощью опроса и тестового контроля. Промежуточный контроль включает в себя итоговое занятие в конце каждого семестра подготовки и состоит из оценки выработанных студентами практических навыков, тестового контроля теоретических знаний, опроса по итоговым вопросам Итоговый контроль осуществляется в форме трехэтапного экзамена (4 семестр).

2. Содержание дисциплины

2.1 объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

III

IV

Общая трудоемкость дисциплины

428

228

200

Аудиторные занятия:

285

152

133

— лекции

36

20

16

— практические занятия (ПЗ)

249

132

117

Самостоятельная работа

143

76

67

Формы текущего контроля

Опрос, тестирование

Виды итогового контроля

Экзамен

2.2. Наименование тем, их содержание, объем в часах лекционных занятий:

  1. Предмет «Пропедевтика стоматологических заболеваний». Цель, задачи. Оборудование и инструменты (2 часа).

  2. Клиническая анатомия зубов и гистология зубных тканей. Дентальные вращающие инструменты (2 часа).

  3. Материаловедение, основные и вспомогательные материалы в ортопедической стоматологии(2 часа).

  4. Понятие о кариесе зубов. Классификация. Принцип и этапы препарирования кариозных полостей. Инструменты(2 часа).

  5. Понятия: артикуляция, окклюзия, прикус. Разновидности прикуса. Биомеханика нижней челюсти. Функциональные взаимосвязи элементов зубочелюстной системы. Разновидности прикуса. Биомеханика нижней челюсти. Функциональные взаимосвязи элементов зубочелюстной системы(2 часа)

  6. Методика обследования стоматологического больного: основные и дополнительные методы. Этапы диагностического процесса. Понятие дифференциальной диагностики. Основные принципы составления плана лечения. История болезни. Деонтологические аспекты. (2 часа)

  7. Препарирование зубов в клинике ортопедической стоматологии. Абразивный инструментарий. Вращательное и поступательное движение абразивов. Препарирование зубов для различных ортопедических конструкций. Реакция тканей на данное вмешательство. Предотвращение и купирование боли. (2 часа)

  8. Пломбировочные материалы: классификация, требования предъявляемые к ним. Влияние их на ткани зуба и окружающие ткани. Выбор пломбировочного материала. Цементы, прокладки. (4 часа)

  9. Материаловедение. Оттискные материалы. Оттискные ложки. Виды оттисков. Фиксирующие материалы. (2 часа)

  10. Штифтовые конструкции, показания к изготовлению, разновидности, клинико-лабораторные этапы изготовления. (2 часа)

  11. Эндодонтия. Морфофункциональные комплексы эндодонта. Топографо-анатомические особенности различных групп зубов верхней и нижней челюсти. Методика эндодонтических манипуляций. Их выбор в зависимости от патологии. Оценка эндодонтического лечения. Эндодонтические инструменты. (2 часа)

  12. Технология изготовления паяных, литых мостовидных протезов. Основные, вспомогательные материалы. Литье. Процесс паяния. Термическая, химическая, механическая обработка протезов(2 часа).

  13. Пломбировочные материалы для корневых каналов. Классификация. Требования, предъявляемые к ним. Состав, свойства. Показания к применению. Методика пломбирования коневых каналов. Оценка качества пломбирования корневых каналов(2 часа).

  14. Клинико - лабораторные этапы изготовления съемных частичных пластиночных протезов. Строение и топография протезного ложа. Способы фиксации и стабилизации съемных протезов. Бюгельные протезы, характеристика. Материалы для базисов зубных протезов и искусственных зубов. (2 часа)

  15. Основные аспекты и проблемы боли в стоматологии. Виды обезболивания. Понятие об общем обезболивании. Инфильтрационное обезболивание. Деонтология. (2 часа)

  16. Лекарственные средства и инструментарий для проведения местного обезболивания. Проводниковое обезболивание. (2 часа).

  17. Операция удаления зуба. Показания и противопоказания к операции удаления. Подготовка к операции. Методика удаления зубов. Послеоперационный период. Осложнения. Сложное удаление. (2 часа)

2.3. Практические занятия, их содержание, объем в часах:

Пропедевтика хирургической стоматологии:

  1. Организация хирургического стоматологического кабинета поликлиники. Медицинская документация. Инструменты для операции удаления зубов и корней (щипцы, элеваторы) Асептика и антисептика при операциях на лице и в полости рта. Профилактика СПИДа и гепатита – В. Стерилизация. Техника безопасности.(3,5 часа)

  2. .Анатомо-топографические особенности строения и иннервации верхней челюсти, связанные с обезболиванием. Виды местного обезболивания, местные анестетики и медикаментозные средства, применяемые для местного и общего обезболивания. (3,5 часа)

  3. Анатомо-топографические особенности строения и иннервации нижней челюсти, связанные с обезболиванием. Инфильтрационное обезболивание. Методика прямой и непрямой и интралигаментарной анестезии, внутрикостной, внутрипульпарной анестезии. Виды шприцев и игл. Премедикация. Потенцированное обезболивание.(3,5 часа)

  4. Методика проводникового обезболивания на верхней челюсти. Методика стволовой анестезии. Осложнения. (3,5 часа.)

  5. Методика проводникового обезболивания на нижней челюсти. Методика стволовой анестезии. Местные осложнения.(3,5 часа)

  6. Обследование больного в хирургическом стоматологическом кабинете. Операция удаления зуба. Показания и противопоказания. Методика. Щадящий подход к удалению зубов. Подготовка врача и больного к операции, положение врача и больного при удалении зубов. (3,5 часа)

  7. Особенности удаление зубов и корней на верхней и нижней челюстях. Операция выпиливания корней зубов. Обработка раны после удаления. Рекомендации по уходу в послеоперационном периоде. Осложнения, возникающие во время и после операции удаления зубов.(3,5 часа)

  1. Рабочая программа учебной дисциплины пропедевтика Направление/специальность подготовки 060201 Стоматология

    Рабочая программа
    Целью освоения пропедевтической стоматологии является обу­че­ние сту­ден­тов ос­но­вам вра­чеб­ной де­он­то­ло­гии, об­щим прин­ци­пам ди­аг­но­сти­ки; се­мио­ти­ке за­бо­ле­ва­ний ор­га­нов и тка­ней по­лос­ти рта, на­чаль­ным про­фес­сио­наль­ным
  2. Рабочая программа учебной дисциплины биоэтика для специальности: медико-биологи кафедра: филосоии, биоэтики и права

    Рабочая программа
    Рабочая программа дисциплины БИОЭТИКА федерального компонента цикла ГЭС ГОС ВПО составлена на основании Программы по биоэтике для студентов высших медицинских учебных заведений (Москва ГОУ ВУНМЦ,
  3. Рабочая программа по курсу: «Ортопедическая стоматология» Специальность: 040400 стоматология

    Рабочая программа
    В результате общеклинической подготовки у выпускника должны быть сформированы врачебное поведение и основы клинического мышления, а также умения, обеспечивающие решение профессиональных задач и оказание медицинской помощи при неотложных
  4. Рабочая программа по дисциплине на 2010/11 учебный год Дисциплина: пропедевтика стоматологических заболеваний (хирургический раздел)

    Рабочая программа
    Цель преподавания пропедевтики стоматологических заболеваний - обучение студентов основам врачебной деонтологии, общим принципам диагностики заболеваний; семиотике заболеваний органов и тканей полости рта, начальным профессиональным
  5. Рабочая программа по курсу: «Ортопедическая стоматология» (специальность: 04. 04. 00 стоматология)

    Рабочая программа
    Ортопедическая стоматология – раздел клинической медицины, изучающий этиологию и патогенез болезней, повреждений и аномалий развития зубов, челюстей и других органов челюстно-лицевой области, разрабатывающий на основе системного подхода
  6. Рабочая программа по пропедевтике терапевтической стоматологии

    Рабочая программа
    Рабочая программа по пропедевтике терапевтической стоматологии составлена на основании учебного плана специальности, квалификационной характеристики и требований, которые предъявляются к врачу общей практики с учетом Государственного
  7. Рабочая программа п о географии 1 класс

    Рабочая программа
    Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе Программы Министерства образования РФ: Начальное общее образование, авторской программы А.
  8. Академический календарь студента II курса. Стоматология.

    Академический календарь
    Академический календарь разработан в рамках инновационной образовательной программы Московского государственного медико-стоматологического университета «Разработка и внедрение в образовательный процесс инновационных здоровье- и ресурсосберегающих
  9. Структура образовательной программы Раздел Планируемые результаты освоения образовательной программы общего образования. 26

    Документ
    3.1. Основная образовательная программа начального общего образования, реализующая федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (1-4 классы,

Другие похожие документы..