Урок Нумерация. Счет предметов. Разряды

Урок 1. Нумерация. Счет предметов. Разряды

(№ 1-9)

Цели урока:

1. Повторить образование трёхзначных чисел и их разрядный состав.

2. Развивать умения находить числа в натуральном ряду, используя понятия: предыдущие, последующие, числа, стоящие между дан­ными; сравнивать их.

3. Учить рассуждать и логически мыслить.

Ход урока

I. Организационный момент и сообщение темы урока

II. Устный счёт

1. Логическая задача.

Три девочки - Мария Катя и Иванка - одеты в платья разных цветов -синее, жёлтое и белое. У Марии платье не белое, а у Кати платье не бе­лое и не жёлтое. Скажите, какого цвета платье у каждой из девочек?

Решение: Из условия задачи нам известно, что Катя не в жёлтом платье и не в белом, из чего следует, что она одета в платье синего цве­та. Мария одета не в белое платье, значит платье на ней желтого цвета, и, получается, что на Иванке платье белого цвета.

Наглядно на доске записать так:

Синее

-

+

-

Жёлтое

+

-

-

Белое

-

-

+

Мария

Катя

Иванка

Ответ: Мария — в жёлтом, Иванка - в белом, а Катя — в синем.

2. Найдите значение выражения (запись на доске):

3. Внимательно рассмотрите числовой ряд и определите, в чем проявляется сходство и в чём различие (запись на доске):

172 162 152 145 132 182

Различия:

А) 145 — число единиц выражено цифрой 5, а у остальных эта цифра 2. Б) Число десятков выражено различными цифрами (7, 6, 5, 4, 3, 8).

Сходства:

А) Все числа трёхзначные.

Б) Число сотен во всех числах выражается цифрой 1.

4. Замените числа 172, 162, 152 суммой разрядных слагаемых (работа выполняется в тетради по рядам).

5. Запишите самое маленькое и самое большое трёхзначное число. Ответ: 100, 999.

- Замените суммой разрядных слагаемых (устно).

— Что интересного заметили? Ответ: 999 = 900 + 90 + 9

100= 100 + 0 + 0 В числе 100 — 0 десятков, 0 единиц.

III. Работа над темой урока

1. Объяснение материала.

- Представьте, что вы в упаковочном цехе птицефабрики. Вам предлагают посчитать и упаковать яйца. Как это удобнее сделать? Почему?

Подсказка:

- Будете считать по одному?

- Будете считать десятками?

— Единицы при счете объединяют в десяток, 10 десятков — в сотню, а 10 сотен образуют тысячу.

(Целесообразно на уроке для объяснения этого материала исполь­зовать счеты.) Можно выполнить задания.

- Отложите на счетах 9 ед. Добавьте еще одну единицу. Сколько единиц стало? А сколько это десятков? Покажите на счетах.

10 единиц объединяются в 1 десяток. И один десяток мы отклады­ваем на второй линеечке, а все единицы обратно сдвигаем.

— Отложите на счетах 9 десятков. Добавьте еще один десяток. Сколько десятков стало? А сколько это сотен? Кто догадался как это показать на счетах?

Верно, 1 сотню мы откладываем на третьей линеечке, а все десятки сдвигаем обратно.

Аналогичная работа проводится с образованием сотни.

10 единиц = 1 десяток;

10 десятков = 1 сотня;

10 сотен = 1 тысяча. Для закрепления можно предложить задания.

— Отложите на счетах число в котором 1 сот. 6 дес. 7 ед; 3 сот. 0 дес. 8 ед; 5 сот. 2 дес. 0 ед.

Прочитайте параграф стр. 4.

— Сколько единиц в одном десятке?

- Сколько единиц в одной сотне?

— Сколько единиц в десяти сотнях? Запишите эти числа в тетради.

2. № 1, стр. 4.

— Запишите это число в тетради.

3. № 2, стр. 4.

— Что значит предшествует числу и за числом следует? Как вы это понимаете?

Запишите числа, которые стоят между числами 497 и 501 (ученик выполняет на доске, остальные — в тетради).

4. № 3, стр. 4.

— Прочитайте названия разрядов.

- Какие числа записаны в таблице?

ГУ. Работа над задачей

1.Задача № 5, стр. 5.

- Как вы понимаете задачу? Составьте и решите задачи, обратные данной.

- Как вы думаете, удобнее записать задачу кратко или Нарисовать схему?

1)19-9 = 10 (ч)

Ответ: 10 девочек в классе.

19 ч 1)19-10 = 9(4.) Ответ: 9 мальчиков.

1)9+10= 19(ч.) Ответ: 19 человек. 2. Задача № 6, стр. 5(н).

- Можем мы сразу ответить на вопрос задачи?

— Что значит в 6 раз старше?

— Что значит на 4 года моложе?

- Сделайте чертеж к задаче.

V. Физкультминутка

VI. Закрепление

Работа по учебнику.

№ 4, 9, стр. 5 самостоятельно.

После выполнения можно организовать взаимопроверку.

VIII. Итоги урока

Выставление оценок.

Домашнее задание

№ 7, 8 (стр. 5).

Урок 2. Выражение и его значение. Порядок выполнения действий (N9 10-13)

Цели урока:

1. Повторить основные арифметические действия («+», «—», «•», «:»), порядок действий, установить связь между компонентами и ре­зультатами этих действий.

2. Совершенствовать вычислительные навыки и умения решать задачи.

3. Воспитывать аккуратность.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Устный счёт

1. Логическая задача.

Полный бидон с молоком весит 34 кг, бидон заполненный наполо­вину весит 18 кг. Сколько весит пустой бидон? Решение:

1) 34 — 18 = 16 (кг) - весит половина молока

2) 18- 16 = 2 (кг)

Ответ: 2 кг весит пустой бидон.

2. Повторение нумерации.

На доске:

859, 503, 390, 200,104,480

— Назовите сколько в каждом числе сотен, десятков и единиц.

— Сколько всего десятков в каждом числе?

- Запишите данные числа в порядке уменьшения.

- Найдите лишнее число. Докажите.

3. Совершенствование вычислительных навыков.

а) Сколько нужно пятирублёвок, чтобы купить конфету за 25 рублей?

б) Сколько получится, если к 4 прибавить 6, прибавить 18 и вы­честь 9?

в) Если в одной коробке 8 конфет, сколько конфет будет в 5 таких коробках?

г) Сколько дней в 3-х неделях?

д) Сколько получится, если к 101 прибавить 202?

е) Сколько сдачи получит Маша со 100 рублей, если истратит 72 рубля?

ж) Сколько понадобится парт, чтобы рассадить парами 26 учеников? Ответы: 5, 19, 40, 21, 303, 28, 13.

III. Работа над темой урока

- Вычисляя, мы использовали арифметические действия. Назовите их.

- Какие знаки мы используем, делая записи в тетрадях?

- Вы когда-нибудь задумывались над тем, откуда в наших тетрадях и учебниках появились такие необходимые и в то же время про­стые знаки «+» и «—»? оказывается, их история уходит в глубо­кую древность. Обычно виноторговец черточками отмечал, сколько мер вина он уже продал. Так, уменьшение количества стало обозначаться знаком «—», который позже назвали минусом. Приливая в бочку новые запасы, перечеркивал столько расход­ных черточек, сколько мер он восстановил. Так, возможно, поя­вился знак «+», обозначающий прибавление, увеличение.

Иногда исторические факты со временем искажаются и не всегда бывают достоверными, поэтому многие ученые считают, что происхо­ждение этих знаков имеет совсем другие корни. Давайте познакомимся с другим мнением.

Раньше, когда знаки плюс и минус не были известны древним ма­тематикам, сумму чисел записывали так: 1 и 2 или на латинском 1 е1 2. Для краткости стали писать 11 2, а потом 1 + 2.

Начальная школа. 2004. № 6.

Математика - наука точная. Она требует, чтобы мы точно выпол­няли ее законы и не нарушали порядка. А порядок в числовых выра­жениях особый. Давайте попробуем разобраться самостоятельно, а по­может вам учебник. Откройте стр. 103.

1. Работа по таблице «Порядок выполнения действий» (стр. 103).

- Как выполняются действия, если выражение содержит только «+» и «—» или только «•» и «:»?

- Как выполняются действия, если выражение содержит не только «+» и «—», но и «•» и «:»?

- Как выполняются действия, если выражение содержит одну или несколько пар скобок?

2). Если не только « + » или « — », но и « • » или « : », тогда « • » и «: », а потом « + » и « — ».

3). Если одна или несколько (), тогда (), а потом «•», «:»,« + » и « — ».

Сегодня будем работать над третьим правилом. Убедимся, важны ли в выражениях скобки. Решите два выражения.

54-20-12 = 22 54 - (20 - 12) = 46

(-)-1). 54-20 = 34 1). 20-12 = 8

2). 34-12 = 22 2). 54-8 = 46

— Какой можно сделать вывод?

2. Самостоятельное чтение параграфа на стр. 6.

— Что называют числовым выражением?

— Может ли числовое выражение содержать несколько действий?

— Что значит найти значение выражения?

3. Упражнение № 10 на стр. 6.

— Объясните порядок действий.

— Найдите значения выражений.

Учащиеся выполняют самостоятельно. Учитель выборочно проверяет.

IV. Работа над задачей

№ 12, стр.6.

— Запишите решение задачи выражением.

— Какое действие вы выполняли первым в этом выражении? Почему?

V. Физкультминутка

VI. Закрепление

1. Работа по учебнику.

№11, стр.6, (первый столбик).

— Укажите в каждом выражении порядок действий. Самопроверка.

VII. Работа по тетрадям на печатной основе

1. Работа над вычислительными навыками. № 4, стр. 3 самостоятельно.

После выполнения задания можно организовать взаимопроверку.

2. Решение задачи. № 6, стр.4.

— Прочитайте задачу. Что значит в 4 раза больше?

— Что значит на 28 л больше? Запишите решение задачи.

VIII. Итоги урока

— Что называют числовым выражением? Назовите правила о по­рядке выполнения действий.

Домашнее задание

13, 11 (второй столбик), стр. 6.

Урок 3. Сложение и вычитание (№ 14-20)

Цели урока:

1. Повторить названия чисел при сложении и вычитании, связь между результатами и компонентами этих действий.

2. Развивать умение читать и записывать числа, используя таблицу разрядов.

3. Закреплять умение решать задачи и уравнения.

Ход урока I. Организационный момент

  1. Тематик план № Бүлек исеме Сәгать саны

    Программа
    . Татар теле буенча эш программасы Татарстан Республикасы Мәгариф һәм фән министрлыгы тарафыннан расланган “Урта мәктәп программалары.Башлангыч сыйныфлар”программасына нигезләнеп төзелде.
  2. Программа 4 класс Русский язык Литературное чтение

    Программа
    Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Программы Министерства Образования Российской Федерации (Москва, «Просвещение» 2009), авторской программы Т.
  3. Тематическое планирование 4 класс \Математика Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся, обеспечивающие преемственную связь с курсом математики в 5 классе

    Тематическое планирование
    Знать таблицу сложения однозначных чисел и соответствующие табличные случаи вычитания; таблицу умножения однозначных чисел и соответствующие случаи деления (на уровне автоматизированного навыка)
  4. Уроках математики (1)

    Урок
    Р Развивающее обучение на уроках математики: Учебно-методический комплекс дисциплины [Текст] / Сост.: Л. Я Кульбякина; Бийский пед. гос. ун-т им. В. М.
  5. Образовательные программы муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов» (1)

    Программа
    Предмет Класс Часы Программа Учебник 1 3 4 5 Русский язык 5 4часа Программа под редакцией М.Т.Баранова М.Т.Баранов «Русский язык»,5 4часа М.
  6. Образовательная программа начального общего образования на период 2011 2015 гг

    Образовательная программа
    В соответствии с концепцией модернизации российского образования на период до 2020 г. миссия общего среднего образования – способствовать становлению социально ответственной, критически мыслящей личности, члена гражданского общества,
  7. Учебный план. Программа формирования ууд. Программы отдельных учебных предметов и курсов: русский язык

    Программа
    Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 31» г. Вологды разработана педагогическим коллективом (разработчики: директор школы Н.
  8. Рабочая программа математика умк система Л. В. Занкова Рабочая программа

    Рабочая программа
  9. Основная образовательная программа начального общего образования моу «Доваторовская сош»

    Основная образовательная программа
    Образовательная программа начального общего образования МОУ «Доваторовская СОШ» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной

Другие похожие документы..