Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Р. 00, Гсэ. Н-р. 00 История Кузбасса

Графики самостоятельной работы для студентов ОЗО

5.2. Методические указания

к подготовке и работе

на практических и семинарских занятиях

Семинар (лат. seminarum «рассадник») – вид учебного занятия, представляющий собой обсуждение слушателями под руководством преподавателя подготовленных ими сообщений и докладов. Аудиторные семинары являются «ораторской площадкой» для студента: главная ценность этой формы занятий – речевая практика, в ходе которой учатся говорить информативно, убедительно, выдерживая стилевые требования научной речи, корректно употребляя терминологию.

Проблематика практических и семинарских занятий предполагает предварительное изучение студентами учебной и научной литературы и источников. К теме каждого семинара прилагается список литературы, которая подразделяется на обязательную и дополнительную. Часть текстов имеется в электронной версии на кафедре истории и доступна для использования студентами. Подготовка к некоторым темам предполагает работу с фондом библиотеки им. Н.В. Гоголя.

Работа с текстами включает в себя выявление и анализ проблематики, понимание авторских гипотез и точек зрения, анализ приведенных фактов и доказательств, формулировку выводов.

Предварительная подготовка к семинарскому занятию также включает в себя работу с терминологией и персоналиями. Студентам рекомендуется составлять словарь терминов и понятий по каждой теме семинара.

5.4. Критерии оценки знаний и умений студентов

В качестве формы итогового контроля знаний по дисциплине «История Кузбасса» предусмотрен зачет.

Требования, предъявляемые к ответам, направлены на проверку достигнутого студентами уровня овладения дисциплиной и исходят из целей и задач изучения курса. Они также соответствуют общим требованиям к образованности специалиста. Студент, изучивший курс «История Кузбасса» должен:

  • иметь представление об особенностях исторического знания и приемах работы с историческими источниками;

  • иметь представление об основных этапах и специфике истории своего региона в контексте общей истории страны;

  • знать важнейшие события и факты, которые формируют историю Кузнецкого края

  • знать ключевые даты, значение терминов и понятий, имена исторических лиц, имеющих отношение к истории изучаемого региона;

  • уметь анализировать исторические источники, учебную и научную литературу в рамках изучаемого материала;

  • уметь выявлять общее и особенное в исторических процессах и явлениях;

  • уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому своего города, края, станы в целом.

оцениваются, помимо уровня теоретической осведомленности студента, следующие его навыки и умения:

  • навыки поиска, сбора, систематизации теоретического материала;

  • навыки его использования в практических целях (для решения конкретных научных проблем);

  • умение видеть сквозные научные проблемы в различных подходах и концепциях;

  • умение устанавливать междисциплинарные связи;

  • умение корректно представлять научную информацию в устной и письменной форме.

Для студентов систематически работающих на семинарских занятиях зачет ставится по итогам работы в семестре. Возможен также текущий контроль знаний с течение семестра в форме письменного теста. По результатам промежуточного контроля в течение семестра и другим формам накопительного учета знаний студента (модульно-рейтинговая система) выставляется итоговый зачет. Для получения зачета по результатам работы в семестре необходимо наличие конспектов лекций, подготовка и выступление не менее чем на половине семинарских занятий, выполнение и защита реферата.

Итоговая проверка знаний студентов, не получивших зачет по работе в семестре, может проводиться в устной и письменной (тестирование) форме. Список вопросов к зачету предоставляется студентам в начале изучения курса. Результаты сдачи зачета оцениваются отметками «зачтено»/«не зачтено». При проведении итоговой проверки в форме теста для получения отметки «зачтено», необходимо правильное выполнение не менее половины тестовых заданий.

6. Содержание дисциплины

«История Кузбасса» по разделам курса

Тематика лекций.

Тема 1. Юго-Западная Сибирь с древнейших времен до начала российской колонизации. Введение в Историю Кузбасса. Предмет, задачи курса, хронологические рамки. Понятия Сибирь, «Кузбасс». Соотношение понятий «Кузбасс», «Кузнецкий край», «Кемеровская область». Географическая характеристика Кемеровской области, ее ландшафтные особенности. Периодизация древнейшей истории человечества. Заселение Южной Сибири в эпоху камня. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Археологические культуры от неолита до эпохи железа; зарождение кузнецкой металлургии. Миграции, этнические процессы. Юг Западной Сибири как контактная зона. Гуннское завоевание. Тюркский период в истории Южной Сибири: политические объединения тюркских племен в VI–XVI вв. Специфика кочевых цивилизаций Центральной Азии.

Тема 2. Начальный период освоения Кузнецкого края Российским государством.

Военно-политическая обстановка на юге Сибири в XVI – начале XVII вв. Этносоциальные процессы. Борьба кочевых тюркоязычных народов за влияние в регионе. Хозяйство, быт, социальные отношения населения Верхнего Притомья. Русское государство в XVI – начале XVII вв. и начало русской колонизации Сибири. Основные задачи и пути русского продвижения в Сибири. Попытки проникновения в Кузнецкую землю и взаимоотношения с местным кочевым и оседлым населением. Строительство Кузнецкого острога; формирование русского военного и сельского населения в Верхнем Притомье; образование деревень и укрепленных поселений; формирование земледельческих станов; пограничный характер территории. Начало аграрной колонизации Кузнецкого края и ее особенности. Русские в системе политических отношений на юге Западной Сибири в XVII–первой половине XVIII вв. Взаимодействие русского населения с коренными народами региона. Особенности начального периода русского освоения Кузнецкого края.

Тема 3. Открытие и использование природных богатств Кузбасса в XVIII–XIX вв. Особенности российской модернизации в период реформ Петра I. Проблема расширения сырьевой базы российской промышленности и изучение природных ресурсов Российской империи. Первые находки полезных ископаемых на юге Западной Сибири. Начало металлургического производства на заводах Демидова; формирование кабинетского хозяйства на Алтае и в Кузнецком крае, его специфика. Проблемы изучения и использования запасов кузнецкого каменного угля; причины слабого использования рудных и угольных богатств края. «Золотая лихорадка» в Кузнецком и Мариинском уездах. Колывано-Воскресенский (Алтайский) Горный округ в административном отношении. Влияние отмены крепостного права на развитие предприятий Алтайского Горного округа; кризис и упадок кабинетского хозяйства.

Тема 4. Социо-культурное развитие региона в XVIII – начале XX вв.

Административно-территориальное деление края. Формирование поселенческой структуры на территории Кемеровской области. Города. Особенности формирования городской культуры в крае. Сельские поселения. Горно-заводские поселения. Социальная и этническая структура населения Томской губернии второй половины ХIХ в.- начала ХХ вв. Культурное взаимовлияние переселенческого и коренного населения. Распространение православия и его результаты. Развитие регионального самосознания. Сибирское областничество (Г. Н. Потанин, Н. М. Ядринцев, Н. И. Наумов, В. В. Берви (Н. Флеровский)). Развитие образования и культуры.

Тема 5. Экономическое развитиеКузбасса на рубеже XIX–XX вв. Итоги буржуазных реформ 1860-х – 1870-х гг. и особенности социально-экономического развития Российской империи в пореформенный период. Строительство Транссибирской магистрали и ее значение для развития экономики Кузнецкого края. Товаризация сельского хозяйства; рост спроса на кузнецкий уголь; особенности промышленного переворота и процесса экономической модернизации в регионе. Развитие частного предпринимательства. Итоги экономического развития края к началу ХХ века.

Тема 6. Юго-Западная Сибири в период революции и Гражданской войны. Социально-политические процессы в регионе в начале XX в. Деятельность политических партий и расстановка политических сил в период I мировой войны и Февральской революции 1917 г. Рост революционной активности населения после свержения монархии; победа большевиков; формирование органов Советской власти. Начало Гражданской войны и иностранной интервенции против Советской власти; антибольшевистские движения в Сибири; Временное Сибирское правительство и его деятельность; установление диктатуры адмирала Колчака. Взаимоотношения колчаковского правительства с населением Юго-Западной Сибири; деятельность большевиков и их сторонников; восстановление Советской власти.

Тема 7. Политические и социально-экономические преобразования в Кузбассе в первые годы Советской власти. (1920 – 1926 гг.). Восстановление экономики после Гражданской войны. Определение места Кузбасса в планах развития страны. Политические и социальные мероприятия «военного коммунизма». Переход к нэпу; развитие сельского хозяйства и промышленности в условиях «новой экономической политики». Изменения административно-территориального устройства края. Этно-социальные и культурные процессы в регионе в первой половине 1920-х гг.

Тема 8. Кузбасс в годы индустриализации и первых пятилеток (1927 – июнь 1941 гг.). Планы социалистической индустриализации в СССР, место в них Кузбасса. Создание Урало-Кузнецкого комбината и его последствия для социально-экономического развития региона. Коллективизация, ее предпосылки, методы, итоги; особенности развития колхозного строя в районах Кузбасса. Политическая обстановка в стране и регионе в 1930-е годы: общее и особенное. Этические и социальные процессы, развитие культуры и образования в Кузбассе в условиях складывания тоталитарного строя и административно-командной модели экономики. Нарастание военной угрозы, ориентация экономики СССР на подготовку к войне; место Кузбасса в планах создания советского военно-промышленного комплекса.

Тема 9. Кузбасс в годы Великой отечественной войны. Переход экономики Советского Союза на военное производство; трудности и проблемы конверсии на предприятиях Кузбасса; мобилизация и кадровая проблема в промышленности и сельском хозяйстве. Эвакуация предприятий из оккупированных районов Советского Союза; место Кузбасса в создании военно-промышленной базы на востоке страны; размещение эвакуированных предприятий и населения в регионе, их роль в развитии экономики края. Борьба за наращивание военного производства и достижение экономического превосходства СССР над Германией; создание Кемеровской области как шаг к оптимизации управления экономикой региона. Итоги развития экономики Кемеровской области к концу войны. Помощь населения Кузбасса фронту и освобожденным от оккупации районам страны. Кузбассовцы на фронтах Великой Отечественной войны.

Тема 10. Развитие Кузбасса во второй половине 1940-х – 1950-е гг. Проблемы послевоенного восстановления экономики в СССР. Основные направления развития в годы четвертой пятилетки. Особенности восстановительного периода в Кузбассе. Проблемы перевода предприятий области на мирное производство. Противоречия и трудности развития сельского хозяйства. Социальные процессы в послевоенном Кузбассе. Культурное строительство.

Тема 11. Кемеровская область в 1960-е – 1990е гг. Экономический подъем 1960-х гг. в Кузбассе. Особенности развития угольной и металлургической промышленности. Социальные проблемы и попытки их решения; жилищное строительство; дальнейший рост городского населения. Образование и культура. Экономика Кузбасса в условиях экономического спада 1970-х – 1980-х гг.

7. Планы практических и семинарских занятий

(темы, задания, материалы

и указания по подготовке к занятиям)

Практическое занятие № 1

Начальный период российской колонизации

Юго-Западной Сибири

Вопросы для подготовки

  1. Понятия «колония» и «колонизация». Российская колонизация Сибири: цели, этапы, особенности.

  2. Аборигенное население Южной Сибири в XVI – XVII вв.: хозяйство, быт, социальная организация, этнические и политические процессы.

  3. Основание Кузнецкого острога: исторические документы и гипотезы.

Рекомендации по подготовке

В первом вопросе необходимо выяснить значениепонятий «колония» и «колонизация», проанализировать условия начального этапа освоения Сибири Российским государством, указать какие интересы преследовало русское правительство в Сибири. Далее необходимо описать пути продвижения русских в Сибири, методы российской колонизации, основные этапы присоединения территории Сибири к России.

При подготовке ко второму вопросу следует выяснить, из каких групп состояло коренное население юга Западной Сибири, каковы были взаимоотношения между ними. Важно ответить на следующие вопросы: в чем сложность и своеобразие этнических процессов в регионе, каковы общие и особенные черты социальной организации, хозяйства и быта различных групп аборигенного населения.

В третьем вопросе необходимо рассмотреть имеющиеся письменные источники, отражающие обстоятельства строительства Кузнецкого острога, проанализировать информацию о времени его строительства и местоположении, основные гипотезы, сложившиеся в исторической науке по этому вопросу. Также следует определить значение археологических раскопок в решении этой проблемы.

Литература

  1. Агеева Р.А. Телеуты. // Р.А. Агеева. Какого мы роду-племени? Народы России: имена и судьбы. – М. 2000. С. 309.

  2. Гмелин, И.Г. Путешествие по Рудному Алтаю // Кузнецкая старина . – Новокузнецк, 2005, вып 7.

  3. Добжанский В. И., Ширин Ю. В. Кузнецкий острог в 1618 и 1620 гг. // Аборигены и русские старожилы Притомья. Кемерово, 2002. С. 221.

  4. Кузнецкие акты. – Кемерово, 2002, вып. 2, № 53-57, 59, 60, 64, 69-71, 81, 84-87.

  5. Лизогуб П.П., Некоторые вопросы начальной истории г. Кузнецка. // Новое в развитии исторического краеведения и регионального музееведения. – Новокузнецк, 2003.

  6. Кауфман А.О. Некоторые аспекты формирования Кузнецкого гарнизона в XVII – начале XVIII вв. // Кузнецкая старина . – Новокузнецк, 2005, вып 7.

  7. Г.Ф. Миллер. Описание Кузнецкого уезда Тобольской провинции в Сибири // Кузнецкая старина . – Новокузнецк, 2005, вып 7.

  8. Сибирский плавильный котел: социально-демографические процессы в Северной Азии ХVI–начала ХХ вв. [Текст]: сборник научных статей / отв. ред. Д. Я. Резун. – Новосибирск: Сибирский хронограф, 2004. – 233 с.

  9. Спасский Г. Телеуты или белые калмыки. // Разыскания. Вып. 3. – Кемерово. 1993. С. 30.

  10. Шемелев В.И. История Кузбасса с древнейших времен. – Кемерово, 1998, гл. 2-5.

  11. Шунков, В. И.Очерки по истории колонизации Сибири в ХVII–начале ХVIII вв. [Текст] / В. И. Шунков. – М., 1946.

  12. Худяков, Ю. С. К вопросу о кыргызах в Кузнецкой котловине [Текст] / Ю. С. Худяков. – Кузнецкая старина. – Вып. 1. История и памятники Южной Сибири и Кузнецкого края. – Новокузнецк: Кузнецкая крепость, 1993. – С. 78–83.

Практическое занятие № 2

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы информационной культуры» гсэ. Р. 00

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 – «Финансы и кредит», 080102 – «Мировая экономика», 080 – «Маркетинг», 080507 – «Менеджмент организации», 080502 – «Экономика и управление на предприятии (по
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Р. 00, Гсэ. Н-р. 00 История Кузбасса (2)

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 030501 – «Юриспруденция», 230102 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления», 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 – «Финансы и кредит», 080102 – «Мировая экономика», 080 –
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Р. 00, Гсэ. Н-р. 00 История Кузбасса (3)

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 030501 – «Юриспруденция», 230102 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления», 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 – «Финансы и кредит», 080102 – «Мировая экономика», 080 –
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Р. 00 «Историко-культурное наследие Кузбасса»

    Учебно-методический комплекс
    Включены вопросы к зачету в соответствии с дидактическими единицами и требованиям к содержанию устного ответа. Программа переутверждена на заседании кафедры: протокол № 1 от 02.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В. 01 «Историко-культурное наследие Кузбасса»

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа по дисциплине «Историко-культурное наследие Кузбасса» (ГСЭ. Р.00,) составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования для специальностей 040201 «Социология»,
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. Экономическая теория. Макроэкономика. Переходная экономика (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Экономическая теория. Макроэкономика. Переходная экономика» изучается будущими экономистами по специальностям 080102 «Мировая экономика», 080105 «Финансы и кредит», 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», относится
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Р. 00 «Основы информационной культуры» (1)

    Учебно-методический комплекс
    В современных условиях умение находить и использовать нужную информацию в учебном процессе, научной и производственной работе является обязательным элементом подготовки специалистов высокой квалификации.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Р. 00 «Основы информационной культуры» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 080504 – «Государственное и муниципальное управление», 080502 – «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», 030301 – «Психология»,
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право» (1)

    Учебно-методический комплекс
    учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 030501 – «Юриспруденция» и направления 030500 – «Юриспруденция»

Другие похожие документы..