Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Р. 00, Гсэ. Н-р. 00 История Кузбасса

Тема 6. Юго-Западная Сибири в период революции и Гражданской войны.

1. На смену советской власти в Кузбассе в июне 1918 г. пришло

А) Временное сибирское правительство

Б) правительство адмирала Колчака

В) Уфимская директория

Г) Комитет Учредительного собрания

2. Григорий Рогов – это:

А) руководитель одного из партизанских отрядов

Б) руководитель восстания в Кольчугино против Колчака

В) секретарь Сибкрайкома

Г) организатор АИК «Кузбасс»

3. Великий русский доменщик, перезахороненный в Сталинске в 1947 г., чьим именем названа одна из центральных улиц города, – это ...

4. Причиной роста партизанского движения против правительства Колчака на территории Кузнецкого края не являлось:

А) мобилизация крестьян в белую армию;

Б) реквизиции продовольствия и лошадей для нужд колчаковской армии;

В) намерение отделить Сибирь от России;

Г) запрет самовольных захватов крестьянами свободных земель и чужой земельной собственности.

5. На смену советской власти в Кузбассе в июне 1918 г. пришло

А) Временное сибирское правительство

Б) правительство адмирала Колчака

В) Уфимская директория

Г) Комитет Учредительного собрания

6. Какой из городов Кузнецкого края никогда не был уездным центром:

А) Гурьевск;

Б) Щегловск;

В) Мариинск;

Г) Кузнецк.

7. Расположите в хронологическом порядке (по времени возникновения) города:

А) Кузнецк

Б) Мариинск

В) Анжеро-Судженск

Г) Щегловск

8. Город Щегловск был переименован в город Кемерово:

А) в 1918 г.

Б) в 1929 г.

В) в 1932 г.

Г) в 1953 г.

9. Поводом к Чумайскому восстанию против правительства адмирала Колчака стало:

А) расстрел рабочих, взятых в заложники;

Б) запрет забастовок на предприятиях и железной дороге;

В) реквизиция продовольствия и лошадей в «белую» армию

Г) репрессии против крестьян за вырубку леса;

Тема 7. Политические и социально-экономические преобразования в Кузбассе в первые годы Советской власти. (1920 – 1926 гг.).

1. Шорцы – это:

А) потомки этноса, называвшего себя теленгет

Б) потомки енисейских кыргызов

В) потомки коренного населения верховьев Кондомы, Томи и Мрассу

Г) общность, возникшая в результате смешения русских с коренным населением Кузнецкого края

2. С деятельностью АИК «Кузбасс» связано:

А) восстановление Гурьевского завода

Б) идея строительства металлургического завода на юге Кузбасса

В) завершение строительства коксохимического завода в г. Кемерово

Г) строительство железной дороги Кольчугино – Прокопьевск

3. Проект создания Урало-Сибирского комплекса предполагал:

А) доставку уральских железных руд для металлургического завода в Кузбассе и в тех же вагонах – кузнецкого угля на Урал;

Б) строительство металлургического завода в Горной Шории с использованием горно-шорских руд и на Урале – с использованием кузнецкого угля;

В) строительство дополнительных железнодорожных веток на юг Кузбасса для доставки угля по транссибирской магистрали;

Г) поставки оборудования на шахты и строящийся металлургический завод Кузбасса с уральских заводов

4. Какая организация осуществила завершение строительства и пуск Кемеровского коксохимического завода:

А) акционерное общество «Копикуз»

Б) трест «Кузбассуголь»

В) АИК «Кузбасс»

Г) объединение «Кузбасстрест».

5. Проектная организация, созданная в 1926 г. для проектирования металлургического завода вблизи Кузнецка называлась ______________

4. Американские рабочие в составе АИК «Кузбасс» были сторонниками

А) анархо-синдикализма

Б) троцкизма

В) марксизма

Г) демократического централизма

6. Первоначальное название металлургического завода, проектируемого в 1920-е гг. на юге Кузбасса:

А) Темир-Таусский;

Б) Тельбесский;

В) Кузнецкий;

Г) Горно-Шорский.

7. В 1926 г. на территории Кузбасса был создан национальный автономный район____

Тема 8. Кузбасс в годы индустриализации и первых пятилеток (1927 – июнь 1941 гг.).

1. М.К. Курако, Н.В. Гутовский, И.П.Бардин, С.М.Франкфурт имели отношение к___________

2. Какой из перечисленных кузбасских вузов был открыт еще до Великой Отечественной войны:

А) Кемеровский политехнический;

Б) Кемеровский педагогический;

В) Новокузнецкий педагогический;

Г) Кемеровский медицинский.

3. Назывался ли наш город Новокузнецком до 1961 г.?

А) да

Б) нет

4. В Сталинске никогда не бывал:

А) Серго Орджоникидзе

Б) Ф. М. Достоевский

В) В. Ф. Булгаков

Г) В. В. Маяковский

5. Среди строителей КМК численно преобладали:

А) вольные крестьяне из окрестных деревень

Б) специалисты в области черной металлургии

В) заключенные лагерей

Г) ссыльные и спецпереселенцы

6. В 1931 г. в Кузбассе основано первое высшее учебное заведение

А) Сибирский институт черных металлов

Б) Сибирский учительский институт

В) Кемеровский медицинский институт

Г) Сибирский горный институт

7. Грабари – это:

А) спецпереселенцы, работавшие на строительстве КМК

Б) крестьяне, выполнявшие земляные работы на строительстве КМК

В) крестьяне, выселенные в процессе раскулачивания в отдаленные районы

Г) крестьяне-бедняки

8. Напишите название местности возле Кузнецка, где в 1929 г. началось строительство металлургического завода.

9. Процесс коллективизации в Кузбассе завершился в основном

А) к началу1931 г.

Б) к 1932 г.

В) к 1933 г.

Г) к началу1934 г.

10. Какой источник рабочей силы не использовался при строительстве КМК

А) добровольцы, прибывшие по комсомольским путевкам

Б) крестьяне близлежащих деревень

В) заключенные и спецпереселенцы

Г) бойцы трудовых армий

11. Из списка населенных пунктов, получивших статус города в 1930-х гг. исключите лишний

А) Анжеро-Судженск

Б) Щегловск

В) Осинники

Г) Прокопьевск

Тема 9. Кузбасс в годы Великой отечественной войны.

1.В какой период для развития экономики Кузбасса вводилась трудовая мобилизация

А) в эпоху «военного коммунизма» (1920 - 1921 гг.)

Б) во время Великой Отечественной войны (1941 – 1945)

В) и во время «военного коммунизма», и во время Отечественной войны

Г) никогда не вводилась

2. Образование Кемеровской области произошло:

А) 26 августа 1941 г.;

Б) 26 января 1942 г.;

В) 26 января 1943 г.;

Г) 26 марта 1944 г.

3. Ускоренное развитие экономики Кузбасса с 1940-х гг. явилось следствием

А) размещения во время войны на территории области нескольких десятков промышленных предприятий

Б) строительства железнодорожных путей на юг области

В) выделения Кемеровской области в самостоятельную административно- территориальную единицу

Г) открытия новых месторождений угля и железной руды

4. Какое из промышленных предприятий Кузбасса возникло на базе эвакуированного в годы войны Харьковского электромеханического завода:

А) завод «Электромашина» в Прокопьевске;

Б) объединение «Азот» в Кемерове;

В) завод «Кузбассэлемент» в Ленинске-Кузнецком;

Г) Киселевский завод горного оборудования.

5. Количество предприятий, эвакуированных в 1943 г. на территорию Кузбасса из западных районов страны:

А) 12

Б) 24

В) 51

Г) 75

6. Какая из отраслей экономики Кузбасса находилась в самом тяжелом положении в период Великой Отечественной войны:

А) сельское хозяйство;

Б) угледобыча;

В) металлургия;

Г) машиностроение.

7. К концу Великой Отечественной войны темпы роста промышленного производства в Кузбассе:

А) снизились на 50%

Б) повысились на 50%

В) повысились в два раза;

Г) остались на прежнем уровне

8. Новая отрасль промышленности, сложившаяся в Кузбассе в период Великой Отечественной войны

А) химическая

Б) цветная металлургия

В) черная металлургия

Г) электромашиностроение

Тема 10. Развитие Кузбасса во второй половине 1940-х – 1950-е гг.

1. Изобретение гидравлического способа добычи угля произошло:

А) в первой половине 1950-х

Б) в первой половине 1960-х

В) во второй половине 1960-х

Г) в первой половине 1970-х

2. Из событий послевоенного периода исключите лишнее:

А) проведение денежной реформы

Б) установление общегосударственного празднования Дня шахтера

В) начало строительства Южно-Кузбасской ГРЭС

Г) строительство Новокемеровского химкомбината

3. Перевод КМК на использование преимущественно местных железных руд произошел:

А) в годы второй пятилетки;

Б) к концу Великой Отечественной войны;

В) в послевоенную пятилетку;

Г) после завершения строительства Запсиба.

4. Во время послевоенной пятилетки Южно-Кузбасская ГРЭС была построена в городе

А) Калтан

Б) Междуреченск

В) Новокузнецк

Г) Осинники

5. Ранее других в Кузбассе начал действовать:

А) коксохимический завод в г. Щегловске

Б) Кузнецкий металлургический комбинат

В) азотно-туковый завод в г. Кемерово

Г) пороховой комбинат в г. Кемерово

6. В 1950-е гг. построена

А) Кемеровская ГРЭС

Б) Томусинская ГРЭС

В) Кемеровское объединение «Азот»

Г) Беловская трикотажная фабрика

7. Основная отрасль экономик Кузбасса в послевоенный период:

А) строительство

Б) легкая и пищевая промышленность

В) угледобыча

Г) химическая промышленность

Тема 11. Кемеровская область в 1960-е – 1990е гг.

1. Основной причиной шахтерских забастовок в Кузбассе стало:

А) недовольство ходом реформ

Б) угроза закрытия шахт

В) агитация оппозиционных политических движений

Г) снижение уровня жизни шахтеров

2. Какое предприятие и когда явилось инициатором шахтерских забастовок эпохи перестройки:

А) шахта им. 60-летия СССР в апреле 1989 г.

Б) шахта им. Шевякова в апреле 1989 г.

В) шахта им. Шевякова в июле 1989 г.

Г) шахта «Распадская» в мае 1990 г.

3. Правильная последовательность открытия вузов Кузбасса:

А) горный институт в Кемерово

Б) Сибирский институт черных металлов

В) учительский институт в г. Сталинске

Г) Кемеровский государственный университет

4. Укажите важнейшую причину развития забастовочного движения в Кузбассе на рубеже 1989-1990-ого г.

А) недовольство рабочих сохранением однопартийной системы;

Б) желание рабочих создать независимые профсоюзы;

В) нежелание правительства допустить продажу предприятий в частные руки.

Г) резкое ухудшение материального положения шахтеров;

5. Расположите в хронологическом порядке по времени основания следующие вузы Кузбасса:

А) Кемеровский горный институт

Б) НГПИ (Новокузнецкий педагогический институт

В) КемГУ (Кемеровский государственный университет)

Г) СИЧМ (Сибирский институт черной металлургии)

6. Во второй половине 1970-х – начале 1980-х гг. для экономики Кузбасса характерно

А) ускорение темпов экономического роста

Б) замедление темпов развития

В) демографический подъем

Г) постоянный рост цен на продукты

7. Последствие перестройки в Кузбассе

А) увеличение объемов производства

Б) акционирование и приватизация крупных промышленных предприятий

В) реконструкция металлургических заводов

Г) организация рабочих комитетов

8. Новокузнецк был переименован в Сталинск в … году.

9. Во второй половине 1970-х гг.

А) снизились темпы развития основных отраслей экономики Кузбасса

Б) началась реструктуризация угольной отрасли

В) в Кузбассе

увеличились темпы жилищного строительства

Г) половина населения Кузбасса проживала в городах

10. Укажите правильную последовательность событий

А) первые выборы в Законодательное собрание области

Б) избрание А.Тулеева председателем Областного Совета

В) массовые шахтерские забастовки в Кузбассе

Г) создание в Кузбассе свободной экономической зоны.

14. Методические указания преподавателю

Преподавателю, работающему по предложенной программе, следует учитывать общий «субъективистский» характер современного исторического знания. Наука конца ХХ–начала ХХI вв. исходит из представления о том, что центральным объектом исследования является человек в обществе, в связи с чем методология исторического исследования ориентирована на микроперспективу.

Курс История Кузбасса является начальным в процессе изучения студентами цикла общепрофессиональных (гуманитарных) дисциплин и в некоторых учебных планах предшествует даже курсу Отечественная история. Поэтому лектор, приступая к чтению курса, должен продумать систему межпредметных связей с теми дисциплинами, которые еще будут изучаться студентами в вузе, в частности, Отечественная история и Культурология.

В преподавании курса История Кузбасса используются различные методы обучения (по классификации И. Я. Лернера и М. Н. Скаткина):

  • информационно-рецептивный (лекция, рассказ, объяснение, работа с монографической литературой, демонстрация репродукций, кино- и видеофильмов, тематические экскурсии);

  • репродуктивный и эвристический (семинар, практическое занятие, беседа (вводная и систематизирующая), устный опрос);

  • проблемный (учебная дискуссия);

  • исследовательский (самостоятельное решение студентами познавательных задач в рамках НИРС).

В качестве средств обучения в процессе преподавания курса используются документальные и художественные фильмы на видео- и DVD-носителях; слайды; репродукции.

Особое значение в процессе преподавания должно уделяться самостоятельной работе студента, для чего программой предусмотрены подробные рекомендации студентам по организации самостоятельного освоения курса.

14.1 Рекомендации к преподаванию отдельных тем

При организации работы студентов на семинарском занятии по теме «Юго-Западная Сибирь как зона контакта Русского государства с народами Центральной Азии» важно обратить внимание на специфику исторических источников, как письменных, так и археологических, касающихся ранней истории Кузнецкого края. Следует рассмотреть такие понятия как информативность и достоверность исторического источника.

Поскольку главной темой семинара является проблема взаимодействия различных культур и хозяйственных укладов, задача преподавателя – акцентировать внимание на многообразии и самоценности локальных цивилизаций. Вопрос о христианизации коренных народов Верхнего Притомья также должен быть, по возможности, рассмотрен как процесс взаимодействия различных мировоззрений и картин мира. Важно также поставить вопрос об оценке колонизационной деятельности Российского государства и русского народа, обратить внимание на то, как менялась эта оценка в зависимости от идеологических и политических установок.

Спецификой семинарского занятия по теме № 2 «Этапы колониальной истории Кузбасса» является сопоставление реальной истории Кузнецкого края с теоретической моделью колонизационного развития Сибири, предложенной Н. М. Ядринцевым. Анализ книги Н. М. Ядринцева «Сибирь как колония» может представлять определенную трудность для студентов из-за объема, многообразия проблематики и стилистических особенностей текста XIX в. В этой связи рассмотрение концепции Ядринцева может быть темой научно-исследовательской реферативной работы и представлено в форме доклада по результатам этой работы. Необходимо обратить внимание студентов на изменения в характере колониального развития региона на начальном и последующих этапах русского освоения. Наиболее сложным является сравнение конкретного исторического материала с периодизацией, предложенной Н. М. Ядринцевым, и выявление специфики развития региона по сравнению с другими колонизуемыми районами Сибири.

Тема ««Кузнецкая летопись» И. С. Конюхова как памятник словесности и источник для изучения повседневности Кузнецка ХIХ века» особенно важна для формирования у слушателей краеведческого взгляда на контекст собственной жизни в городе и регионе. Текст И. С. Конюхова, сопровожденный комментариями исследователей, может стать превосходным инструментом для создания более глубокого понимания исторической обусловленности «городского жизненного мира», прежде всего в таких его ригидных структурах, как топография городского и пригородного пространства. Для обострения «краеведческого чутья» студентов преподавателю следует строить изучение текста на постоянных аналогиях реалий ХIХ века со структурами современного, известного студентам городского ландшафта.

Основная трудность при подготовке студентов к семинарскому занятию № 3 «Установление Советской власти и гражданская война на территории Кузбасса» связана со спецификой исследовательской литературы. Абсолютное большинство обобщающих работ по теме создано в советский период и отличается идеологической тенденциозностью и односторонним освещением различных политических сил в Гражданской войне. Деятельность большевистских и рабочих организаций, партизанских отрядов раскрыта советскими историками с большой степенью подробности. Внимание антибольшевистскому движению и «белым» правительствам стало уделяться лишь в работах последнего десятилетия, имеющих характер научных и научно-популярных статей. В связи с этим студенты испытывают трудности с объективным анализом событий и их участников, не имеют достаточного материала для оценок и выводов. Преподавателю необходимо помочь студентам отделить факты, изложенные в различных публикациях, от идеологических подходов, сделать собственные выводы.

Беседу на зачете целесообразно начинать с опроса по терминам и персоналиям курса (см. раздел 10 Учебно-методического комплекса): это поможет увидеть общий уровень готовности студента, а также наметить стратегию дальнейшего опроса по билетам.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины «Основы информационной культуры» гсэ. Р. 00

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 – «Финансы и кредит», 080102 – «Мировая экономика», 080 – «Маркетинг», 080507 – «Менеджмент организации», 080502 – «Экономика и управление на предприятии (по
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Р. 00, Гсэ. Н-р. 00 История Кузбасса (2)

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 030501 – «Юриспруденция», 230102 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления», 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 – «Финансы и кредит», 080102 – «Мировая экономика», 080 –
  3. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Р. 00, Гсэ. Н-р. 00 История Кузбасса (3)

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 030501 – «Юриспруденция», 230102 – «Автоматизированные системы обработки информации и управления», 080109 – «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», 080105 – «Финансы и кредит», 080102 – «Мировая экономика», 080 –
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Р. 00 «Историко-культурное наследие Кузбасса»

    Учебно-методический комплекс
    Включены вопросы к зачету в соответствии с дидактическими единицами и требованиям к содержанию устного ответа. Программа переутверждена на заседании кафедры: протокол № 1 от 02.
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В. 01 «Историко-культурное наследие Кузбасса»

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа по дисциплине «Историко-культурное наследие Кузбасса» (ГСЭ. Р.00,) составлена на основании требований государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования для специальностей 040201 «Социология»,
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Ф. Экономическая теория. Макроэкономика. Переходная экономика (код и название дисциплины по учебному плану специальности)

    Учебно-методический комплекс
    Дисциплина «Экономическая теория. Макроэкономика. Переходная экономика» изучается будущими экономистами по специальностям 080102 «Мировая экономика», 080105 «Финансы и кредит», 080109 «Бухгалтерский учёт, анализ и аудит», относится
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Р. 00 «Основы информационной культуры» (1)

    Учебно-методический комплекс
    В современных условиях умение находить и использовать нужную информацию в учебном процессе, научной и производственной работе является обязательным элементом подготовки специалистов высокой квалификации.
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. Р. 00 «Основы информационной культуры» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Для специальностей: 080504 – «Государственное и муниципальное управление», 080502 – «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», 030301 – «Психология»,
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Уголовное право» (1)

    Учебно-методический комплекс
    учебно-методический комплекс составлен на основании государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для специальности 030501 – «Юриспруденция» и направления 030500 – «Юриспруденция»

Другие похожие документы..