Практикум для студентов очной и заочной формы обучения специальностей

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (филиал)

«УТВЕРЖДАЮ»

Зам. директора по учебной работе

Р.Р. Мухамедьярова

__________________________2006 г.

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Практикум

для студентов очной и заочной формыобучения специальностей

080801.65 «Прикладная информатика», 080105.65 «Финансы и кредит»,

080507.65 «Менеджмент организации», 030501.65 «Юриспруденция»,

080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

Ответственный редактор

З.Р. Жукоцкая

доктор культурологи, профессор,

зав. кафедрой «Культурологи и философии»

Автор

О.А. Фаненштыль

старший преподаватель

Председатель

учебно-методической комиссии НЭПИ (филиала) ТюмГУ

Л.Н. Кузнецова

кандидат психол. наук, доцент

Учебно-методическая секция Совета НЭПИ (филиала) ТюмГУ приняла решение утвердить работу

_________________________________________

Необходимая документация прилагается

Рецензенты:

внешний – доктор философских наук, профессор Р.А. Бурханов

внутренний – кандидат филос. наук, доцент О.В. Парфенов

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НИЖНЕВАРТОВСКИЙ ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОЙ ИНСТИТУТ (филиал)

КАФЕДРА КУЛЬТУРОЛОГИИ И ФИЛОСОФИИ

О. А. ФАНЕНШТЫЛЬ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ

Практикум

для студентов очной и заочной формы обучения специальностей

080801.65 «Прикладная информатика», 080105.65 «Финансы и кредит»,

080507.65 «Менеджмент организации», 030501.65 «Юриспруденция»,

080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

Нижневартовск, 2007

ББК

О.А. Фаненштыль. ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ. Практикум для студентов очной и заочной формы обучения специальностей 080801.65 «Прикладная информатика», 080105.65 «Финансы и кредит», 080507.65 «Менеджмент организации», 030501.65 «Юриспруденция», 080504.65 «Государственное и муниципальное управление». Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2006, 21с.

Практикум предназначен для студентов всех специальностей, и призван помочь им в выполнении практических и самостоятельных заданий по «Отечественной истории». В разработке представлены пояснительная записка, практические задания по отечественной истории, перечень источников и дополнительной литературы.

Рекомендовано и одобрено к изданию по решению Учебно-методической комиссии Нижневартовского экономико-правового института (филиала) ГОУ ВПО «Тюменский государственный университет».

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: О.А. Фаненштыль, старший преподаватель

РЕЦЕНЗЕНТЫ: Р.А. Бурханов, доктор философских наук, профессор кафедры культурологии и философии Нижневартовского государственного гуманитарного университета;

Парфенов О.В. кандидат философских наук, доцент кафедры «Культурологи и философии» Нижневартовского экономико-правового института (филиала) Тюменского государственного университета

© Издательство НГГУ, 2007

© О.А. Фаненштыль, 2007

ОГЛАВЛЕНИЕ

Пояснительная записка

5

Практические задания

7

Краткая библиография

20

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Формирование профессиональной компетенции в рамках изучаемых общепрофессиональных курсов гуманитарных дисциплин, таких как «Отечественная история» предполагает введение в учебный процесс новых форм деятельности студента, позволяющих навыки работы, полученные на лекционных и семинарских занятиях, а так же при подготовке самостоятельных исследований адаптировать к дальнейшей профессиональной деятельности.

Основными требованиями рынка труда к будущему специалисту являются: возможность самостоятельно принимать адекватные и грамотные решения, самостоятельно изучать и внедрять профессиональные новшества, успешно действовать и принимать решения в ситуации неопределенности.

Кроме того, подготовка к эффективной гражданской жизни в демократическом обществе требует от будущего специалиста развития таких важных познавательных навыков, как умение выработать собственное мнение, осмыслить опыт, приходить к определенным умозаключениям, логично выстраивать цепь доказательств, выражать свою позицию ясно и уверенно, иметь определенное отношение к социальным реалиям. В той связи изучение курса «Отечественная история» предполагает применение различных видов и направлений самостоятельной деятельности студентов.

В частности для изучения ряда проблемных вопросов курса, студентам предлагается провести самостоятельный историографический анализ на основании предложенных источников, монографий и научных публикаций.

В качестве самостоятельного анализа проблемы студентам предлагается написание аналитических рефератов в форме эссе, а так же составление аналитических таблиц и графических схем.

Полученный аналитический материал заносится в рабочую тетрадь. На практическом занятии предлагается самостоятельная работа по карточкам и тестам.

Самостоятельная исследовательская деятельность предполагает различные виды работ: анализ научных публикаций, изучение первоисточников (законодательных актов, летописей, переписки, воспоминаний и др.), тем и разделов учебных пособий.

В зависимости от задач, стоящих перед преподавателем, формы выполнения заданий могут быть различны:

1. Домашние исследования: аналитические эссе, составление планов – конспектов публикаций, выполнение заданий по предложенным источникам и научным публикациям.

2. Практическая работа на семинарских занятиях.

Формой контроля выступают рабочие тетради, самостоятельные работы и тестовые задания.

При выполнении письменных практических работ студент углубленно изучает один из вопросов соответствующего курса, приобретает навыки самостоятельной работы с историческими источниками и специальной литературой.

Для организации самостоятельной работы, студентам предлагаются разработанные практические задания по темам, входящим в программу курса.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 1: К вводной части программы курса.

Прочтите и проанализируйте статью А.Н. Полякова «Цивилизация как социальная система: теория, типология и метод»./ Вопросы истории. 2007. № 11. С. 52.

Методические указания:

  1. Изучите текст статьи А.Н. Полякова, используя прием маркировки текста.

  2. Сопоставьте различные взгляды исследователей на сущностное понимание определения «Цивилизация», соотнесите с общепринятым (позиция Л.И. Семенниковой). Выпишите в рабочую тетрадь определение цивилизации по А.Н. Полякову

  3. Выделите основополагающие признаки цивилизации по А. П. Полякову. Составьте аналитическую таблицу (см. примерную форму).

  4. Сформулируйте выводы и сопоставьте анализ с позицией Л.И. Семенниковой.

  5. Раскройте типологию цивилизаций по работе А.П. Полякова, соотнесите с распространенной типологией Л. И. Семенниковой.

Таблица

Характеристика основополагающих признаков цивилизации

Отношение человека к труду

Отношение к свободе

Культурно-экономический уклад

Примечание: для анализа используйте учебное пособие Л. И. Семенниковой «Россия в мировом сообществе цивилизаций». М. 2003. С.13 – 45.

Задание 2. К разделу 1. Теме 2. Программы курса.

Прочтите и проанализируйте статью А.Н. Полякова «Древнерусская цивилизация: основы политического строя»/ Вопросы истории, 2007, № 3. С.50.

Методические указания:

  1. Изучите статью А.Н. Полякова, используя прием маркировки текста.

  2. В историографическом анализе выделите основные взгляды исследователей дореволюционного, советского и постсоветского периодов на причины и механизм формирования государства. Составьте аналитическую таблицу.

  3. Определите исходя из концепции И.Я. Фроянова и его последователей форму Древнерусского государства. Изобразите графическую схему государственного механизма.

  4. Дайте характеристику компетенции и особому правовому положению князя.

  5. Проанализируйте эволюцию институтов власти в Древнем мире.

Предлагаемые индивидуальные задания (карточки) по публикациям. Примерное время работы – 15 минут.

Самостоятельная работа студента

Анализ статьи А.Н. Полякова «Древнерусская цивилизация: основы политического строя».

I вариант

Рассмотрите основные позиции исследователей, характеризующие происхождение, полномочия и место веча в государственной структуре Русского мира.

II вариант

Дайте характеристику политической системе Киевской Руси согласно выводам представителей советской историографии.

III вариант

Определите основные функции князя в Древней Руси. Как эволюционировала великокняжеская власть.

IV вариант

Какой вывод делает А.Н. Поляков, анализируя в целом функции, приписываемые князю в Древней Руси. В чем, по мнению А.Н. Полякова состоит основное назначение князя.

Задание 3. Раздел 1. Тема 2. Программы курса.

Прочтите и проанализируйте статью Б.В. Раушенбаха «Сквозь глубь веков». История государства российского. Хрестоматия X – XIV век. Отв. ред. Г.Е. Миронов. М. 2001. С. 50.

Методические указания:

  1. Изучите текст статьи Б.В. Раушенбаха, используя прием маркировки текста.

  2. Выделите основные причины принятия монорелигии, представленные автором, соотнесите с общепринятой позицией.

  3. Раскройте значение принятия христианства в византийской трактовке в дальнейшем развитии Древнерусского мира.

Предлагаемые индивидуальные задания (карточки) по изученному материалу. Примерное время работы – 15 минут.

Самостоятельная работа студента. Анализ статьи Б.В. Раушенбаха

«Сквозь глубь веков».

1 вариант

Анализируя работу, вы выделили ряд причин принятия монорелигии в Древней Руси. Раскройте сущность проблемы: «необходимость объединения союзных племен».

II вариант

Как вы понимаете тезис Б.В. Раушенбаха: «…ни Русь, ни Византия не расценивали предстоящее крещение как чисто религиозный акт». Какую цель, по мнению академика Б.В. Раушенбаха, преследовали соответственно Византия и Древняя Русь, предпринимая акт крещения.

III вариант

Раскройте проблему распространения христианства на Руси. Что, по мнению академика Б.В. Раушенбаха, являлось препятствием на пути распространения христианства. Какова была реакция Киевского князя.

IV вариант

Как проявлялась религиозная (и как правило политическая) зависимость Византии и Древней Руси. Покажите значимость действий князя Ярослава в 1051 году. Какое толкование дает русский митрополит Илларион притязаниям Византии на старшинство по отношению к Руси.

V вариант

Каково значение принятия христианства на Руси. В каких направлениях с наибольшей значимостью проявляется влияние Византийского христианства. Как вы понимаете тезис о том, что «Русь окончательно встала вровень со всем цивилизованным миром».

VI

Что на ваш взгляд обусловило принятие монорелигии лишь в конце X века, а не в момент образования Древнерусского государства. Как вы понимаете тезис: «Великий князь Владимир осуществил смелую государственную реформу, имевшую далеко идущие последствия».

Задание 4. Раздел 1. Тема 4. Программы курса

Прочтите и проанализируйте статьи С.А. Нефедова «Реформы Ивана III и Ивана IV: османское влияние»/ Вопросы истории. 2002. № 11. С. 30. и «Монгольские завоевания и формирование российской цивилизации»/ Вопросы истории. 2006. № 2. С.113.

  1. Учебно-методический комплекс для студентов очной и заочной форм обучения (специальность 030501. 65 Юриспруденция)

    Учебно-методический комплекс
    Требования к содержанию дисциплины определяются тем, что дисциплина «Криминалистика» является основным учебным компонентом, входящим в цикл дисциплин уголовно-правовой специализации, дающим возможность осуществить углубленное обучение
  2. Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очной и заочной форм обучения специальности 08. 01. 09. «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена в соответствии с государственным образовательным стандартом. Программа дисциплины включает учебно-тематический план лекций, вопросы к зачету, контрольные вопросы к экзамену, список основной и дополнительной литературы.
  3. Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной и заочной форм обучения специальности 050706. 65 «Педагогика и психология»

    Учебно-методический комплекс
    О.А.Мальцева. "Психологическое консультирование: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной формы обучения Института психологии, педагогики ,социального
  4. Учебная программа для студентов очной и заочной форм обучения специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм»

    Программа
    Речевая коммуникация: учебная программа для студентов очной и заочной форм обучения специальности 100103 «Социально-культурный сервис и туризм», квалификации «Специалист по сервису и туризму», специализации «Социокультурный сервис» / сост.
  5. Учебно-методический комплекс Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной и заочной формы обучения специальности «Юриспруденция»

    Учебно-методический комплекс
    И.П. Чикирева. Трудовое право: Учебно-методический комплекс. Методические указания и индивидуальные задания для студентов очной и заочной формы обучения специальности «Юриспруденция» Института государства и права.
  6. Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очной и заочной форм обучения специальности 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Л.Ф. Шилова, Н.К.Пашук. Бухгалтерский финансовый учет: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 080109.65 - «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» очной и заочной форм обучения.
  7. Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов очной и заочной форм обучения специальности 080109. 65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа по дисциплине «Бухгалтерский финансовый учет» составлена в соответствии с утвержденным планом для подготовки специалистов очной и заочной форм обучения специальности 080109.
  8. Учебно-методический комплекс Рабочая программа для студентов очной и заочной форм обучения специальность 030501 «Юриспруденция» (4)

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа составлена с учетом требований государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования к минимум содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 030501 «Юриспруденция» утвержденной
  9. Курс лекций по дисциплине : «Компьютерный практикум» для студентов очной и заочной форм обучения 2003

    Документ
    Для решения проблемы подготовки студентов к жизни и профессиональной деятельности в высокоразвитой информационной среде, к возможности получения дальнейшего образования с использованием современных информационных технологий предназначен

Другие похожие документы..