Задумайтесь на мгновение и представьте себе двадцатое столетие как симфонию, гармоническое сочетание фуги крещендо, сплетение мелодий, одна из которых с неясно

И если существует человек, в котором воплотилась эта преемственность, так это чехословацкий эмигрант Станислав Гроф, который не только является одним из основателей трансперсональной психологии, но также принимал участие в исследованиях ЛСД еще в шестидесятые годы. Гроф начал работать с ЛСД в Праге в 1954 году. В 1967 году он приехал в США на годовую стажировку в госпитале Альберта Карлэнда в Спринг-Гроув в Кэтонсвилле (штат Мэриленд), но когда советские танки вторглись в Чехословакию в 1968 году, Гроф попросил политического убежища в США.

«В Праге с ЛСД не было никаких проблем, - рассказывал Станислав Гроф во время моего визита в Исаленский институт, где он последнее время постоянно работает. - Проблема заключалась в другом: как объяснить государству, чем мы занимаемся. Упоминать Фрейда и иже с ним было никак нельзя, следовало как-то избежать вообще всяких намеков на то, что это имеет отношение к психоанализу. И конечно ни в коем случае нельзя было и упоминать ничего мистического - марксизм и религия несовместимы». Это могло показаться Грофу насмешкой судьбы - но западная наука оказалась ничуть не более либеральной. Как раз в то время, когда Гроф решил остаться в США, ЛСД был кате гори-

чески запрещен. Гроф остался с грудой необработанных и не до конца проверенных данных - результатами пяти тысяч ЛСД-сессий. Исходя из этих материалов, Гроф создал собственную модель внутреннего пространства, в общем сходную с той, о которой писали Мастере и Хьюстон, но имеющую несколько важных отличий.

Как и Мастере с Хьюстон, Гроф обнаружил четыре ступени психоделического опыта. Первая была традиционным хранилищем образов и цветов. Мастере и Хьюстон называли его чувственным, Гроф - эстетическим. Вслед за тем следовала область, которой интересуется традиционная психотерапия. Гроф называл ее областью психодинамики (у Мастерса и Хьюстон - область памяти и анализа). Но дальше их модели расходились -начиная с третьего уровня. Гроф считал, что заложенная в мозге биографическая информация хранится в КОЭКС-системах133, каждая из которых содержит информацию по отдельным переживаниям: унижению, насилию или любви. Используя ЛСД в качестве «усилителя сознания», можно изучать эти КОЭКС-системы - до тех пор, пока спустя десяток опытов человек не переходит на следующий уровень, который Гроф назвал перинатальным.

Область перинатального - это, вероятно, самое интересное и самое революционное в модели Грофа. Хотя в ней содержатся все символические образы, описанные у Мастерса и Хьюстон, Гроф указывает источник этих образов - физиологический процесс рождения человека. Гроф предполагал, если выражаться терминами Лири, что это действительно физическое путешествие из уютной матки, по каналу, в мир - к светлым образам первого импринтинга, действует как основополагающий принцип формирования большей части подсознательного. Гроф считал, что ему удалось добиться определения четырех базовых перинатальных матриц, практически связанных с определенными физическими этапами процесса рождения, но в действительности их корни уходят гораздо дальше, в биологическую историю человечества. Кроме того, что они обладают «специфическим эмоциональным и психосоматическим содержанием, - пишет он в недавно опубликованной книге «За пределами разума», -эти матрицы также являются основополагающими принципами

' СОЕХ - condensed experience - сконцентрированный опыт.

формирования для других уровней подсознательного. Элементы КОЭКС-систем биографического уровня связаны с физическим насилием и жестокостью, опасностью, расставанием, болью или удушьем, что очень близко по содержанию к определенным аспектам базовых перинатальных матриц. Обнаруживается также, что перинатальные матрицы связаны с множеством трансперсональных элементов, таких, как архетипические образы Великой Матери или Ужасной Матери Богов, Адом, Чистилищем, Раем или Небесами, мифологическими или историческими аспектами, идентификацией себя с животными и опытом прошедших реинкарнаций».

Гроф описывает перинатальное как точку пересечения личностного и коллективного подсознательного. Частично вырастая из понятий традиционной психологии, оно в то же время требует новых основных принципов для описания и изучения. Эти новые основные принципы Гроф и назвал трансперсональной психологией. В общем же, хотя он и жалеет об утрате ЛСД как прекрасного инструмента для исследований, однако сумел разработать определенное количество ненаркотических техник, которые работают не хуже.

«ЛСД просто опередил свое время, - сказал мне Гроф в Исалене. Мы стояли на обрыве и смотрели, как внизу прибой бьется о прибрежные камни. - Он появился еще до того, как ученые выработали определенную теоретическую систему взглядов, способную примирить мистический опыт с перинатальным. В процессе создания и разработки этой системы взглядов ЛСД, к сожалению, был нами утрачен».

Видел ли Гроф шансы на то, что когда-нибудь запрет на него будет снят?

«Не уверен, что сейчас было бы мудро вновь возвращаться к психоделикам, - сказал он. - Слишком много факторов надо принимать во внимание. Часто под психоделиками люди совершают действительно сумасшедшие поступки. Психоделики - достаточно хитрая штука, и они могут стать опасными. И я пока не вижу, как можно обучить людей пользоваться ими правильно».

Но несколько минут спустя он уже с надеждой говорил, что при помощи некоторых полезных в терапии препаратов, таких, как экстази, возможно, удастся разработать безопасные и всеобъемлющие техники познания внутренних пространств. И это определенно произойдет, по крайней мере, если мы сумеем ре-

шить один из центральных парадоксов человеческого рода - узнать, почему же сообразительная обезьяна, которой удалось высвободить и использовать ядерную энергию и проложить путь к звездам, до сих находится в плену примитивных эмоций и инстинктивных желаний, которые так часто подводят ее со времен каменного века и до наших дней.

III

Здесь мой эпилог подходит к рубежу, за которым - молчание. За исключением мнения небольшого крута специалистов, нет никакой информации о том, как реагировали в мире на появление новых психоделиков.

Не было никаких намеков на то, что общество недовольно их появлением.

Но, как выяснилось, недовольство существовало. И 31 мая 1985 года Агентство по контролю за применением наркотиков (DEA -Drug Enforcement Agency) объявило, что экстази причислено к списку №1, а это означает, что с этого дня производство или продажа данного наркотика уголовно наказуема - штрафом в 125 тысяч долларов и пятнадцатью годами тюрьмы. Внеся экстази в список № 1, D E A воспользовалось своими исключительными правами на запрет, которые предоставляют ему возможность запретить наркотик без обычной процедуры длительных слушаний и заседаний, необходимых по закону.

Однако вскоре после запрета слушания начались. Ожидая этого, специалисты серьезно подготовились к защите, собирая рекомендации и характеристики от врачей-терапевтов, использовавших этот препарат в практике, и изыскивая средства на продолжение частных химических исследований. Последнее оказалось решающим пунктом, так как DEA в итоге признало право на исследование МДА «двоюродного братца» МДМА, хотя сначала в ходе экспериментов с лабораторными крысами было предположительно установлено, что МДА поражает нейроны.

Специалисты даже наняли для защиты юридическую фирму, и DEA пришлось попотеть, обосновывая свои действия.

«Это первые производители нелегальных наркотиков, которые нанимают юристов и собирают мнения так называемых экспертов», - изумлялся один из чиновников агентства.

В то время, пока «На штурм небес» готовилась к печати, слушания по вопросу МДМА все еще нудно тянулись. Однако на горизонте уже замаячила новая и гораздо более опасная туча. DEA собиралось запретить производство любых веществ, подобных по молекулярной структуре любому из попавших в список №1 препаратов.

В готовящемся законе также обговаривалось, что все кто, занимается частными исследованиями, должны отчитываться в своей деятельности перед ФДА. Если этот закон пройдет, результатом станет, скорее всего, быстрая криминализация нейросознательных пределов134.

Однако я искренне сомневаюсь, что на этом наша история закончится. Напоследок мне приходят в голову несколько абзацев из «Паломничества в страну Востока» Германа Гессе, которые могли бы послужить эпиграфом к этой книге:

Я попытался разъяснить ему, с чем, собственно, пришел. От каких-либо околичностей я отказался. Без утайки сообщил я ему, что в моем лице он видит перед собой одного из участников того великого предприятия, о котором и до него должны были дойти вести, - так называемого «паломничества в страну Востока», оно же «поход Братства» и прочее, под какими бы еще именами ни было оно известно общественности. Ах, да, усмехнулся он с дружелюбной иронией, еще бы, об этой затее он слыхал, среди его приятелей принято именовать ту эпоху, может быть слишком уж непочтительно, «Крестовым походом детей». В его кругу, продолжал он, принимают это движение не слишком всерьез, примерно так, как принимали бы еще одно движение теософов или очередную попытку установить на земле братство народов, хотя, впрочем, отдельным успехам нашего предприятия немало дивились... Однако затем дело, по всей очевидности, потерпело фиаско, многие из прежних вождей отступились от него, даже начали его стыдиться и не хотят о нем вспоминать, вести стали все реже и все более странно противоречат друг другу, так что в итоге затея положена под сукно и предана забвению, разделив судьбу столь многих эксцентрических движений послевоенного времени в политике, религии, художественном творчестве. Сколько

134 Действительно, серия актов, проведенных через конгресс в 1988- 1994 годах под давлением FDA и DEA, фактически криминализовала любые исследования в области основных семейств психоактивных соединений.

пророков, сколько тайных сообществ с мессианскими упованиями, с мессианскими претензиями объявилось в ту пору, и все они канули в вечность, не оставив никаких следов.

Отлично, его точка зрения была мне ясна, это была точка зрения благожелательного скептика. В точности так, как Лукас, должны были думать о нашем Братстве и о нашем паломничестве в страну Востока все, кто был наслышан об истории того и другого, но ничего не пережил изнутри. Я менее всего был намерен обращать Лукаса, хотя вынужден был кое в чем его поправить, например, указать ему на то, что наше Братство отнюдь не порождено послевоенными годами, но проходит через всю мировую историю в виде линии, порой уходящей под землю, но ни в одной точке не прерывающейся; что некоторые фазы мировой войны также суть не что иное, как этапы истории Братства; далее - что Зороастр, Лао-Цзы, Платон, Ксенофонт, Пифагор, Альберт Великий, Дон Кихот, Тристрам Шенди, Новалис и Бодлер -основатели Братства и его члены.

Он улыбнулся в ответ именно той улыбкой, которую я ожидал135.

БЛАГОДАРНОСТИ:

Как это часто бывает в литературе, рукописи зачастую обязаны своим возникновением определенному числу ярких личностей, без участия которых она, несомненно, не была бы столь полна и увлекательна, а то и вовсе не появилась бы на свет. Это в значительной мере касается и книги «На штурм небес». Если бы Оскар Дженигер не предоставил мне любезно свое время и свои изумительные архивы... Если бы Майрон Столярофф не провел бы со мной сутки, оживляя в памяти пережитое. Если бы Ральф Мецнер не оказался столь великодушен и не послал бы мне свою незаконченную автобиографию - мне, которого он и знал-то только по телефонному разговору. Если бы Тим Лири не оказался бы в пределах досягаемости (как в физическом смысле, так и в Духовном)... - ладно, как уже говорил, вопросы вроде «а что было бы, если бы...» можно продолжать бесконечно...

Было очень сложно (для меня, по крайней мере) ворошить угли отгоревшего, выискивать людей, которых я никогда не знал

'* Цитируется по переводу С. Аверинцева.

прежде, и меня не переставали поражать радушие и великодушие, с которыми все они ко мне относились. Ладно, теперь без дальнейших разглагольствований и в произвольном порядке, хотел бы принести сердечную благодарность Тиму Скалли, Стэну Криппнеру, Фрэнку Бэррону, Джеку Даунингу, Нине Грабуа, Гюнтеру Вайлу, Майклу Кану, Жану Милле, Энн и Саше Шульгиным, Джин Столярофф, Теренсу и Кэт Маккенна, Стэну Гро-фу, Джереми Тарчеру, Питеру Стэффорду, Аллену Гинсбергу, Уолтеру Хьюстону Кларку, Альберту Карлэнду, Гордону Уоссо-ну, Лизе Слимэн, а также работникам библиотек Колумбийского, Калифорнийского и Орегонского университетов и конечно же Джону Браунеру, чей вклад в эту книгу столь велик, что даже после часа тяжелых раздумий я не смог выдавить из себя пары предложений по этому поводу.

И, наконец, приношу благодарность тем, кто принял участие в деловых вопросах, связанных уже с изданием книги: во-первых, моему агенту, Сьюзен Хадсон, а во-вторых, моему издателю, Аптону Брэди, которые мне всячески помогали и поддерживали и, Слава Богу, не прекратили этого делать, даже когда готовая рукопись наконец прибыла в Нью-Йорк.

1 Херст, Уильям Рэндольф (1863-1951) - американский медиа-магнат, обладатель колоссального состояния. Построил в окрестностях Сан-Франциско огромный замок, содержащий коллекцию антиквариата.

2 Сера, Жорж (1859-1891) - французский художник-импрессионист.

3 Тимоти Лири (1922- 1996) - Тимоти Лири - это Тимоти Лири, одним словом не скажешь

5 Гинсберг, Аллен (1926 - 2001) - один из виднейших поэтов-битников.

6 Вайнберг, Джек - лидер «Движения за свободу слова» в университете Беркли. Подробнее см. гл. 22.

7 Программа социального реформирования президента Кеннеди.

8 Президент Линдон Б. Джонсон.

9 Президент Джон Ф. Кеннеди.

10 Липсет, Сеймур Мартин (1928) - известный американский социолог.

11 Перевод Д. Борисова.

12 Уоттс Алан (1915- 1973) - англо-американский теолог и философ, один из
первых проповедников дзена в Америке.

13 «Индустриальные рабочие мира» (ИРМ) - американская левая синдикалистская организация, созданная в 1905 г. в Чикаго в противовес Американской федерации труда, в основе которой лежали принципы классового сотрудничества.

14 Макклюр, Майкл (1932) - драматург и поэт, участник движения битников.

15 Гильберт, сэр Уильям (1836- 1911) и Салливан, сэр Артур (1842-1900) - создатели викторианской английской оперетты, прототипа будущего мюзикла; действие их произведений часто разворачивается в экзотическом антураже.

16 Вудхаус, сэр Пелем Гренвилл (1881 - 1975) - английский юморист, автор доброй сотни комических романов, описывающих жизнь света в эдвардианской Англии.

17 Учение канадского социолога Маршала Маклюэна (1911 - 1980) о воздействии
СМИ на представления человека об окружающей действительности, главным
постулатом которого является знаменитый тезис «Media is a message» («Сред
ство обладает собственным содержанием»).

18 Район в Сан-Франциско, в пятидесятые годы эпицентр субкультуры битников.

19 В английском языке обозначает чудака, уродца, ненормальный ход какого-либо процесса, здесь - мутацию.

20 «Страх и отвращение в Лас-Вегасе», пер А. Керви

21 В буддистской философии - состояние мгновенного просветления, в котором осознается идентичность субъекта с Абсолютом.

22 League for Spiritual Discovery, сокращенно - LSD.

23 Песня «Tomorrow Never Knows» из альбома «Revolver», 1965.

24 Оусли Стенли третий, Август (1935) - американский подпольный химик, наркоделец-романтик, художник и музыкант. Подробнее см. гл. 23.

25 Пэрриш, Максфилд(1870- 1966) - популярный американский график, автор многочисленных журнальных и книжных иллюстраций, создатель стиля «фэнтези».

26 Моне, Клод (1840- 1926) - французский художник-импрессионист.

27 Мадам Сталь, Луиза Жермена де(1766-1817) содержательница одного из первых прославленных литературных салонов, в котором сформировался романтизм как основное направление в искусстве.

28 Липпманн, Уолтер (1889-1974) выдающийся американский журналист, дважды лауреат Пулитцеровской премии, в молодости увлекался идеями социализма; Рид, Джон (1887-1974) американский журналист-социалист, автор книги «Десять дней, которые потрясли мир». Умер в Москве, похоронен в Кремлевской стене.

29 Если для русских голубь является в первую очередь птицей мира, то для англичан и американцев он символизирует скорее глупость Аналогом в русском языке могут служить выражения о курице - «глупа как курица», «куриные мозги»

30 Коэффициент интеллекта.

31Психологическая школа, основанная американским ученым Джоном Уотсоном в двадцатые годы; отрицает эмоциональные и образные суждения при описании психологических процессов, требует оперировать исключительно измеряемыми и поддающимися статистической обработке данными.

32 Психологическая школа, возникшая в Германии в начале двадцатого века и явившаяся первой попыткой порвать с механистическими теориями человеческогоповедения. Делала акцент на различие между объективным стимулом и субъективным восприятием, понимая последнее, впрочем, все равно на механистическом уровне (как вытекающую из структуры нервной системы индивида)

33 Выражение принадлежит сэру Чарлзу Скотту Шеррингтону (1857- 1952) -великому английскому физиологу, лауреату Нобелевской премии по медицине 1932 года Точная цитата из его Нобелевской лекции «Мозг - это волшебный ткацкий станок в котором миллионы сверхбыстрых челноков ткут всегда исполненный смысла, но вечно меняющийся узор»

34 Коннолли, Сирил (1903- 1974) - известный английский критик и посредственный писатель.

35 Кейнс, Джон Мейнард (1883- 1946) - английский экономист, журналист ифинансист, создатель теории монетаризма.

36 Стрэйчи, Литтон (1880-1932) - английский биограф и критик, автор популярного труда «Выдающиеся викторианцы».

37 Рассел, Бертран (1872- 1970) - великий английский философ и общественный деятель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1950 года.

38 Вулф, Вирджиния (1882-1941) - выдающаяся английская писательница и литературный критик, ее муж, Леонард (1880-1969) - английский литератор, политик и издатель.

39 Уэтс, Ребекка (настоящее имя Сесили Эндрюс) (1892- 1983) - английская журналистка, романистка и критик.

40 Беннетт, Арнолд (1867 - 1931) - выдающийся английский прозаик и драматург.

41 Бергсон, Анри (1859- 1941) - французский философ и писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе 1927 года.

  1. Численным и далеко не ординарным взглядам этого талантливейшего музыканта и философа на всевозможные аспекты искусства ХХ столетия и искусства прошедших столети

    Документ
    Содержание этой книги, решенное в жанре "моногра­фи­че­с­ких бесед", посвящено творчеству выдающегося российского компози­то­ра, его общест­вен­ной жизни, многочисленным и далеко не ординарным взглядам этого талантливейшего
  2. Г. Е. Крейд ли на Арнхейм Р

    Документ
    Статьи и очерки известного американского эстетика и психолога искусства, собранные в этом сборнике, объединены общими методологическими принципами. Разнообразны проблемы, которые анализирует автор: композиция, обратная перспектива,
  3.  Интервью о кино. 30

    Интервью
    В сборник включены статьи и фрагменты теоретических работ, при­надлежащие перу видных французских кинематографистов 1920-х гг. Среди них - труды Л. Деллюка, Ж.
  4. Прометей

    Документ
    Статьи и очерки известного американского эстетика и психолога искусства, собранные в этом сборнике, объединены общими методологи­ческими принципами. Разнообразны проблемы, которые анализирует ав­тор: композиция, обратная перспектива,
  5. Книга подготовлена под редакцией Гунты Рудзите

    Книга
    "Психическая энергия – путеводная звезда человечества" – труд Рихарда Рудзитиса (1898–1960), рассчитанный на широкий круг читателей, интересующихся вопросами исследования психической энергии.
  6. Контроль сознания и методы подавления личности

    Документ
    Самый страшный грех - предательство. Таков вердикт всех культур, всех религий, всех народов. Самое страшное предательство - это предательство самого себя.
  7. Шульгин Д. И., Шевченко Т. В. Шульгин Д. И., Шевченко Т. В. Творчество-жизнь Виктора Екимовского. Монографические беседы

    Книга
    Творчество-жизнь Виктора Екимовского. Монографические беседы. – М.: Государственный музыкально-педагогический институт им. М.М. Ипполитова-Иванова. – 209 с.

Другие похожие документы..