А. В. Федоров главный редактор

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

№ 1 2009

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ

1 2009

Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики

Журнал основан в 2005 году.

МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ 1 2009

Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики

ISSN 1994-4160 (печатная версия)

ISSN 1994-4195 (интернет-версия)

Журнал основан в 2005 году.

Периодичность – 4 номера в год.

Учредители:

МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех»,

Бюро ЮНЕСКО в Москве, Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, Южно-Уральский Центр медиаобразования, Российская школьная библиотечная ассоциация, Таганрогский государственный педагогический институт, издатель ИП Ю.Д.Кучма

В 2008 году журнал выпускается при поддержке Администрации Главы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.

Редакционная коллегия:

А.В.Федоров

главный редактор

Л.М.Баженова

О.А.Баранов

Е.Л.Вартанова

С.И.Гудилина

В.В.Гура

А.А.Демидов

Н.Б.Кириллова

С.Г.Корконосенко

А.П.Короченский

В.А.Монастырский

С.Н.Пензин

Г.А.Поличко

В.С.Собкин

Л.В.Усенко

Н.Ф.Хилько

А.В.Шариков

Адрес редакции:

Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, 109542, Москва,

Рязанский проспект, д.99, офис У-430.

e-mail: tina5@

/mediaeducation

/medialibrary

http://www.mediaeducation.boom.ru

Статьи для публикации в журнале принимаются только по электронной почте.

© журнал «Медиаобразование»

Информационная поддержка:

Портал Бюро ЮНЕСКО в Москве

http://www.unesco.ru/rus/pages/bythemes/stasya29062005124316.php

Портал МОО ВПП ЮНЕСКО

«Информация для всех» http://www.ifap.ru

Портал «Информационная грамотность и медиаобразование» http://www.mediagram.ru

СОДЕРЖАНИЕ

Актуальные новости

Информационное общество: медиаобразовательный аспект………………………………………………с.4

Челышева И.В. Семинар ЮНЕСКО в

Таллине – новые перспективы развития информационного общества……………………..с.5

Российском государственном

профессионально-педагогическом

университете открылась кафедра

медиакультуры и медиатехнологий………………с.8

Ушакова С.В. На пути обновления журналистской науки и консолидации медиаобразования……с.9-15.

Мурюкина Е.В. XVII Международный

детский, молодежный фестиваль

аудиовизуальных искусств в Украине

«Хрустальные родники»………………………….с.15.

Практика медиаобразования

Кузьмина М.В. Видеоинформационное

обеспечение учебного процесса

как фактор формирования медиакультуры

учащихся…………………………………………..с.19-25

Мурюкина Е.В. Основные виды печатных

изданий, применяемые на

медиаобразовательных занятиях со

студентами…………………………………….. с.25-44.

Мурюкина Е.В. Студенческий

Медиаклуб в Таганрогском

государственном педагогическом институте…с.45-49.

Челышева И.В. Структурный анализ

экранных медиатекстов на занятиях в

студенческой аудитории (на примере

телепередач жанра реалити-шоу)………………с.50-59.

Челышева И.В. Интерактивные формы и

методы работы в развитии

медиакомпетентности школьников……………с.59-66.

Медиа и образование: социологический

аспект

Мурюкина Е.В. Кинематографическое

сообщество: цели киноискусства и

кинообразования в России………………………с.67-85.

Книжная полка

Челышева И.В. От медиакультуры

– к медиаменеджменту………………………….с.86-89.

Михалева Г.В. В методическую копилку

педагога: критический анализ

аудиовизуальных медиатекстов………………с.90-92.

Михалева Г.В. К вопросу о методике

обучения молодежи критическому чтению

печатных медиатекстов………………………с.92-95.

Медиакультура в информационном обществе…с.95.

Медиаграмотность: чешский взгляд на проблему с.97.

Список публикаций российских авторов по

тематике медиаобразования за 2008 год………с.97-106

Список авторефератов российских диссертаций

по тематике медиаобразования 2008 года……….с.106.

Актуальные новости

Информационное общество: медиаобразовательный аспект

29 октября 2008 года в Общественной палате РФ состоялись слушания на тему: "Информационное общество: технологический процесс или социальный прогресс?".

Среди прочих участников с докладами, посвященными роли медиаобразования в развитии современного информационного общества, выступили эксперты МОО ВПП ЮНЕСКО "Информация для всех"( )  - доктор педагогических наук, профессор, президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (/mediaeducation) А.В.Федоров и доктор культурологии, профессор, член Ассоциации кинообразования и медиапедагогики, зав.кафедрой медиакультуры и медиатехнологий Российского государственного профессионально-педагогического университета ()  Н.Б.Кириллова.

Они рассказали о проекте "Медиаобразование" (/projects/mediaed.htm) , который осуществляется МОО ВПП ЮНЕСКО "Информация для всех" ()  совместно с Таганрогским государственным педагогическим институтом (), о внедрении новой вузовской специализации 03.13.30 "Медиаобразование" в данном вузе. Речь шла также о новом портале "Информационная грамотность и медиаобразование" (), получившем поддержку со стороны программы ООН "Альянс цивилизаций" - "Медиаобразование и медиаграмотность" (), о новых российских изданиях по тематике медиаобразования, медиапедагогики, медиакультуры, большинство из которых находятся в свободном доступе в библиотечном разделе на сайте "Информационная грамотность и медиаобразование" (), а также - на сайтах Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России -  /mediaeducation и /medialibrary

Членам Общественной палаты РФ были представлены новые книги «Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогических вузов». М.,2007. 616 с. (автор – А.В.Федоров, /medialibrary/default.asp?ob_no=34502) и «Медиакультура: теория, история, практика» М., 2008. 496 с. (автор – Н.Б.Кириллова).

В слушаниях на тему "Информационное общество: технологический процесс или социальный прогресс?" участвовали также Председатель Правления  МОО ВПП ЮНЕСКО "Информация для всех" А.А.Демидов, Ответственный секретарь Правления, координатор программы «Красная книга культуры России»    И.И.Комарова и   Координатор программы «Право и общество в цифровую эпоху»  А.В.Туликов.      

Актуальные новости

 

Семинар ЮНЕСКО в Таллине – новые перспективы развития информационного общества

И.В.Челышева,

кандидат педагогических наук, доцент

С 21 по 23 августа 2008 года в столице Эстонии состоялся семинар ЮНЕСКО по информационной грамотности. Его организаторами выступили Таллинский университет, Эстонская Национальная библиотека и Таллинский технологический университет. На семинар приехали слушатели из многих стран: Великобритании, Норвегии, Эстонии, Литвы, Словении, Чехии, России и др. Автор этих строк участвовала в данном семинаре благодаря поддержке МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» (http://www.ifap.ru).

Трехдневная программа семинара была довольно насыщенной и включала выступления ведущих исследователей из Великобритании, Норвегии, Дании, Эстонии и др. стран по проблемам информационной грамотности, посещение Эстонской национальной библиотеки, знакомство с Таллинским университетом и т.д. Делегаты семинара вели дискуссии, обсуждали актуальные проблемы развития информационной грамотности, делились опытом, строили планы сотрудничества и т.д.

Очень интересным было выступление Сьюзи Андретта (Susie Andretta) – профессора Лондонского Университета. Ее доклад освещал основные ключевые моменты и тенденции развития информационной грамотности студентов. В ходе обсуждения с участниками семинара были освещены проблемы исследования основных структурных компонентов информационной грамотности, среди которых были выделены компетентностный, обучающий, социальный и другие аспекты. В процессе коллективной дискуссии слушатели смогли высказать свои позиции относительно значимости каждого компонента, а на примере своей деятельности по развитию информационной грамотности сумели показать наиболее перспективные направления.

Элберт Бокхорст (Albert Boekhorst) – профессор Амстердамского университета в своем выступлении осветил наиболее важные концептуальные положения информационной грамотности, ознакомил слушателей с методами ее оценки, среди которых - составление портфолио, тестирование, интервью и т.д.

Слушатели семинара узнали также о проекте SWIM, основные положения которого изложил Нильс Джорден Блебьерг (Niels Jorgen Blaabjerg). Данный проект направлен на развитие информационной грамотности студентов, умение работать с различной информацией, находить и вычленять необходимые информационные ресурсы в процессе обучения и т.д. На обсуждение участников семинара был вынесен фильм о студентах, осваивающих современное информационное пространство. В процессе просмотра все присутствующие могли высказать свое мнение относительно позиции каждого участника фильма, и, опираясь на собственный педагогический опыт, выбрать наиболее верную стратегию дальнейшей работы.

Мария Карме Торрес (Maria Carme Torres) из Бергенского библиотечного университета (Норвегия), предложила участникам семинара несколько сценариев, рассказывающих о проблемах, с которыми сталкиваются студенты в процессе работы с различной информацией. В ходе работы «круглых столов» присутствующие смогли ответить на поставленные лектором вопросы, а также выявить наиболее перспективные направления работы, позволяющие студентам наиболее успешно справиться с возникшими трудностями. После групповых обсуждений каждая группа слушателей представила свое видение проблемы, ответила на возникшие у аудитории вопросы.

Хочется также отметить выступление гостеприимных хозяев семинара, представителей Таллинского университета - Сирье Виркус (Sirje Virkus) и Айры Лепик (Aira Lepik). Например, в выступлении Сирье Виркус был представлен обзор развития информационной грамотности в разных странах мира, а Айра Лепик очень интересно рассказала о маркетинговых исследованиях в области информационной грамотности.

В процессе групповых дискуссий и обсуждений мною также были изложены основные тенденции и перспективы развития информационной грамотности и медиаобразования в России. Было отмечено, что в настоящее время развитие информационной грамотности является очень актуальной и важной проблемой для отечественного образования, решению которой во многом способствует деятельность МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» и Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России. К примеру, благодаря поддержке МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» с 2005 года выходит первый в России журнал «Медиаобразование», посвященный педагогическим проблемам обучения детей, молодежи и взрослых средствами и на материале массовой коммуникации, проводятся всероссийские научные конференции по проблемам развития информационной грамотности и медиаобразования, ведется работа над созданием медийной энциклопедии и т.д.

Я рассказала участниками семинара об открывшемся и активно функционирующем портале «Информационная грамотность и медиаобразование» (http://www.mediagram.ru), разработанным МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» совместно с Ассоциацией кинообразования и медиапедагогики России и Таганрогским государственным педагогическим институтом. На данном портале представлена актуальная информация о событиях, новых исследованиях в области информационной грамотности и медиаобразования.

Проблема развития информационной грамотности является одной из ключевых в деятельности МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» и Российской Ассоциации кинообразования и медиапедагогики (http://edu.of.ru/mediaeducation). В частности, на решение данной проблемы в России направлена принятая в 2007 году Резолюция круглого стола «Медиаобразование: проблемы и пути развития», в основу которой были положены рекомендации ЮНЕСКО (1999, 2002, 2007).

В резолюции отмечены успехи, достигнутые отечественными медиапедагогами и исследователями в данной области, а также намечены основные перспективы дальнейшего развития медиаобразования и информационной грамотности: активизация теоретической проработки проблемы выявления и использования медиаобразовательного потенциала журналистики с учетом возможностей СМИ различных типов; выработка концепции медиаобразовательных дисциплин для студентов факультетов и отделений журналистики, курсов повышения квалификации для журналистов-практиков и педагогов дополнительного образования в сфере медиаобразования; выход с предложением к Министерству образования и науки РФ об актуальности и целесообразности введения медиаобразовательного компонента в программу среднего образования; обращение к Министерству печати и массовых коммуникаций на предмет проведения широкомасштабной просветительской кампании о значимости и целях медиаобразования и комплексных исследованиях его назревших проблем и т.д.

От имени всех участников семинара хочется поблагодарить организаторов и модераторов за отличную организацию, предоставление материалов для продуктивной работы. Особую благодарность хочется выразить председателю МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» А.А.Демидову за поддержку нашего участия в работе семинара.

Актуальные новости

  1. А. В. Федоров главный редактор (2)

    Документ
    Новикова А.А. Таганрогский государственный педагогический институт стал партнером ООН в рамках создания всемирного интернет-портала по медиаграмотности с.
  2. А. В. Федоров главный редактор (11)

    Документ
    Воронин А.И., Беркалиев Т.Н., Ванина Э.В. Проект организации мониторинга образовательно-электронного ресурса по теме: Формирование медиаграмотности учащихся средствами обновления содержания и технологий образования»………с.
  3. А. В. Федоров главный редактор (1)

    Документ
    Бюро ЮНЕСКО в Москве, Ассоциация кинообразования и медиапедагогики России, Южно-Уральский Центр медиаобразования, Российская школьная библиотечная ассоциация, Таганрогский государственный педагогический институт, издатель ИП Ю.
  4. А. В. Федоров главный редактор (3)

    Документ
    Колесниченко В.Л. К вопросу о методическом использовании новых информационных технологий (на примере Интернет-ресурсов) на занятиях по английскому язику 32
  5. А. В. Федоров главный редактор (5)

    Документ
    Идея завершить 2006 год новым проектом – первой Межрегиональной выставкой детско-юношеских СМИ и литературы для детей и юношества «Свежая строка» родилась в Томске в недрах Сибирской ассоциации медиаобразования.
  6. А. В. Федоров главный редактор (7)

    Документ
    Колесниченко В.Л. К вопросу о методическом использовании новых информационных технологий (на примере Интернет-ресурсов) на занятиях по английскому языку 32
  7. А. В. Федоров главный редактор (13)

    Документ
    Уже много лет членов этой ныне официально зарегистрированной организации связывают партнерские узы. Более десяти лет в Томске существует межрегиональный проект для начинающих журналистов Сибири и Дальнего Востока юнкоровский фестиваль
  8. А. В. Федоров главный редактор (9)

    Документ
    С 25 по 27 сентября 2006 года на недавно созданном факультете журналистики Белгородского государственного университета прошла первая Международная научно-практическая конференция «Журналистика и медиаобразование в XXI веке».
  9. А. В. Федоров главный редактор (10)

    Документ
    Кульминацией полугодового организационного «марафона» стал основной день работы конференции – 26 сентября. В диссертационном зале Белгородского государственного университета собрались именитые и молодые представители журналистской

Другие похожие документы..