Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 01 История физической культуры и спорта 1 часть

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный педагогический университет»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП. Ф. 01 История физической культуры и спорта

1 часть

Иркутск 2007

Автор-составитель: старший преподаватель кафедры физического воспитания и методики Воронова Елена Борисовна

Учебно-методический комплекс дисциплины История физической культуры и спорта составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Москва 2005 г.).

Дисциплина входит в федеральный компонент цикла дисциплин предметной подготовки и является обязательной для изучения.

© ГОУ ВПО «Иркутский государственный педагогический университет», 2007

Содержание:

  1. Пояснительная записка к УМК-Д 4

  2. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины 4

  3. Объем дисциплины и виды учебной деятельности 5

  4. Модульная программа дисциплины 6

  5. Учебная карта дисциплины 68

  6. Технологическая карта обучения 70

  7. Диагностические средства для текущего контроля, рубежного, итогового 76

  8. Учебно-методический материал для студентов 84

  9. Методические рекомендации для студентов 85

  10. Методические рекомендации для преподавателей 86

I. Пояснительная записка

Целью создания учебно-методического комплекса дисциплины «История физической культуры и спорта » является оптимизация учебного процесса, повышение качества подготовки будущих специалистов по физической культуре, овладение студентами системой специальных знаний, умений и навыков будущей профессиональной деятельности.

Отбор учебного материала осуществляется согласно требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования специальности 050720 Физическая культура.

Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очного и заочного отделения специальности 050720 Физическая культура с дополнительной специальностью 050104 Безопасность жизнедеятельности.

Работа с материалом данного комплекса предусматривает выполнение обязательных видов учебной деятельности, предусмотренных в учебной карте дисциплины и следование определенному алгоритму при выполнении раздела СРС и практических занятий, соблюдение установленных сроков и предоставление выполнения практических и методических заданий.

II. Требования к обязательному минимуму содержания дисциплины

Шифр

по ГОС ВПО и

номер по учебному плану

Содержание

Трудоемкость

ДПП. Ф. 01

Физическая культура в жизни общества и личности.

История Международного спортивного движения.

Становление и развитие отечественных и зарубежных систем физического воспитания.

86 часов (о/о)

102 часа (з/о)

III. Объем дисциплины и вид учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов по формам обучения

Очная

Заочная

Аудиторные занятия:

30

10

лекции

15

8

практические занятия

15

2

Самостоятельная работа студента

56

92

ВСЕГО ЧАСОВ

86

102

Текущий контроль

Письменный опрос, терминологический диктант, выступление с докладом.

контрольная работа №1

Рубежный контроль

Тест №1, 2; контрольная работа № 1, 2

Тест №1

Виды итогового контроля

Зачет – 1 сем.

Экзамен – 2 сем.


IV. Модульная программа дисциплины

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Иркутский государственный педагогический университет»

Факультет специальной педагогики и психологии

Утверждено

на заседании совета факультета

Специальной педагогики и

психологии
протокол 4 от 17.12. 2007 г.

Председатель совета___________

(Бахарева Е.В.)

МОДУЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ДПП. Ф. 01. История физической культуры и спорта

Специальность: 050720 Физическая культура

Квалификация: Педагог по физической культуре с дополнительной специальностью 050104 Безопасность жизнедеятельности

Курс: 1

Семестр: 1

Форма обучения: очная

Количество часов на дисциплину: 86 час.

Количество аудиторных часов: 30 час.; из них:

Лекций: 15 час.

Практических занятий: 15 час.

Самостоятельная работа: 56 час.

Итоговый контроль: зачет

  1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ

Место дисциплины

Дисциплина «История физической культуры и спорта» входит в состав дисциплин предметной подготовки ГОС ВПО по направлению ДПП. Ф. 01 (Москва, 2005 г.). Изучение дисциплины базируется на дисциплинах: «Общая история», «Отечественная история», «История педагогики», поэтому теоретические положения по «Истории физической культуры и спорта» разрабатывались с учетом знаний и умений, полученных в процессе обучения по перечисленным дисциплинам. Освоение дисциплины тесно связанно с дисциплинами: «Гимнастика», «Анатомия», «Физиология спорта», «Теория и методика физического воспитания», «Теория и методика обучения предмету физическая культура», «Базовые виды спорта». По своей сути «История физической культуры и спорта» выполняет интегрирующую функцию в системе учебных дисциплин специальности физическая культура.

Дисциплина «История физической культуры и спорта» отражает особенности исторического развития физической культуры и спорта в Иркутском регионе. Дает представление об исторических этапах развития физической культуры в обществе и становлении школьного предмета - «Физическая культура». Ориентирует на получение дополнительных знаний и умений; открывает пути для творческого подхода к преподаванию предмета «Физическая культура».

Цель

Формирование специальных знаний по дисциплине, изучение причин и механизмов происхождения физической культуры и спорта, закономерностей и специфических принципов их развития.

Задачи

  • изучить историю основных зарубежных систем физического воспитания и спорта;

  • изучить историю отечественных систем физического воспитания и спорта;

  • изучить историю международного спортивного движения;

  • формировать положительные личностные качества студентов, необходимые им в будущей педагогической деятельности;

  • воспитывать у студентов чувство патриотизма и интернационализма;

  • расширять общий профессиональный кругозор будущих работников физической культуры и спорта;

  • формировать у студентов уверенность в общественной значимости выбранной специальности.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала

Отбор учебного материала осуществлялся согласно принципам:

  • унификации, предполагает придание программе определенного единообразия с учетом сроков обучения, получаемой профессии;

  • научности, предполагает использование научных понятий и терминологии;

  • оптимизации, предполагает оптимальное распределение учебного материала и физической нагрузки по семестрам;

  • модульного построения программы, предполагает укрупнение дидактических единиц;

  • централизации, предусматривает подчинение всех программ основным ведущим задачам, обусловленным социальным заказом.

Требования к освоению содержания дисциплины

Студент должен знать:

  • термины и понятия по физической культуре и спорту в рамках изучаемой дисциплины;

  • основные этапы развития отечественных и зарубежных систем физического воспитания;

  • историю развития основных форм международного спортивного движения;

  • становление и развитие физической культуры в общеобразовательной школе дореволюционной России, СССР и РФ;

  • эстетические, нравственные и духовные ценности основных систем физического воспитания и международного спортивного движения.

Уметь применять теоретические знания на практике:

  • организовать процесс олимпийского образования школьников в соответствии с требованиями учебной программы по физическому воспитанию;

  • определять формы и методы включения олимпийского образования школьников в общую систему воспитательной работы в школе;

  • составлять вопросы по ИФКиС к экзаменационным билетам школьников выпускных классов;

  • доходчиво для школьников объяснять происхождение тех или иных физических упражнений (видов спорта);

  • использовать материал ИФКиС для формирования у детей потребности к физкультурно-спортивной деятельности;

  • организовать и провести: беседу, консультацию с учащимися и родителями, конкурс-игру по типу «Что, где, когда?»

Владеть:

  • системой научно-практических и специальных знаний, необходимых для понимания социальных процессов функционирования физической культуры общества и личности;

  • навыками адаптивного, творческого использования системы научно-практических и специальных знаний для личностного развития;

  • различными способами работы с учебным материалом;

  • организацией здорового стиля жизни при выполнении учебной и профессиональной деятельности.

Виды контроля

Входной проходит в начале изучения дисциплины - самотестирование.

Текущий проходит в процессе изучения отдельного учебного элемента - выступление с докладом, сообщением; устные и письменные ответы на вопросы, терминологический диктант.

Рубежный проходит после изучения материала модуля - тестирование и выполнение контрольной работы.

Итоговый - зачет.

  1. Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Дс. 01. Теория и методика вида спорта (плавание) Специальность (1)

    Учебно-методический комплекс
    Теоретико-методические особенности построения занятий в плавании. Особенности методики воспитания силовых, скоростных, скоростно-силовых, координационных способностей, выносливости и гибкости у пловцов.
  2. Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Дс. 01. Теория и методика вида спорта (плавание) Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс
    Цель УМКД – обеспечение выполнения требований ГОС ВПО к подготовке специалиста, повышение эффективности управления учебным процессом и самостоятельной работой студентов по освоению дисциплины «Технология физкультурно-спортивной деятельности» (плавание).
  3. Программа дисциплины дпп. Ф. 01. История физической культуры и спорта цели и задачи дисциплины

    Программа дисциплины
    Физическая культура как специфическая сфера общественной деятельности, исторические этапы ее развития, истоки зарождения. Физическое воспитание в родовом обществе, его связь с трудовой деятельностью, зависимость от этнической среды и природных условий.
  4. Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 01 Теория и методика физической культуры Иркутск 2008

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины Теория и методика физической культуры составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Москва,
  5. Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 01 Теория и методика обучения предмету физическая культура Иркутск 2008

    Учебно-методический комплекс
    Учебно – методический комплекс дисциплины Теория и методика обучения предмету «физическая культура» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Москва 2005г.
  6. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (16)

    Учебно-методический комплекс
    Д Дисциплина [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины «История физической культуры и спорта» / Сост.: А.Ю. Лахтин; Бийский пед. гос. ун-т им. В.
  7. Учебно-методический комплекс дисциплины Бийск бпгу имени В. М. Шукшина (33)

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины разработан в соответствии с Государственным стандартом высшего профессионального образования. Он содержит учебную программу курса, материалы к лекционным и семинарским занятиям, методические
  8. Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 16. Базовые и новые физкультурно-спортивные виды Раздел

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины Базовые и новые физкультурно-спортивные виды. Раздел 8 Лыжный спорт составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Москва,
  9. Учебно-методический комплекс дисциплины дпп. Ф. 15. Физкультурно-спортивные сооружения Иркутск 2007

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс дисциплины Физкультурно-спортивные сооружения составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (Москва,

Другие похожие документы..