Конспект урока по истории в 9-ом классе Начало Великой Отечественной войны

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла №55 имени А. Невского»

города Курска

Конспект урока по истории в 9-ом классе

Начало Великой Отечественной войны

Подготовила: Реутова Елена Ивановна,

учитель истории

Курск 2010

Тема урока:Начало Великой Отечественной войны

Цели урока: рассказать о расстановке сил накануне войны, о событиях начала войны, оценить силы и планы сторон; сформировать представления об основных периодах Великой Отечественной войны, охарактеризовать ход военных действий в начальный период войны, ход операции под Москвой, при обороне Ленинграда; раскрыть причины неудач Красной Армии в начальный период войны; пояснить, что война с Германией носила со стороны СССР справедливый освободительный характер; развивать умение анализировать исторические документы, совершенствовать умение работать с исторической картой; воспитывать чувство патриотизма.

Оборудование: Учебник «История России, 15 – начало 21 века. 9 класс». А.А.Данилов, А.Г.Косулина, М.Ю.Брандт; карта «Великая Отечественная война»; контурные карты «Великая Отечественная война»; таблица «Силы и планы сторон накануне Великой Отечественной войны»; портреты И.В.Сталина, Г.К.Жукова, А.Гитлера; видеозапись фильма «В июне 41-го».

Основные понятия: Великая Отечественная война, блицкриг, блокада, всеобщая мобилизация.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Постановка целей урока.

  2. Изучение нового материала:

  1. Канун войны.

  2. Силы и планы сторон.

  3. Начало войны.

  4. Неудачи Красной Армии летом-осенью 1941 года.

  5. Героическая оборона Ленинграда.

  6. Битва за Москву.

  1. Фронтальный опрос, актуализация знаний:

1) Когда началась 2-я Мировая война?

2) С каким государством Советский Союз воевал с ноября 1939 г. По март 1940г.?

3) Каковы были результаты советско-финской войны?

4) Когда был подписан пакт о ненападении между СССР и Германией?

Рассказ учителя: Весной 1941 года приближение войны ощущалось всеми. Советская разведка докладывала не только о перебросках немецких войск, но и о сроках нападения Германии. Но Сталин считал, что война начнется не раньше 1942 года. Сталин не исключал возможности превентивного (упреждающего) удара по Германии. Но советское руководство ясно осознавало, что Красная Армия не готова к наступательной войне. В то же время нельзя было дать немцам повода для обвинения в нарушении Пакта о ненападении. Поэтому, несмотря на очевидные факты, доказывающие, что Германия готова к войне и нападению на СССР, Сталин лишь в ночь на 22 июня отдал приказ о приведении войск пограничных округов в боевую готовность. В войска эта директива поступила уже тогда, когда немецкая авиация бомбила советские города.

  1. Работа с таблицей «Силы и планы сторон накануне Великой Отечественной войны».

Работа с картой и контурными картами «Великая Отечественная война».

- Какие направления наступления были в плане «Барбаросса»?

- Записать в тетрадь: « Барбаросса» - план войны против СССР.

3.Начало войны. На рассвете 22 июня 1941 года в 4 часа утра без объявления войны германская армия перешла границу СССР.

(Просмотр отрывка из фильма «В июне 41-го»)

Анализ документа«Из выступления В.М.Молотова по радио 22 июня 1941 г.»

- Какое значение имело то обстоятельство, что война с Германией с самого начала была определена как Отечественная?

- 22 июня была объявлена мобилизация военнообязанных. (Термин записать в тетрадь).

Сообщения учащихся

Мобилизация на территории Курской области.

Ставка Верховного Главнокомандования. Государственный Комитет Обороны.

Биография Г.К. Жукова.

4.Неудачи Красной Армии летом-осенью 1941 года.

Учитель: С самых первых дней войны фашистская армия на ожесточенное сопротивление. Примеры героизма были многочисленны.

Сообщение учащегося «Защита Брестской Крепости»

Работа с учебником

- Какие территории были заняты немецко-фашистской армией летом-осенью 1941 года?

- В чем вы видите причины неудач Красной Армии в 1941 году?

5. Героическая оборона Ленинграда.

Учитель: На северном направлении немецкое командование особое значение придавало захвату Ленинграда – символу революции 1917 года.

Сообщение учащегося «Блокада Ленинграда»

Работа с картой и контурными картами

6. Битва за Москву.

30 сентября 1941 года началось наступление немцев на Москву. 5 декабря 1941г. Контрнаступление советских войск под Москвой. ( Записать в тетрадь).

Сообщение учащегося « Московская битва»

Учитель: Победа Красной Армии под Москвой означала крах немецких планов «молниеносной войны». Несмотря на силу и внезапность гитлеровского нападения на СССР, Красная Армия на начальном этапе войны смогла не только выстоять, но и собрать силы для перехода в контрнаступление на стратегическом военном московском направлении.

Закрепление. Вопросы в учебнике на стр. 213.

Домашнее задание: 29; подготовить сообщение « Моя семья в годы Великой Отечественной войны»

  1. Конспект урока по истории в 9-ом классе Начало Великой Отечественной войны (2)

    Урок
    Оборудование: Учебник «История России, 15 – начало 21 века. 9 класс». А.А.Данилов, А.Г.Косулина, М.Ю.Брандт; карта «Великая Отечественная война»; контурные карты «Великая Отечественная война»; таблица «Силы и планы сторон накануне
  2. Конспект урока по литературе в 11-ом классе По теме: Русский характер в рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека»

    План-конспект
    Данная тема изучается в комплексе с произведениями, посвященными Великой Отечественной войне. Это первый урок по произведениям Михаила Шолохова, домашним заданием к уроку было прочитать рассказ «Судьба человека» и нарисовать афишу
  3. Конспект урока по Детской литературе Тема: «Самуил Яковлевич Маршак. Биографический очерк. Особенности переводов, драматургии, сказок»

    Урок
    5. Переезд в Англию - первые переводы Маршака.6. Возвращение на Родину и обращение к детской литературе.7. Маршак как детский поэт, драматург и редактор.
  4. Ссная программа для старшеклассников. // Читаем. Учимся. Играем. 2007. №2. С. 75. Литвинов К. Новости обучающего и игрового по: обзор дисков// Мир пк. 2008. № С. 84

    Программа
    Хотите стать математиком?: материалы математического отделения лицея « Всероссийская заочная многопредметная школа». Задачи вступительной контрольной работы.
  5. Программа по истории 5 класс моу «Новодемкинская средняя школа имени Назипа Думави»

    Программа
    1.Тематическое планирование по курсу «История древнего мира» для 5 класса общеобразовательных учреждений коррелирует с учебником «История Древнего мира, А.
  6. Приказ № от 20 г. Рабочая программа по истории для 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 классов моу сарсак-Омгинский лицей Агрызского муниципального района рт

    Рабочая программа
    Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования по предмету «История», а также авторской программы курса истории Древнего мира для учащихся 5 класса общеобразовательной
  7. Пояснительная записка к рабочей программе по истории России и всеобщей истории с древнейших времён и до наших дней

    Пояснительная записка
    Данная программа по истории России и всеобщей истории с древнейших времён и до наших дней для 6 – 9 классов разработана на основе программы по истории для общеобразовательных школ, гимназий и лицеев, рекомендованной Департаментом образовательных
  8. Тематическое планирование учебного материала по истории 11 класс

    Тематическое планирование
    Календарно-тематическое планирование предназначено для социално – экономического 11 класса и составлено на основе требований к обязательному минимуму содержания образования по истории, определенных в федеральном компоненте государственного
  9. 200 мифов о Великой Отечественной

    Книга
    Готовил ли Сталин нападение на Германию? Действительно ли внезапность нападения Германии стала причиной кровавой трагедии 22 июня 1941 года? Правда ли, что, невзирая на все предупреждения разведчиков и военных, Сталин не разрешал приводить

Другие похожие документы..