Учебное пособие

Россия в мировой истории.

Учебное пособие

Под ред. профессора Порохни В. С

СОДЕРЖАНИЕ

Введение (В. С. Порохня, В. С. Батенина).....

ГЛАВА I

Историческая наука в России и о России (В. С. Батенина)

ГЛАВА II

Становление и развитие Российского государства

Тема 1. У истоков Российского государства (А. Н. Маркелова)

Тема 2. От Московского княжества к Российскому государству XIV - XVII
вв. (А. В. Бармина)

Тема 3. Эпоха преобразований Петра Великого (С. А. Тетюшева)

Тема 4. Российский просвещенный абсолютизм. Екатерина II. Судьба реформ
в XVIII веке (Л. А. Шлыкова)

ГЛАВА III

Мировой исторический процесс в условиях революционного преобразования
экономики и сословной структуры общества

Тема 1. Промышленный переворот. Его сущность, региональные особенности
и значение (В. С. Батенина)

Тема 2. Формирование буржуазных государств. Новые реалии
общественно-политической жизни стран Западной Европы (В. С. Батенина)

Тема 3. Возникновение колониальной системы, ее роль и значение в
мировом развитии (О. Л. Сорокина, В. С. Батенина)

ГЛАВА IV

Россия на пути капиталистической модернизации

Тема 1. Социально-экономическое развитие страны в пореформенный период.
(В. С. Батенина)

Тема 2. Общественно-политические движения в России (О. В. Михайлова)

Тема 3. Национальные проблемы в России и политика царского самодержавия
в их разрешении (О. Б. Чирикова)

Тема 4. Первая буржуазно-демократическая революция в России. Начало
крушения самодержавия (С. Б. Рузская)

Тема 5. Россия в 1907 - 1914 гг. и ее место в системе мировых
экономических отношений (Н. Н. Коршунова)

ГЛАВА V

Первая мировая война. Ее воздействие на исторические судьбы народов

Тема 1. Борьба за мировое лидерство. Формирование блоковой системы
международных отношений (В. С. Порохня)

Тема 2. Первая мировая война (А. Н. Маркелова)

Тема 3. Россия в 1917 году (С. Н. Кованова)

Тема 4. Россия в огне гражданской войны. Иностранная интервенция (В. П.
Боечин)

Тема 5. Развитие революционного движения и наступление стабилизации
международных отношений в послевоенные годы (В. Е. Комаров)

ГЛАВА VI

Основные направления мирового развития в 20 - 30-е годы

Тема 1. Экономическое и политическое развитие ведущих государств мира
(В. П. Комаров)

Тема 2. Советское общество в условиях новой экономической политики (С.
А. Тетюшева)

Тема 3. Утверждение тоталитарного режима в СССР. Форсированное
строительство социализма (Н. В. Бычкова)

Тема 4, Международное положение в период нарастания военной опасности
(В. П. Комаров)

ГЛАВА VII

Вторая мировая война. Крах фашизма (И. Н. Андреева)

Тема 1. Предпосылки второй мировой войны, ее начало и расширение
масштабов

Тема 2. Главный фронт второй мировой войны

Тема 3. Фашистский блок и антигитлеровская коалиция в годы войны

Тема 4. Завершающий этап второй мировой войны, ее итоги и уроки

ГЛАВА VIII

Международное сообщество после второй мировой войны

Тема 1. Послевоенное устройство мира (Л. А. Шлыкова)

Тема 2. Экономическая реконструкция Западной Германии, Италии и Японии
(Л. А. Шлыкова)

Тема 3. Общественно-политические движения в послевоенное десятилетие
(Л. А. Шлыкова)

Тема 4. Социально-экономическое и политическое положение СССР в 40 -
80-е годы (А. Т. Хилобоченко)

Тема 5. Распад колониальной системы империализма (В. М. Ищейнов)

Тема 6. Развитие мира в условиях научно-технической революции и
"холодной" войны (В. С. Порохня)

ГЛАВА IX

Мир на пороге XXI века

Тема 1. Реформирование экономических структур советского общества
(1985 - 1996 гг.) (Г. Н. Лаптев)

Тема 2. Преобразование политической системы в России (Г. Н. Лаптев)

Тема 3. Восточная Европа на новом этапе развития (Т. В. Макарова)

Тема 4. Национальный вопрос: история и современность (О. В. Михайлова)

Тема 5. Геополитическая ситуация в мире на современном этапе (Р. М.
Айрапетян)

Заключение (В. С. Порохня, А. В. Бармина)

ВВЕДЕНИЕ

Государственный образовательный стандарт Российской Федерации для
негуманитарных вузов ввел предмет "Россия в контексте мировой истории" в
ранг обязательной базовой дисциплины, которая призвана дать студентам
современное и целостное представление вопросов отечественной и мировой
исто-. рии, предусматривает их органическую взаимосвязь и требует ее
преподавания на высоком научном и методическом уровне.

Профессорско-преподавательский состав кафедры истории Московского
авиационного института такой подход взял з? правило еще при изучении
политической истории XX века, а затем истории современного мира, по которым
было подготовлено и в 1990 - 1996 гг. вышло в свет массовым тиражом
двенадцать учебных пособий общим объемом около 90 печ. л. Среди них - два
посвящены актуальным проблемам всеобщей истории и истории культуры, науки и
техники, которые читаются студентам в виде авторских элективных курсов и
вызывают у них, наряду с базовым курсом, повышенный интерес. Эти наработки и
дальнейшие исследования позволили создать принципиально новый курс "Россия в
мировой истории", который охватывает длительный период от Киевской Руси до
современной России. При этом особое внимание уделено периоду становления и
функционирования промышленного, индустриального и постиндустриального
общества.

Такой акцент сделан потому, что, во-первых, именно благодаря
промышленному перевороту и буржуазным революциям были заложены экономические
и социально-политические основы нынешней цивилизации. На европейском
континенте появилось капиталистическое общество с производительными силами и
средствами сообщения, которые позволили ему выступить в качестве первой в
мире универсальной формы общественного развития, использованной в дальнейшем
государствами других регионов. Тем самым создавались мировые отношения,
основанные на взаимосвязи и взаимозависимости всего человечества. В этом
смысле именно со времени промышленного переворота история человечества
действительно становится всемирной, что и подтвердил весь ход его
дальнейшего развития.

Во-вторых, взгляд на общество через призму научно-технических
достижений позволяет глубоко не затрагивать идеологические и политические
мотивы, лежащие в основе развития стран СНГ и Балтии. А это важно потому,
что рассматриваемое пособие, наряду с вузами России, рекомендуется
использовать в учебном процессе в русских учебных заведениях ближнего
зарубежья, в которых любое интернациональное явление все более настойчиво
вытесняется трактовкой национальной самостоятельности и независимости во
всех сферах жизни молодых государств.

Материалы, составившие основу данного пособия, апробированы в учебном
процессе, на научных конференциях, в различных дискуссиях и получили
положительную оценку студентов МАИ, преподавателей кафедр, вошедших в Совет
историков при ассоциации "Аэрокосмическое высшее образование", других вузов
России и стран СНГ.

Авторский коллектив благодарит ученых МГУ, МШУ им. В. И. Ленина,
Казанского, Киевского, Самарского и Уфимского аэрокосмических университетов
за дельные советы и помощь при написании этой книги и будет признателен
всем, кто выскажет предложения и рекомендации по улучшению ее содержания и
структуры.

Создание такого учебного пособия вызвано давно назревавшей потребностью
показать современное человеческое сообщество не как сумму живущих рядом, на
одной планете, стран и народов, а как многообразный и многоликий, но единый
и взаимосвязанный общественный организм, где действуют общемировые тенденции
и существуют свои закономерности развития.

Вместе с тем история мирового сообщества все более предстает как
сложный, противоречивый, длительный и порой мучительный процесс поиска
взаимопонимания, диалог культур, при котором каждый народ, имея собственную
уникальную историю, вносит свой вклад в строительство общецивилизованного
русла, обогащая его своим опытом, делая мировое развитие ярким,
многовариантным, многоцветным.

В свое время крупный политический деятель и мыслитель эпохи Просвещения
в Англии лорд Боллинброк, определяя предназначение исторической науки,
подчеркивал, что она призвана способствовать "...преодолению провинциальной
ограниченности народа, и - что более значительно - знакомя с жизнью других
народов, содействовать преодолению в сознании людей этнических и религиозных
предрассудков и следствия невежества - мнения о своей расовой и национальной
исключительности. В то же время история должна пробуждать чувство
патриотизма и привязанности к своей стране, поскольку раскрывает всю меру ее
своеобразия, "непохожести", на другие страны". В современных условиях эти
слова, как никогда, актуальны.

В учебном пособии рассматриваются основные этапы становления и развития
мирового сообщества, исследуются его основные тенденции, на конкретном
историческом материале в проблемно-хронологическом плане показывается их
развитие и эволюция. Так как объем пособия ограничен, у авторского
коллектива не было возможности в равной степени рассмотреть все регионы
мира. Основное внимание было уделено странам Запада и России.

Этот выбор не случаен. Европейской цивилизации принадлежит особая роль
в становлении современного мира. Начиная с периода античности в силу многих
исторических причин она была своеобразной колыбелью, где развивались многие
новые исторические реалии, ставшие затем общемировым достоянием. Европейский
регион, таким образом, играл роль цивилизацион-ного ядра, откуда шли
импульсы, оказавшие огромное воздействие на развитие всего человечества. Что
касается России, то, отводя ее истории значительное место в пособии, авторы
руководствовались следующими обстоятельствами. Во-первых, для россиян,
особенно для молодежи, переживающих сегодня переломный период в развитии
государства, как никогда ранее, важно и необходимо хорошо знать историю
своей Родины, понимать ее национальные особенности. Ведь именно на плечи
молодого поколения скоро ляжет основной груз работы по возрождению России.
Во-вторых, когда сегодня идет речь о конкретных возможных путях развития
страны, возникает немало вопросов: как органически совместить общемировой
опыт с особенностями развития страны? Должна ли будет Россия продолжать
путь, пройденный до 1917 года, или использовать проверенные временем
западно-европейские модели?

Это далеко не умозрительные вопросы. В свое время над проблемами
соотношения общего и особенного в историческом пути России бились лучшие умы
нашего Отечества. История повторилась: от их правильного решения сегодня
зависит судьба страны и каждого из нас. Чтобы помочь студентам разобраться в
этих непростых вопросах, авторы и сочли важным и продуктивным показать
историю Отечества в контексте общемирового развития.

Глава I

ИСТОРИЧЕСКАЯ НАУКА В РОССИИ И О РОССИИ

Предмет курса и его задачи. Методология изучения истории

Курс "Россия в мировой истории" является новой учебной дисциплиной,
ранее не изучавшейся в средних и высших учебных заведениях нашей страны.
Основой курса является история России. Однако своеобразие ее изучения
состоит в том, что отечественная история будет рассматриваться в контексте
мировых событий и узловые проблемы истории будут анализироваться в
сравнительном ключе. Такой подход позволит дать целостное представление об
историческом пути России, понять его своеобразие, показать место и роль
нашей страны в мировой цивилизации.

На пороге XXI в., анализируя огромный исторический опыт и длительный
путь развития, убеждаешься в том, что человеческая цивилизация, при всем
многообразии и уникальности народов и культур, является единым, сложным и
взаимосвязанным общественным организмом. Поэтому история каждой от-, дельно
взятой страны не может быть глубоко понята и осознана вне общемировых
процессов.

Появление курса "Россия в мировой истории" обусловлено современными
процессами, проходящими в нашей стране, а также состоянием исторического
образования. Как всегда бывало на переломных этапах истории, в обществе
обостряются дискуссии: какой путь развития оптимален для страны, является ли
она частью Запада или Востока, в какой мере мы можем усвоить западный опыт и
т. д. В свое время великий русский поэт Ф. Тютчев писал: "Умом Россию не
понять. Аршином не измерить. У ней особенная стать: в Россию можно только
верить". Однако именно сегодня необходимо понять Россию или хотя бы
приблизиться к ее пониманию. В современных условиях эта проблема перестала
быть сугубо теоретической, а приобрела характер стоящей в плоскости задачи.
От того, удастся ли "понять" Россию, зависит политический курс и ход реформ,
будущее каждого из нас и судьба страны в целом, ибо еще одной ошибки и
потрясения может Россия не выдержать,

В этой связи, внимательное и вдумчивое изучение истории и ее осмысление
приобретают особое значение, тем более, что мы, к сожалению, плохо знаем
историю своей Родины: слишком часто она замалчивалась и переписывалась,
фальсифицировалась в угоду политике и идеологии. Именно отсюда идет
неуважение к собственной истории, потеря традиций и исторических корней. А
потеря исторической памяти разрушает общественное сознание, делает жизнь
неосмысленной, варварской. "Уважение к минувшему, - писал А. С. Пушкин, -
вот черта, отличающая образованность от дикости". Воспитание патриотизма в
самом высоком, неискаженном значении этого слова сегодня становится
важнейшей государственной задачей.

Изучение истории имеет особую ценность для студентов технических вузов.
Обществоведческие дисциплины, дополняя профессиональное образование,
помогают расширить кругозор, повысить общекультурный уровень, что необходимо
для лиц, получающих диплом о высшем образовании. Тем более, что многие вузы
сегодня стали техническим университетом. Кроме того, сколь основательной ни
была бы профессиональная техническая подготовка, выпускникам придется
работать в обществе, являющемся специфическим и сложным организмом. К нему
невозможно применить систему и логику мышления, формируемую сугубо
техническим образованием. Помочь здесь может широкий блок общественных
дисциплин, и прежде всего история. Ведь она представляет собой не только
коллективную память народа, но и огромный развивающийся массив социального
опыта, передающийся из поколения в поколение.

Что же такое история как наука, как ее изучать? Если дать краткое
определение, то история - это наука, изучающая человеческое общество во
времени и пространстве. То есть, история не изучает общество и его законы
вообще, а всесторонне исследует жизнь конкретной страны или группы стран в
определенный временной промежуток. Однако изучение истории не сводится
просто к изложению фактов в хронологической последовательности. История
становится наукой тогда, когда устанавливает между событиями
причинно-следственные связи, делает обобщение и анализ, вскрывает
закономерности. Для того чтобы сделать выводы, необходимо найти подход,
точку опоры. Короче говоря, нужен инструмент познания - методология, которая
есть у любой науки. Методология - это принципы, формы и методы познания.
Однако методология истории в отличие от математических и естественных
дисциплин имеет свои особенности. Во-первых, общество - это живой, постоянно
развивающийся и меняющийся исторический организм. Во-вторых, историк, как
человек, также подвержен влиянию своего времени и имеет собственные
пристрастия. Методология истории развивается по мере накопления
исторического опыта и его осмысления каждым новым поколением историков.

Какие же методологические подходы оказали наибольшее влияние на
развитие исторической науки? Становление методологии истории начинается с
XVIII в. Значительное влияние на этот процесс оказали французские
просветители и немецкие философы. В их трудах впервые прозвучала мысль о
том, что в человеческом обществе существуют собственные законы, а
человеческий разум может постичь их. Тогда эти выводы были откровением, т.
к. долгое время господствовало убеждение, что жизнь человечества
предопределена волей Бога и его провидением. Философы этого периода не
только провозгласили познаваемость истории, но предложили свои
методологические подходы к ее изучению. Большое влияние на историческую
науку в XIX в. оказали философские взгляды немецких ученых Гегеля и
Шеллинга. Они пытались объяснить многообразие мирового исторического
развития присутствием у того или иного народа определенной "абсолютной
идеи". Если народ несет в себе эту идею, он способен к саморазвитию и
является историческим народом, а если нет, то обречен на духовное подчинение
и ограничен в своем развитии, являясь народом неисторическим. Хотя эта
методология была предельно абстрактной, она побудила историков серьезно
заняться исследованием самых разных сторон жизни общества.

В середине XIX в. была сделана попытка создания всеобъемлющей
методологии истории, которая могла бы объяснить все человеческое развитие не
с идеалистической, а с материалистической точки зрения. Такой методологией
стала "формационная теория" К. Маркса. Всемирно-исторический процесс
определялся им как движение от бесклассового первобытнообщинного строя,
через классовые формации (рабовладельческую, феодальную, капиталистическую),
к новой, самой прогрессивной, бесклассовой формации - коммунизму, где не
будет частной собственности, угнетения, эксплуатации и будет достигнуто
всестороннее гармоническое развитие человека. В основе каждой формации, по
мнению К. Маркса, лежали производительные силы и производственные отношения,
движущей силой общества являлась классовая борьба, а переход от одной
формации к другой осуществлялся преимущественно революционным путем. К.
Маркс был убежден, что все народы должны пройти этим формационным коридором
и раньше или позже построить коммунистическое общество. В свое время теория
Маркса, его вывод о первостепенной важности производства,
социально-классовых проблем в процессе исторического развития оказала
большое влияние на историков, заставила их обратиться к материальным основам
и реалиям народной жизни. На основе своей методологии он дал в целом верный
анализ капитализму 50 - 60-х гг. и раскрыл механизм его функционирования.
Вместе с тем марксистская методология не стала универсальной и далеко не все
выводы были подтверждены жизнью. Уже при жизни Маркса становилось очевидным,
что далеко не все страны и народы укладываются в формационные
характеристики. Мир чем дальше, тем больше обнаруживал свое многообразие и
многовариантность развития. Стремление же объяснить все, исходя лишь из
экономических, материальных основ, заслоняло, оставляло в тени такие
важнейшие факторы исторического процесса, как географический,
социокультурный, нравственный, духовный. В результате человек, личность
терялись в материальном мире, играли в нем подчиненную, служебную роль,

Своеобразной модификацией формационного подхода, но уже во второй
половине XX в., стала стадиальная теория исторического развития, видным
представителем которой являлся американский ученый Д. Гэлбрейт. Отказываясь
от классового, революционного марксистского подхода, он в качестве ключевого
звена также рассматривает производительные силы, вкладывая в них
технологический аспект. Путь человечества, согласно стадиальной теории,
представляет собой развитие от аграрного общества, основанного на ручном
труде, к индустриальному, а затем к современному постиндустриальному
обществу.

В целом для историков XX в. стало характерным стремление отойти от
однолинейной трактовки исторического процесса, найти методологические
подходы, которые помогли бы понять все многообразие и многовариантность
мирового исторического развития. В настоящее время широкое распространение
получил цивилизационный подход к истории. Согласно этой методологии мировое
развитие рассматривается как история возникновения, развития и
взаимодействия различных цивилизованных типов. Под цивилизацией понимается
сообщество различных культур, объединенных основополагающими духовными
ценностями, устойчивыми, особыми чертами экономической, социальной и
политической организации. Обычно выделяют античную, восточную и природную
цивилизации. Цивилизационный подход имеет свои достоинства и недостатки.
Такая методология действительно помогает избежать однолинейной оценки
мирового развития, позволяет понять своеобразие каждого народа и оценить его
вклад в мировое развитие. В рамках цивилизационного подхода при анализе тех
или иных сторон жизни общества вполне допустимы другие методологические
подходы. Цивилизационный подход открывает широкие возможности и для
сравнительно-исторического анализа. Вместе с тем еще не разработан
понятийный аппарат, нет четкого определения, что такое культура и
цивилизация. (В настоящее время существует более сотни определений.) Кроме
того, нет единодушия и в том, сколько существует типов цивилизаций. На
практике зачастую ограничиваются сопоставлением европейской и восточной
цивилизаций.

Сегодня историки вправе применять различные методологии. Однако не
только методологический подход, но и обязательное соблюдение принципов,
присущих именно исторической науке. Это принципы историзма и объективности.
Историзм предполагает определенную последовательность изучения исторического
материала, которая кратко может быть сведена к соблюдению двух правил -
сначала познай прошлое с позиций прошлого, а затем осознай, пойми и оцени
его с позиций настоящего. Как часто в работах сегодняшних публицистов и
некоторых историков эта последовательность, прежде всего из конъюнктурных
соображений, нарушается. Это и понятно, ведь так соблазнительно сразу дать
оценку, когда результаты и последствия данных событий уже хорошо известны.
Беда, однако, в том, что это не только не позволит вам понять историю, но и
приведет к неверным выводам в оценке современных событий. В этой связи
всегда надо помнить слова знаменитого русского историка В. О. Ключевского:
"Не ищите в нашем прошлом своих идей, в ваших предках - самих себя. Они жили
не вашими идеями, даже не жили никакими, а знали свои нужды, привычки и
потребности". Итак, первое правило историзма "познай прошлое с позиций
прошлого" предполагает изучение исторических событий, фактов и личностей
исходя из конкретных условий времени. При этом, каждое историческое явление
должно быть изучено в развитии, что предполагает исследование его корней,
этапов развития, результатов. Все это позволит "вжиться" в историю, понять
мотивы действий социальных групп и отдельных личностей, оценить их с позиций
своего времени.

И только после всестороннего изучения прошлого в конкретно исторических
условиях мы вправе давать современную оценку. Она тоже очень важна, ибо, как
писал Ключевский, "только такой меркой измерите вы культурное расстояние,
отделяющее вас от предков, увидите, ушли ли вы от них вперед, или попятились
назад".

Второй важный для исторической науки принцип объективности заключается
в отношении исследователя к историческим документам и методике работы с
ними. Как известно, основным объектом для историка является исторический
источник. Им могут быть археологические находки, летописи, государственные
документы, воспоминания исторических лиц, письма и др. Но историк не может
слепо следовать источникам. Ведь воспоминания, как правило, носят налет
субъективного подхода их авторов, а государственные документы порой
фальсифицировались. Поэтому историк после сбора и накопления фактического
материала устанавливает их подлинность, сопоставляет целый ряд источников.
Принцип объективности предполагает прежде всего опору на конкретные факты в
их истинном содержании. Но этого недостаточно. Ведь историк тоже человек,
живущий в своем времени, с его страстями, борениями и пристрастиями. В этой
связи принцип объективности требует, чтобы историк был максимально
беспристрастным. Он не вправе руководствоваться партийными доктринами или
заранее сконструированными схемами. Если он встанет на этот путь, то
невольно превратится в раба своих пристрастий, начнет отбирать лишь те
факты, которые их подтверждают, и отбрасывать те из них, которые не
укладываются в его концепцию. Научная объективность и беспристрастность
предполагают, что исследователь должен опираться на всю совокупность фактов,
не искажая и не подгоняя их под заранее созданные схемы.

Итак, на протяжении веков были разработаны и опробованы самые
разнообразные принципы и подходы к изучению исторического пути стран и
народов. Этот процесс продолжается и будет продолжаться. Вместе с тем,
несмотря на множество подходов и исторических школ не только историк, но и
каждый, кто хочет понять историю, должен формировать у себя историческое
мышление, основой которого является принцип историзма.

  1. Учебное пособие. (1)

    Лекция
    Практикум по истории средних веков. Пособие для студентов-заочников 2-го курса исторических факультетов педагогических институтов. Вып. 1 / Сост. М.Л. Абрамсон, Г.
  2. Учебное пособие удк 159. 9(075) Печатается ббк 88. 2я73 по решению Ученого Совета

    Учебное пособие
    Учебное пособие содержит систематическое изложение основных разделов зоопсихологии и сравнительной психологии. Материал изложен в соответствии с современными требованиями программы Государственного образовательного стандарта высшего
  3. Учебное пособие для вузов (2)

    Учебное пособие
    Учебное пособие содержит необходимые теоретический, методический и практический материалы для проведения занятий со студентами и самостоятельного изучения ими социальной конфликтологии.
  4. Учебное пособие для вузов (11)

    Учебное пособие
    ции социальной работы не только как важнейшего условия высокого профессионализма, но и как условия систематиза­ции практического опыта и его ускоренной передачи новым поколениям специалистов, которые находятся пока на студен­ческой скамье.
  5. Учебное пособие для вузов (13)

    Учебное пособие
    Рекомендовано Советом по филологии Учебно-методического объединения по классическому образованию в качестве учебно-методического пособия для студентов высших учебных заведений обучающихся по направлению 520300 и специальности 021700 - Филология
  6. Учебный мультимедийный комплекс «Основы физической культуры в вузе» (Электронное учебное пособие)

    Учебное пособие
    Объектом разработки является учебный мультимедиа комплекс по учебной дисциплине "Физическая культура". Его содержание соответствует примерной учебной программе по физической культуре для студентов непрофильных специальностей
  7. Учебное пособие разработано в соответствие с программой дисциплины "Статистика" и предназначено для студентов гуманитарного факультета спбгу итмо, обучающихся по специальностям 080507 "Менеджмент организации",

    Учебное пособие
     Статистика: Учебное пособие | Карточка ресурса В учебном пособии рассматриваются роль и значение статистики и статистического исследования в условиях рыночной экономики.
  8. Учебные пособия Математика для поступающих в высшие учебные заведения: учебное пособие / Ю. А. Самохин, Б. К. Пчелин, Н. Я. Пчелина, 2-е издание испр и доп.; Нгту им. Р. Е. Алексеева. Н. Новгород

    Учебные пособия
    Математика для поступающих в высшие учебные заведения: учебное пособие / Ю.А.Самохин, Б.К.Пчелин, Н.Я.Пчелина, - 2-е издание испр. и доп.; НГТУ им.Р.Е.
  9. Учебное пособие Г. П. Синицына Воспитание современного школьника Омск - 1999

    Учебное пособие
    В пособии рассматривается проблема воспитания современного школьника. Предлагаемый материал базируется на новых концептуальных подходах, а также отражает передовой опыт отечественных и зарубежных педагогов.
  10. Учебно-методический комплекс учебных предметов моу сош №6 на 2010-2011 учебный год 1 класс Предмет Кол-во часов в неделю Программа Учебники и учебные пособия для учащихся

    Учебно-методический комплекс
    ««Изобразительное искусство и художественный труд» (Б.М. Неменский, В.Г. Горяев, Г.Е.Гуров, Н.А. Горяева, Л.А. Неменская, А.С. Питерских, М.Т. Ломоносова, Е.

Другие похожие документы..