Сквозная программа дисциплин «Технология научных исследований» и«Методология научных исследований» Индексы дисциплин по учебному плану: ен. Р. 01 и опд. Р. 01 Направление: 230200 Информационные системы

Стратегии развития научно-технических способностей

  1. Что такое стратегия развития научных способностей? Как связана она с элементами исследовательской деятельности?

  2. Что такое эмпирическая, локально-оптимальная и глобально-оптимальная стратегии?

  3. Может ли полностью использоваться потенциал молодого исследователя при эмпирической стратегии развития его способностей?

  4. Может ли полностью использоваться потенциал молодого исследователя при локально-оптимальной стратегии развития его способностей?

  5. Можно ли при эмпирической стратегии развития добиться максимального развития своих способностей? Если нет, то насколько велик может быть проигрыш?

  6. Чем отличается общепринятая эмпирическая стратегия развития способностей от специально подобранной, обеспечивающей примерно трехкратное повышение эффективности?

  7. В чем состоит эта специально подобранная эмпирическая стратегия?

  8. Полностью ли использует эта специально-подобранная эмпирическая стратегия творческий потенциал личности? Если не полностью, то насколько?

  9. Какова основная структура наиболее рациональной стратегии развития научных способностей?

  10. Как описывается наиболее рациональная стратегия через набор четырех типовых исследовательских работ?

  11. Перечислите названия типовых исследовательских работ и укажите, в каком возрасте, в среднем, они должны выполняться?

  12. Какие элементы являются ведущими при выполнении обзорной исследовательской работы?

  13. Какие элементы являются ведущими при выполнении поисковой исследовательской работы?

  14. Какие элементы являются ведущими при выполнении постановочной исследовательской работы?

  15. Какие элементы являются ведущими при выполнении синтезирующей исследовательской работы?

  16. Опишите структуру выполненных вами исследовательских работ в терминах присутствующих в них элементов исследовательской деятельности. Описание изобразите в табличном виде так, как это сделано с описаниями типовых исследовательских работ. Обсудите результаты со своим научным руководителем.

  17. К каким из типовых работ ближе всего выполненные вами исследовательские работы?

  18. Постройте следующую таблицу, характеризующую нарастание сложности исследовательских работ по мере взросления развивающейся личности при рациональной стратегии развития научных способностей:

  1. Как нужно было бы скорректировать содержание выполненных вами исследовательских работ, чтобы оно соответствовало рациональной стратегии развития научных способностей? Обсудите это со своим научным руководителем.

  2. Чем отличается содержание задания на выполнение поисковой исследовательской работы от задания на обзорную работу (какие пункты введены дополнительно, исключены или поменяли значимость)?

  3. Чем отличается содержание задания на выполнение постановочной исследовательской работы от задания на поисковую работу (какие пункты введены дополнительно, исключены или поменяли значимость)?

  4. Чем отличается содержание задания на выполнение синтезирующей исследовательской работы от задания на постановочную работу (какие пункты введены дополнительно, исключены или поменяли значимость)?

  5. Составьте задания на ранее выполненные вами исследовательские работы на бланках для типовых работ, отметьте, какие графы остались незаполненными, а какая важная часть работ не нашла отражения в этих заданиях. Обсудите их со своим научным руководителем.

Мониторинг развития научно-технических способностей

  1. Что включает в себя развивающая среда, в которой происходит становление молодых исследователей?

  2. Заинтересовано ли общество в поддержке одаренной молодежи, и при этом какова его стратегическая цель?

  3. Нужно ли управлять развитием наиболее одаренной молодежи в стране или пусть идет само собой? Почему так?

  4. Кто объект, а кто субъект управления в системе работы с наиболее одаренной молодежью?

  5. Кто основной субъект управления: ученик или пара «ученик - научный руководитель»? Почему так?

  6. Каковы функции научного руководителя в формировании молодого исследователя?

  7. Каковы функции методического руководителя?

  8. Каковы функции Линии элитной подготовки вуза?

  9. Каковы функции руководства вуза?

  10. Каковы функции регионального университета творческого развития?

  11. Каковы функции и организационная структура Федерального университета творческого развития

  12. Перечислите основные цели и управляющие функции субъекта управления в отношении объекта для следующих компонентов системы работы с одаренной молодежью:

    • -         Развивающаяся личность - Развивающаяся личность,

    • -         Научный руководитель - Развивающаяся личность

    • -         Методический руководитель (куратор) - Пара "ученик-учитель"

    • -         Руководство Линии элитной подготовки вуза - Развивающаяся личность

    • -         Руководство вуза - Линия элитной подготовки вуза

    • -         Региональный университет творческого развития - Развивающаяся личность

    • -         Федеральный университет творческого развития - Развивающаяся личность

  1. Какую роль играет система критериев оценки исследовательских работ в управлении рациональным развитием научных способностей молодежи?

  2. Каким требованиям должна удовлетворять система критериев оценки исследовательских работ учащихся?

  3. В какой шкале (количественной или качественной) оцениваются частные критерии оценки исследовательских работ

  4. Как частные критерии сводятся в единую количественную оценку исследовательской работы?

  5. Перечислите частные критерии оценки исследовательских работ школьников

  6. Перечислите частные критерии оценки исследовательских работ школьников

  7. Какие частные критерии оценки исследовательских работ совпадают для школьников и студентов?

  8. Какие частные критерии специфичны для оценки исследовательских работ школьников и почему?

  9. Какие частные критерии специфичны для оценки исследовательских работ студентов и почему?

  10. Зачем значимость частных критериев принята изменяющейся с возрастом?

  11. Чему равна комплексная оценка выполненных вами исследовательских работ, полученная с использованием приведенного в данном диске теста?

  12. Насколько она могла бы измениться, если бы работу с такими же характеристиками вы выполнили и оценили через несколько лет (рассчитайте с помощью теста)? О чем свидетельствует изменение оценки с возрастом?

  13. Насколько могла бы измениться (улучшиться) комплексная оценка вашей работы, если бы вы смогли улучшить ее методическую структуру, оставаясь в пределах своих реальных возможностей?

  14. Какие показатели характеризуют творческий потенциал пары «Вы и ваш научный руководитель»?

  15. За счет каких реально возможных изменений вы могли бы повысить творческий потенциал своей пары «ученик – научный руководитель»?

  16. Какие экспериментальные данные подтверждают эффективность использования рациональной стратегии развития научных способностей?

  17. Разработайте проект задания на свою очередную исследовательскую работу, максимально соответствующий рациональной стратегии развития ваших научных способностей и спланируйте, какими должны быть ее характеристики, чтобы по скользящей системе критериев она получила максимально возможный для вас балл. Обсудите эти материалы со своим научным руководителем.

Вопросы на усвоение материала курса

Начало формы

 

Вопрос № 1. Что такое одаренность?

умение быстро схватывать суть решаемой проблемы

способность добиваться более высоких результатов, чем большинство других людей

свойство находить неожиданные решения

 

Вопрос № 2. Можно ли развить свою одаренность или это - чисто наследственное качество?

можно

нельзя

 

Вопрос № 3. Одаренность и интеллект - одно и то же?

да

нет

 

Вопрос № 4. Сколько компонентов одаренности и каких выделяют сегодня психологи?

один

два

три

четыре

пять

 

Вопрос № 5. В чем различие (по определению) между интеллектом и одаренностью?

ни в чем

одаренность это часть интеллекта

интеллект это часть одаренности

 

Вопрос № 6. Есть ли уверенность, что тест Айзенка измеряет именно интеллект, а не что-то другое?

есть

нет

 

Вопрос № 7. Что говорит твой IQ о степени твоей одаренности?

почти все

частично свидетельствует об одаренности

почти ничего

 

Вопрос № 8. Можно ли существенно повысить свой IQ путем специальных упражнений?

да

нет

 

Вопрос № 9. Что говорит твой уровень креативности о степени твоей одаренности?

почти все

частично свидетельствует об одаренности

почти ничего

 

Вопрос № 10. Можно ли существенно повысить свой уровень креативности путем специальных упражнений?

да

нет

 

Вопрос № 11. В каких единицах измеряется мотивация?

в денежных

во временных

в процентах

в баллах

 

Вопрос № 12. Какие четыре фактора наиболее существенно влияют на мотивацию?

чувство предназначения, вид деятельности, стимулирование, утомление

знакомство с предметом деятельности, стимулирование, похвала окружающих, жизненные перспективы

настроение, утомление, стимулирование, нажим со стороны

 

Вопрос № 13. К какому уровню функционирования личности относит себя большинство молодежи?

выживания

обороны

уверенности

процветания

 

Вопрос № 14. На каком из четырех уровней функционирования личности могут полностью раскрыться творческие способности?

выживания

обороны

уверенности

процветания

 

Вопрос № 15. Можно ли говорить о научной квалификации школьника или студента младших курсов?

да

нет

 

Вопрос № 16. Как связана научная квалификация с научной деятельностью?

без научной квалификации нечего заниматься научной деятельностью

научная квалификация может сформироваться только в процессе научной деятельности

 

Вопрос № 17. Чьи классификации научной деятельности наиболее близки к классификации А. Пуанкаре?

Уоллеса, Кедрова, Гансета, Диксона

Уоллеса, Майданова, Пойа

Кедрова, Гонсета, Россмана, Дункера

 

Вопрос № 18. Сколько элементов научной деятельности можно выделить?

10

20

43

36

более 100

 

Конец формы

Темы занятий по курсам 3, 4 можно взять из кучи книг по программированию. Основная цель – натаскать слабых в программировании студентов. За 2 года 60 занятий, из них каждое третье – контрольная работа, т.е. программирование на глазах у преподавателя. Итого двухлетний курс включает примерно18-20 разделов.Схема каждого раздела такая: первое занятие – объяснения и программирование индивидуальное в классе; домой дается индивидуальная программа. Второе занятие – проверка выполнения домашней программы и программирование в классе; домой дается индивидуальная программы. Третье занятие - проверка домашнего задания и контрольная работа – программирование в классе. За каждую выполненную программу студенту начисляются баллы, за выполненные в классе на контрольной работе – больше, чем за прочие. Рейтинг по контрольным точкам выставляется по накопленным баллам. Досдавать больше чем за один предшествующий раздел не допускается. При существенном отставании по рейтингу подается на отчисление.

Источники к курсам Алгоритмизация и программирование

Оглавление книги "Алгоритмы: построение и анализ"

Введение

Часть I. Основы
Глава 1. Роль алгоритмов в вычислениях
Глава 2. Приступаем к изучению
Глава 3. Рост функций
Глава 4. Рекуррентные соотношения
Глава 5. Вероятностный анализ и рандомизированные алгоритмы

Часть II. Сортировка и порядковая статистика
Глава 6. Пирамидальная сортировка
Глава 7. Быстрая сортировка
Глава 8. Сортировка за линейное время
Глава 9. Медианы и порядковые статистики

Часть III. Структуры данных      
Глава 10. Элементарные структуры данных     
Глава 11. Хеш-таблицы     
Глава 12. Бинарные деревья поиска     
Глава 13. Красно-черные деревья     
Глава 14. Расширение структур данных     

Часть IV. Усовершенствованные методы разработки и анализа      
Глава 15. Динамическое программирование     
Глава 16. Жадные алгоритмы
Глава 17. Амортизационный анализ     

Часть V. Сложные структуры данных      
Глава 18. B-деревья     
Глава 19. Биномиальные пирамиды     
Глава 20. Фибоначчиевы пирамиды     
Глава 21. Структуры данных для непересекающихся множеств

Часть VI. Алгоритмы для работы с графами
Глава 22. Элементарные алгоритмы для работы с графами
Глава 23. Минимальные остовные деревья
Глава 24. Кратчайшие пути из одной вершины
Глава 25. Кратчайшие пути между всеми парами вершин
Глава 26. Задача о максимальном потоке

Часть VII. Избранные темы
Глава 27. Сортирующие сети
Глава 28. Работа с матрицами
Глава 29. Линейное программирование
Глава 30. Полиномы и быстрое преобразование фурье
Глава 31. Теоретико-числовые алгоритмы
Глава 32. Поиск подстрок
Глава 33. Вычислительная геометрия
Глава 34. Np-полнота
Глава 35. Приближенные алгоритмы

Часть VIII. Приложения: математические основы
Приложение А. Ряды
Приложение Б. Множества и прочие художества
Приложение В. Комбинаторика и теория вероятности
Библиография
Предметный указатель

Алгоритмы: построение и анализ

2-е издание

Томас Х. Кормен, Чарльз И. Лейзерсон, Рональд Л. Ривест, Клиффорд Штайн
INTRODUCTION TO ALGORITHMS, Second Edition
Thomas H. Cormen, Charles E. Leiserson, Ronald L. Rivest, Clifford Stein

1296 стр., с ил.; ISBN 5-8459-0857-4, 0-07-013151-1; формат 70x100/16; твердый переплет2006, 4 кв.; Вильямс.

---------------********************--------------------------

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (1)

    Образовательный стандарт
    1.1. Направление подготовки 230200 - Информационные системы утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 12 января 2005 г. № 4.
  2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (3)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению 230200 - Информационные системы при очной форме обучения - 5 лет.
  3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (7)

    Образовательный стандарт
    Инженер по направлению подготовки 230200 - Информационные системы в соответствии с требованиями «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (9)

    Образовательный стандарт
    Объектами профессиональной деятельности инженера по направлению подготовки 230200 - Информационные системы являются информационные системы и сети, их математическое, информационное и программное обеспечение, способы и методы проектирования,
  5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (11)

    Образовательный стандарт
    Объектами профессиональной деятельности инженера по направлению подготовки 230200 - Информационные системы являются информационные системы и сети, их математическое, информационное и программное обеспечение, способы и методы проектирования,
  6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (12)

    Образовательный стандарт
    Объектами профессиональной деятельности инженера по направлению подготовки 230200 - Информационные системы являются информационные системы и сети, их математическое, информационное и программное обеспечение, способы и методы проектирования,
  7. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (специальность)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению 230200 «Информационные системы» при очной форме обучения - 5 лет.
  8. Методические указания по проведению самостоятельной работы студентов (32)

    Методические указания
    Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов составлены на основании рабочей программы дисциплины ОПД.Ф.02 Метрология, стандартизация и сертификация
  9. Образовательной программы по направлению подготовки 230200

    Документ
    Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества.

Другие похожие документы..