Сквозная программа дисциплин «Технология научных исследований» и«Методология научных исследований» Индексы дисциплин по учебному плану: ен. Р. 01 и опд. Р. 01 Направление: 230200 Информационные системы

7.1. Рекомендуемая литература

а) основная литература:

Пиявский С.А. Журнал молодого исследователя, Самара, СамГАСА, 2003 г.

Пиявский С.А. Системы поддержки принятия решений в образовании, Учебное пособие, Самара, СГАСУ, 2005 – 216 с.

Материалы Международной научно-технической конференции «Проблемы развития одаренной молодежи в информационном обществе», Самара, 2006 г. – 324 c.

АУК «Управляемое развитие научных способностей», электронное учебное пособие на CD

АУК «Управляемое развитие научных способностей», электронное учебное пособие /tvor/index.html

Электронное пособие кафедры ПМ и ВТ

Пиявский С.А. Управляемое развитие научных способностей молодежи. . - М.: Академия наук о Земле, 2001. - 109 с.

Годфруа Ж. Что такое психология. Т.1- М.: Мир, 1992. - 491 с.

Седов Л.И. Методы подобия и размерности в механике, М., ГИТТЛ, 1954.- 328 с.

Патентоведение, М., 1984. – 274 с.

Пиявский С.А., Акопов Г.В., Веревкина И.Н. Веди в науку!СамГАСА, Самара, 1995. – 72 с.

Пиявский С.А. Стратегия оптимального управления развитием научных способностей в информационном обществе, Одаренность: рабочая концепция, Материалы I Международной конференции (Самара, 1-3 октября 2000 г.). М., 2002. – с.143-150

Пиявский С.А. Вузовское молодежное интернет-сообщество, Вестник высшей школы, №8, 2003, с.24-29

б) дополнительная литература:

Психология одаренности детей и подростков под ред. Н.С. Лейтеса. - М.: Academia, 1996. - 89 с.

Рабочая концепция одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской, В.Д. Шадрикова. - М.: ИЧП "Издательство Магистр", 1998. - 68 с.

Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов: Изд-во РГУ, 1983. - 173 с.

Пуанкаре А. Математическое творчество //. Адамар Жак. "Исследование психологии процесса изобретения в области математики". - М.:Сов. радио, 1970. - 398 с.

Селье Г. От мечты к открытию: как стать ученым. - М.: Прогресс, 1983. - 366 с.

Пойа Д. Математическое открытие. - М.: Наука, 1976. - 448 с.

Альтшуллер Г.С. Найти идею: Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991. - 223 с.

Половинкин А.И. Основы инженерного творчества. - М.: Машиностроение, 1988. - 360

Половинкин А.И. Теория проектирования новой техники: закономерности техники и их применение. - М.: Ин-т "Информэлектро", 1991. - 104 с.

Майданов А.С. Процесс научного творчества. - М.: Наука, 1983.- 207 с.

Пиявский С.А. Управляемое развитие научных способностей молодежи. . - М.: Академия наук о Земле, 2001. - 109 с.

7.2. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Персональные компьютеры класса Pentium-233/RAM-32Мб/HDD-4Гб, мультимедиа-проектор

8. Методические рекомендации преподавателю дисциплины

Развитие творческих способностей студентов является важнейшей задачей высшей школы. Технологическим аспектам решения этой задачи на базе использования информационных технологий посвящен ряд работ автора программы. В течение значительного периода времени предложенная им методика используется при подготовке специалистов в области информационных технологий в Самарском государственном архитектурно-строительном университете. При этом изменение социально-экономической обстановке в стране, происходящая модернизация образовательной системы и связанные с этим изменения ориентиров и приоритетов молодежи заставляют вносить необходимые коррективы в учебно-развивающий процесс. С сожалением приходится отметить, что контингент студентов становится значительно более дифференцированным по интересу к получаемой профессии и стремлению к развитию собственных научных способностей. Введение Единого государственного экзамена как единственного и универсального способа поступления в высшие учебные заведения вряд ли позволило «одаренному выпускнику сельской школы поступить в МГУ», вряд ли устранило коррупцию, масштабы которой, по нашему мнению и наблюдениям, неимоверно преувеличены средствами массовой информации, зато почти полностью сделало невостребованной профориентационную работу, которую успешно вели вузы.

В этих условиях необходимо в рамках учебно-развивающего процесса ориентироваться на две различные категории обучаемых, которые мы условно назовем «обычные» и «продвинутые». Ко второй категории мы относим студентов, проявляющих признаки одаренности в старшем школьном и студенческом возрасте и ориентированных на развитие своих творческих способностей. Это мотивированные еще в школьный период участники и победители различных профильных олимпиад и конференций исследовательских работ молодежи, а также отлично и хорошо успевающие студенты, перед которыми преподаватели обязаны развернуть перспективы занятий творческой деятельностью. В отношении «продвинутых» студентов нами ранее была разработана наиболее эффективная структура выполняемых исследовательских работ под индивидуальным научным руководством, которая обоснована математическим моделированием и обеспечена хорошей методической поддержкой.

Интерпретация этих результатов позволяет рекомендовать последовательное выполнение 4-х исследовательских работ различной методической структуры. В работе №1 усилия концентрируются на изучении литературных источников, выполнении работ по составленному извне (скорее всего, научным руководителем) плану и защите работы. Работа №2 должна быть поставлена таким образом, чтобы побудить молодого исследователя освоить методы формализации и стремиться генерировать новые идеи. В работе №3 к этому добавляется поиск проблем для решения, и, как ни неожиданно, лишь на этом этапе – оформление работы (впрочем, известно, что качественное оформление результатов, в частности, написание статей, представляет для начинающего исследователя значительные трудности). Наконец, в работе №4 центр тяжести переносится на сугубо творческие моменты, связанные с постановкой проблем и внутреннее осмысление и самокритику выполненных исследований.

До последнего времени большинство студентов успешно занималось по этой технологии, т.е. могло быть отнесено к категории «продвинутых». Однако в настоящее время их доля упала настолько, что потребовалось ввести скоординированную с существующей последовательность работ, рассчитанных на «обычного» студента. Поэтому сегодня основное содержание курса «Технология и методология исследовательской деятельности» имеет вид, представленный ниже.

Курсовыми работами и проектом по дисциплине являются реферативные и исследовательские работы, выполняемые студентами под индивидуальным научным руководством ученых университета. Их содержание подвергается методическому контролю преподавателем данной дисциплины на основе теории управляемого развития научных способностей, рекомендации которой представлены в следующих таблицах. В Табл. 1, 2 приводится рекомендуемая структура этой деятельности.

Таблица 1. Рекомендуемая развивающая структура исследовательской деятельности

(по уровням)

Уровни исследовательской деятельности

Класс, курс

10

11

1

2

3

4

5

6

Направлений

1

2

Проблем

Задач

3

4

Начальный

5

Конечно, указывать, сколько часов следует тратить на тот или иной элемент деятельности было бы наивно - это зависит от конкретной решаемой научной проблемы. Поэтому рекомендации даны намеренно расплывчато – в виде различной степени затенения соответствующих клеток таблицы. Чем темнее заливка клетки, тем больший удельный вес следует придавать соответствующему элементу деятельности.

Как видно из Табл. 1, 2, рациональная деятельность охватывает не только начальный, но и более высокие уровни. Для того, чтобы это было возможно, начинающий исследователь должен выполнять свою работу обязательно под руководством действующего ученого, который, по мере «созревания» своего ученики все более полно включает его в собственные исследования. При этом существует опасность, что в интересах дела (а не развития своего подшефного) он будет постоянно использовать его в качестве квалифицированного подмастерья и тем самым мешать полноценному развитию ученика. Чтобы уберечься от этой опасности, и руководителю и его ученику полезно периодически сверяться с Таблицами 1, 2.

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (1)

    Образовательный стандарт
    1.1. Направление подготовки 230200 - Информационные системы утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 12 января 2005 г. № 4.
  2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (3)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению 230200 - Информационные системы при очной форме обучения - 5 лет.
  3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (7)

    Образовательный стандарт
    Инженер по направлению подготовки 230200 - Информационные системы в соответствии с требованиями «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (9)

    Образовательный стандарт
    Объектами профессиональной деятельности инженера по направлению подготовки 230200 - Информационные системы являются информационные системы и сети, их математическое, информационное и программное обеспечение, способы и методы проектирования,
  5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (11)

    Образовательный стандарт
    Объектами профессиональной деятельности инженера по направлению подготовки 230200 - Информационные системы являются информационные системы и сети, их математическое, информационное и программное обеспечение, способы и методы проектирования,
  6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (12)

    Образовательный стандарт
    Объектами профессиональной деятельности инженера по направлению подготовки 230200 - Информационные системы являются информационные системы и сети, их математическое, информационное и программное обеспечение, способы и методы проектирования,
  7. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (специальность)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению 230200 «Информационные системы» при очной форме обучения - 5 лет.
  8. Методические указания по проведению самостоятельной работы студентов (32)

    Методические указания
    Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов составлены на основании рабочей программы дисциплины ОПД.Ф.02 Метрология, стандартизация и сертификация
  9. Образовательной программы по направлению подготовки 230200

    Документ
    Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества.

Другие похожие документы..