Сквозная программа дисциплин «Технология научных исследований» и«Методология научных исследований» Индексы дисциплин по учебному плану: ен. Р. 01 и опд. Р. 01 Направление: 230200 Информационные системы

4. Особенности преподавания дисциплины ТНИ и МНИ

1. В студенческом коллективе в начале каждого семестра выделяется группа «продвинутых» студентов, проявляющих признаки одаренности в старшем школьном и студенческом возрасте и ориентированных на развитие своих творческих способностей. Это мотивированные еще в школьный период участники и победители различных профильных олимпиад и конференций исследовательских работ молодежи, а также отлично и хорошо успевающие студенты, перед которыми преподаватели обязаны развернуть перспективы занятий творческой деятельностью. Им, помимо общего плана занятий, предлагаются темы курсовых работ и проектов исследовательского характера, и с ними проводятся еженедельные индивидуальные консультации.

2. Преподавание опирается на факультетский портал www.sciyouth.ru, на котором:

1) располагаются личные веб-страницы студентов,

2) ведутся электронные журналы академической успеваемости всех групп по всем дисциплинам,

3) ведется мониторинг внеаудиторной активности студентов и виртуальная доска почета факультета

4) ведется журнал исследовательских работ и др.

3. Оценка работы студента в семестре производится по результатам курсового проектирования. Они оцениваются на основе специально разработанной системы критериев. При постановке темы работы она в предположительном плане оценивается по этой систем критериев, так что становится ясно, на какую оценку она «потянет», затем в середине семестра руководитель снова совместно со студентов производит такую «прикидку».

5. Содержание дисциплины ТНИ и МНИ

Основное содержание курса «Технология и методология профессиональной деятельности», читаемого на факультете информационных систем и технологий СГАСУ

Семестр,

Основное содержание дисциплины

Примечания

Для всех студентов

Дополнительные особенности и задачи для «продвинутых» студентов

1

Ввод в виртуальное пространство

Инструктаж по ТБ. Как учиться в вузе и на факультете. Психологические основы творческой деятельности и одаренности. Освоение теории управляемого развития творческих способностей. Тест IQ. Профориентация, изучение процессов развития творческих способностей. Создание собственной веб-страницы, электронного почтового ящика, регистрация и участие в коллективной деятельности студентов на Интернет-портале факультета. ( Реферат о себе, Понимание процесса компетентностного развития личности в вузе, Создание своей страницы в Интернет, Выполнение условной исследовательской задачи с отчетом и презентацией (например, «Автобус и бабушка»)) Выполнение и доклад презентаций о себе

Включение в научные коллективы, действующие на кафедре ПМ и ВТ, постановка темы новой исследовательской работы, выполнение ее первой части – обзор и сопоставление результатов, постановка задачи.

Для наиболее успешных – подготовка работы для представления на Всероссийские конференции ЮНК и ШБ

Цель – акклиматизация в вузе, вовлечение в активную внеаудиторную Интернет-деятельность. Первый опыт написания курсовой работы, доклада на конференции. Студенты 3 курса шефствуют над первокурсниками.

2

Первый реферат по итогам активного поиска информации

Технология сбора материалов, написания и защиты реферата. Выполнение первого комплексного исследования и защита на тему «Исследование различных аспектов интернет-активности молодежи» (изучение явления, сбор материала, активное участие, включая переписку со студентами других университетов, написание и защита реферата, размещение на своей веб-странице).

Продолжение индивидуальной исследовательской работы с упором на программную составляющую и компьютерные средства представления результатов.

Для наиболее успешных – участие во Всероссийских конференциях ЮНК и ШБ

Цель – научить, помимо прочего, аккуратно излагать свои мысли, оформлять реферат, список источников, строить и анализировать диаграммы и пр.

3

Первая творческая работа с элементами исследования, в основном, направленная на поддержку курса «Культура в ИО»

Творческая работа с упором на программирование по физике, математике, химии и т.п. Включает обзор (по статьям из научно-популярных журналов информационной тематики), сопоставительный анализ публикаций в различных источниках, создание компьютерной программы, презентации и веб-страницы, реферат и защиту.

Продолжение (развитие и внедрение) ранее начатой исследовательской работы, ее представление на Всероссийские конференции исследовательских работ молодежи ЮНК и ШБ

Цель – ознакомить с различными научно-популярными журналами информационной тематики, привыкнуть их читать, научить отыскивать аналоги, сопоставлять, вводить критерии для сравнения аналогов.

4

Творческая работа с упором на программирование

Продолжение творческой работы предыдущего семестра. Предусматривает высокую сложность программирования и исследовательский раздел. Подготовка и публикация статьи по ней в сборнике научных работ молодых исследователей. Доклад на вузовских конференциях в СГАСУ и др. вузах. Отправка лучших работ на Всероссийский конкурс студенческих работ.

Выполнение новой индивидуальной исследовательской работы с упором на математическую составляющую и ее программную реализацию.

Участие тех, кто приглашен, во Всероссийских конференциях ЮНК и ШБ

Цель – освоить одно из возможных применений ЭВМ в творческой деятельности (изобретательстве) и проявить умение делать хорошие программы и презентации

5

Творческая работа с упором на математический

аппарат

Исследовательская работа с упором на математический аппарат и программирование на основе научной статьи из журнала по профилю специальности. Реферирование научной статьи по тематике исследований с математическим содержанием, программирование и выполнение численного примера по статье, если нужно, с разработкой необходимой программы, написание отчета и его защита с компьютерной презентацией.

Шефство над первокурсниками с помощью им, в частности, в создании личной веб-страницы

Продолжение (развитие и внедрение) ранее начатой индивидуальной исследовательской работы с упором на выдвижение новых идей, математических методов и алгоритмов, их программную реализацию и тестирование. Представление на конференции в другие вузы

Цель – ознакомить с различными специальными журналами информационной тематики, привыкнуть их читать, приучить студентов разбирать и осваивать математический текст, а также проверить комплексно их навыки программирования и, если нужно, подтянуть.

Студенты шефствуют над первокурсниками

6

Творческая работа по конкретной тематике с нацеленностью на реальное внедрение

Исследовательская работа с упором на математический аппарат и многопараметрические и качественные исследования в сопоставлении с результатами других исследований на основе предыдущего семестра. Подготовка к производственной практике в заранее определенной организации.

Доклад на взрослых вузовских конференциях в СГАСУ и др. вузах. Отправка лучших работ на Всероссийский конкурс студенческих работ.

Шлифовка ранее выполненных работ, их внедрение, поиск областей нового применения. Направление работ на Всероссийский конкурс студенческих научных работ, другие конкурсы и конференции, в печать

Цель – подготовить к первой производственной практике, приучить студентов системно осваивать новые информационные средства.

7

Предварительный выбор темы дипломного проекта. Проработка актуальности, обзор и системный анализ

Постановка предварительной темы дипломного проекта или дипломной работы. Выполнение исследования, в основном, по согласованию с предполагаемыми руководителей дипломного проекта (работы) с упором на литературный обзор, постановку задачи и системный анализ, проработку творческих «изюминок». Программирование по теме работы

При постановке темы работы учитывать опыт, полученный на производственной практике.

Самостоятельный (при консультации преподавателя) выбор тематики исследовательской работы с перспективой перехода в дипломную работу, которая может быть внедрена на кафедре или месте практики. Выполнение ее базовой части: постановка задачи, написание литературного обзора первой главы и программирование.

Цель – ориентировать всех студентов на значимую тематику и приучить их к регулярному пунктуальному общению с руководителем. Проверить уровень программирования студентов и, если нужно, подтянуть. На основе просмотра выполненных дипломных проектов и статей из журналов студенты выбирают тему работы, которая предусматривает: альтернативный обзор источников, написание программы, проведение сбора данных, их статистический анализ, выводы, презентацию, размещение в инете и доклад.

8

Проработка творческой части будущего дипломного проекта и подготовка к внедрению

Предварительное написание наброска 1-главы дипломной работы, математического раздела и исследовательской части. Тестирование и доработка программной части, многопараметрический анализ и осмысление результатов.

Участие в научных конференциях в СГАСУ и др. вузах, написание и отправка статьи в ВАКовский журнал.

Подготовка к производственной практике в заранее определенной организации, желательно в соответствии с предполагаемой темой дипломного проекта или работы.

Продолжение работы: математическая, исследовательская и программная части. Направление работы на Всероссийский конкурс студенческих научных работ, другие конкурсы и конференции, в печать

Цель - обеспечить качественную обзорную и постановочную часть дипломного проекта.

9

Фактическая разработка всего дипломного проекта и подготовка к внедрению

Предварительное утверждение темы дипломного проекта (работы) и научного руководителя. Выполнение системного анализа объекта информатизации. Написание чернового варианта 1-й главы дипломного проекта (работы). Начало внедрения. Получение новых результатов научного характера, их публикация.

Шлифовка и внедрение исследовательской части работы. Направление статьи в печать, участие в научных конференциях

Цель - обеспечить качественную математическую и исследовательскую часть дипломного проекта

10

Выполнение и защита дипломного проекта с исследовательской частью

Выполнение и защита дипломной работы или дипломного проекта с исследовательской частью и реальным внедрением

Цель – порадовать зав. кафедрой отличным проектом

«Исследовательская составляющая» является как бы «несущей частотой» наддисциплинарного курса, но ею не исчерпывается его содержание. Более полно оно представлено далее в технологических картах занятий.

ТИПОВАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Неделя

Содержание лекций и семинаров-консультаций

Примечания

Обсуждение задач группы на текущий семестр. Анализ структуры компетентностного развития каждого студента по итогам мониторинга предыдущего семестра, обсуждение индивидуальных задач студентов. Закрепление за научными руководителями и распределение тем исследовательских работ. Выборы старосты, учебного и внеучебного аналитиков. Закрепление третьекурсников за первокурсниками, четверокурсников за второкурсниками, пятикурсников – за третьекурсниками, причем, по возможности, старосты и аналитики закрепляются за старостами и аналитиками первого курса. Задание: освежить личный сайт

На занятие студенты должны принести презентации и материалы курсовой работы, выполненной в предыдущем семестре. Вместе с преподавателем курса занятие проводит научный руководитель направления подготовки

Обсуждение разработанных студентами совместно с их руководителями аннотаций исследовательских работ с оценкой предполагаемого творческого уровня работы с использованием АИС в сопоставлении с оценками предыдущего семестра. Аттестация личных сайтов

КТ1. Освежен личный сайт

Согласование скорректированных аннотаций работ и новая оценка предполагаемого творческого уровня работы. Обсуждение подготовленного студентами вместе с их руководителями перечня источников, используемых при выполнении работы

Обсуждение хода работы, формулирование очередного задания, оценка деятельности студента. Тестирование IQ.

Анализ качества учебной и внеучебной деятельности студентов и группы в целом с использованием соответствующих АИС. Обсуждение хода работы, формулирование очередного задания, оценка деятельности студента

Желательно с участием куратора группы или ответственного за воспитательную работу на факультете

Обсуждение хода работы, формулирование очередного задания, оценка деятельности студента. Тестирование IQ.

Обсуждение хода работы, формулирование очередного задания, оценка деятельности студента.

Тестирование креативности.

Обсуждение хода выполнения работ. Корректировка заданий и плана выполнения работ, их промежуточная оценка с использованием АИС. Оценка деятельности подшефного младшекурсника.

Вместе с преподавателем курса занятие проводит научный руководитель направления подготовки

Обсуждение хода работы, формулирование очередного задания, оценка деятельности студента.

Тестирование мотивации.

Обсуждение хода работы, формулирование очередного задания, оценка деятельности студента

Анализ качества учебной и внеучебной деятельности студентов и группы в целом с использованием соответствующих АИС. Анализ перспектив группы и отдельных студентов в соревновании и обсуждение возможных мероприятий по улучшению их позиций. Обсуждение хода работы, формулирование очередного задания, оценка деятельности студента

Желательно с участием куратора группы или ответственного за воспитательную работу на факультете

Обсуждение хода работы, формулирование очередного задания, оценка деятельности студента

Обсуждение хода работы, формулирование очередного задания, оценка деятельности студента. Тестирование индивидуального профиля «деятельность-мотивация»

Анализ качества учебной и внеучебной деятельности студентов и группы в целом с использованием соответствующих АИС. Обсуждение хода работы, формулирование очередного задания, оценка деятельности студента и его подшефного. Инструктаж о правилах оформления реферата, аннотации, презентации работы

Проверка и корректировка реферата, аннотации и презентации выполненных студентами работ

Заслушивание, обсуждение и заключительная оценка выполненных исследовательских работ с использованием АИС

Вместе с преподавателем курса занятие проводит научный руководитель направления подготовки

Заслушивание, обсуждение и заключительная оценка выполненных исследовательских работ с использованием АИС. Анализ рейтинга внеучебной активности студентов и группы.

Вместе с преподавателем курса занятие проводит научный руководитель направления подготовки. Желательно также участие куратора группы или ответственного за воспитательную работу на факультете

  1. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (1)

    Образовательный стандарт
    1.1. Направление подготовки 230200 - Информационные системы утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 12 января 2005 г. № 4.
  2. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (3)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению 230200 - Информационные системы при очной форме обучения - 5 лет.
  3. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (7)

    Образовательный стандарт
    Инженер по направлению подготовки 230200 - Информационные системы в соответствии с требованиями «Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих», утвержденного Постановлением Минтруда России от 21.
  4. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (9)

    Образовательный стандарт
    Объектами профессиональной деятельности инженера по направлению подготовки 230200 - Информационные системы являются информационные системы и сети, их математическое, информационное и программное обеспечение, способы и методы проектирования,
  5. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (11)

    Образовательный стандарт
    Объектами профессиональной деятельности инженера по направлению подготовки 230200 - Информационные системы являются информационные системы и сети, их математическое, информационное и программное обеспечение, способы и методы проектирования,
  6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (12)

    Образовательный стандарт
    Объектами профессиональной деятельности инженера по направлению подготовки 230200 - Информационные системы являются информационные системы и сети, их математическое, информационное и программное обеспечение, способы и методы проектирования,
  7. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования направление подготовки (специальность)

    Образовательный стандарт
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению 230200 «Информационные системы» при очной форме обучения - 5 лет.
  8. Методические указания по проведению самостоятельной работы студентов (32)

    Методические указания
    Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов составлены на основании рабочей программы дисциплины ОПД.Ф.02 Метрология, стандартизация и сертификация
  9. Образовательной программы по направлению подготовки 230200

    Документ
    Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студентов. Ее социально-биологические основы. Физическая культура и спорт как социальные феномены общества.

Другие похожие документы..