Формирование готовности к организаторской деятельности будущих офицеров тыла 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

На правах рукописи

Мед Юрий Дмитриевич

Формирование готовности к организаторской деятельности будущих офицеров тыла

13.00.08 – Теория и методика профессионального образования

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание учёной степени кандидата

педагогических наук

Саратов 2010

Работа выполнена в Вольском высшем военном училище тыла (военном институте)

Научный руководитель – кандидат педагогических наук, профессор

Медведев Алексей Алексеевич

Официальные оппоненты: доктор педагогических наук, профессор Тельтевская Нателла Вахтанговна

кандидат педагогических наук, доцент Дубовицкий Игорь Николаевич

Ведущая организация – Саратовский военный институт внутренних войск МВД России

Защита состоится «25» марта 2010 г. в 14.00 часов на заседании диссертационного совета Д 212.243.12 при Саратовском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского по адресу: 410012, г. Саратов, ул. Астраханская, д. 83, корпус 7, аудитория 312.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке имени В. А. Артисевич Саратовского государственного университета имени Н. Г. Чернышевского.

Автореферат разослан 17 февраля 2010 г.

Ученый секретарь

диссертационного совета Кондаурова И. К.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

Актуальность исследования.Современные задачи, решаемые частями и подразделениями Вооружённых Сил РФ, требуют от выпускников высших военных учебных заведений тылового профиля высокого уровня овладения знаниями и умениями организаторской деятельности. Реализуя свои должностные обязанности, офицер тыла должен уметь быстро и всесторонне оценить полученную от вышестоящего командования задачу, имеющиеся для её решения силы и средства, принять адекватное решение, организовать работу подчинённых по её выполнению. При этом он должен уметь организовывать активное взаимодействие в интересах тылового обеспечения воинских частей с вышестоящим руководством, представителями органов муниципального и государственного управления, руководителями хозяйствующих субъектов различных форм собственности.

Вместе с тем, в Государственном стандарте высшего профессионального образования не уделяется должного внимания вопросам подготовки выпускников к организаторской деятельности. Квалификационные требования к военно-профессиональной подготовке выпускников вузов хотя и содержат указания на необходимость соответствующих знаний и умений, специально организованной работы в этом направлении не предусматривают. В результате приобретённые курсантами в аспекте организаторской деятельности знания зачастую остаются «теоретическими», невостребованными в формировании у них организаторских умений. Следствием этого являются факты, выявленные в ходе анализа войскового опыта выпускников и свидетельствующие о том, что выпускники, не достигшие высокого уровня сформированности готовности к организаторской деятельности в процессе обучения в военном вузе, тяжело и медленно, с неоправданными потерями для себя адаптируются в должности и воинском коллективе. У них резко снижается общая функциональная готовность, пропадает интерес к военной службе. Среди наиболее существенных недостатков подготовки выпускников военных вузов тылового профиля выступают: неумение адекватно оценить сложившуюся обстановку, нерешительность, неспособность принять грамотное и своевременное решение и организовать его выполнение; несформированность умений организовать взаимодействие с подчинёнными, их обучение и воспитание.

В то же время высокий уровень подготовки к организаторской деятельности может сыграть немаловажное, а порой и решающее значение для роста престижа, конкурентоспособности и служебного потенциала молодого офицера тыла, поскольку умение организовать свою работу и работу подчинённых является решающим условием в достижении высоких результатов возглавляемого им подразделения. В силу этого, формирование готовности к организаторской деятельности у будущих офицеров тыла становится актуальным направлением научно-практических исследований.

Методологической основой данных исследований выступают работы А.В. Барабанщикова, А.А. Деркача, А.Л. Журавлёва, П.М. Корженцева, Е.Н. Комлева, П.Н. Лебедева, В.Ю. Озиры, А.М. Омарова, Г.Н. Серикова, В.И. Терещенко, Л.И. Уманского, в которых рассматриваются сущность, структура, принципы организаторской деятельности специалистов, место и роль организаторской деятельности в системе управления коллективом, научные основы управления и организации труда, требования к современному руководителю.

Основы педагогической теории формирования готовности к различным видам деятельности будущих специалистов заложены в трудах М.И. Дьяченко, Н.С. Глуханюка, Э.Ф. Зеера, Л.А. Кандыбовича, А.Г. Ковалёва, А.Я. Найна, В.А. Сластенина. В контексте данных исследований широко анализируются психолого-педагогические проблемы формирования организаторских способностей (Ф.Ф. Аумапу, Р.В. Габдреев, А.Л. Журавлёв, А.А. Свенцицкий, Л.И. Уманский, А.В. Филиппов и др.), организаторских умений и навыков (Н.Н. Гордеева, Е.М. Иванова, А.К. Маркова, Е.Э. Смирнова и др.), организаторских качеств военных специалистов (Г.А. Давыдов, В.Н. Климовец, Л.Г. Лаптев, В.А. Михайловский, В.Н. Устюжанин, Ю.М. Плюснин и др.), выполнен ряд диссертационных исследований, посвящённых формированию конкретных видов готовности у будущих специалистов (Ж.В. Болтачева, Т.А. Воронова, К.М. Дурай-Новакова, Н.В. Останина, В.А. Черкасов, А.А. Шибаев, Т.Л. Яковец).

Большой интерес для нашего исследования представляют работы военных педагогов и психологов (И.В. Биочинский, Н.Т. Волков, Г.А. Волковицкий, В.Н. Герасимов, Г.А. Давыдов, И.Л. Железняк, В.С. Иванов, Л.Г. Лаптев, В.А. Михайловский), которые, исследуя различные стороны подготовки военных кадров, рассматривают готовность к организаторской деятельности как значимое профессионально-личностное качество военного специалиста.

Отдельные аспекты организаторской деятельности по теории менеджмента представлены в работах следующих ученых: Р.Р. Блейк, Д.С. Моутон – научные основы управления производством; А.А. Деркач – акмеологические основы управленческой деятельности; А.Л. Журавлев – социально-психологические проблемы управления; С.Д. Неверкович, А.А. Тюков – принятие решений в организаторско-управленческой деятельности.

Вместе с тем, несмотря на многоплановость исследований данного феномена, можно констатировать, что на сегодняшний день проблема формирования готовности к организаторской деятельности будущих офицеров тыла не решена. Поскольку организаторская деятельность любого специалиста по своему содержанию, структуре, принципам и методам осуществления обуславливается конкретной, занимаемой им, должностью, то ощущается дефицит исследований именно в этом направлении. В большинстве имеющихся работ организаторская деятельность будущих офицеров рассматривается в общем плане, без учёта специфики конкретного должностного предназначения выпускника.

Если данное обстоятельство для гражданского вуза имеет своё объяснение в силу сложности прогнозирования замещения выпусками конкретных должностей, то для военного вуза это недопустимо, т. к. подготовка курсантов ведётся не только по определённым военным специальностям, но и по конкретному первичному должностному предназначению.

Таким образом, налицо противоречие между возросшей потребностью в повышении эффективности подготовки будущих офицеров тыла к организаторской деятельности по конкретному должностному предназначению и недостаточной разработанностью дидактического обеспечения данного процесса в условиях военного вуза.

Данное противоречие позволило сформулировать проблему исследования: каким должен быть процесс формирования готовности к организаторской деятельности у курсантов в ходе военно-профессиональной подготовки, чтобы он способствовал приобретению необходимых для этого знаний и умений, осознанию их значимости в будущей профессиональной деятельности. Потребность в разрешении данной проблемы определила выбор темы исследования «Формирование готовности к организаторской деятельности будущих офицеров тыла».

Объект исследования: военно-профессиональная подготовка будущих офицеров тыла.

Предмет исследования: формирование готовности к организаторской деятельности у будущих офицеров тыла в процессе военно-профессиональной подготовки.

Цель исследования: совершенствование эффективности процесса формирования готовности к организаторской деятельности будущих офицеров тыла в ходе военно-профессиональной подготовки посредством создания необходимых для этого педагогических условий.

Гипотеза исследования: формирование готовности к организаторской деятельности у будущих офицеров тыла будет более эффективным, если:

- оно ведется в ходе военно-профессиональной подготовки в контексте содержания будущей профессиональной деятельности с учетом специфики организаторской деятельности офицеров тыла в войсках, рассматривается преподавателями как цель, а курсантами принимается и осознаётся как важнейший фактор успешной служебной деятельности;

- осуществляется целенаправленное формирование позитивного отношения к организаторской деятельности, стимулирование курсантов на систематическое и акцентированное изучение теоретических положений, развитие умений, необходимых для организаторской деятельности по первичному должностному предназначению в войсках;

- ведётся постоянный мониторинг, позволяющий оценивать ход и результаты сформированности уровней готовности к организаторской деятельности на всех этапах военно-профессиональной подготовки будущих офицеров тыла.

В соответствии с указанной целью и гипотезой были сформулированы основные задачи исследования:

1. Выявить специфику организаторской деятельности офицеров тыла в войсках и на этой основе уточнить сущность и структуру готовности по её осуществлению;

2. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия, способствующие формированию у будущих офицеров тыла готовности к организаторской деятельности по первичному должностному предназначению;

3. Разработать диагностический инструментарий, позволяющий осуществлять мониторинг формирования готовности к организаторской деятельности у будущих офицеров тыла в условиях реального образовательного процесса в военном вузе.

Теоретико-методологической основойисследования явились:

- философские, психологические и педагогические теории организации и организаторской деятельности (В.А. Афанасьев, А.В. Барабанщиков, В.Ю. Озира, А.М. Омаров, Г.Н. Сериков, В.И. Терещенко, Л.И. Уманский и др.);

- педагогическая теория формирования готовности к различным видам деятельности (Н.С. Глуханюк, М.И. Дьяченко, Э.Ф. Зеер, Л.А. Кандыбович, А.Г. Ковалёв, А.Я. Найн, В.А. Сластенин и др.);

- методологические положения теории менеджмента (Р.Р. Блейк, А.А. Деркач, А.Л. Журавлев, Д.С. Моутон, С. Д. Неверкович и др.);

- теоретические положения системного подхода к исследованию педагогических процессов (В.И. Андреев, В.Н. Герасимов, В.С. Иванов, В.В. Краевский, М.В. Кларин, А.М. Новиков, Г.Н. Сериков и др.);

- концептуальные основы профессиональной подготовки офицерских кадров в военном вузе (А.В. Барабанщиков, И.В. Биочинский, Г.А. Волковицкий, В.Н. Герасимов, Г.А. Давыдов, В.С. Иванов, Л.Г. Лаптев, В.А. Михайловский и др.).

Методы исследования.Для решения поставленных задач и проверки исходных положений использовалась система взаимосвязанных и взаимодополняемых методов, адекватных цели и задачам проводимого исследования и соответствующих этапам работы.

На этапе теоретического исследования применялся теоретико-методологический анализ психолого-педагогической и военно-педагогической литературы по проблеме исследования; изучались нормативные документы, регламентирующие организацию военно-профессиональной подготовки в военных вузах, проводились анализ и синтез объёма и содержания основных понятий исследования, велась разработка комплексной программы исследования и прогнозирование его итогов. Это позволило выявить уровень разработки проблемы в педагогической теории и наметить пути её решения.

В ходе выявления и обоснования педагогических условий, способствующих формированию готовности к организаторской деятельности, использовались абстрагирование, конкретизация, обобщение, аналогия, теоретическое моделирование.

На этапе опытно-экспериментальной работы применялись анкетирование, опрос, тестирование, наблюдение за деятельностью курсантов, анализ результатов их учебной деятельности, педагогический эксперимент, математические методы обработки эмпирических данных эксперимента. Данные методы позволили адекватно диагностировать эффективность педагогических условий формирования готовности к организаторской деятельности у курсантов на всех этапах эксперимента.

Этапы и опытно-экспериментальная база.Исследование по теме диссертации проводилось поэтапно с 2006 по 2009 годы на базе Вольского высшего военного училища тыла (военного института).

На первом этапе (2006−2007 гг.) изучалось состояние разработанности проблемы в науке, исследовалась практика формирования готовности к организаторской деятельности в ряде военных вузов, анализировались основные теоретические понятия исследования, выявлялась их специфика и взаимосвязь, уточнялся научный аппарат исследования, разрабатывались содержание и методика констатирующего и формирующего этапов педагогического эксперимента.

На втором этапе (2007−2008 гг.) проведён констатирующий эксперимент, направленный на выявление уровня сформированности готовности к организаторской деятельности у курсантов в условиях традиционно сложившейся военно-профессиональной подготовки; выявлялись и обосновывались педагогические условия повышения эффективности формирования готовности курсантов к организаторской деятельности; обосновывались уровни сформированности готовности, критерии и показатели их оценки, подбирался диагностический инструментарий исследования.

На третьем этапе (2008–2009 гг.) проведён формирующий эксперимент, направленный на проверку эффективности педагогических условий формирования готовности к организаторской деятельности; проводилась математическая обработка полученных в ходе эксперимента данных; формулировались выводы; велась апробация результатов исследования, внедрение их в практику.

Научная новизна исследованиясостоит в том, что в нём уточнено определение готовности к организаторской деятельности как профессионально-личностному новообразованию, включающему в себя мотивационный (мотивы самостимулирования, самоутверждения, самореализации, познавательные), теоретический (систему знаний в области организаторской деятельности и профессионально-нравственных норм её осуществления), практический (совокупность коммуникативных, гностических, конструктивно-проектировочных, операциональных умений, необходимых для осуществления организаторской деятельности в первичной должности) компоненты; выявлена специфика организаторской деятельности офицеров тыла в войсках, которая выступает как производная (зависящая) от решений командиров по вопросам тылового обеспечения, жёстко регламентирована нормативными документами, осуществляется в специфичных по своему составу трудовых коллективах, выходит за рамки военного социума; обоснованы педагогические условия, способствующие повышению эффективности формирования готовности к организаторской деятельности у будущих офицеров тыла: формирование позитивного отношения к осуществлению организаторской деятельности, стимулирование на овладение системой знаний и профессионально-нравственных норм в области организаторской деятельности и их постоянная актуализация в ходе военно-профессиональной подготовки, целенаправленное развитие организаторских умений по первичному должностному предназначению в войсках; разработан диагностический инструментарий педагогического мониторинга формирования готовности будущих офицеров тыла к организаторской деятельности, включающий в себя: характеристику уровней сформированности готовности к организаторской деятельности, критерии и показатели их оценки – мотивационный (отношение курсанта к организаторской деятельности, степень сформированности мотивов по её освоению и осуществлению в ходе выполнения учебных военно-профессиональных задач), когнитивный (уровень освоения теоретических знаний), операциональный (уровень развития организаторских умений), набор методик по их диагностике.

Теоретическая значимость результатов исследованиязаключается в развитии теоретических представлений военной педагогики о сущности и структуре готовности к организаторской деятельности, их обусловленности содержанием и спецификой осуществления организаторской деятельности офицеров; в теоретическом обосновании необходимости создания педагогических условий, выступающих компонентом военно-профессиональной подготовки офицерских кадров и направленных на повышение эффективности работы военных вузов по подготовке будущих офицеров к организаторской деятельности, что вносит определенный вклад в развитие концепции становления будущих военных специалистов. результаты исследования, теоретические выводы и методические Рекомендации могут быть использованы для углубления и расширения научных исследований по проблемам теории организации и организаторской деятельности в условиях военного социума.

Практическая значимость исследованиязаключается в возможности использования содержащихся в работе научно-теоретических положений, методических рекомендаций и выводов в педагогической практике военных вузов, создание в реальном педагогическом процессе вуза педагогических условий, способствующих повышению эффективности подготовки будущих офицеров к организаторской деятельности, в разработке системы учебно-профессиональных заданий, моделирующих различные аспекты организаторской деятельности офицеров тыла.

  1. Формирование готовности будущих офицеров тыла к управленческой деятельности 13. 00. 08 Теория и методика профессионального образования

    Автореферат диссертации
    Работа выполнена в Федеральном государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Саратовский военный институт ВВ МВД РФ»
  2. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (1)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  3. Педагогическая концепция управления качеством подготовки офицерских кадров 13. 00. 08 теория и методика профессионального образования (2)

    Автореферат диссертации
    Защита состоится 6 июня 2008 г. в 12 час. на заседании совета по защите докторских и кандидатских диссертаций Д 205.003.03 при Санкт-Петербургском университете Государственной противопожарной службы МЧС России по адресу: 196105, Санкт-Петербург,
  4. Филиал Военного учебно-научного центра Сухопутных войск(г. Рязань) (1)

    Документ
    Военный учебно-научный центр Военно-Морского Флота «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н. Г. Кузнецова» (бывшая Морская Николаевская академия)
  5. Филиал Военного учебно-научного центра Сухопутных войск(г. Рязань) (2)

    Документ
    Военная академия РВСН им. Петра Великого (полное название: «Военная Орденов Ленина, Суворова и Октябрьской революции академия Ракетных войск Стратегического назначения имени Петра Великого»)
  6. Диссертация на соискание ученой степени (42)

    Диссертация
    В настоящей диссертации использованы ссылки на следующие стандарты: ГОСТ 7.32-2001. Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления; ГОСТ 7.
  7. Российской Федерации «Об образовании» (1)

    Документ
    1. Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одну или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
  8. Российской Федерации «Об образовании» (7)

    Документ
    3. Образовательные учреждения могут быть государственными (федеральными или находящимися в ведении субъекта Российской Федерации), муниципальными, негосударственными (частными, учреждениями общественных и религиозных организаций (объединений .
  9. Первый канал, новости, 07. 11. 2008, Кораблева Валерия, 06: 00, 07: 00, 08: 00, 09: 00 6

    Документ
    ВЕДУЩИЙ: "Ни проверок, ни ареста" - так называется статься на первой полосе газеты "Ведомости". Депутаты предлагают запретить милиционерам участвовать в проверках малого и среднего бизнеса, а судьям выдавать разрешения

Другие похожие документы..