Методическое пособие знакомит учителей физической культуры и спортивных тренеров с искусством и техникой общения с юными спортсменами, с психологией межличностных отношений. Составитель

Г(О)ОУ ДОД

Детский оздоровительно–образовательный центр

(спорта и туризма)

(методическое пособие для учителей

и инструкторов по физической культуре)


Липецк – 2010

Методическое пособие знакомит учителей физической культуры и спортивных тренеров с искусством и техникой общения с юными спортсменами, с психологией межличностных отношений.

Составитель:

Темирёва О.Н. – методист отдела развития и содержания дополнительного образования Г(О)ОУ ДОД ДООЦ (спорта и туризма) .

Редактор:

Алексеева В.В. – заместитель директора Г(О)ОУ ДОД ДООЦ (спорта и туризма) по УВР.

Ответственный за выпуск:

Кащеев А.С. – директор Г(О)ОУ ДОД ДООЦ (спорта и туризма).

Введение

Стержневой компонент педагогической культуры - педагогическое мастерство. Педагогическое мастерство - это синтез любви к школьникам, радости от общения с ними; это - глубокое знание теории физического воспитания, педагогики, психологии, смежных дисциплин, интерес к проблемам науки; это - совершенное владение преподаваемым предметом, методикой обучения физическим упражнениям и методикой воспитания, умением организовать внеклассную спортивно-массовую и физкультурно-оздоровительную работу в школе. Наконец, мастерство учителя - это совершенное владение педагогическим общением.

Проблема общения многогранна. За последние годы она стала предметом изучения многих наук. Ею занимаются философы и социологи, экономисты и юристы, педагоги и психологи. Общение, как деятельность, необходимое условие формирования не только общества в целом, но и каждой отдельной личности.

В данном пособии основное внимание уделяется этике учителя физической культуры и нормам его общения со школьниками. Естественно, что предлагаемая система - один из возможных вариантов общения.

Ι. Основные требования

спортивно-педагогической этики

Многие учителя физической культуры хорошо знакомы с влиянием морального состояния на поведение учеников, на их отношение к занятиям, выступление в соревнованиях. Мы знаем немало примеров, когда боевой дух обеспечивал победу менее сильному спортсмену над более сильным, особенно в длительных испытаниях, где для победы необходима несгибаемая воля, например, в стайерском беге, велосипедных гонках, прохождении лыжной дистанции. Однако в своей практической работе они не всегда уделяют достаточно внимания морально-психологической подготовке учащихся, их нравственному воспитанию.

Изучение постановки физического воспита­ния в средней, средней специальной и высшей школе, в спортивных шко­лах и секциях показывает, что учителя физической культуры, тренеры, получая в ВУЗах хорошую специальную подготовку, знаний по этике в нужном объеме зачастую не имеют. А ведь овладение именно этими знаниями - подчеркнем еще раз - не только повышает эффективность всей работы по воспитанию нравственных качеств юных спортсменов, но и помогает добиваться высоких спортивных результатов.

1. Педагогический такт и этикет в работе со школьниками

Такт - особое чувство оптимума, мера всего того, что делает педагог, умение правильно подходить к школьникам, держать себя подобающим образом. Основа педагогического такта - выдержка и уравновешен­ность преподавателя. Отличительные черты тактичного педагога - вы­сокая требовательность и уважение к воспитанникам.

Эффективность занятий обеспечивается, прежде всего, строгим порядком. Но, следя за дисциплиной класса, учитель не должен становиться педантом, допускать мелочную придирчивость. Только демократичный руководитель коллектива может поддерживать дружеские, сердечные отношения с учащимися, без чего трудно добиться положительных результатов в учебно-тренировочном процессе. При серьезном отношении к работе учитель может и должен позволить себе шутку, улыбку, но не злую насмешку, оскорбительное замечание в адрес учеников.

Доброта, разумеется, не синоним слабости. Доброе отношение и уважение к занимающимся необходимо сочетать с высокой требовательностью, принципиальностью. Просьба подготовить площадку к занятиям, принести инвентарь, повторить упражнение и т.п., именно просьба - наиболее разумный вид обращения преподавателя к занимающимся. Однако просить не значит упрашивать. Просьба старшего - то же требование, высказанное в наиболее целесообразной форме. В трудные моменты разучивания нового сложного упражнения или во время соревнования иногда просто необходимо проявить чуткое, даже ласковое отношение к тому или иному ученику, которое, не должно граничить с назойливостью, навязчивостью. Затрудняет контакты с юными спортсменами и малейшая неискренность педагога. А вот искреннее внимание, не переходящее в панибратство, - характерная черта педагогического такта, способствующая установлению здоровых отношений между учителем и школьниками.

Такт - одна из главных составляющих этики преподавателя, при­знак его педагогического мастерства.

Скромность, простота в общении с людьми - характерные черты на­стоящего учителя физической культуры. Он не приписывает лично себе успех ученика или команды в случае победы в соревнованиях, не кичится собственными заслугами и в то же время в случае неудачи не ищет виновников поражения. Не сваливает промахив своей работе на кого-либо из учеников или на «объективные» обстоятельства. Правильное поведение учителя, его скромность и уважение к ученикам способствуют развитию у них так необходимых при занятияхфизической культурой и спортом инициативы и активности.

Нигде так не проявляется педагогический такт учителя физкультуры, как при стимуляции школьника поощрением и наказанием. Применяя эти меры воздействия, очень важно понять и учесть образ мыслей ученика, уметь поставить себя на его место, как бы его глазами взглянуть на свои действия. Прежде всего, важно исходить из того, что дорого школьнику, что его интересует. Для одного, скажем, дорога благодарность перед строем, другого лучше наградить грамотой, третьего - книгой.

Поощрять незначительные, с точки зрения всего класса, но все же важные сдвиги в росте результатов кого-либо из учеников лучше наедине. А вот большой труд, увенчанный победой, заслуживает публичного поощрения. Наиболее часто нарушение такта в деятельности учителя физкультуры выражается в захваливании хорошо развитых физически и показывающих хорошие результаты школьников, в нарушении разумной меры поощрения, во внушении молодому человеку мысли о его спортивной одаренности и исключительности.

Такт педагога предписывает ему не делать скороспелых выводов о будущем учеников, не ошеломлять их отрицательными прогнозами. Даже в самых сложных ситуациях преподавателю физкультуры всегда важно не терять самообладания, проявлять уважение и требовательность к каждому ученику. Постепенно это становится привычкой, свойством личности каждого квалифицированного педагога.

Наказание – сильная мера воздействия, но она далеко не всегда дает ожидаемый результат. Тактичный педагог применяет наказание очень редко. Во многих случаях лучше подумать о том, как его заменить серьезным разговором, а иногда, быть может, и просто шуткой. Нарушение педагогического такта наиболее часто выражается в чрезмерном коли­честве выговоров и порицаний в адрес одного или группы школьни­ков, грубой форме осуждения, недостаточном учете индивидуальных особенностей воспитанника. Опытные педагоги находят специфиче­ские, целесообразные в работе только с данной конкретной личностью формы воспитания и обучения.

Тактичный педагог знает и соблюдает правила этикета. Важное требование этикета - обязательность, т.е. привычка выполнять данные людям обещания и обязательства, верность слову, умение уважать и ценить свое и чужое время. Спортивный этикет проявляется в соблюдении определенных правил поведения на любом уроке, тренировке, соревновании. Следует всегда своевременно приходить на занятия. Переодеваться в установленную спортивную форму и по команде педагога быстро становиться в строй. Начинать занятие с громкого взаимного приветствия. Перед встречей двух команд на уроке или соревновании и после нее дружески пожать руки соперникам. Уважать зрителей, соперников, судей. Лучше проиграть, чем воспользоваться победой, одержанной нечестно.

Педагог учит никогда не вступать в пререкания с судьей, даже если школьникам кажется, что последний неправ. Не выражать сомнения в правильности решений судьи, апеллируя к зрителям разведением рук, пожиманием плеч или другими способами. Не привлекать внимание судьи к нарушению правил соперником. Не демонстрировать всеми возможными способами якобы невыносимую боль полученной травмы. Не вступать на уроках в споры с учителем, на соревнованиях в споры с судьей при оценке ситуации.

Учитель учит школьника, что по просьбе или требованию догнавшего его соперника нужно немедленно уступать лыжню, а, обогнав идущего впереди, не замедлять ход, не мешая тем самым ему идти. Занимаясь на стадионе, не ходить по первой дорожке, вдоль бровки, так как это может помешать бегущим товарищам. Наблюдая за ходом спортивной борьбы, не аплодировать промахам соперников, не кричать, не свистеть и любым другим способом не мешать игроку «чужой» команды выполнять нужные для победы действия, не мешать, скажем, бросать баскетбольный мяч в кольцо.

Воспитывая школьников, учитель физической культуры не допускает их на занятия, на старт соревнований, на спортивный вечер в неглаженной, нечищеной форме, обуви, с неряшливой прической. Он объясняет, что неопрятная одежда, лоснящиеся брюки или юбка, грязные воротничок, носовой платок, майка и трусы свидетельствуют о низкой культуре, неуважении учеников к преподавателю, товарищам, к себе самим. Аккуратный костюм подтягивает человека, а небрежность - распускает. Одежда - показатель отношения человека к окружающим, его своеобразный безмолвный язык.

2. Оптимизм и юмор

в работе учителя физической культуры

В работе со школьниками чрезвычайно ценны оптимизм и юмор учи­теля. В арсенале опытного педагога всегда есть шутка, веселый рассказ, остроумная пословица, поговорка. Он должен чаще улыбаться даже в напряженной обстановке. Именно в трудные моменты юмор – незаменимый помощник учителя. Но цель шутки – не просто вызвать смех в классе, важно улучшить с её помощью учебно-воспитательный процесс.

Для того чтобы использовать юмор в педагогических целях следует знать и неуклонно соблюдать основные психологические требования.

  1. Не подвергать осмеянию личность человека.

  2. Не следует смеяться над тем, что человек не может исправить (фамилия, физическая слабость, неловкость, необычных пропорций тела и т.д.).

  3. Не рекомендуется первым смеяться над собственной шуткой.

  4. Недопустимы грубые и пошлые шутки. Они – следствие низкой культуры преподавателя, недооценка и неуважение личности школьника, что может привести к конфликту.

  5. Не следует смеяться над случайностью, высмеивать непроизвольный промах школьника.

  6. Шутку и юмор, особенно адресованные «трудным» детям, лучше облечь в форму дружеской критики, мягкого упрека (ни в коем случае – наказания).

  7. Не стоит сердиться, услышав шутку ребят или увидев улыбку в свой адрес. Всегда надо быть готовым ответить на острое словцо, не бояться первым посмеяться над своей неудачей или промахом.

  1. Методическое пособие для учителей, психологов, воспитателей общеобразовательных учреждений

    Информационно-методическое пособие
    Профилактика наркомании, пьянства и табакокурения среди учащихся 1–11 классов образовательных учреждений: Методическое пособие для учителей, психологов, воспитателей общеобразовательных учреждений, педагогов дополнительного образования
  2. Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению 050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности Иркутск 2008

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности
  3. Учебное пособие по дисциплине «Физическая культура» для студентов специальных медицинских групп Рекомендовано

    Учебное пособие
    В настоящем пособии представлены описания структуры и подходы к пониманию нового научного направления – психологии здоровья в структуре дисциплины «Физическая культура» для студентов специальных медицинских групп.
  4. О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов материалы докладов конференции (17-18 ноября 2011года) Казань 2011 г

    Доклад
    Материалы докладов всероссийской научно-практической конференции «О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов» (17-18 ноября 2011года) / Отв.
  5. Учебно-методическое пособие Издательство Москва (2)

    Учебно-методическое пособие
    ПРОФИЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: опыт реализации. В 3 частях. Часть 1. Педагогика профильной школы. Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Кривых. – М.: , 2007.
  6. Пособие отмечено премией на конкурсе учебников по педагогике

    Конкурс
    Одобрено учебно-методическим объединением педагогических учебных заведений на базе Московского педагогического государственного университета им. В.И. Ленина.
  7. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (1)

    Документ
    МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
  8. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (2)

    Документ
    Первое – проблемы, связанные с низкой посещаемостью родителями профилактических мероприятий. Эффективность работы зависит не только от охвата родителей, но и от качества профилактических мероприятий.
  9. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (1)

    Документ
    В книге представлена Концепция позитивной профилактики, теоретические подходы в работе с родителями детей с 1-го по 11-й класс. Содержит восемь профилактических программ для работы с родителями.

Другие похожие документы..