Методическое пособие знакомит учителей физической культуры и спортивных тренеров с искусством и техникой общения с юными спортсменами, с психологией межличностных отношений. Составитель

Но руководство учениками зависит не только от типа нервной систе­мы, но и от требований деятельности. А особенности работы и общения с молодыми людьми требуют от учителя физической культуры, независимо от его темперамента, всегда быть требовательным и в то же время справедливым и внимательным к каждому ученику. Терпеливо доби­ваться усвоения каждым занимающимся материала учебной програм­мы. Создавать здоровый психологический климат на занятиях, с искренним уважением относясь к коллективу и каждому, даже слабо развитому физически, ученику.

Современный стиль работы учителя физической культуры требует учета свойств нервной системы воспитанников.

Сангвиника можно бы­стро увлечь работой, если она требует смекалки, разнообразных дейст­вий, быстроты исполнения. Сангвиник быстро усваивает объяснение учителя. Охотно работает в коллективе. Быстро сходится с незнакомыми людьми. Однако работу, выполняемую сангвиником, требуется постоянно контролировать. Иначе он, с удовольствием взяв­шись за дело, быстро охладевает к нему.

Флегматик неохотно выполняет новые, незнакомые упражнения. Но упражнения, к которым привык, которые у него хорошо получаются, делает с удовольствием. Флегматик с трудом приступает к выполнению упражнения после смены мест занятий. Он нуждается в дополнительном времени для адаптации не только к новому движению, но и к новому ритму, темпу, скорости его выполнения. Его занимает проблема качест­ва выполнения любой работы, упражнения, при полном отсутствии же­лания сделать больше, чем предложил учитель. Флегматика не следует упрекать в медлительности. Его целесообразно поторапливать, помогая и подбадривая, но не лишая самостоятельности.

Холерик, живой, несдержанный может стать прекрасным помощни­ком учителя, если направить его энергию по правильному руслу. Однако его необходимо тактично контролировать и сдерживать, учить самооб­ладанию, терпимому отношению к недостаткам товарищей. Холерик охотно выполняет ациклические упражнения, где максимальное напря­жение сменяется более спокойной работой. Он постоянно, в любом деле стремится к успеху, к тому, чтобы добиться большего, чем товарищи, и нуждается в систематической похвале. В случае неудач у холерика ве­роятны срывы, непродуманные действия, после которых часто появля­ется раскаяние. Его надо учить сдерживать чувства, но не резкими замечаниями, особенно если рядом его товарищи, а переключением или спокойным замечанием, сделанным в замедленном тем­пе, не унижая его достоинство, не оскорбляя его чувства.

Меланхолик нуждается в идеальных условиях для занятий. Успешно работает в спокойной обстановке, не требующей частой смены характера действий и быстрых реакций. Однако часто невнимателен, т.к. вспоми­нает старые обиды, оскорбления, думает о возможной неудаче. Может работать успешно, если бодр и весел, но очень быстро бодрость сменяется апатией, вялостью - и успеха как не бывало. Представитель меланхо­лического темперамента больше, чем кто-либо другой нуждается в до­бром слове старшего, в заботе, внимании, ласке. Он особенно хорошо занимается при музыкальном сопровождении занятий. Для него боль­шую роль играет эстетическое оформление зала, спортивной площадки.

Но «чистый» темперамент встречается редко, т.к. жизненные обстоя­тельства, среда могут резко изменить ту или иную его черту. Поэтому не столь важно знать, какой темперамент у воспитанника, сколь необходимо наблюдать за каждым учеником и запоминать, какие действия в его адрес наиболее перспективны. Так, «тревожным» следует реже делать критические замечания во время занятий и тем более на людях. Их же необходимо удерживать от чрезмерной активности. «Не­тревожных» целесообразно, наоборот, активизировать, чаще контроли­ровать их самостоятельную работу.

От импульсивных нужно требовать сознательного выполнения каж­дого задания до конца, учить работать по заранее составленному плану.

Инертных целесообразно подключать к выполнению общественных на­грузок циклического характера, т.е. туда, где нет многочисленных раз­нородных действий, а многократно выполняется одна операция. Однако, готовя инертных к жизни и труду, сглаживая их индивидуальные раз­личия, формируя у них так необходимые в коллективе живость и обще­ственную активность, необходимо постепенно подключать их к выполнению ациклических действий: шефская помощь неуспевающим товарищам, занятия спортивными играми и единоборствами, руковод­ство группой ОФП младших классов и т.п.

Чрезмерную общительность экстравертов целесообразно ограничи­вать, интравертов подключать с целью оказания помощи к отстающим товарищам, приучать к отчету о проделанной работе перед коллективом и т.п.

2.Конкуренция

Внутри любой кооперации людей неизбежно возникает соревнование и соперничество между ее членами. Различные виды борьбы создают кон­фликтные ситуации, обостряющие противоречия, повышающие эмоци­ональную возбудимость и психическую напряженность.

В то же время конфликт не следует считать дефектом общения, он во многих случаях - страховка против застоя. Стремление отдельных пре­подавателей добиться внешнего благополучия, нежелание, а иногда и боязнь вступить в конфликт порождают нравственную аморфность и со­циальную пассивность. И наоборот, активная борьба со злом формирует сильную личность, смелого и принципиального гражданина, который всегда готов словом и делом заступиться за слабого, невинно обиженного.

Довольно часто основными причинами конфликтов в школе называ­ют психологическую несовместимость преподавателей и грубость, не­воспитанность школьников. Результаты же психологических исследований показывают, что действительными причинами конфлик­тов чаще всего оказываются факторы, кроющиеся в плохой организа­ции труда преподавателей и в ошибочном стиле руководства учениками.

Многочисленные, вызывающие конфликты ошибки в стиле ру­ководства преподавателей школьниками можно свести в семь групп:

1. Неумение правильно сформулировать цель воспитания. Нередко преподаватель видит свою главную задачу в контроле за действиями школьников, высокой требовательности к ним и пресечении малейших нарушений дисциплины. А ведь первая задача преподавателя - создать все необходимые условия для успешной учебы подопечных. Никакие угрозы и проработки не помогут, если нет повседневной, интересной для школьников спортивной жизни в кол­лективе. «Добродетели развиваются посредством дел, а не посредством болтовни» (Я.А.Коменский).

Пример: один начал активную внеклассную работу –секции, спартакиаду, походы (дисциплин наладилась сама). Другой – когда будете приходить в форме, не будет нарушений дисциплины, наказывал нарушителей (нет дисциплины)

2. Неумение учитывать в работе со школьниками их индивидуальные особенности. Нередко преподаватели забывают и не учитывают в рабо­те, что один ученик быстро усваивает учебный материал, а другой - медленно. То, что первый схватил на лету, второму необходимо несколь­ко раз показать и объяснить. Зато первый быстро забывает увиденное и услышанное, а второй то, в чем он разобрался, не забывает годами и т.д.

3. Недостаточный кругозор части преподавателей, неспособных увлекательно, с использованием дополнительного материала, новых форм и средств обучения провести занятие, разбор конкретных ситуаций, применить элементы проблемного, программированного обучения. Плотность занятий, загрузка школьников работой часто недопустимо низка, занятия проходят
тоскливо, без шутки, добродушной реплики, элементов соревнования или игры, без поощрения.

4. Бестактность, а иногда и грубость со стороны учителя.

5. Неправильная стимуляция учеников поощрением и наказанием. Недопустимо, например, поощрять и наказывать только за результат действия, игнорируя его мотивы. Если школьник не проявил трудолю­бия, прилежания его не следует благодарить за хорошее выполнение уп­ражнения или за успех в игре и, напротив, «тройка» отстающего, долго болевшего ученика может сопровождаться похвалой. Стимулируя школьников, педагог опирается на поддержку коллектива. Иначе, в случае похвалы, ученик попадает в разряд «любимчиков», а в случае наказания - невинно обиженных. В обоих случаях возникает конфликтная ситуация.

6.Неспособность опираться в работе на неформальные объедине­ния школьников. Неформальная структура коллектива - неизменное следствие ряда объективных причин. Никакие официальные отношения не в состоянии регламентировать множество ситуаций, ежедневно воз­никающих в общении с юными спортсменами. Опытный преподаватель стремиться сделать членов неформальной группы своими помощниками в работе по сплочению коллектива. Если ему удается, он получает мощный рычаг воздействия на каждого отдельно взятого члена этой группы и на группу в целом.

7. Неверное отношение к критике. Критика и самокритика с целью исправить упущения, помочь делу необходимы. Но низкий уровень культуры части учителей, школьников приводит к тому, что, критикуя воспитанника или товарища, они без нужды повышают голос, допускают бестактность, грубость, провоцируют конфликт. Этого можно избежать, если перед критическим выступлением выяс­нить, а нельзя ли решить возникшую проблему вообще без критики. До начала выступления полностью выяснить позицию того, кого собирае­тесь критиковать. Иногда и этого достаточно для исправления дела.

3. Приемы общения

Знание и умение применять приемы общения - неотъемлемая со­ставная часть педагогического мастерства учителя. Изучив опыт коллег, педагогическую и психологическую литературу и овладев богатым арсе­налом приемов общения, учитель физической культуры сможет изба­виться от шаблона в воспитательной работе и действовать избирательно, нестандартно.

1. «Случайно» полученная информация о своем поведении. Механизм этого приема заключается в том, что учитель комментирует поведение школьника с уверенностью, что тому станут известны слова старшего. При этом целесообразно, характеризуя поведение молодого человека, высоко оценить его или, наоборот, нелестно отозваться о нем. Одновре­менно следует сделать вид, что не замечаешь слушающего тебя школь­ника, иначе он может не поверить в искренность оценки. Прием особенно эффективен при работе с самолюбивыми подростками. Пол­учив высокую оценку, они стараются ее оправдать, доказать, что в них не ошиблись. Получив информацию о нелестном мнении о них автори­тетного педагога, они стараются это мнение опровергнуть, доказать, что они лучше, чем о них думают.

2. Рассказ об аналогичном поступке. Применяя этот прием, педагог систематически рассказывает об определенных фактах, постепенно вы­рабатывая у школьников положительное отношение к поступкам, соот­ветствующим моральным нормам и отрицательное - к аморальному поведению. Сделать это можно при помощи рассказа, сказки, шутки, специально придуманной истории или реального факта.

3. Обращение по неизвестному адресу. И в этом приеме воспитанника подводят к самостоятельному сравнению его поведения с очевидным для него, чаше всего аморальным поступком. Но обращается при этом вос­питатель к коллективу, не адресуя свой рассказ кому-либо конкретно. Расчет делается на то, что адресат сам догадается.

4. Подстановка перспективы. Учитывая естественное желание школь­ников получить радость, удовольствие, педагог ставит перед ними посте­пенно усложняющиеся задачи, ведет их от более увлекательной перспективы к менее увлекательной, воспитывает дисциплинирован­ность, трудолюбие и другие качества, привлекая ребят к нелюбимой ра­боте, к заданию, которое они не хотели выполнять, постепенно, незаметно, и безболезненно.

5. Большую помощь в общении с юными спортсменами учителю может оказать прием педагогического подключения. Опытный педагог часто опирается на помощь активистов из своей группы, лучших спортсменов школы, родителей учеников, героев художественной литературы и т.п. Воспитывает школьников на их положительном примере.

6. Воздействие собственным авторитетом. Для завоевания и поддер­жания своего авторитета учитель тактично демонстрирует воспитанни­кам свои обширные знания и умения, особенно в своей профессии и в первые дни знакомства с ребятами. Делать это следует не навязчиво, не демонстративно, так как зазнайство, нескромность - черты, которые, прежде всего, готовы осуждать в учителе его воспитанники.

Хорошо в спортивном отношении подготовленному учителю приме­нить прием нетрудно. Можно показать большие обороты на переклади­не, точность попадания в баскетбольное кольцо, нападающий удар в волейболе, приемы борьбы или бокса. Но нельзя забывать, что все это не главное. Воздействие собственным авторитетом действует постоянно. Прием кажется простым, не требующим подготовки, но когда выполня­ется педагогически неверно, обнаруживает беспомощность преподава­телей, приводит к неприятным последствиям.

7. Внезапное педагогическое вмешательство. Нередко появляется не­обходимость резко изменить ошибочное коллективное мнение учени­ков. Когда неправильная позиция коллектива может привести к тяжелым последствиям для школы, кого-то из педагогов или учеников, требуется немедленное вмешательство старшего, решительный поворот общественного мнения в ту и иную сторону с помощью аргументирован­ного выступления, реплики, шутки.

Применение приема требует большого педагогического мастерства. Воздействие не даст результата, если преподаватель будет резок, про­явит неуважительное отношение к школьникам или к коллективу, не­верно выберет момент педагогического вмешательства.

8. Авансирование доверием. Доверие оказывается тому, кто его еще не заслужил, но уже начал проявлять настойчивость, упорство, прилежа­ние, дисциплинированность. Особенно часто авансировать похвалой следует так называемых «трудных» подростков, встающих на путь исп­равления. Нет ребят, которым в каком-либо вопросе нельзя было бы оказать до­верие, отметить их похвалой. Обычно, не имеющий авторитета школь­ник, стремится проявить себя, изменить мнение товарищей и преподавателя о себе. И тот, кто поможет это желание реализовать, лег­ко завоюет уважение и любовь воспитанников, сможет влиять на них, изменяя их жизненные установки в нужном направлении.

9. «Незамеченное» оскорбление. Педагог «не понимает», что его пыта­лись задеть, обидеть, а поступает так, что обидчик глубоко осознает всю нелепость своего поведения.

Несправедливое наказание или даже мнение школьника, что наказа­ние было несправедливым, и последующая обида, озлобление - плохие помощники педагога. Часто и без всякого повода со стороны старшего, а из-за скуки на занятиях, желания покрасоваться перед товарищами, плохого настроения или по какой-либо другой причине школьник, а то и целый класс пытаются сорвать урок, высмеять старшего, нагрубить ему. Однако преподаватель не может обижаться на неумный поступок, грубую шутку, проявление невоспитанности. Целесообразнее не возму­щаться, а снисходительно проявить свое превосходство, рассчитывая, что ученик сам поймет недопустимость случившегося.

10. Испытание неприятных последствий собственного проступка. Учитель отменяет занятие секции или заменяет интересный и любимый материал неинтересным или требует исправить случившееся как бы по­мимо своей воли, так как ученики не подготовились к занятиям, испор­тили инвентарь, много времени потратили на построение и т.д.

Прием обычно дает хорошие результаты, так как в нем скрыта воспи­тывающая позиция педагога. У наказанного не может возникнуть даже мысли о несправедливости воспитателя. Мало того, здесь завуалирован сам факт наказания. Учитель не наказывает, но школьник должен исп­равить то, что мешает нормально работать. Неприятные чувства, пере­живаемые в этот момент, тормозят закрепление неправильных форм поведения. Психологический эффект этого приема усиливается, если школьник вынужден ликвидировать последствия проступка публично.

11. Ожидание меры воздействия. Иногда замечание или наказание де­лается не сразу после совершения проступка, а через некоторое время. Провинившегося вызывают на определенный час, с тем, чтобы дать ему успокоиться и обдумать свое поведение. Чем бы ни занимался молодой человек в оставшееся до встречи время, он будет думать о предстоящем разговоре, представить себе, что он услышит от старшего, и готовит ответы на каждое замечание, упрек. Такой прием эффективен, потому что неизвестность для человека всегда неприятна.

Приемы играют большую роль в интерактивном общении. Их целесо­образно заучить и применять непроизвольно. Не любуясь собой, не де­монстрируя педагогическую технику, а искренне стремясь к успеху, в котором заинтересован коллектив. Знание приемов и навыки их прак­тического применения не врожденный дар и не удачная находка. При­менение приемов общения становится возможным тогда, когда учитель имеет глубокие теоретические знания и богатый опыт практической ра­боты. В системе воспитания школьников приемы играют вспомогатель­ную роль. И тем не менее без них невозможно правильное общение. В то же время общение в значительной степени - искусство и любой прием, не будучи одухотворен страстью учителя, бледнеет и гаснет в руках ре­месленника.

Следует подчеркнуть, что единого рецепта на все случаи нет. Искусство не терпит рецептов. Ошибкой было бы ста­раться буквально применять рекомендации настоящей работы или во всех случаях некритично копировать лучших учителей, успешно при­менивших тот или иной прием. Простое копирование даже очень хоро­шего образца без знания объективных закономерностей педагогического процесса часто приводит к неудачам, дает повод к разочарованию и от­рицательной оценке того или иного приема общения.

ΙV. Перцептивное общение

Очень часто, контактируя со школьником, преподаватель не учитывает его состояния, не вникает в его внутренний мир. А ведь без этого не будет общения. Можно говорить с человеком, но не общаться с ним, слушать человека и не слышать его. Неумение по­чувствовать отношение ученика, использовать его чувства на благо дела осложняет работу педагога, приводит к конфликту. Наоборот, понима­ние школьника, умение выявить мотивы его поступков, уловить его пси­хическое состояние в каждый отдельный момент, проникнуть в его внутренний мир, почувствовать его подлинное отношение к учебе, к тре­нировке, к преподавателю, умение установить на этой основе эмоцио­нальное доброжелательное отношение к нему, т.е. владение перцептивной стороной общения (perceptio - восприятие).

Увлеченность школьника иногда даже далекими от занятий видами общественной деятельности, приводящая к успеху, рано или поздно обя­зательно сказывается на его учебе и дисциплине. У подростка, говоря словами А.С. Макаренко, не должно быть «серого тона жизни». Он не мо­жет спокойно жить и учиться, если впереди нет «завтрашней радости». Повышенная возбудимость, стремление ко всему новому, неизведанно­му, желание приложить свою кипучую энергию к серьезному делу и обя­зательно в чем-то опередить других делают такое воздействие особенно эффективным в подростковом возрасте.

Для того, чтобы научиться перцептивному общению, нужно, как считает В.А.Сухомлинский, специальные «эмоциогенные ситуации». Суть этих ситуаций – в обучении искусству сопереживания, понимания тончайших движений души другого человека, проявления эмоциональной чуткости в различных жизненных ситуациях.

1. Механизм межличностного контакта.

Мы всегда пытаемся понять мотивы поведения другого человека: учи­тель - школьника, директор школы - учителя, старший - младшего, и наоборот. Мы всегда ищем причину того или иного поступка, завуали­рованный смысл произнесенной фразы. Поэтому следует каждый раз предугадывать, как будут восприняты собеседником те или иные наши слова, тон, громкий или тихий голос, улыбка.

В общении большую роль играет рефлексия, осознание того, как я в действительности воспринимаюсь и оцениваюсь другими.

Внутренний механизм контакта между людьми - интеллектуальное и эмоциональное сопереживание. Первое возникает в ходе активной и совместной деятельности и возможно в том случае, когда партнеры ува­жают друг друга, искренне делятся впечатлениями, обмениваются опы­том, совместно решают сложную задачу. Второе сопереживание вызывает сама личность участника общения; заинтересованность чело­веком, его активностью, предметом общения по невидимым каналам пе­редается партнеру, вызывая желание продолжить контакт, расширить сферу общения.

Важнейшая проблема перцептивного общения – выявление мотивов поведения. И здесь нельзя полагаться только на объяснения ученика. Во-первых, часто школьнику просто не под силу проанализировать причины своего поступка. Во-вторых, каждый человек обычно стремиться приукрасить свое поведение. И не потому, что ребенок может оказаться лжецом. Кстати, многие поступки дети совершают импульсивно, не подумав, к каким последствиям приведет то или иное действие. Когда же поступок оканчивается бедой, которую школьник не ждал, он прибегает к психологической защите, к так называемой рационализации мотивов, не признавая за собой аморальных намерений.

Видимо, чтобы правильно охарактеризовать ученика или его поступок необходимо, не полагаясь на первое впечатление, изучать историю становления его личности, его индивидуальности. Велика значимость сопоставления совершённого поступка с индивидуальными особенностями и биографией молодого человека по каждому прогнозируемому качеству.

Но педагогу очень сложно выявить черты характера, особенности поведения школьника, если он плохо знает самого себя.

Негативные мысли и фразы не только ослабляют наши мышцы, ухудшают деятельность щитовидной железы, снижают жизненную энергию, но и передаются окружающим через выражение лица, жесты и звуки голоса. Таким образом учитель непроизвольно транслирует позитивную и негативную энергию.

Один из самых простых способов понимания другого человека – идентификация, уподобление себя другому, т.е. стремление поставить себя не его место. Изучение человека становится более полным, верным, когда идентификация подкрепляется эмпатией. Под этим понимается стремление человека эмоционально откликнуться на проблемы человека, сопереживание ему.

Психическое подключение требует от учителя высокой сенсорной культуры, умения «читать» лицо ученика.

Когда во время разговора у школьника бегают глаза, он не выдержи­вает взгляд старшего и тут же отводит глаза, можно предположить, что он говорит неправду, боится, старается умолчать о случившимся. Если ученик улыбается, а нижнее веко не приподнято, нижняя часть круго­вого мускула глаза ненапряжеиа - улыбка неискренняя. Собеседник во время разговора хмурит лоб - видимо, он не согласен с визави, у него другая точка зрения. Если у подозреваемого в чем-то школьника бегают глаза, он непроизвольно пытается спрятаться за товарища, с большей степенью точности можно предположить, что он действительно виновен в случившемся. Если в глазах ученика туманная дымка, то, несмотря на то, что он смотрит на учителя, он, скорее всего, не слушает объяснение.

С помощью интуиции, воображения опытный педагог по малейшим нюансам фиксирует настроение, отношение к заданию, причину грубости ученика (сознательно он испортил настроение педа­гогу или это произошло случайно, без злого умысла) и т.п.

Не умея правильно оценить ученика, выявить мотивы его поведения, преподаватель нередко прибегает к атрибуции - приписыванию моти­вов поведения. Процесс атрибуция крайне субъективен. Мы нередко сталкиваемся со случаями, когда «плохому» ученику приписываются только отрицательные черты, а «хорошему» - только положительные. Так, привле­кательные учащиеся чаще становятся любимчиками преподавателя, непривлекательные - наоборот. В эксперименте регистрировались оценки двух групп школьников. Любимчики намеренно допускали ошибки в выполнении упражнений, нелюбимые выполняли задания пре­подавателей правильно. Однако средний балл первых оказался выше.

Этика педагога осуждает избирательную любовь к учащимся. Настоящий воспитатель уважительно, с интересом и любовью относится к каждому члену коллектива, даже если тот доставляет много хлопот и огорчений.

V. Советы на каждый день

1. Уважайте людей. Относитесь к ним так же, как Вам хотелось бы, чтобы обращались с Вами. Умейти говорить не только о том, что волнует Вас, но и о приятном, интересном для собеседника.

2. Будьте смелым и решительным. Ничто так не подрывает авторитет учителя, как боязнь самостоятель­ных действий, постоянное ожидание указаний свыше. Входящие в ком­петенцию педагога вопросы должны решаться им самостоятельно. Не откладывайте на завтра то, что можно сделать сегодня. Нерешенные проблемы угнетают психику, делают человека неуравновешенным, раз­дражительным.

3. Не бойтесь рисковать. Поддерживайте оригинальные, самостоятельные высказывания школьников, даже если они расходятся с официальной точкой зрения. Учите ребят не бояться признавать свои ошибки. Помните об отрица­тельном влиянии на личность боязни идти своим путем, осознания того, что любая ошибка может привести к неудовлетворительной оценке, дис­циплинарному взысканию, ухудшению отношений с педагогом.

4. Сотрудничайте с людьми. Развивайте у детей желание охотно выполнять Ваши указания. До­брожелательно подводите итог каждому выполненному поручению. За­меняйте распоряжения уверенно высказанными просьбами.

5. Чаще улыбайтесь людям. Улыбка при встрече со школьником говорит, что Вы рады ему. Улыбка при входе в класс - что предстоящая совместная работа с учениками приятна Вам. Чаше шутите сами и позволяйте шутить ребятам. Добрая шутка сближает людей, повышает эффективность совместного труда.

6. Доверяйте школьникам. Опровергая мнение ученика, старайтесь не обидеть его. Доказывайте ошибочность аргументов спорщика, но не рассматривайте недостатки его характера, имевшие место дисциплинарные поступки. Старайтесь описывать, а не оценивать его поведение.

7. Критикуйте умело.

Перед тем как критиковать кого-либо или что-либо взвесьте все «за» и «против» и решите, нельзя ли обойтись без критики. Перед осуждением коллеги, ученика детально выясните все обстоятельства случившегося и его позицию выслушайте его объяснение до конца. Возможно, этого бу­дет вполне достаточно для устранения недостатков

8. Стремитесь к диалогу. Чтобы переубедить школьников в чем-либо, не обижая их и не толкая к конфликту, всегда начинайте обсуждение их поведения, разрешение спорного вопроса с тезиса, с которым ученик согласен, и, тогда, найдя общий язык, приступайте к решению спорных вопросов.

9. Не завывайте о престиже. Никогда не забывайте о самолюбии коллеги, ребенка. Щадите чувст­ва партнера по общению. Старайтесь не делать выговор, не обсуждать поведение человека при посторонних. Уважительный тон, искреннее внимание и понимание позиции собеседника, несколько уважительных слов смягчают упреки, ведут к успеху в контакте.

10. Будьте принципиальным. Будьте твердым в серьезных вопросах, уступайте в мелочах. Помни­те, что принципиальность - это не только высокая взыскательность, но и внимание, уважение к людям.

11. Не будьте упрямым. Не бойтесь извиниться перед школьником, техническим работником, родителем, если были неправы.

12. Укрепляйте у школьников веру в себя. Низкая оценка человеку отбивает охоту к самовоспитанию. Доверие, надежда на успехи питомца вызывают желание не подвести учителя, оправдать полученный аванс. Обязательно с удовлетворением отмечай­те малейшие хорошие поступки трудного ученика.

13. Не забывайте о контроле и самоконтроле. При контактах со школьниками не забывайте о самоконтроле. Не по­вышайте голос. Не считайте грубость средством повышения требова­тельности - это не одно и то же. Не используйте власть пока не убедитесь, что другие средства не дают результата.

14. Не забывайте о культуре одежды и помещения Будьте опрятны. Вы­глаженное платье, начищенная обувь, чистый носовой платок, галстук говорят об уважении к коллегам и школьникам.

15. Помните о такте. Не вмешивайтесь без надобности в дела школьников. Не повторяйте критических замечаний, если недостатки уже устранены. Не забывайте о бдительности к хвалящим Вас, заискивающим ученикам. Ищите мо­тивы их действий.

16. Будьте общительным. Помните, что общительность в большинстве случаев гарантирует ус­пех общения, и общительность можно развивать. Общительность фор­мируется только в процессе конкретных взаимоотношений со многими людьми.

17. Не ссорьтесь, дискутируйте. Чтобы дискуссия не превратилась в перебранку, не оспаривайте каж­дое услышанное возражение собеседника. Выслушайте его, не переби­вая, до конца и только после того, как он закончит, вежливо приведите свои аргументы.

18. Не будьте категоричны. Старайтесь чаще разговаривать с неблагополучными школьниками на темы, не имеющие отношения к учебе и дисциплине. За одинаково хороший ответ или поступок активнее поощряйте трудного школьника, за одинаково плохой - строже взыскивайте с лидеров коллектива, с луч­ших школьников.

19. Поддерживайте добрые отношения с окружающими. Лучшее средство, помогающее укрепить желание овладеть общением подолгу и по возможности чаще, выпукло и ярко представлять себе какое удовольствие Вы будете получать, как многого сможете добиться в жиз­ни, легко сходясь с интересными людьми и поддерживая с ними добрые отношения

20.Благодарите за совет. Когда дают совет, делают замечание, следует, прежде всего, поблаго­дарить дающего, а уже потом решать следовать этому совету, учитывать замечание или нет.

Рекомендуемая литература

1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М.: МГУ, 1980.

2. Бодалев А.А Личность и общение. - М.: Педагогика, 1983.

3. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. - М.:Просвеще­ние, 1987.

4. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. - Центр «Русская тройка», «Комета», 1990.

5. Коломинскнй Я.Л. Человек среди людей. - М.: Молодая гвардия, 1973.

6. 1981. Коломинскнй ЯЛ. Психология общения. - М.: Знание, 1974.

7. Кондратьева СВ. Психолого-педагогические проблемы общения. - Гродно, 1982.

8. Мудрих А.В. Общение как фактор воспитания школьников. - М.: Пе­дагогика, 1984.

9. Ночевник М.Н. Человеческое общение. - М.: Политиздат, 1988.

10. .Станкин М..И. Учитель физической культуры: личность, общение. – М. : А.П.О., 1993.

11. Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. - М.: ФиС, 1980

Содержание:

Введение……………………………………..……………..3

Ι. Основные требования спортивно-

педагогической этики………………….…………….….....4

§1. Педагогический такт и этикет в работе

со школьниками……………………………………..……4

§2. Оптимизм и юмор в работе учителя физической культуры…………………………………………………...8

ΙΙ. Вербальное общение……………………………………9

ΙΙΙ. Интерактивное общение………………………...…….13

§1. Кооперация…………………………………………….13

§2. Конкуренция…………………………………………...19

§3. Приемы общения………………………………………22

ΙV. Перцептивное общение…………………...…………...26

§1. Механизм межличностного контакта……………….. 27

V. Советы на каждый день………………………………..30

Рекомендуемая литература……………………………….33

Для заметок

  1. Методическое пособие для учителей, психологов, воспитателей общеобразовательных учреждений

    Информационно-методическое пособие
    Профилактика наркомании, пьянства и табакокурения среди учащихся 1–11 классов образовательных учреждений: Методическое пособие для учителей, психологов, воспитателей общеобразовательных учреждений, педагогов дополнительного образования
  2. Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению 050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности Иркутск 2008

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности
  3. Учебное пособие по дисциплине «Физическая культура» для студентов специальных медицинских групп Рекомендовано

    Учебное пособие
    В настоящем пособии представлены описания структуры и подходы к пониманию нового научного направления – психологии здоровья в структуре дисциплины «Физическая культура» для студентов специальных медицинских групп.
  4. О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов материалы докладов конференции (17-18 ноября 2011года) Казань 2011 г

    Доклад
    Материалы докладов всероссийской научно-практической конференции «О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов» (17-18 ноября 2011года) / Отв.
  5. Учебно-методическое пособие Издательство Москва (2)

    Учебно-методическое пособие
    ПРОФИЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: опыт реализации. В 3 частях. Часть 1. Педагогика профильной школы. Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Кривых. – М.: , 2007.
  6. Пособие отмечено премией на конкурсе учебников по педагогике

    Конкурс
    Одобрено учебно-методическим объединением педагогических учебных заведений на базе Московского педагогического государственного университета им. В.И. Ленина.
  7. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (1)

    Документ
    МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
  8. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (2)

    Документ
    Первое – проблемы, связанные с низкой посещаемостью родителями профилактических мероприятий. Эффективность работы зависит не только от охвата родителей, но и от качества профилактических мероприятий.
  9. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (1)

    Документ
    В книге представлена Концепция позитивной профилактики, теоретические подходы в работе с родителями детей с 1-го по 11-й класс. Содержит восемь профилактических программ для работы с родителями.

Другие похожие документы..