Методическое пособие знакомит учителей физической культуры и спортивных тренеров с искусством и техникой общения с юными спортсменами, с психологией межличностных отношений. Составитель

ΙΙ. Вербальное общение

Словесная или вербальная коммуникация - основной вид общения, под которым имеется в виду передача информации от человека группе людей или от человека к человеку.

Речь - универсальное средство коммуникации. Она позволяет наиболее точно и образно передавать информацию. Тем не менее, существует и невербальная коммуникация, помогающая передавать информацию с помощью жестов, мимики и пантомимики.

Надо ли говорить, что значение для преподавателя физической культуры словесного общения, включающего объяснение техники упражнений на занятии, воспитательную беседу, выступление перед учащимися и коллегами, подачу команд на уроках, анализ ошибок учеников, невозможно переоценить. В то же время, искусство речи - ахиллесова пята многих педагогов. «Я твердо убежден, - писал В.А. Сухомлинский, - что множество школьных конфликтов, нередко оканчивающихся большой бедой, имеет своим источником неумение учителя говорить со своими учениками».

Практика показывает, что эффективность учебной работы также снижается из-за неумения учителя пользоваться богатейшими возможностями родного языка. Положение учителя физической культуры в этом отношении особенно сложно. Объем словесных воздействий в его работе, естественно, меньше, чем в работе других преподавателей. Тем выше должна быть ценность каждого слова и тем значительнее роль умения владеть им. Тем более что вербальное общение не идентично простой передаче информации.

Прежде всего, школьник не только объект, но и субъект словесного контакта. Он активно воспринимает услышанное. Не всегда согласен с педагогом. Вправе иметь свою собственную точку зрения. И правильное общение требует переубедить его, а не заставить замолчать. Коммуникация предусматривает обмен информацией, т.е. движение информации в обе стороны. Умение учителя не только говорить, но и слушать.

Общаясь со школьниками, разговаривая с ними, целесообразно соблюдать основные положения кинесики, т.е. умело применять жесты, мимику, пантомимику (движения всего тела). Неопределенные хаотичные жесты создают впечатление нервного возбуждения, волнения и рассеивают внимание слушателей. Суетливая, неумеренная жестикуляция быстро утомляет, может вызвать раздражение, отвлечь внимание.

Жесты хороши, когда они подкрепляют слова, уточняют речь. Такие жесты делятся на четыре группы.

1. Коммуникативные жесты заменяют речь. Они не нуждаются в словесном уточнении, имеют собственное значение. Это хлопки в ладоши, жесты утверждения, отрицания приветствия, прощания, многообразные оскорбительные движения рук.

2. Описательно-уточнительные жесты понятны только при словесном сопровождении. Например, жест, показывающий направление движе­ния, величину или форму предмета, ошибку в выполнении упражнения.

3. Жесты, выражающие состояние человека, отношение к ученику, коллеге, показывающие смятение, растерянность, неудовольствие, возмущение, насмешку.

4. В физическом воспитании наиболее часто употребляются жесты-прикосновения. Они относятся к такесике - физическому контакту. Прикосновения формируют представления о положении тела, помогают объяснить детали движения, указать на ошибку в его исполнении. Прикосновения означают одобрение или осуждение, могут оказать эмоциональную поддержку, успокоить.

Жестикуляцию дополняет мимика. Лицо преподавателя должно излучать доброжелательность, приветливость, в то же время необходимо, чтобы оно соответствовало характеру речи. Но хуже всего, когда на лице говорящего школьники видят скуку, безучастность: сообщение такого преподавателя не воспринимается учащимися, они быстро привыкают к его безразличию, пропускают сказанное мимо ушей.

Снижается эффективность речи и тогда, когда преподаватель, объясняя материал, ходит вдоль строя в одну и другую сторону, переминается с ноги на ногу, топчется на месте. У школьников рассеивается внимание, они интуитивно чувствуют, что учитель нервничает, и начинают вести себя хуже. Перед строем, отдавая команду, объясняя что-либо, лучше стоять прямо, подтянуто, не шевелясь. Переход с места на место, например, от снаряда к снаряду, не должен быть частым, лучше его делать по ходу речи, а не в момент паузы.

При общении не менее важна и правильная тональность речи. Чаще всего школьники обижаются не на смысл слов учителя, а на то, каким тоном они произносятся. Это особенно важно, когда исправляется ошибка, делается замечание. Кроме того, интонацией можно подчеркнуть особенность движения, указать момент приложения физических усилий, добиться необходимой ответной реакции школьников. Например, во вводной части урока, когда занимающиеся идут на носках, подсчет ведется высоким, а когда передвигаются в приседе - низким тоном. Команда подается твердо, с волевым нажимом в голосе. Причем предварительная команда произносится отчетливо, громко, протяжно, а исполнительная - резко, отрывисто. Команда, поданная бесцветным, безразличным голосом, выполняется неохотно, небрежно, вяло.

Как говорил К.С. Станиславский: «Слово человека имеет смысл и звук. Слушайте смысл - и вы не узнаете человека, слушайте звук и вы узнаете человека». Умение использовать возможности паралингвистики (вокализация речи, ее тональность, тембр) и экстралингвистики (громкость речи, ее темп, паузы) непосредственно сказывается на плодотворности словесных контактов.

Немалое влияние на правильное восприятие школьниками слов учителя оказывают место и время словесного общения. Вряд ли целесообразно, задержав нескольких школьников в коридоре, беседовать с ними о необходимости беречь спортивный инвентарь, в то время как осталь­ные ребята уже вышли на спортивную площадку и через открытые окна слышны удары по волейбольному мячу.

При обсуждении провинившегося лучше всего вести разговор в собственном кабинете или в учительской. Здесь ребята чувствуют себя напряженно. Разговор делается более весомым. Дружескую беседу, наоборот, целесообразно проводить в спортивном зале, классе, на пришкольной площадке, где школьники чувствуют себя спокойнее, больше склонны к откровенности. Если вы хотите посоветоваться со спортсменом, сделать это лучше на глазах его товарищей. Обращение за помощью импонирует ученику, укрепляет его авторитет в коллективе. Он это чувствует и приложит все силы к тому, чтобы доказать свою значительность и не подорвать вашу веру в него. Если же школьник не пользуется авторитетом у товарищей, с ним лучше говорить наедине. При соучениках он беседо­вать откровенно, скорее всего, не будет.

Перед стартом ответственного соревнования или в перерыве спортивной игры не следует засыпать спортсмена рекомендациями, убеждать его в возможности победы, требовать тотальной мобилизации всех его сил. После установки на соревнование, которая не должна быть многословной, игрок может получить один-два совета. Во время минутного перерыва, взятого педагогом в ходе матча, целесообразно дать возмож­ность юным спортсменам спокойно передохнуть. Хорошо в этот момент разрядить напряженную обстановку шуткой. И только перед самым окончанием перерыва целесообразно дать короткую рекомендацию.

Словесное общение дополняет контакт глазами. Разговаривая со школьниками, целесообразно переводить взгляд с одного слушателя на другого, спереди-назад, слева-направо и обратно, стремясь создать впечатление у каждого, что именно его избрал объектом внимания. С одной стороны, - это требование элементарной вежливости. Очень неприятно, когда учитель, собеседник, говоря что-либо, не смотрит на тебя. С другой стороны, это стимуляция школьников. Очень трудно заниматься посторонним делом, отвлекаться, не следить за показом упражнения или за выполнением упражнения товарищем, когда он, как говорят сами ребята, все видит. И, наконец, это получение обратной связи. Блеск глаз, активная поза говорят о том, что школьник внимательно слушает старшего, работает на уроке, занимается охотно.

Для правильного словесного общения кроме грамотной речи нужна еще вежливость, такт, доброжелательность. Искренняя заинтересованность на лице и в тоне речи. Уважительное, а иногда и ласковое обращение к школьнику по имени.

ΙΙΙ. Интерактивное общение

Интерактивная сторона общения предусматривает взаимодействие приспособление человека к человеку в совместной работе, учебе, на от­дыхе. Это уже не обмен информацией (вербальное общение), а совме­стная деятельность, направленная на реализацию общих для некоторой группы целей, взаимное влияние друг на друга контактирующих людей.

Существует два вида взаимодействия: кооперация и конкуренция.

1. Кооперация

Основное отличие кооперации - взаимопонимание участников общения. А для взаимопонимания необходимо, чтобы основные характеристики мировоззрения вступающих в контакт людей, имели точки соприкосновения. Устойчивая кооперация невозможна, если, скажем, в спортивной команде или школьном классе будут патриоты Родины и махровые мещане, индивидуалисты и коллективисты, фанатично верующие и агрессивные атеисты и т.д.

Без взаимопонимания не может быть ни настоящего товарищества, ни дружбы, ни успешной совместной работы, ни нормального общения. Взаимопонимание зависит от понимания самого себя и партнеров по общению, адекватной самооценки и оценки окружающих, саморегулирования психического состояния и самоорганизации деятельности, налаживающей отношения с другими людьми.

Неверная тактика общения с учениками затрудняет обучение, разрушает коллектив. Если учитель тратит все силы на борьбу с пропускающими уроки школьниками, с неуспевающими, с нарушителями дисциплины, а совершенствование уроков, внеклассную работу, оборудование зала и спортивной площадки, проведение внутришкольных соревнований оставляет на потом, порядка все равно не будет. Мало того – с каждым уроком работать в классе будет труднее: как снежный ком будут расти нарушения дисциплины, конфликты, война педагога с учениками будет разрастаться.

Отношение к окружающим в значительной мере зависит от нашего внутреннего состояния, от нашей самооценки. Самооценка же, в свою очередь, зависит от соотношения уровня притязаний и реальных достижений. Чем на большее претендует школьник и чем меньше достигает, тем конфликтнее его личность, тем сложнее с ним общаться. Чем ниже уровень притязаний и чем большего в учебе, общественных отношениях, спортивной деятельности добивается ученик, тем добрее он относится к окружающим, тем лучше начинает выполнять свои обязанности.

Низкая самооценка затрудняет контакты с окружающими. Завышенная самооценка может мешать установлению добрых взаимоотношений с большинством членов коллектива. И только адекватная самооценка не мешает общению.

Не следует забывать, что люди «зеркально» относятся друг к другу. Если учитель не уверен, что ученики будут его слушать, и повышает го­лос, его все равно слушать не будут. Если педагог не убежден, что будет выполнено его распоряжение, он невольно выдает себя неуверенным то­ном, интонацией, мимикой и, почувствовав его неуверенность, учени­ки, действительно, могут не сделать требуемого. Раздраженный, грубый тон речи преподавателя тут же повторяется детьми. Истеричный крик, брань, угрозы учителя подрывают его авторитет, делают неприятным, нелюбимым, неуважаемым.

Сильный учитель - улыбающийся учитель. Спокойное дружелюбие действует сильнее, чем строгое требование. Твердо высказанная просьба выполняется охотнее, чем приказание. Чтобы школьник не грубил, не кривлялся, обращайтесь с ним как с уважаемым взрослым человеком. Не допускайте менторского тона, уничтожающей иронии, бестактности. Демонстрируйте уважение к молодым людям, не реагируйте бурно на хамство, которое тем сильнее, чем больше мы раздражаемся и делаем замечаний. Окрики, призывы к высокой дисциплине, нравоучения не учат правильному поведению, не воспитывают положительные черты характера. Умение старшего держать себя в руках, его уважительный тон в самых сложных ситуациях - хороший образец для невольного, а нередко и для сознательного подражания.

Одно из слабых мест в работе многих учителей физической культуры, мешающих им наладить кооперацию взаимодействия, приводящее к ненужным трениям, жалобам, а иногда и к склокам,- это неспособность адекватно оценивать школьников, неумение влиять на атмосферу в классах, в школьном коллективе физической культуры.

Коллектив сплочен, а общественное мнение весомо для каждого его члена только в том случае, когда школьник имеет возможность реали­зовать в коллективе свои способности. Вот почему актив с помощью пре­подавателя должен найти каждому члену коллектива дело по душе, а педагог прислушиваться к мнению своих помощников. Игнорирование мнения активистов, их иерархии в классных отношениях приводит к то­му, что актив теряет поддержку коллектива, не может оказывать необ­ходимую поддержку педагогу.

Кооперация взаимодействия налаживается и оказывает воспитатель­ное влияние на школьников только в коллективе, где авторитетен актив, где царит глубоко нравственная атмосфера. С этой целью педагог упорно и настойчиво способствует созданию в коллективе обстановки неприми­римости к нарушению моральных норм.

В значительной степени подход к учащимся зависит от свойств нерв­ной системы преподавателя и самих школьников.

Учителям-сангвиникам и учителям-холерикам рекомендуется особенно четко и организо­ванно проводить вводную часть занятия, включая упражнения с пред­метом, парные упражнения, соревнования, игру, танцевальные упражнения под музыку. Более внимательно контролировать выполне­ние упражнений отдельными школьниками, скрупулезно исправляя от­дельные погрешности. В общении чаще использовать просьбу, шутку. Требовательнее контролировать выполнение занимающимися собст­венных указаний. Осторожно и постепенно увеличивать нагрузку на уроках, секционных занятиях, физкультурно-оздоровительных мероп­риятиях. Не отвлекаться, добиваться выполнения поставленной задачи до конца.

Учителям-флегматикам можно посоветовать внимательно следить, чтобы каждое их распоряжение выполняли все ученики. Не выпускать из поля зрения ни одного из них. Объясняя технику выполнения упраж­нения, не увлекаться тщательным анализом деталей. Объясняя упраж­нение одновременно стараться показывать их, экономя время. Контролируя себя, стараться включать в занятие больше новых, не вы­полнявшихся ранее упражнений. При разучивании нового материала стремиться к исправлению типичных ошибок у каждого занимающегося и только потом устранять индивидуальные погрешности.

Для учителей-меланхоликов особенно важно не начинать занятие, объяснение пока не установится полная тишина. Чаще демонстрировать упражнения с помощью лучших школьников-спортсменов, продолжая наблюдать за всем классом, не выпуская из поля зрения ни одного ученика. В случаях нарушения дисциплины стремиться переключать внимание занимающихся на другую деятельность, например, на выпол­нение нескольких, быстро следующих одна за другой команд. Стараться не допускать пауз в уроке, не снижать его темп, включать в занятия но­вые оригинальные упражнения. Все это позволяет избежать конфликтов со школьниками.

  1. Методическое пособие для учителей, психологов, воспитателей общеобразовательных учреждений

    Информационно-методическое пособие
    Профилактика наркомании, пьянства и табакокурения среди учащихся 1–11 классов образовательных учреждений: Методическое пособие для учителей, психологов, воспитателей общеобразовательных учреждений, педагогов дополнительного образования
  2. Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению 050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности Иркутск 2008

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс основной образовательной программы по направлению050720 Физическая культура с дополнительной специальностью Безопасность жизнедеятельности
  3. Учебное пособие по дисциплине «Физическая культура» для студентов специальных медицинских групп Рекомендовано

    Учебное пособие
    В настоящем пособии представлены описания структуры и подходы к пониманию нового научного направления – психологии здоровья в структуре дисциплины «Физическая культура» для студентов специальных медицинских групп.
  4. О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов материалы докладов конференции (17-18 ноября 2011года) Казань 2011 г

    Доклад
    Материалы докладов всероссийской научно-практической конференции «О повышении роли физической культуры и спорта в развитии личности студентов» (17-18 ноября 2011года) / Отв.
  5. Учебно-методическое пособие Издательство Москва (2)

    Учебно-методическое пособие
    ПРОФИЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ: опыт реализации. В 3 частях. Часть 1. Педагогика профильной школы. Учебно-методическое пособие / Под ред. С.В. Кривых. – М.: , 2007.
  6. Пособие отмечено премией на конкурсе учебников по педагогике

    Конкурс
    Одобрено учебно-методическим объединением педагогических учебных заведений на базе Московского педагогического государственного университета им. В.И. Ленина.
  7. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (1)

    Документ
    МЕЖВЕДОМСТВЕННАЯ КОМИССИЯ СОВЕТА БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИЧЕСКИМИ СРЕДСТВАМИ И ИХ НЕЗАКОННОМУ ОБОРОТУ
  8. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2007 г (2)

    Документ
    Первое – проблемы, связанные с низкой посещаемостью родителями профилактических мероприятий. Эффективность работы зависит не только от охвата родителей, но и от качества профилактических мероприятий.
  9. Пособие по работе с родителями для школы Казань 2008 г (1)

    Документ
    В книге представлена Концепция позитивной профилактики, теоретические подходы в работе с родителями детей с 1-го по 11-й класс. Содержит восемь профилактических программ для работы с родителями.

Другие похожие документы..