Задача настоящего учебника помочь учащимся овладеть как навыками перевода, так и навыками устной и письменной англий­ской речи. Для достижения этой цели учащиеся должны приобрести определенный запас слов и изучить грамматический строй языка

К. Н. Качалова, Е. Е. Израилевич

Практическая грамматика английского языка с упражнениями и ключами

ЮНВЕС ЛИСТ Москва 1998

БКК 81.2.2.АНГЛ. К12

ISBN 5-88682-003-5 ББК -81.2.2.

f) ТОО «ЮНВЕС» 1998 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Задача настоящего учебника — помочь учащимся овладеть как навыками перевода, так и навыками устной и письменной англий­ской речи. Для достижения этой цели учащиеся должны приобрести определенный запас слов и изучить грамматический строй языка.

Поскольку учащийся мыслит на родном языке, тесное взаимо­действие родного и иностранного языков в процессе обучения играет исключительную роль.

Авторы стремились при этом отмечать как различие между грамматическими явлениями в обоих языках, так и их сходство. Учитывая, что учащиеся стремятся переносить в иностранную речь конструкции, свойственные русскому языку, авторы делают в ряде разделов соответствующие предупреждения, чтобы предотвратить возникающие на этой почве типичные ошибки.

Авторы стремились максимально опираться в изложении грам­матических явлений на знания учащихся в области русского языка, используя определения, формулировки и терминологию из русской грамматики, отступая от этого в тех случаях, когда этого тре­бовала специфика английского языка.

По своему объему данный учебник приближается к учебникам нормативной грамматики для языковых вузов. Однако он отли­чается от них в основном менее подробным теоретическим анали­зом грамматических явлений, поскольку он предназначается не для подготовки преподавателей английского языка, а для подготовки специалистов, связанных в своей практической работе с англий­ским языком.

В учебнике освещены основные грамматические явления, встре­чающиеся как в бытовой и деловой разговорной речи, так и в эко­номических и внешнеторговых текстах и документах, поскольку учебник прежде всего предназначен для учебных заведений системы Министерства Внешней Торговли. Некоторые разделы, как, напри­мер, причастие, инфинитив и герундий, разработаны несколько подробнее других разделов, так как их детальное изучение осо­бенно важно для точного перевода специальных текстов и доку­ментов.

Примеры, иллюстрирующие грамматические явления, и многие упражнения построены не только на бытовой лексике, ъо и на наиболее употребительной политикот-зкономической и внешнетор­говой лексике.

Авторы считают своим долгом выразить глубокую благодар­ность доценту В. Н. Жигадло за очень ценные советы и указания, а также ст. преподавателю И. И. Левиной за большую помощь, выразившуюся в просмотре английского текста учебника. Ряд цен­ных указаний был сделан доцентом М. А. Ганшиной и доцентом Э. В. Шапиро, которым авторы выражают свою большую призна­тельность.

Авторы

МОРФОЛОГИЯ

ЧАСТИРЕЧИ

Все слова делятся на разряды, называемые частями речи. Слова относятся к той или иной части речи в зависимости от следую­щих признаков: 1) своего значения, 2) роли в предложении, 3) форм словообразования (суффиксов) и 4) форм словоизменения (грамма­тических окончаний!.

В английском языке формы словообразования и словоизменения очень часто не являются признаками, отличающими одну часть речи от другой, поскольку огромное количество английских слов не имеет характерных суффиксов, указывающих на их принадлеж­ность к той или иной части речи, а количество грамматических окончаний крайне ограничено.

Различаются следующие части речи:

  1. Имя существительное (the Noun)

  2. Имя прилагательное (the Adjective)

  3. Имя числительное (the Numeral)

  4. Местоимение (the Pronoun)

  5. Глагол (the Verb)

  6. Наречие (the Adverb)

  7. Предлог (the Preposition)

  8. Союз (the Conjunction)

  9. Междометие (the Interjection)

Существительное, прилагательное, Числительное, местоимение, глагол и наречие являются самостоятельными словами. Они обозначают предметы, их свойства, их действия и т. п. и служат в предложении его членами. Предлоги и союзы являются служеб­ными словами. Они показывают различные отношения между членами предложения или предложениями, но сами не служат чле­нами предложения. Служебными словами являются также вспомога­тельные глаголы, служащие для образования сложных глагольных форм. К числу служебных слов относятся и артикли, не принад­лежащие ни к одной части речи, а служащие признаками суще­ствительного.

Междометия (слова, выражающие чувства, но не называющие ^ихд^ не относятся ни к самостоятельным, ни к служебным словам, поскольку они отличаются своим значением и ролью в предложении как от тех, так и от других.

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (THENOUN)

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

§ 1. 1.Именем существительным называется часть речи, кото­рая обозначает предмет. Предметом в грамматике называют все то, о чем можно спросить: who is this? кто это? или what is this? что это? Например: who is this? кто это?— a man человек, a girl девочка, an engineer инженер; what is this? что это?—ъ house дом, wheat пшеница, darkness темнота, work работа.

2. Имена существительные обычно сопровождаются артиклями
и часто сочетаются с предлогами. Артикль и предлог являются
основными признаками существительного: a table, the table стол,
on the table на столе, under the table под столом.

  1. Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное: a table (ед. ч.) стол, tables (мн. ч.) столы. a book (ед. ч.) книга, books (мн. ч.) книги.

  2. Имена существительные имеют два падежа: «общий» и «при тяжа тел ьн ы й>: worker (общий падеж), worker's (притяжатель­ный падеж); father (общий падеж), father's (притяжательный падежь

  1. Род имен существительных в английском языке определяется не формой слова, а его значением. Имена существительные, обозначающие одушевленные предметы, бывают мужского или женского рода, в зависимости от обозначаемого ими пола: a man (мужской род) мужчина, a woman (женский род) женщина. Имена существительные, обозначающие неодушевленные предметы, относятся к среднему роду: a chair стул, wav* вода, a window окно.

  2. Имена существительные бывают простые и произ­водные.

К простым именам существительным относятся существитель­ные, не имеющие в своем составе ни префиксов, ни суффиксов: ship корабль, town город, book книга, wheat пшеница.

К производным именам существительным относятся сущест­вительные, имеющие в своем составе суффиксы или префиксы, или одновременно и те и другие: darkness темнота, misprint опечат­ка, unemployment безработица.

К наиболее характерным суффиксам производных существитель­ных относятся:

-er: worker рабочий, writer писатель

-ment: development развитие, government правительство

-ness: happiness счастье, kindness любезность

-ton: restriction ограничение, connection связь

-dom: freedom свобода, wisdom мудрость

-hood: childhood детство, neighbourhood соседство

-ship: leadership руководство, friendship дружба

Существительные почти не имеют характерных префиксов. Пре­фиксы существительных в основном совпадают с префиксами гла­голов и прилагательных, так как они встречаются главным образом в существительных, образованных от этих частей речи: reconstruc­tion реконструкция, disarmament разоружение, uneasiness беспо­койство, inequality неравенство.

Некоторые имена существительные являются составными и образуются из двух слов, составляющих одно понятие: bedroom спальня, newspaper газета, reading-room читальня.

Некоторые составные существительные образуются из двух слов с предлогом между ними: commander-in-chief главнокомандующий, mother-in-law свекровь.

(См. приложение 1.)

7. Имена существительные могут употребляться в предложении в функции:

а) подлежащего:

The train leaves at six o'clock. Поезд отходит в шесть часов.

б) именной части составного сказуемого:
Не is a teacher. Он преподаватель.

в) дополнения (прямого, беспредложного косвенного и пред-
ложного косвенного):

I've received, a telegram. Я получил телеграмму.

We've sent the buyers a let- Мы послали покупателям пись-

ter. мо.

I'll speak to the manager. Я поговорю с заведующим.

г) определения:

This is the manager's room. Это комната заведующего.

д) обстоятельства:

There is a hospital in the village. В деревне имеется больница.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ СОБСТВЕННЫЕ И НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ

§ 2. Имена существительные делятся на собственные (Proper Nouns) и нарицательные (Common Nouns).

1. Собственные имена существительные представляют со­бой названия предметов, единственных в своем роде: the Volga Волга, the Caucasus Кавказ, London Лондон. К собственным име­нам существительным относятся также личные имена: Peter Петр, John Smith Джон Смит.

Собственные имена существительные пишутся с прописной буквы. Если собственное имя существительное представляет собой соче­тание нескольких слов, то все слова, за исключением артиклей, предлогов и союзов, пишутся с прописной буквы: the Russian Federation Российская Федерация ,

the Atlantic Ocean Атлантический Океан, the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland Соединенное Коро­левство Великобритании и Северной Ирландии.

2. Нарицательные имена существительные представляют собой общее название для всех однородных предметов: a boy маль­чик, a country страна, a house дом, a river река.

К нарицательным именам существительным относятся:

а) имена существительные, обозначающие отдельные пред-
меты (a book книга, books книги, a tree дерево, trees деревья),
а также имена существительные собирательные, представляю-
щие собой названия групп лиц или животных, рассматриваемых
как одно целое (a family семья, families семьи, a crowd толпа,
crowds толпы, a herd стадо, herds стада);

б) имена существительные, обозначающие различные вещества
(существительные вещественные — Material Nouns): water вода, steel
сталь, wool шерсть;

в) имена существительные, обозначающие признаки, дей-
ствия, состояния, чувства, явления, науки, искус-
ства и т. п. (существительные отвлеченные — Abstract Nouns): honesty
честность, bravery храбрость* darkness темнота, love любовь,
work работа, sleep сон, winter зима, history история, music музыка.

СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ ИСЧИСЛЯЕМЫЕ И НЕИСЧИСЛЯЕМЫЕ

§ 3. Имена существительные нарицательные можно разделить на две группы: 1) исчисляемые и 2) неисчисляемые.

                  1. К исчисляемым существительным относятся названия предметов, которые можно пересчитать. Они употребляются как в единственном, так и во множественном числе:

I have bought a book, Я купил книгу.

I have bought two books, Я купил две книги.

There is a library in this street. На этой улице имеется библио­тека.

There are very many libraries В Москве очень много библио-in Moscow. тек.

                  1. К неисчисляемым существительным относятся назва­ния предметов, которые нельзя пересчитать. К ним принадлежат существительные вещественные и отвлеченные. Существительные неисчисляемые употребляются только в единственном числе:

Coal is produced in many dist- Уголь добывается во многих

ricts of our cotfntry. районах нашей страны.

Knowledge is power. Знание —сила.

§ 4. Некоторые существительные вещественные могут упо­требляться, как и в русском языке, для обозначения предмета или предметов из данного вещества или материала; в этом случае они переходят в исчисляемые существительные:

Не carried a brick (two bricks) Он нес кирпич (два кирпича)
in each hand. в каждой руке.

Ср.: Our house is built of brick. Наш дом построен из кирпича.

ю

The boy threw a stone (two stones) into the water. Ср.: The ground was as hard as stone.

Мальчик бросил камень (два

камня) в воду. Земля была тверда, как камень.

Существительные вещественные могут употребляться, как и в русском языке, для обозначения разных сортов и видов вещества. В зтом случае они переходят в исчисляемые существительные:

(t is a good wine.

Не prefers Caucasian wines to

Crimean wines. We export lubricating oils.

Это хорошее вино. Он предпочитает

вина крымским. Мы экспортируем

масла.

кавказские

смазочные

§ 5. Существительные отвлеченные переходят о исчисляемые существительные, когда они конкретизируются:

He made a speech yesterday. His speeches are always inter­esting.

Ср.: Animals do not possess the power of speech.

There are very many amusements in the Park of Culture and Rest. Ср.: He does that for amuse­ment.

Он произнес вчера речь, бго оечи всегда интересны.

Животные не обладают даром речи.

В Парке Культуры и Отдыха очень много развлечений.

Он делает это ради развлече­ния.

ЧИСЛО (NUMBER)

§ 6. В английском языке, как и в русском, два числа: един­ственное и множественное.

Форма единственного числз служит для обозначения одного предмета: a table стол, а реп перо. Форма множественного числа служит для обозначения двух или более предметов: tables ^столы, pens перья.

  1. Учебник нового века (2)

    Список учебников
    Учебник представляет собой компактный и высокоинформативный очерк психологии и педа­гогики. Эта книга задумана как попытка удовлетворить любознательность и потребность студен­тов в знаниях о психологии человека, механизмах и закономерностях
  2. Учебник нового века (7)

    Список учебников
    Учебник представляет собой компактный и высокоинформативный очерк психологии и педа­гогики. Эта книга задумана как попытка удовлетворить любознательность и потребность студен­тов в знаниях о психологии человека, механизмах и закономерностях
  3. Учебник нового века (10)

    Список учебников
    Учебник представляет собой компактный и высокоинформативный очерк психологии и педа­гогики. Эта книга задумана как попытка удовлетворить любознательность и потребность студен­тов в знаниях о психологии человека, механизмах и закономерностях
  4. Настоящее учебное пособие концентрирует внимание на одном из важнейших аспектов миссии биологии в современном мире на ее социально-политических приложениях (2)

    Учебное пособие
    XXI веку, вероятно, предстоит быть «веком биологии». Биология все в большей мере приобретает статус не только естественнонаучной, но и социогуманитарной дисциплины.
  5. Настоящее учебное пособие концентрирует внимание на одном из важнейших аспектов миссии биологии в современном мире на ее социально-политических приложениях (3)

    Учебное пособие
  6. Обязательное изучение педагогики во всех высших образо­вательных учреждениях России предусмотрено учебными пла­нами. Она изучается и в системе среднего, а порой

    Документ
    Обязательное изучение педагогики во всех высших образо­вательных учреждениях России предусмотрено учебными пла­нами. Она изучается и в системе среднего, а порой и началь­ного профессионального образования сотрудников правоохра­нительных
  7. Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений

    Учебное пособие
    ПЕДАГОГИКА. Учебное пособие для студентов педаго гических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М: Педагогическое общество России, 1998.
  8. Учебно методический комплекс по истории древнего мира для заочного отделения (1)

    Учебно-методический комплекс
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем
  9. Учебно методический комплекс по истории древнего мира для заочного отделения (2)

    Документ
    Абитуриент должен иметь документ государственного образца о среднем (полном)общем образовании, или среднем профессиональном образовании, или начальном профессио-нальном образовании, если в нем есть запись о получении предъявителем

Другие похожие документы..