Идеологические основы и политические программы южнороссийского белого движения и их практическая реализация (ноябрь 1917 1920 гг.). Историографическое исследование

Характерная особенность работ, увидевших свет в 1992 – 1993 гг., заключалась в дискуссионности их содержания. При этом большинство публикаций актуализировались под экономические, социально-политические и духовные перемены, происходившие в России.

Новую интерпретацию получили ключевые аспекты историографии Гражданской войны, объяснявшие причины и указывавшие на виновников вооруженного противостояния народа. Активно обсуждались периодизация происходивших событий, возможные альтернативы их развития, идейная сущность, социальный состав Белого движения и некоторые другие2.

К началу XXI столетия публицистический, эмоциональный тон дискуссии постепенно сменился аргументированной доказательностью точек зрения, построенных на новой источниковой базе. Стали подниматься вопросы, связанные с социально-экономической и национальной политикой белых правительств, государственным строительством на территориях, подконтрольных «белым» политическим режимам3. Самостоятельными темами для изучения стали причины и масштабы красного и белого террора4, состав и состояние офицерского корпуса «белых» армий1.

Исследуемая в настоящей диссертации проблема вышла на уровень крупных монографий, развивалась комплексная разработка её проблематики в кандидатских и докторских диссертациях2. Самостоятельным направлением в историографии Белого движения, в том числе и на Юге России, стало изучение военной и политической деятельности её лидеров3.

Однако, несмотря на достигнутые успехи, Белое движение в Гражданской войне на Юге России (ноябрь 1917 – 1920 гг.) до настоящего времени не получило всестороннего научного отражения ни в одном фундаментальном труде.

Начало XXI в. было отмечено заметным спадом исследовательского интереса к проблемам истории Гражданской войны, в том числе и к Белому движению. Одновременно со стабилизацией политической обстановки в стране снижался и уровень политизации научных трудов. Тем не менее политическая конъюнктура никуда не исчезла. На месте старых возникли новые мифы и домыслы, связанные с идеализацией, едва ли не сакрализацией, Белого дела и его вождей. Как правило, в данном случае объективность и историзм растворялись в эмоциональном поиске виноватых, заводя исследовательскую работу в тупик. Представляется, что подобная деформация нуждается в критическом, научном анализе с целью её преодоления.

И все же, ведущей в современной историографии является тенденция к утверждению принципиально новой, объективной, исторической концепции войны.Научно-критический анализ предшествующей историографии составил главную особенность современного развития истории Белого движения на Юге России. Жесткая критика конъюнктурных трафаретов советской историографии была продолжена в монографиях, диссертационных исследованиях и публикациях последних лет4.

Таким образом, изучение развития отечественной историографии позволяет выделить в ней устойчивые тенденции:

– постоянное совершенствование методологии исторического и историографического исследования темы;

– резкое количественное увеличение основных историографических источников по теме в периоды повышенного внимания к теме историков;

– стремление к пересмотру господствующих концепций в зависимости от складывавшейся политической конъюнктуры и состояния самой исторической науки;

– возрастание уровня научности проводимых исследований на основе широкого вовлечения в научный оборот новых источников;

– расширение тематики проводимой научно-исследовательской работы;

– углубление историографических, источниковедческих и библиографических исследований проблемы;

– постоянный сравнительный анализ итогов отечественных исследований с достижениями зарубежной исторической мысли по теме Белого движения в Гражданской войне.

В рамках этих тенденций историография темы эволюционировала по следующим направлениям:

– формирование, расширение и совершенствование документальной базы научных исследований за счет комплектования архивов первоисточниками, систематизации документов и создания их научно-справочного аппарата; публикаций сборников документов по тематическому плану; введения в научный оборот неизвестных ранее документов; проведения источниковедческих исследований;

– проведение научных исследований по теме, через подготовку и издание монографий, публикацию научных статей, написание диссертационных работ, проведение научных конференций;

– использование результатов исследований в учебной и методической работе посредством подготовки соответствующих статей в учебники по курсу Отечественной истории, издания учебных пособий, лекций и учебно-методических материалов.

– популяризация выводов научно-исследовательской работы путем публикации научно-популярных статей в периодической печати; использования выводов научных исследований в художественной литературе и искусстве; издания популярных брошюр для массового читателя;

– проведение историографических и библиографических исследований в форме составления библиографических справочников, указателей литературы, каталогов; подготовки историографических введений к научным работам; рецензирования новых работ в периодической печати; подготовки и издания историографических монографий, статей, диссертаций.

Проведенное исследование и выводы, сделанные по его итогам, дают основание вывести некоторые уроки.

Урок первый. Создание научно-объективной картины изучение идеологических оснований, политических программ южнороссийского Белого движения и их практической реализации (ноябрь 1917 – 1920 гг.) невозможно политизированной исторической наукой, монополизированной одной научной теорией. Для получения всестороннего знания необходимо признать правомерной интеграцию тех научно обоснованных систем, которые помогают всесторонне и непредвзято оценивать исследуемые исторические события, явления и процессы. Однако такой подход не может полностью исключить элемент социализации в изучении прошлого, поскольку историк объективно остается социально детерминированным от господствующих в обществе социокультурных отношений.

Урок второй. В преодолении субъективных суждений и выводов по истории Белого движения на Юге России исследователь должен опираться на критический анализ широкого круга историографических источников. Основным доказательством в пользу выдвигаемых концептуальных положений может служить только документально подтвержденный и тщательно проверенный факт, а не мнение, основанное на домысле, силе научного или общественно-политического авторитета. Именно такой подход позволит достигнуть требуемой глубины научных обобщений, дающих полные и беспристрастные оценки изучаемой научной проблемы.

Урок третий. Поступательное движение научных знаний об идеологических основаниях, политических программах южнороссийского Белого движения и их практической реализации (ноябрь 1917 – 1920 гг.) требует рациональной и продуктивной преемственности научных достижений предшествующих поколений историков. Как свидетельствует опыт развития отечественной историографии, в любом анализируемом сочинении присутствует элемент рациональности, позволявший успешно решать предъявляемые временем научные и практические задачи.

Урок четвертый. Реализация высокого идейно-нравственного потенциала, заложенного в истории Гражданской войны и Белого движения на Юге России, в частности, традиционно должна оставаться главной целью популяризации итогов научных исследований этой темы. Приоритетными направлениеями в распространении исторических знаний о данной войне следует считать решение задач военно-патриотического воспитания учащихся и призывной молодежи, личного состава Вооруженных Сил, популяризацию уроков и выводов из вооруженного противостояния народа, с целью предотвращения подобных инцидентов в будущем.

Урок пятый. Для динамичного развития отечественной историографии идеологических оснований, политических программ южнороссийского Белого движения и их практической реализации (ноябрь 1917 – 1920 гг.) следует постоянной координировать проводимые научные исследования российских историков с достижениями зарубежной исторической мысли по данной проблеме. Конструктивное сотрудничество на уровне международных отношений взаимно обогатит национальные историографические культуры. Вместе с тем, интернационализация научных знаний, не умоляет требований вести аргументированную полемику с иностранными учеными в целях развенчания заведомо предвзятых и утрированных выводов и положений.

IV. НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ И РЕКОМЕНДАЦИИ

Практическая значимость исследования заключается в том, что изложенный в ней аналитический материал, научные выводы и обобщения должны в определенной степени оказать позитивное влияние как на освещение различных аспектов истории Гражданской войны в России, так и на дальнейшее развитие отечественной истории в целом. Сделанные в диссертации выводы, и практические рекомендации могут быть использованы для дальнейшего совершенствования исторической концепции Белого движения, будут стимулировать написание новых сочинений по этой проблеме.

Немаловажное значение для дальнейшего развития историографии темы имеют приведенные в диссертации примеры научно-критического анализа историографии идеологических оснований, политических программ южнороссийского Белого движения и их практической реализации (ноябрь 1917 – 1920 гг.). Наиболее приемлемые из них могут послужить и сегодня основой для разработки новых совершенных подходов к организации военно-патриотической работы среди учащейся и призывной молодежи и морально-психологической подготовки личного состава Вооруженных Сил РФ.

Результаты исследования, приведенные в ней историографические факты, статистические данные, авторские выводы и рекомендации могут использоваться историками и другими обществоведами при подготовке новых публикаций по данной теме, а также в учебно-воспитательном процессе военных и гражданских вузов.

Предложенные в диссертации основные научно-практические рекомендации сводятся к следующему:

во-первых, историографическое исследование девяностолетнего исследования Белого движения в Гражданской войне показало отсутствие до настоящего времени её подлинно объективной и всеобъемлющей истории. Поэтому видится важным начать подготовку новой капитальной многотомной обобщающей монографии, свободной от идеологических пристрастий, освещающей генезис вооруженного противостояния российского народа с позиций современной методологии научных исследований и с учетом уже проведенных исследований, всего комплекса выявленных первоисточников, в том числе и иностранного происхождения. Подготовка такого фундаментального труда вряд ли окажется под силу одному исследователю. Следовательно, она должна носить коллективный характер и учитывать уже имеющийся опыт (в том числе и отрицательный) проведения подобных исследований. Разработчиком и организатором исполнения исследовательского проекта мог бы стать Институт военной истории Министерства обороны с привлечением кадров ведущих специалистов этой проблемы, имеющих конкретные практические наработки;

во-вторых, представляется важным учитывать последние достижения отечественной историографии в изучении Белого движения и его южнороссийской ветви при организации учебной и методической работы в средних и высших учебных и военно-учебных заведениях. Особую значимость приобретает правильное (с научной и воспитательной точек зрения) отражение этого периода отечественной истории в общеобразовательных учебниках. С учетом научно-критического анализа хода военных действий противоборствующих сторон представляется важной дальнейшая переработка учебных пособий и учебников, предназначенных для военно-истори­ческой подготовки курсантов и слушателей военно-учебных заведений МО РФ;

в-третьих, Анализ идеологических оснований, политических программ южнороссийского Белого движения и их практической реализации (ноябрь 1917 – 1920 гг.) необходим при распространении военно-исторических знаний о героическом прошлом нашего Отечества, боевых традициях русской армии, в первую очередь среди допризывной молодежи, личного состава Вооруженных Сил. Отсюда важно продолжить и развивать опыт популяризации героико-патриотического аспекта этой темы, в сочетании с объективно-научными суждениями о генезисе и социально-политическом характере войны. Наиболее приемлемой формой решения такой задачи может стать серия научно-популярных книг и брошюр, рассчитанных на массового читателя. Особые возможности в этом вопросе дают использование компьютерной техники и глобальной «Интернет-сети». Немаловажное значение для пропаганды поднятой в настоящей диссертации научной проблемы в современных условиях приобретает работа военно-исторических клубов. Подготовка и публикация научно-популярных изданий, создание их электронных версий и военно-клубная работа предпочтительна под контролем и при содействии государственных организаций, занимающихся военно-патриотическим воспитанием молодежи;

в-четвертых, на современном этапе важно продолжить работу по дальнейшему развитию источниковой базы научных исследований. Наиболее перспективным направлением в этом отношении видится продолжение научных работ по совершенствованию научно-справочного аппарата крупнейших отечественных архивохранилищ, составлению межархивных каталогов, созданию электронных базовых справочно-информационных систем. Особое значение в этой области изучаемой нами проблемы приобретает проведение комплексного источниковедческого исследования всей совокупности первоисточников Белого движения в Гражданской войне;

В-пятых. В современных условиях следует продолжить переиздание ставших раритетами научных и научно-популярных изданий, в том числе русского зарубежья, а также сборников документов с одновременным устранением в документальных сборниках археографических недостатков и дополнением их ранее не публиковавшимися первоисточниками.

в-шестых, для современных исследователей особое значение приобретает дальнейшее развитие библиографии Белого движения на Юге России. Сделанные в этом направлении наработки могут быть продолжены за счет подготовки объединенного библиографического указателя отечественной литературы, включающего в себя перечень, советских, современных и зарубежных изданий, с учетом литературных произведений;

в-седьмых, для дальнейшего развития истории Гражданской войны в России особое значение приобретает дальнейшее изучение историографии темы. Специальному историографическому анализу могут быть подвергнуты различные концептуальные положения, а также продолжено успешно начатое современными исследователями (И.М. Ходаковым) изучение источниковедческих аспектов крупных научно-мемуарных трудов.

В-восьмых. Наметившаяся в конце XIX – начале XX вв. тенденция к сближению взглядов отечественных историков с позициями зарубежной историографии делает особенно актуальным комплексное изучение иностранных источников и литературы. Специальному источниковедческому и историографическому анализу могут быть подвергнуты французские, немецкие и английские документы и научные труды. Целенаправленная работа в этом направлении может иметь практическую значимость, как для критики субъективных оценок зарубежной историографии, так и для использования положительного опыта исторических, источниковедческих и историографических исследований в интересах динамичного развития отечественной исторической науки.

V. АПРОБАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУБЛИКАЦИИ ПО ТЕМЕ

Основные идеи диссертации были апробированы, получили положительную оценку научной общественности как в государственных военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования, так и в гражданских государственных и негосударственных высших учебных заведениях Российской Федерации. Результаты исследования обсуждались на кафедрах: «Социально-гуманитарных дисциплин» Профессионального института управления, Истории Материалы исследования были представлены на межвузовской конференции «Октябрь 1917 года – взгляд из XXI века» (Москва, 2007 г.) в виде выступления автора.

  1. Идеологические основания, политические программы южнороссийского белого движения и их практическая реализация (ноябрь 1917 1920 гг.). Историографическое исследование

    Исследование
    Защита состоится « » 2011 г. в. часов на заседании диссертационного совета по историческим наукам (Д 215.005.06) в Федеральном государственном военном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Военный университет» (103001, г.
  2. Контрольная работа По предмету «История отечественного государства и права» «Белое» движение в России (1918-1920г г.)

    Контрольная работа
    Гражданские войны — самые жестокие, самые свирепые войны на земле. Уже одно это может определять интерес к ним исследователей. К тому же прошлая Гражданская война в России дает ключ для понимания и прогноза о будущей гражданской войне в России.
  3. Программа учебной дисциплины история россии 050401 История, история с дополнительной специальностью

    Программа
    1.2. Квалификация выпускника – учитель истории, учитель истории и права. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории, учителя истории и права по специальности 050401 История, история с дополнительной
  4. Монография посвящена вопросам появления и дальнейшей институционализации радикальных неправительственных религиозно-политических организаций на Северном Кавказе в постсоветский период,

    Монография
    Романченко Н.Е. Институционализация современных радикальных неправительственных религиозно-политических организаций на Северном Кавказе. – Москва - Ростов-на-Дону: Социально-гуманитарные знания, 2011.
  5. Учебное пособие Рекомендовано в качестве учебного пособия Редакционно-издательским советом (3)

    Учебное пособие
    Учебное пособие состоит из авторских лекций, посвященных основным проблемам отечественной истории. В работе отражены социально-политические, экономические процессы и показано культурное развитие России.
  6. Программа дисциплины «Отечественная история» для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    Курс дает студентам четкое представление об основных тенденция исторического развития российского государства и общества в глобальной межцивилизационной перспективе с момента возникновения Киевского государства до начала III тыс.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии»

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ при очной форме обучения – 4 года.
  8. Законы о вере и веротерпимости (Составил Я. А. Канторович). Спб.,1899

    Закон
    – 1 . - № 39. Главнейшие узаконения и распоряжения за 189 -1893 гг. – СПб.,1894. Дедюлин С.А. Недостатки порядка отчуждения земель на государственные и общественные надобности (Приложение к Сборнику Узаконений по отчуждению земель).
  9. История отечества с древнейших времен до наших дней

    Документ
    Энциклопедический словарь "История Отечества", выпускаемый издательством "Большая Российская энциклопедия", представляет собой первый опыт однотомного справочно-энциклопедического издания, освещающего все периоды

Другие похожие документы..