Идеологические основы и политические программы южнороссийского белого движения и их практическая реализация (ноябрь 1917 1920 гг.). Историографическое исследование

Таким образом, изучение историографической литературы последнего десятилетия позволяет констатировать достаточно высокий уровень научной разработанности историографии Белого движения в Гражданской войне в России. Некоторые историографические аспекты такой крупной научной проблемы как: идеологические основания, политические программы южнороссийского Белого движения и опыт их реализации в ноябре 1917 – 1920 гг., освещались в ряде монографий, книг, диссертаций, статей. Именно этот факт дает основание для её соответствующей углубленной комплексной разработки – в специальном диссертационном исследовании.

Объект исследования – отечественная историография Белого движения в годы Гражданской войны в России.

Предмет исследования – научная деятельность советских и современных российских историков в области формирования и развития исторических знаний об идеологических основаниях, политических программах южнороссийского Белого движения и их практической реализации (ноябрь 1917 – 1920 гг.).

Хронологические рамкиисториографического исследования охватывают время от появления первых публикаций по теме в 1918 г. до настоящего времени.

Хронологические рамки изучаемого исторического периода определяются началом организованного сопротивления Советской власти на Юге России с ноября 1917 г., когда на Дону стали формироваться первые добровольческие отряды, до ноября 1920 г., когда остатки разбитых белых армий эвакуировались из Крыма за границу.

Научная проблема, решаемая в диссертации, заключается в разработке теоретико-методологических аспектов работы, выработке стратегии исследования и анализе её источниковой базы, изучении различных исторических концепций, факторов, обусловивших их появление, основных направлений, особенностей и ведущих тенденций развития научной проблемы в различные историографические периоды.

Логическим результатом проведенного исследования являются авторские оценки дискуссионных вопросов, общие выводы по работе и сформулированные диссертантом историографические уроки.

Цель диссертации заключается в проведении комплексного исследования для выработки научно научно-практических рекомендаций и предложений в интересах утверждения в исторической науке объективных, научно-обоснованных взглядов и концепций об идеологических основаниях, политических программах южнороссийского Белого движения и их практической реализации в России (ноябрь 1917 – 1920 гг.).

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие исследовательские задачи:

– разработка методологии исследования поднятой в диссертации проблемы и всесторонний анализ её источниковой базы;

– изучение особенностей развития историографии темы на этапе Гражданской войны (1917-1920 гг.)

– сравнение научных позиций ведущих исследователей, выявление важнейших тенденций и особенностей эволюции научных взглядов на исследуемую в настоящей диссертации научную проблему в советской исторической науке (20-е – первая половина 80-х гг.);

– изучение генезиса развития темы во время зарождения новых подходов в отечественной исторической науке (примерно вторая половина 1980-х – 1991 г.);

– выявление спорных и дискуссионных аспектов изучения идеологических оснований, политических программ южнороссийского Белого движения и опыта их реализации в процессе утверждения и становления новых подходов в отечественной исторической науке (примерно 1992 – до настоящего времени), и их анализ с учетом современных требований, предъявляемым к научным исследованиям;

– авторские обобщения по результатам проведенной работы, выведение историографических уроков, определение наиболее перспективных направлений в изучении темы, формулировка научно-практических рекомендаций, реализация которых будет способствовать дальнейшему развитию исторической науки.

Теоретико-методологические основы исследования

Работа строилась преимущественно на диалектическом методологическом подходе. Изучаемую проблему соискатель стремился рассматривать всесторонне, во взаимосвязи явлений, их постоянном развитии, конкретно исторически.

В качестве философско-социологического метода автор использовал исторический материализм. При этом он исходил из того, что творческое использование данного метода позволяет достаточно гибко рассматривать соотношение материальных и духовных факторов в оценке конкретных теорий, разработанных в рамках других социологических подходов. Более того, представляется, что длительное господство догматических интерпретаций марксистской философии в отечественном обществоведении делает это необходимым условием для творческого развития методологии историографических исследований.

В своей работе соискатель руководствовался такими основными принципами исторической науки, как историзм и объективность.

Руководствуясь принципом объективности, соискатель старался придерживаться следующих дополнительных методологических ориентиров: исключение авторских претензий на исчерпывающую полноту анализа и на оценку полученных результатов как абсолютной истины; обеспечение преемственности в проводимом исследовании; стремление избегать каких-либо заранее заданных оценочных суждений; всестороннее изучение как можно большего объема исторических фактов и на этой основе обоснование выводов; конкретность анализа историографических источников.

Историзм в диссертации обеспечивался, прежде всего, анализом каждого историографического факта и историографического источника в его развитии, взаимосвязи, взаимообусловленности; изучением поставленной научной проблемы в единстве прошлого, настоящего и будущего; рассмотрением всех историографических источников как с точки зрения их накопления и систематизации, так и с точки зрения оценки и интерпретации; стремлением оценивать мотивы действий исследователей с учетом доминирующих в тот период взглядов и представлений.

Применительно к историографическому исследованию принцип историзма реализовывался через рассмотрение событий и явлений в хронологической последовательности, а также через преемственность историографических периодов. Немаловажное значение диссертант придавал изучению историографических фактов в тесной связи с конкретными историческими условиями их появления.

В диссертации использованы такие общенаучные методы, как исторический и логический. Автор стремился изучить проблему синхронно и диахронно, то есть в пространственном и временном выражении, в перспективе и ретроспективе, учитывая её предшествующее и последующее состояния. Применены также методы: восхождения от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному, системный подход и системный анализ.

Из основных исторических методов научного исследования использовались историко-генетический, историко-типологический, историко-системный, проблемно-хронологический и другие, описанные в трудах отечественных ученых по теории и методологии исторических исследований1. Изучение и изложение исторического материала осуществлялось с позиции проблемно-хронологического подхода.

Автор стремился исследовать генезис рассматриваемой научной проблемы, выявить её сущность, характерные черты и особенности на различных историографических периодах. Историография идеологических оснований, политических программ южнороссийского Белого движения и их практической реализации (ноябрь 1917 – 1920 гг.) рассматривалась с учетом её включенности в общую историографию Гражданской войны и вместе с тем как самостоятельный объект исследования.

Диссертант подходил к изучению поднятой им научной проблемы как к весьма сложному противоречивому многогранному явлению, плодотворно исследовать которое возможно лишь на основе комплексного междисциплинарного подхода. Поэтому в работе были использованы такие методы анализа социальных процессов, как структурно-функциональный, деятельностный, психологический.

Автор настоящей диссертации не разделяет популярного в последнее десятилетие прошедшего столетия однозначно негативного подхода в оценке научной деятельности советских историков. Представляется, что концепция тоталитаризма, из которой он проистекает, носит излишне политизированный характер и не позволяет изучить проблему во всей её полноте и сложности. Диссертант поддерживает точку зрения тех ученых, которые рассматривают советскую историографию, исходя из концепции модернизации России от традиционного к индустриальному обществу, который проходил под лозунгами строительства социализма.

Источниковая база исследования. Специфика историографической диссертации во многом зависит от особенностей его источниковой базы. Главными элементами, которыми оперирует историограф, являются историографические источники. Под ними понимаются «те исторические источники, которые определяются предметом историографии и несут информацию о процессах, протекающих в исторической науке и в условиях ее функционирования»1.

С учетом приведенного определения историографические источники подразделены диссертантом на относительно самостоятельные видовые группы и подгруппы. В качестве важнейших критериев для такой классификации выступают происхождение, особенности содержания, степень научных обобщений, адекватность отражения исторической действительности, тематическая направленность, виды публикаций, авторство и т.д. Ими определяется важность и место источника в иерархии источниковой базы исследования. Принимая во внимание перечисленные критерии, в качестве основных элементов источниковой базы настоящего исследования можно считать литературу и документальные материалы.

Под литературой в источниковедческом аспекте историографического исследования идеологических оснований, политических программ южнороссийского Белого движения и их практической реализации (ноябрь 1917 – 1920 гг.) автор диссертации понимает всю совокупность разнохарактерных, но вместе с тем тематически ориентированных печатных или рукописных общественно значимых произведений письменности. По уровню научного анализа и обобщений среди них ведущую роль играют монографии, диссертации, научные и научно-популярные статьи в периодической печати, тематических сборниках, справочно-энциклопедических изданиях и др. Тенденции в развитии современной историографии Беглого движения на Юге России в годы Гражданской войны отражены в материалах научных конференций.

Отдельно выделяется учебная литература, включающая в себя учебники и учебные пособия или специальные разделы в них. К самостоятельной группе литературы относятся популярные книги и брошюры, рассчитанные на массового читателя. В исключительных случаях в качестве историографических источников могут выступать некоторые художественные произведения, которые в последнее время также становятся предметом историографического анализа1. Как правило, на основе учебной, научно-популярной и художественной литературы формируется общественное знание о Гражданской войне и о событиях, происходивших на Юге России. Эти виды сочинений отражают устоявшиеся в исторической науке важнейшие концептуальные положения. Поэтому в настоящем диссертационном исследовании их анализу уделено необходимое внимание.

К литературе, как историческому источнику, диссертант относит мемуары и воспоминания, написанные свидетелями и непосредственными участниками войны. Кроме записок белогвардейских генералов и офицеров2 в диссертации использовались и работы, основанные на личных воспоминаниях лидеров большевистской партии. Здесь выделяются произведения Л.Д. Троцкого «Моя жизнь» и «Как вооружалась революция»3, который в годы Гражданской войны находился в центре событий. В тексте указанных работ целиком приводятся документы, автором которых является Л.Д. Троцкий. Однако достоверность и полнота приводящейся в сочинениях подобного рода информации требует дополнительной проверки из-за выгодной для их авторов преднамеренной тенденциозности в подборе и интерпретации фактов.

Как сами события Гражданской войны, так и её историография, отражены в значительном количестве документальных материалов, позволяющих не только создать объективную и всесторонне аргументированную картину изучаемых событий, но глубже понять закономерности их научного осмысления.

Документальные источники по своей информативной направленности целесообразно подразделить на два вида: относящиеся собственно к истории войны и те, которые раскрывают процесс становления и развития историографии. Последние представлены, в первую очередь, документацией государственных учреждений и источниками личного происхождения, сохранившимися в личных фондах историков письмами, черновиками докладов и выступлений, набросками статей, рецензиями на научные труды и т.п.

Наиболее важными при подготовке историографического труда являются документы, отражающие процесс формирования и развития научных представлений об истории Гражданской войны. В первую очередь это постановления и решения партийно-государственных органов о развитии исторической науки, подготовке или издании конкретных научных трудов1.

К этой группе источников тесно примыкают различные замечания, мнения и решения первых лиц государства, сделанные по поводу проектов издания крупных научных работ. Это касается указаний руководителей советского государства о подготовке фундаментальных трудов и сборников документов, посвященных истории войны, оценок ведущими историками темы их научного творчества, содержания различных изданий и публикаций и по некоторым другим вопросам. Так, определенную информативную значимость имеют правки и замечания И.В. Сталина на макетах учебников по истории СССР, представленных ему на рецензирование в 1935 и 1937 гг.2 В свою очередь, в 1989 – 1990 гг. журнал «Вопросы истории КПСС» представил научной общественности пометки В.И. Ленина на первом томе книги А.И. Деникина «Очерки Русской Смуты»3. Изучение таких первоисточников позволяет проследить влияние высших органов государственной власти на формирование официальных концепций Гражданской войны, места и роли в ней Белого движения.

Среди личных документальных материалов историков большое значение имеют черновики неопубликованных рукописей и авторских предисловий к печатным изданиям, корректуры, автобиографии, анкеты, рецензии, частная переписка, дневниковые записи и др. Изучение этих источников позволило диссертанту проследить динамику эволюции научных взглядов ведущих историков темы, степень зависимости их творчества от воздействия различных факторов, детализировать условия подготовки крупных монографий, сборников документов и т.п.

Основная часть документов по вопросам развития историографии темы сосредоточена в фондах Российского государственного архива социально-политической истории. Так, в указанном архиве были проанализированы некоторые документы из фондов Центрального комитета КПСС (1898, 1903 – 1991), имеющие отношение к рассматриваемому периоду (РГАСПИ. – Ф.17). Представляют интерес документы Истпарта ЦК ВКП(б) за 1920 – 1935 гг. и Института марксизма-ленинизма (РГАСПИ. – Ф.70, 71). В них имеются, к примеру, неопубликованные статьи ученых и политических деятелей о лагере контрреволюции и Белом движении. Некоторые их фрагменты вошли в пятитомник «История Гражданской войны».

В качестве историографических источников диссертант использовал сообщения периодической печати, объясняющие историческую эпоху, в которой формировались новые воззрения на историю Гражданской войны и события на Юге России. Они помогали оценивать общественную атмосферу как фактор, влияющий на научное творчество историков.

  1. Идеологические основания, политические программы южнороссийского белого движения и их практическая реализация (ноябрь 1917 1920 гг.). Историографическое исследование

    Исследование
    Защита состоится « » 2011 г. в. часов на заседании диссертационного совета по историческим наукам (Д 215.005.06) в Федеральном государственном военном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Военный университет» (103001, г.
  2. Контрольная работа По предмету «История отечественного государства и права» «Белое» движение в России (1918-1920г г.)

    Контрольная работа
    Гражданские войны — самые жестокие, самые свирепые войны на земле. Уже одно это может определять интерес к ним исследователей. К тому же прошлая Гражданская война в России дает ключ для понимания и прогноза о будущей гражданской войне в России.
  3. Программа учебной дисциплины история россии 050401 История, история с дополнительной специальностью

    Программа
    1.2. Квалификация выпускника – учитель истории, учитель истории и права. Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки учителя истории, учителя истории и права по специальности 050401 История, история с дополнительной
  4. Монография посвящена вопросам появления и дальнейшей институционализации радикальных неправительственных религиозно-политических организаций на Северном Кавказе в постсоветский период,

    Монография
    Романченко Н.Е. Институционализация современных радикальных неправительственных религиозно-политических организаций на Северном Кавказе. – Москва - Ростов-на-Дону: Социально-гуманитарные знания, 2011.
  5. Учебное пособие Рекомендовано в качестве учебного пособия Редакционно-издательским советом (3)

    Учебное пособие
    Учебное пособие состоит из авторских лекций, посвященных основным проблемам отечественной истории. В работе отражены социально-политические, экономические процессы и показано культурное развитие России.
  6. Программа дисциплины «Отечественная история» для направления 080700. 62 «Бизнес-информатика» подготовки бакалавра

    Программа дисциплины
    Курс дает студентам четкое представление об основных тенденция исторического развития российского государства и общества в глобальной межцивилизационной перспективе с момента возникновения Киевского государства до начала III тыс.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине «история россии»

    Учебно-методический комплекс
    Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки бакалавра по направлению 050400.62 СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ при очной форме обучения – 4 года.
  8. Законы о вере и веротерпимости (Составил Я. А. Канторович). Спб.,1899

    Закон
    – 1 . - № 39. Главнейшие узаконения и распоряжения за 189 -1893 гг. – СПб.,1894. Дедюлин С.А. Недостатки порядка отчуждения земель на государственные и общественные надобности (Приложение к Сборнику Узаконений по отчуждению земель).
  9. История отечества с древнейших времен до наших дней

    Документ
    Энциклопедический словарь "История Отечества", выпускаемый издательством "Большая Российская энциклопедия", представляет собой первый опыт однотомного справочно-энциклопедического издания, освещающего все периоды

Другие похожие документы..