Справочник с комментариями к Федеральному закону от 6 октября 2003 года №131-фз «Об общих принципах организации местного самоупарвления в Российской Федерации»

Постатейный справочник с комментариями к Федеральному закону от 6 октября 2003 года

№ 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоупарвления в Российской Федерации»

Москва

2008

Авторский коллектив:

Бабичев Игорь Викторович, кандидат юридических наук, руководитель аппарата Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления, действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса – ст. 8, 10 – 12, 41, 66, 67, 80.

Кокин Игорь Александрович, координатор-эксперт Центра передовых технологий Академии народного хозяйства при Правительстве Российской Федерации, член Президиума Единого общероссийского объединения муниципальных образований (Конгресса) – гл.3, 4.

Пешин Николай Леонидович, доктор юридических наук, доцент кафедры

конституционного и муниципального права юридического факультета МГУ

им. М.В. Ломоносова – гл. 8, ст.68, 69, 83 (ч. 4 и 5).

Сергеев Алексей Аронович, доктор юридических наук, директор Независи-

мого института выборов – преамбула, ст. 1 – 7, 9, гл. 5, ст. 39, 40, 42 – 48, 79,

81, 82, 82.1.

Смирнов Борис Владимирович, член комиссии Совета по местному само-

управлению при Председателе Государственной Думы РФ, государственный

советник Российской Федерации 2-го класса – ст. 13, 13.1, 83 (части 1–3, 6,

7), 84–86.

Шугрина Екатерина Сергеевна, доктор юридических наук, доцент кафедры

конституционного и муниципального права России Московской государ-

ственной юридической академии – ст. 34 – 38, гл.10.

Научный редактор И.В. Бабичев

Редактор Б.В.Смирнов

Постатейный справочник с комментариями к Федеральному закону от

6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации» / Под редакцией И.В. Бабичева –

М., 2008. –368 с.

Издание представляет собой постатейный справочник с комментариями к

Федеральному закону от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации». Справоч-

ный материал и комментарии положений указанного Федерального закона

дает комплексное разъяснение наиболее важных положений названного За-

кона, содержит разъяснения различных вопросов, возникающих в процессе

его правоприменения. Справочные материалы в значительной степени бази-

руются на данных мониторинга, осуществляемого Министерством региональ-

ного развития Российской Федерации, иных статистических источниках, ис-

точниках права и практики правоприменения.

Книга предназначена для высших должностных лиц муниципальных об-

разований, депутатов, иных выборных должностных лиц местного само-

управления, должностных лиц местного самоуправления, муниципальных

служащих.

Издание осуществлено при финансовой поддержке

Министерства регионального развития Российской Федерации.

ПРЕДИСЛОВИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА

Сегодняшний этап развития местного самоуправления в современной Рос-

сии истоком своим восходит к результатам работы правительственной комис-

сии под руководством Д.Н. Козака по разграничению полномочий между уров-

нями публичной власти, которая с июля 2001 года по май 2002 года создала

основы концепции разграничения полномочий между государственной и муни-

ципальной властью и основы новой территориальной архитектуры местного

самоуправления.

Руководствуясь этой концепцией, группа Министерства экономического

развития РФ под руководством В.В. Шипова, в работе которой довелось при-

нять участие и автору этих строк, в июле-сентябре 2002 года создала основной

правовой материал нового Федерального закона об общих принципах орга-

низации местного самоуправления.

В последующие месяцы проект Федерального закона беспрецедентно ши-

роко обсуждался со всеми заинтересованными субъектами муниципального

развития – руководителями и специалистами органов государственной власти

федерального и регионального уровня, руководителями и специалистами ор-

ганов местного самоуправления, объединениями муниципальных образова-

ний, учеными и экспертами в сфере местного самоуправления и муниципаль-

ного права, представителями общественности и средств массовой информа-

ции. Выработке позиций по проекту Федерального закона были посвящены

три сессии Конгресса муниципальных образований Российской Федерации,

целый ряд конференций, круглых столов, семинаров и совещаний.

Значительный вклад в создание основ местного самоуправления в стране

в тот период сыграла рабочая группа по вопросам развития местного самоу-

правления Государственного совета РФ во главе с С.С. Собяниным, работа

Комитетов Государственной Думы и Совета Федерации по вопросам местного

самоуправления во главе с В.С. Мокрым, Р.З. Алтынбаевым и Л.Ю. Рокецким

Выступая перед участниками XIII сессии Конгресса муниципальных обра-

зований в ноябре 2003 года Президент Российской Федерации В.В. Путин под-

черкнул, что «обновленный закон об общих принципах местного самоуправле-

ния… сегодня многое расставляет по своим местам. Он направлен на децентра-

лизацию власти там, где это необходимо, и уточнение ее ответственности перед

народом… Сегодня практически ясно, какие обязательства местные власти име-

ют перед гражданами, и какими ресурсами они обладают для их выполнения»1.

Сейчас над развитием законодательных основ местного самоуправле-

ния на федеральном уровне трудятся коллективы Комитета Государственной

Думы РФ по вопросам местного самоуправления во главе с его председате-

лем, главой Всероссийского совета местного самоуправления В.С. Тимченко и

Комитета Совета Федерации РФ по вопросам местного самоуправления, воз-

главляемого президентом Общероссийского Конгресса муниципальных обра-

зований С.М. Киричуком, профильных департаментов Министерства регио-

нального развития РФ во главе со статс-секретарем – заместителем министра

А.В. Раковой. Заметный вклад в развитие правовых основ местного самоуправ-

ления вносит комиссия по вопросам местного самоуправления и жилищной

политики Общественной палаты РФ во главе с Л.В. Давыдовым.

1 Сборник материалов XIII (расширенной) Сессии Конгресса муниципальных образо-

ваний Российской Федерации. – М.: АИОМСУ, 2004. – С. 7

3

Принятие 6 октября 2003 года Федерального закона «Об общих принципах

организации местного самоуправления в Российской Федерации», сопряжен-

ное с принятием в августе 2003 года обширных изменений и дополнений в Фе-

деральный закон «Об общих принципах организации законодательных (пред-

ставительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах

Российской Федерации» 1999 года №184-ФЗ потребовало внесения систем-

ных изменений в целый ряд федеральных законов, прежде всего в Налоговый

и Бюджетный кодексы РФ, а также принятия ряда федеральных законов, раз-

вивающих положения принятого Федерального закона и предусмотренного им

(таких, как Федеральные законы «О муниципальной службе в Российской Фе-

дерации», «О государственной регистрации уставов муниципальных образова-

ний» и ряд других), и прекращения действия федеральных законов из прежней

правовой системы регулирования местного самоуправления. Эти процессы и

составили нормативный базис муниципальной реформы.

Год 2008 завершает ее весьма длинный, пятилетний переходный период.

За это время в Федеральный закон внесено тридцатью семью федеральными

законами около 250 поправок. Во дни написания этих строк готовятся еще два

законопроекта с изменениями и дополнениями комментируемого Федераль-

ного закона, изложенного в Справочнике в редакции от 23.07.2008 г., и кото-

рые с высокой степенью вероятности вступят в силу до конца текущего года.

Большинство вносимых поправок, по замыслу законодателя, были направле-

ны как на развитие правовой системы местного самоуправления, совершен-

ствование разграничения полномочий между всеми уровнями публичной вла-

сти, так и на устранения дефектов и пробелов Федерального закона и муници-

пального права в целом.

Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ – третий и наиболее

сложный по своей нормативной конструкции закон о местном самоуправле-

нии в современной России. Именно сложность предмета регулирования и

сложность правовых конструкций Федерального закона обусловило принятие

многочисленных изменений, которые были внесены в корпус закона (практи-

чески во все его главы) после его принятия. Эти инкорпорированные в текст

закона новые нормы, не всегда могущие быть полностью сопряженными с его

основной тканью, с высокой вероятностью могли создать коллизии норм как

внутри самого Федерального закона, так и дефекты и коллизии норм во всей

системе федерального законодательства о местном самоуправлении. В извест-

ной степени законодателю удалось избежать этого, однако осмысление и

освоение новой правовой ткани Федерального закона продолжается.

Именно об этом говорил на научном семинаре, проведенном в Институте

государства и права РАН в апреле 2007 года и посвященном пробелам и коллизи-

ям в законодательстве о местном самоуправлении, видный отечественный уче-

ный в области конституционного и муниципального права проф. С.А. Авакьян:

«Очень важный для модели местного самоуправления вопрос – о нормативной

базе… Федеральный закон «Об общих принципах организации местного само-

управления в Российской Федерации» на самом деле только по названию являет-

ся главным актом для местного самоуправления. А по существу для всех отраслей

есть свои, отраслевые законы. И проблема их соотношения с Федеральным за-

коном … существовала, существует и будет существовать. …Но первая проблема

на федеральном уровне, требующая решения, – нужно свести, синхронизиро-

вать Федеральный закон от 6 октября 2003 года №131-ФЗ … и другие законы»1.

1 Авакьян С.А. Особенности российской правовой модели местного самоуправления и

пути ее совершенствования // В сб.: Пробелы и коллизии в законодательстве Россий-

ской Федерации о местном самоуправлении / Под общей редакцией В.С. Мокрого. –

М.: Издание Государственной Думы, 2008. – С. 20.

4

Муниципальное право и законодательное регулирование муниципальных

правоотношений – развивающееся явление, отражающее в праве реальные,

порой непростые процессы жизнедеятельности наших городов и поселений и

их жителей. Тем, кто взял на себя смелость объяснять закон, необходимо учи-

тывать динамизм его изменений.

Перед комментаторами федерального законодательства о местном само-

управлении стоит непростая, многоцелевая задача – на профессиональном,

но в то же время доступном для широких слоев правоприменителей языке объ-

яснить нормы и правовые конструкции Федерального закона, их соотноше-

ния между собой, их соотношения и взаимодействие с нормами других феде-

ральных законов, регулирующих правовые предметы как в сфере местного

самоуправления, так и в смежных с ним сферах права.

Предлагаемый заинтересованному читателю жанр постатейного

справочника-комментария Федерального закона, созданного в рамках Феде-

ральной целевой программы государственной поддержки развития муниципальных

образований и создания условий для реализации конституционных полномочий

местного самоуправления, предполагает порой более широкое, чем просто ком-

ментарий, изложение тех или иных статей, тех или иных норм Закона с при-

мерами актуальных ситуаций и судебной практики. Коллектив авторов – из-

вестных специалистов и практиков местного самоуправления и муниципаль-

ного права – на основании многолетних исследований и публикаций изложил

– кратко, сколь это позволяет ограниченный объем печатных страниц – но

ёмко, сколь это возможно, свой научный и справочный комментарий и свое

правовое видение норм, правовых конструкций Закона и их правопримене-

ния.

Считаю необходимым выразить признательность за профессиональную и

неизменно благожелательную помощь в подготовке этого издания директору

департамента федеративных отношений и местного самоуправления Мини-

стерства регионального развития РФ С.В. Шипову и его заместителю Е.А. Ко-

диной. Благодарю за техническую поддержку работы над справочником глав-

ного консультанта Комитета Государственной Думы РФ по вопросам местного

самоуправления Н.Р. Калантарову и руководителей Агентства муниципально-

го развития Л.В. Олейник и П.В. Максимова.

Выражаю признательность – редактору справочника-комментария Бори-

су Владимировичу Смирнову, видному специалисту законодательного процес-

са, человеку, который принимал непосредственное участие в создании право-

вого материала трех из четырех законов о местном самоуправлении, созданных

в нашей стране, – Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления

и местного хозяйства в СССР» 1990 года, Федерального закона «Об общих

принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»

1995 года, Федерального закона «Об общих принципах организации местного

самоуправления в Российской Федерации» 2003 года, многие годы осущест-

влявшему правовое обеспечение деятельности профильных комитетов и под-

разделений Верховного Совета СССР, Государственной Думы РФ, Конгресса

муниципальных образований РФ.

Очень хочется надеяться, что наш скромный, но профессиональный и от-

ветственный труд будет полезен всем тем, кто созидает жизнь в наших городах

и весях и живет в них.

И. Бабичев

ноябрь 2008 года,

г. Москва

ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ

МЕСТНОГО CАМОУПРАВЛЕНИЯ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральный закон

от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ

(в ред. Федеральных законов от 19.06.2004 53-ФЗ, от 12.08.2004

№ 99-ФЗ, от 28.12.2004 № 183-ФЗ, от 28.12.2004 № 186-ФЗ,

от 29.12.2004 № 191-ФЗ, от 29.12.2004 №199-ФЗ, от 30.12.2004

№ 211-ФЗ (ред. 26.12.2005), от 18.04.2005 № 34-ФЗ, от 29.06.2005

№ 69-ФЗ, от 21.07.2005 № 93-ФЗ, от 21.07.2005 № 97-ФЗ,

от 12.10.2005 № 129-ФЗ, от 27.12.2005 № 198-ФЗ, от 31.12.2005

№ 199-ФЗ, от 31.12.2005 № 206-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ,

от 15.02.2006 № 24-ФЗ, от 03.06.2006 № 73-ФЗ, от 18.07.2006

№ 120-ФЗ, от 25.07.2006 № 128-ФЗ, от 27.07.2006 № 153-ФЗ,

от 16.10.2006 № 160-ФЗ, от 01.12.2006 № 198-ФЗ, от 04.12.2006

№ 201-ФЗ, от 29.12.2006 № 258-ФЗ, от 02.03.2007 № 24-ФЗ,

от 26.04.2007 № 63-ФЗ, от 10.05.2007 № 69-ФЗ, от 15.06.2007

№ 100-ФЗ, от 18.06.2007 № 101-ФЗ, от 21.07.2007 № 187-ФЗ,

от 18.10.2007 № 230-ФЗ, от 04.11.2007 № 253-ФЗ, от 08.11.2007

  1. Учебно-методический комплекс для студентов специальности 351200 Налоги и налогообложение

    Учебно-методический комплекс
    Настоящий учебно-методический комплекс предназначен для лиц, обучающихся в высших учебных заведениях по специальности «Налоги и налогообложение». Он включает в себя программу курса, планы семинарских и практических занятий, задания
  2. Рабочая учебная программа дисциплины «Конституционное право» Организационно-методический раздел дисциплины

    Рабочая учебная программа

Другие похожие документы..