«Этапы развития р оссийской космонавтики»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №12» г. Калуги

Классный час на тему:

«Этапы развития российской космонавтики»

Учитель физики:.

Учитель физики: Дурманова С.А.


Внеклассное мероприятие

"Этапы развития российской космонавтики"

Цель: вспомнить, перечислить этапы развития космонавтики, конструкторские изобретения ставшие решающими факторами в деле “победы человека над космосом” и принесшие славу и приоритет советской науке.

Задачи:

- воспитательная: воспитывать патриотизм, чувство гордости за достижения человеческого разума и за достижения советской науки и народа, самоотверженно создающего материальную основу “победы человека над космосом”; воспитывать волю к победе на исторических примерах.

- развивающая: развивать интерес к физике, технике и отечественной истории. Анализировать полученные сведения, приводить их в систему.

“Человечество не останется вечно на Земле,

но в погоне за светом и пространством сначала

робко проникнет за пределы атмосферы,

а затем завоюет себе все

околосолнечное пространство”.

К.Э. Циолковский

Ход мероприятия:

Сегодня наш классный час посвящается году Российской космонавтики, который будет отмечаться в 2011 году. На этом мероприятии я расскажу вам о наиболее значимых этапах развития космонавтики.

Человек постоянно стремился к небу. Сначала – мыслью, взором и на крыльях , затем- с помощью воздухоплавательных и летательных аппаратов, космических кораблей и орбитальных станций. О существовании галактик еще в прошлом веке никто даже не подозревал. Млечный Путь никем не воспринимался ,как рукав гигантской космической спирали. Даже обладая современными знаниями, невозможно воочию увидеть такую спираль изнутри. Нужно удалиться на много-много световых лет за ее пределы, чтобы увидеть нашу Галактику в ее подлинном спиральном обличии. Впрочем. Астрономические наблюдения и математические расчеты, графическое и компьютерное моделирование, а также абстрактно-теоретическое мышление позволяют сделать это, не выходя из дома. Но стало это возможно лишь в результате долгого и тернистого развития науки. Чем больше мы узнаем о Вселенной, тем больше возникает новых вопросов.

Чтобы вывести на орбиту космический корабль нужны мощные ракетные двигатели и топливо для них. А для производства корпуса ракеты требовались легкие и прочные материалы, которые не боятся высоких переменных температур. Ученым пришлось подумать о надежных средствах связи между космическим кораблем и Землей. Были созданы приборы, которые ориентируют космические корабли в полете.

Знаете ли Вы? В переводе с греческого языка слово “Космонавтика” означает “кораблевождение”.

А по решению Международной авиационной федерации 12 апреля отмечается Всемирный день авиации и космонавтики.

В России мы отмечаем День космонавтики в ознаменование первого полета человека в космос.

Праздник установлен указом Президиума Верховного Совета СССР от 9 апреля 1962 года.

В 1955 году было принято решение о строительстве стартовой площадки для космических ракет. Это было в Казахстане, вдали от крупных населенных пунктов. Место нахождения космодрома – Байконур.

Этап теоретической космонавтики.

Рассказ об одном из основоположников космонавтики К.Э. Циолковском и его теоретических расчетах полетов космических ракет.

ЦИОЛКОВСКИЙ Константин Эдуардович

Константин Эдуардович Циолковский родился в 1857 году 17 сентября в русском селе Ижевское Рязанской губернии, в семье польского дворянина, служившего по ведомству государственных имуществ. В 1860 году семья Циолковских переехала в Рязань. В возрасте 9 лет Константин Циолковский заболел скарлатиной. В результате осложнения после болезни он частично потерял слух. Это событие оказало огромное влияние на его дальнейшую жизнь.

В 1868 году семья Циолковских переезжает в Вятку. В 12 лет Константин поступает в гимназию, но учеба ему не дается, в том числе и из-за плохого слуха. Ко всему этому в 1870 году умирает мать Циолковского, что еще больше замыкает мальчика в самом себе. И спустя 3 года после поступления его отчисляют из гимназии за неуспеваемость и плохое поведение. Он начинает заниматься образованием самостоятельно. Единственными друзьями мальчика становятся книги. В отличие от гимназических учителей книги щедро оделяют его знаниями и никогда не делают ни малейших упреков. В это же время Константин Циолковский приобщается к техническому и научному творчеству.

И вот уже через два года в 1873 году для отца становятся очевидными способности сына, и он решает послать мальчика в Москву для продолжения образования. В Москве в течение 3 лет он самостоятельно и с успехом изучает химию, физику, астрономию, высшую математику, аналитическую геометрию.

В 1876 году Циолковский в возрасте 19 лет возвращается в Вятку, с большим багажом знаний и технических идей. Именно с этого момента можно отсчитывать начало увлечения Циолковского аэродинамикой.

В 1878 году семья Циолковских возвращается в Рязань.

В 1879 году Константин Циолковский построил первую в мире центробежную машину (предшественницу современных центрифуг) и провел на ней опыты с разными животными. Вес рыжего таракана был увеличен в 300 раз, а вес цыпленка - в 10, без малейшего для них вреда.

В 1880 году Константин Циолковский сдает экзамены на звание учителя уездной школы и переезжает в Боровск по назначению от Министерства просвещения на свою первую государственную должность. В том же году Циолковский женится на Варваре Евграфовне Соколовой. Молодая чета начинает жить отдельно, и молодой ученый продолжает физические опыты и техническое творчество. В доме у Циолковского сверкают электрические молнии, гремят громы, звенят колокольчики, пляшут бумажные куколки.

В это же время Циолковский самостоятельно разрабатывает кинетическую теорию газов и отправляет рукопись в Русское физико-химическое общество в Петербург, незадолго до этого основанное Менделеевым. И вскоре он получает ответ от Менделеева: кинетическая теория газов уже открыта... 25 лет назад. Но даже эта, казалось бы, неудача принесла Циолковскому известность в мире науки. В Русском физико-химическом обществе поверили в самостоятельность разработок Циолковского и пригласили его войти в состав этого общества.

Циолковский все больше приобщается к науке и технике, окончательно выбрав для себя аэродинамику, как дело всей жизни. С практической точки зрения аэродинамику он начинает с попыток создания цельнометаллического аэростата. Но ему не удается довести дело до реализации проекта.

В 1891 году в трудах Общества любителей естествознания публикуется статья Циолковского "Давление жидкости на равномерно движущуюся в ней плоскость".

В 1892 году семья Циолковских переезжает в Калугу в связи с переназначением Константина Эдуардовича по службе.

В это время Циолковский начинает писать статьи и просто мысли и рассказы. Публикуется его фантастическая повесть "На Луне". В 1894 году в журнале "Наука и жизнь" публикуется работа "Аэроплан или птицеподобная (авиационная) летательная машина".

В 1897 году Циолковский строит аэродинамическую трубу. Эта труба стала второй в России (первую построил в 1871 году в Петербурге инженер Пашкевич для исследования вопросов баллистики). Циолковский же стал первым в вопросах поиска закономерностей полета с малыми скоростями. Он стал одним из основателей новой науки - экспериментальной аэродинамики.

10 мая 1897 года Циолковский вывел формулу, установившую зависимость между скоростью ракеты в любой момент, скоростью истечения газов из сопла, массой ракеты и массой взрывных веществ. Закончив математические записи, Циолковский машинально поставил дату: 10 мая 1897 года. Разумеется, он ни на секунду не подозревал, сколько радости доставит впоследствии историкам находка пожелтевших и измятых листков. Ведь написав дату вычислений, Циолковский, сам того не ведая, закрепил свое первенство в вопросах научного освоения космоса.

В 1900 году Академия наук приняла решение помочь Циолковскому в проведении опытов по аэродинамике. Циолковский на основе опытов выводит формулу, связывающую потребную мощность двигателя с аэродинамическим коэффициентом сопротивления и коэффициентом подъемной силы. Эти труды легли в основу его работы "Исследование мировых пространств реактивными приборами", первая часть которой была опубликована в 1903 году в "Научном обозрении". В этом пионерском труде Циолковский полностью доказал невозможность выхода в космос на аэростате или с помощью артиллерийского орудия, вывел зависимость между весом топлива и весом конструкций ракеты для преодоления силы земного тяготения, высказал идею бортовой системы ориентации по Солнцу или другим небесным светилам, проанализировал поведение ракеты вне атмосферы, в среде, свободной от тяготения. Правда, результат первой публикации оказался совсем не тот, какого ожидал Циолковский. Ни соотечественники, ни зарубежные ученые не оценили эти исследования.

За период с 1898 по 1902 год Константин Эдуардович опубликовал 16 статей по вопросам воздухоплавания и аэродинамики.

В 1911 году "Вестник воздухоплавания" публикует вторую часть труда "Исследование мировых пространств реактивными приборами". В ней Циолковский вычисляет работу по преодолению силы земного тяготения, скорость и время полета. На этот раз статья Циолковского наделала много шума в научном мире. Циолковский обрел много друзей в мире науки. В 1914 году выходит дополнение к данной работе. Эта работа считается самым ценным трудом Циолковского и закрепляет его первенство в исследовании вопросов космической техники.

Социалистическая революция в России изменила жизнь Циолковского к лучшему. Он с радостью встретил перемены в политической жизни страны. Фигура Циолковского пришлась ко двору новому руководству страны. В 1921 году Совет Народных Комиссаров РСФСР принимает решение о назначении Циолковскому персональной пенсии.

В 1926 году публикуется большой труд Циолковского "Исследование мировых пространств реактивными приборами".

19 сентября 1935 года на 78 году жизни Константин Эдуардович Циолковский умирает.

О своём смысле жизни Циолковский говорил так:

“Основной мотив моей жизни – не прожить даром, продвинуть человечество хоть немного вперёд. Вот почему я интересовался тем, что не давало мне ни хлеба, ни силы, но я надеюсь, что мои работы, может быть скоро, а может быть и в отдалённом будущем, дадут горы хлеба и бездну могущества…человечество не останется вечно на Земле, но в погоне за светом и пространством сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе всё околосолнечное пространство”.

Так на берегах Оки взошла заря космической эры. Правда, результат первой публикации оказался совсем не тот, какого ожидал Циолковский. Ни соотечественники, ни зарубежные ученые не оценили исследования, которым сегодня гордится наука. Оно просто на эпоху обогнало свое время.

Этап практической космонавтики.

Рассказ о строительстве и испытаниях космических аппаратов под руководством С.П. Королева.

КОРОЛЕВ Сергей Павлович(30 декабря 1906 (12 января 1907), Житомир — 14 января 1966, Москва) - советский ученый и конструктор в области ракетостроения и космонавтики, главный конструктор первых ракет-носителей, ИСЗ, пилотируемых космических кораблей, основоположник практической космонавтики, академик АН СССР, член президиума АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда...

Сергей Павлович Королёв родился 12 января 1907 г. в Житомире в семье учителей.

В 1922 г поступил в одесскую стройпрофшколу, которую окончил два года спустя. В 1924 г. поступил в Киевский политехнический институт. В 1926 г. перевелся на вечернее отделение МВТУ.

Еще в начале 20-х годов Королёв спроектировал свой первый планер. Позднее планеры его конструкции примут участие во Всесоюзных планерных состязаниях, получив высокие отзывы. После завершения МВТУ Королёв работает на предприятиях авиационной промышленности.

В 1930 г. Королёв защищает дипломный проект легкомоторного самолета. Научным руководителем молодого конструктора был сам Туполев. После защиты Королёв получает профессию инженера-аэромеханика.

Вместе с последователем Циолковского Фридрихом Артуровичем Цандером организует в 1931 г. одну из первых в СССР ракетных организаций - группу изучения реактивного движения (ГИРД). Руководит строительством и полетными испытаниями опытных ракет, разрабатывает проект ракетоплана - полусамолета-полуракеты.

В 1933 г. назначается заместителем начальника Реактивного Научно-Исследовательского Института (РНИИ). Конструирует опытные ракеты, строит ракетоплан. Выступает с докладами на Всесоюзных конференциях по вопросам использования крылатых ракет для изучения стратосферы.

В 1938 г. необоснованно репрессирован и осужден на длительный срок заключения. Вначале отбывает его на Колыме. В годы Великой Отечественной Войны работает в КБ особого режима. Освобожден в 1944 г. и на следующий год откомандирован в Германию, где в составе Технической комиссии знакомится с трофейной ракетной техникой. Королёв по-отечески относился к Гагарину. Их часто видели вместе.

С 1946 г. и до конца жизни Королёв - Главный Конструктор баллистических ракет дальнего действия, ракетно-космических систем - ракет-носителей "Спутник", "Восток" и ее модификаций, летательных аппаратов-кораблей "Восток", "Восход", автоматических межпланетных станций, специализированных спутников Земли. Под руководством Королёва в 1957 г. запущен первый в мире искусственный спутник Земли, в 1961 г. первый пилотируемый космический корабль "Восток", подготовлен проект лунной транспортной системы Н-1.

За выдающийся вклад в оборону Родины и развитие практической космонавтики академик Королёв был дважды (в 1956 и 1961 гг.) удостоен звания Героя Социалистического Труда, получил Ленинскую премию (1957) и золотую медаль имени Циолковского.

Умер 14 января 1966 года в результате сердечного приступа. Вплоть до последнего дня не прекращал активной работы на своем посту, который считал для себя крайне важным и почетным.

Похоронен в Кремлевской стене на Красной площади. Постановлением Правительства России от 1996 г. именем Королёва назван бывший город Калининград Московской области, где находится российский Центр Управления Полетами. На обратной стороне Луны именем Королёва назван кратер диаметром 460 км.

Учёными космической эры по праву можно назвать Николая Егоровича Жуковского, Ивана Всеволодовича Мещерского, Фридриха Артуровича Цандера, Мстислава Всеволодовича Келдыша, и многих других.

Всех этих ученых можно считать родными братьями хотя бы потому, что все они были верными сыновьями России и потому, что все были одержимы и проникнуты идеей освоения космического пространства.

Первый искусственный спутник Земли и полеты животных.

Рассказ о запуске первого искусственного спутника Земли (ИСЗ) 4 октября 1957 года и о полетах различных животных в космос.

04.10.1957. С космодрома Байконур осуществлен пуск ракеты-носителя "Спутник", которая вывела на околоземную орбиту первый в мире искусственный спутник Земли. Этот старт открыл космическую эру в истории человечества.

03.11.1957 года в безжизненном, холодном, всегда черном пространстве космоса забилось живое сердце. В герметической кабине спутника жила, дышала, летела над миром собака Лайка. Лайка — советская собака-космонавт, первое животное, выведенное на орбиту Земли. Была запущена в космос 3 ноября 1957 года в половине шестого утра по московскому времени на советском корабле «Спутник-2». На тот момент Лайке было около двух лет, и вес — около 6 килограммов.

Возвращение Лайки на Землю не планировалось. Как и многие другие животные в космосе, собака погибла во время полёта — через 5-7 часов после старта она умерла от стресса и перегрева, хотя предполагалось, что она проживёт около недели.

(Перед полётом: Для экспериментальных запусков с целью подтверждения безопасности космических полётов предлагались мыши, крысы и собаки. Рассматривался вариант запусков и с обезьянами, но выбор пал на собак, так как они лучше поддаются дрессировкам и более спокойны, чем обезьяны.

Конструкторы установили предел веса собак в 6-7 кг, однако маленькие породистые собаки не годились для полёта, чаще всего они были изнежены, слишком требовательны к пище и недостаточно выносливы. Поэтому собак отбирали из питомника бездомных животных. По рекомендациям специалистов по кино-, фото- и телеаппаратуре решено было отбирать белых собак, потому что белые лучше выглядели в кадре. Из всех белых затем отсеивали по результатам тренировок в барокамерах, на центрифугах и вибростендах.

Из 10 собак 3 претендовали на первый космический полёт с живым существом на борту: Альбина, Лайка и Муха. Альбина уже совершила 2 суборбитальных полёта, но её пожалели, потому что она ждала потомство, и решили, что она будет дублёром. Муху не выбрали из-за небольшой кривизны лап, что выглядело бы некрасиво на фотографиях, и её сделали «технологической собакой». На ней тестировали работу аппаратуры и различных систем.

Перед полётом Лайке сделали операцию, в ходе которой установили датчики дыхания на рёбра и датчик пульса около сонной артерии.

В течение последнего этапа собак тренировали длительное время в макете контейнера. Когда Лайка была уже на Байконуре, её сажали на несколько часов в кабину, где она привыкала к кормушке, ношению датчиков, комбинезона, ассенизационному устройству и нахождению в замкнутом пространстве.

Комбинезон Лайки крепился к контейнеру маленькими тросиками. Их длина позволяла принимать Лайке лежачее, сидячее положение, а также немного передвигаться назад—вперёд. В нижней трети тросиков стояли контактно-реостатные датчики, назначением которых была регистрация двигательной активности.

Утром 31 октября 1957 года началась подготовка к посадке в спутник. Лайке обработали кожу разбавленным спиртом, места выходов проводов от датчиков обработали йодом. В середине дня Лайку посадили в герметичную камеру, в час ночи её установили на ракету. Незадолго до полёта пришлось разгерметизировать камеру и дать попить воды: наблюдающему медперсоналу показалось, что собака хочет пить.

  1. План р оссийской федерации основные направления развития радионавигационных систем и средств (1)

    Документ
    Настоящий План разработан в соответствии с межведомственным «Решением об определении федеральных органов исполнительной власти, ответственных за поддержание, развитие и использование единой системы навигационно-временного обеспечения
  2. План р оссийской федерации основные направления развития радионавигационных систем и средств (2)

    Документ
    Настоящий План разработан в соответствии с межведомственным «Решением об определении федеральных органов исполнительной власти, ответственных за поддержание, развитие и использование единой системы навигационно-временного обеспечения
  3. Борис Грызлов Мониторинг сми 4 октября 2006 г

    Документ
    ВЕДУЩИЙ: Начнем со срочного сообщения агентства РИА "Новости". Только что стало известно, что Россия внесла проект резолюции по Грузии в Совет Безопасности ООН.
  4. Темы для сообщений Наш край (город) в пореформенный период. 2

    Список учебников
    Эти проблемы в значительной степени порождались половинчатым, непоследовательным характером крестьянской реформы 18 1 г.
  5. Издательство с. Петервургского университета

    Учебное пособие
    В учебном пособии излагаются события российской истории с 1991 г. до наших дней. Достаточно подробно освещаются эволюция государ­ственности, социальное и экономическое развитие страны, становление новой системы права, внешней политики.

Другие похожие документы..