Программа утверждена собранием Совета Организации

УТВЕРЖДАЮ

--------------------------------------------------------

Начальник Департамента образования и науки

Администрации Костромской области

КОСТРОМСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

«ДУХОВНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ЦЕНТР «КОСТРОМА»

Программа утверждена собранием

Совета Организации

Протокол №8 от 05.12.2005г.

Председатель КРОО ДПЦ

«Кострома»

Богданова Г.В.

Экскурсионно-просветительская социокультурная программа

«Животворящие святыни»

Возрастной состав участников не ограничен

Срок реализации программы: 3 года

Авторы и руководители программы

Протоиерей Виталий Шастин

Богданова Г.В.

Тишенкова Л.П.

Кострома 2006 год

Программа «Животворящие святыни»

- решает актуальную проблему приобщения детей, родителей, педагогов к социокультурному опыту, национальному наследию России;

- рассматривает проблему воспитания любви и привязанности к Отечеству, родной земле, ее святыням, культуре, прошлому и настоящему;

- раскрывает сущность духовно-нравственных идеалов; как надежных ориентиров в быстроменяющемся мире.

В программе определены цели, уровни содержания материала.

Программа содержит тематическое планирование, которое соответствует поэтапной организации деятельности.

Многоуровневый характер программы позволяет многократно переосмысливать содержание духовно-нравственных категорий, лежащих в основе всех видов деятельности.

Программа интегрирует на основе истоковедения различные образовательные области:

- естествознание;

- экология;

- духовная и культурная антропология;

- искусство;

- физическая культура и здоровье;

- краеведение.

Предлагаемое содержание обладает большим образовательным и воспитательным потенциалом, удовлетворяет потребности и интересы детей и взрослых на основе активного участия в значимых видах деятельности во время путешествия по святым местам Костромского края.

Содержание программы и особенности методики обучения и воспитания, представляют интерес для работников учреждений дополнительного образования, а также педагогов общеобразовательных учреждений, решающих идеи личностно-деятельного подхода.

Результаты апробации позволяют говорить о высокой результативности программы и являются предпосылкой ее успешной реализации.

Программа имеет дидактическое и методическое сопровождение.

Программа «Животворящие святыни»

Комплексная программа «Животворящие святыни» реализуется в Костромской региональной общественной организации «Духовно-Просветительский центр «Кострома», задача которой - ввести в содержание образования систему категорий и понятий духовно-нравственного и социокультурного характера, что способствует становлению целостной системы обучения и воспитания.

В настоящее время идет переоценка роли и места религии в истории России, признается ее большое влияние на духовное и нравственное становление человека, поэтому необходимостью времени стала религиозная образованность граждан, знание традиций православия, национальной культуры нашего края. Все вышесказанное помогает предостеречь человека от духовных подмен и суррогатов массовой культуры. В данной программе раскрываются духовно-нравственные идеалы, которые воспринимаются как надежный и верный ориентир в быстро меняющемся мире.

Программа «Животворящие святыни» - это целостная система активного обучения и воспитания, основанная на приобщении детей, родителей, педагогов к памятникам и святыням России. Через знакомство с памятниками старины передается духовный опыт человечества, что способствует восстановлению связей между поколениями. Программа помогает вызвать чувство благодарной любви, прочной укорененности и привязанности к Отечеству, к родной земле, ее святыням, культуре, прошлому и настоящему. Благодаря данной программе духовно-нравственные идеалы воспринимаются как надежный и верный ориентир в быстро меняющемся мире. Ценности внутреннего мира человека раскрываются через категориивера, верность, правда, честь, надежда, согласие, терпение, послушание, любовь, милосердие, доброта, мудрость – что позволяет участникам программы задуматься над традиционным, религиозным толкованием духовно-нравственных ценностей.

Апробация программы показывает, что она благотворно воздействует на развитие сферы чувств, восприятия и нравственных установок участников программы, пробуждает интерес к своему внутреннему миру, укрепляет веру в собственные возможности, способствует раскрытию внутренних ресурсов человека. Программа:

1) взаимодействует с региональной программой развития «Социокультурные истоки» и программой «Воспитание на социокультурном опыте» во внешкольной деятельности; со школьным и дополнительным образованием на основе единых ценностей и категорий;

2) использует традиционные, развивающие и социокультурные технологии, направленные на развитие ресурсов личности (ребенка, родителей, педагогов) и духовно-нравственное обновление каждого;

3) опирается на социокультурный инструментарий серии «Жития святых» в активных формах.

Содержание программы помогает развивать целостное видение мира благодаря интеграции различных образовательных областей:

  • естествознание и экология;

  • духовная и культурная антропология;

  • социальная практика;

  • искусство;

  • физическая культура и здоровье;

  • краеведение.

Знакомство с редкими растениями и фауной края помогает развитию интереса каждого к охране природы, к изучению биологии, географии, экологии и других наук о Земле. История и культура, ратные подвиги и судьбы соотечественников, мастера-умельцы и народное творчество – все становится предметом познания участников программы, источником их социального, личностного и духовного развития.

Развитие программы «Животворящие святыни» в системе образования привносит новые значительные возможности для ее успешной реализации. Благодаря тому, что основу педагогического процесса составляет педагогика сотрудничества, сотворчества, взаимоуважения детей и взрослых, формируется особая образовательная среда, создающая ситуацию успеха как для ребенка, так и для педагога в процессе воспитания. Возникает творческая атмосфера заинтересованности каждого, что является мощным фактором развития личности, формируя у детей потребность в самоутверждении и самосовершенствовании. Объединение в единый процесс воспитания и образования, способствует развитию личности, формированию интеллекта и нравственных качеств личности. Содержание программы охватывает и проблемы развития индивидуальности и творческих способностей ребенка, что является основой самоутверждения.

Основное внимание в данной программе сосредоточено на создании условий для многообразного вида деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы, на лично-деятельном характере образовательного процесса в рамках программы, что способствует развитию мотивации личности к познанию и творчеству. Программа направлена на укрепление здоровья, адаптацию участников программы к жизни в обществе, формирование их общей культуры. Учитываются запросы детей, потребности семьи, национально-культурные традиции. Программа помогает создать благоприятные условия для содержательного досуга детей и родителей. Она дает возможность оказать помощь педагогическим коллективам образовательных учреждений области в реализации региональной программы «Истоки» и в организации досуговой и внеурочной работы среди детей и родителей. Данная программа помогает решить обозначенные выше проблемы благодаря обновлению содержания образования и использованию новых подходов в организации воспитательного процесса.

Использование активных форм в рамках программы помогает достигать взаимопонимания с другими людьми, учит эффективно общаться и жить в гармонии с собой и обществом, что особенно важно в современном обществе, где актуальной стала проблема взаимоотношений. Благодаря активным формам участники постигают азбуку общения, учатся слушать и слышать друг друга, аргументировано и тактично объяснять свою точку зрения, убеждать. Эффективному общению помогают открытость руководителей программы диалогу, беседа с позиции «мы», живой интерес к каждому мнению, безоценочность суждений.

Активные формы позволяют каждому участнику программы приобрести новый жизненный опыт, получить прочную основу для будущего развития. Опыт работы показывает, что программа «Животворящие святыни» соответствует специфике программы «Социокультурные Истоки», стимулируя познавательную деятельность каждого участника программы; развивая коммуникативные умения; создавая социокультурную среду общения; способствуя развитию творческих способностей личности; стимулируя стремление к самообразованию и помогая творчески использовать жизненный опыт каждого, основываясь на положительных примерах. Укрепляются связи семьи и школы; программа помогает системе взаимоотношений внутри социальной среды региона, объединяя – образование, культуру, церковь, здравоохранение, экологию, различные общественные организации.

«Животворящие святыни» - многоуровневая программа, реализуется в течение 3-х – 5-ти лет через трехдневные поездки по святым местам по 5 уровням. На каждом уровне акцент делается на определенные категории, которые раскрываются наиболее полно, что помогает переосмыслить и закрепить социокультурный опыт, полученный на предыдущем уровне, а после 5-го уровня происходит уточнение основных позиций жизненного пути, появляется стремление к самосовершенствованию, легче происходит адаптация к социальной среде и осознается необходимость следовать по пути добра в течение всей жизни.

Во время поездки проводится не менее 7 учебно-просветительских занятий (беседы, экскурсии, встречи и др.), проводимых в активной форме, благодаря чему у каждого участника программы через значимую совместную деятельность, «время творчества» (индивидуальные и коллективные рисунки, поделки, стихи, песни) и «время труда» (реальная помощь храму, монастырю, воскресной школе и т.д.) происходит приобретение нового социокультурного опыта. (Социокультурный опыт – это прочувствованный опыт настоящих, прошлых и будущих поколений, объединяющий духовный, коммуникационный, экологический опыт и опыт самоутверждения).

Проведение занятий в комплексной форме позволяет осваивать социальный опыт в рамках программы через:

- познавательную деятельность (размышление – знание);

- исполнительскую деятельность (тренинг – умение);

- творческую деятельность (рисунок , фото, песня, стихи, способности);

- эмоционально-ценностные отношения (активные формы обучения – морально-нравственные ценности).

Программа рассчитана на комплексные группы переменного состава от 15 до 25 человек. Набор групп свободный, то есть участвовать в программе может любой ребенок и взрослый:

- дошкольники, учащиеся начальной, средней, старшей, профессиональной школы, студенты высшей школы;

- специалисты образования;

- родители и дети;

- учащиеся и воспитанники детских домов и школ-интернатов, трудные дети.

Программа «Животворящие святыни» интересна педагогической и психолого-методической системой преподавания, создающей оптимальную среду для обучения и воспитания. Сердцевиной занятий становятся диалоги: взрослый – ребенок, ученик – ученик, преподаватель – участники программы. Идет не запоминание информации, асовместное размышление. Занятие ориентировано на собственный жизненный опыт ребенка, его семьи и близких – так программа превращается в своеобразные уроки жизни, напрямую побуждая к добрым делам и поступкам. Программа «Животворящие святыни» мобильна. Каждый из 5-ти уровней можно проводить в одном и том же святом месте, что помогает от поездки к поездке глубже осознать и прочувствовать особенность данного места и успешнее развивать ресурсы личности ребенка, родителей, педагогов.

Цель программы – создать благоприятные условия для приобщения к социокультурному опыту, к национальному наследию российского народа, для формирования гармоничной духовно развитой личности и обеспечения религиозной безопасности.

Основными задачами программы являются:

  • способствовать закреплению и сбережению традиционных для русской жизни ценностных ориентиров и нравственных норм;

  • способствовать воспитанию чувства причастности к своей национальной культуре, развитию творческого начала в каждом участнике программы, знакомя с ценностями христианской культуры, с традициями православной веры, ремеслами края и мастерами-умельцами;

  • расширить и обогатить образ Малой Родины через присоединение к святыням земли Костромской и всей России; подвести к пониманию образа гражданина Отечества на примере жизненного подвига святых, просиявших на Костромской земле и наших известных земляков;

  • познакомить с особенностями природы края, что позволит почувствовать уникальность святого места, полюбить его, включиться в его благоустройство и исследовательскую деятельность;

  • развивать мотивацию участников программы к самосовершенствованию и самоутверждению через активные формы занятий по освоению элементов эффективного общения и управленческих навыков.

  1. Программа утверждена Методическим советом моу сош №7 протокол № ПРОГРАММА ГЕРОИКО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ моу сош №7

    Программа
    Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества.
  2. Образовательная программа утверждена педагогическим советом гоу фмл №366

    Образовательная программа
    создание условий для формирования повышенного уровня образованности по математике, физике, информатике и вычислительной технике, обеспечивающих методологическую и допрофессиональную компетентность обучающихся,
  3. Образовательная программа (утверждена педагогическим советом школы 30 августа 2012 года) 2012-2013 учебный год

    Образовательная программа
    Образовательная программа является нормативно - управленческим документом государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы № 718, характеризует специфику содержания образования
  4. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Нижнепоповская основная общеобразовательная школа Белокалитвинского района Ростовской области» Программа принята педагогическим Советом школы, протокол №2

    Программа
    Программа развития муниципального образовательного учреждения «Нижнепоповская основная общеобразовательная школа» на 2009-12 годы представляет собой долгосрочный нормативно - управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения
  5. Программа развития моу краснореченской сош старомайнского района на 2010-2013 годы

    Программа
    Цель программыСоздание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребёнка.Основные задачи программы
  6. Координационные советы организаций профсоюзов. Документы и рекомендации. Практический опыт

    Документ
    Андрейченко В. В., Кичанов А. И., Суслова И.С. Пособие в помощь членам Координационных советов организаций профсоюзов /Объединение организаций профессиональных союзов
  7. Утверждена педагогическим советом

    Документ
    Направленность всей системы внутришкольного управления на конечный результат предполагает не только особую мотивационно-целевую ориентацию руководителя школы, но и новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу,
  8. Программа подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров коммерческих организаций Утверждена Президиумом Совета по профессиональному образованию Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (протокол № 02/09 от 21 декабря 2009 года) (2)

    Программа
    Цель настоящей программы – обобщить и систематизировать информацию, необходимую и достаточную для подготовки претендентов к аттестации на получение квалификационного аттестата профессионального бухгалтера коммерческой организации по
  9. Утверждено на Совете моу сош №124 протокол от № Председатель Совета моу сош №124 (подпись) (расшифровка)

    Расшифровка
    Программа является концептуальной и организационной основой воспитательной политики МОУ СОШ № 124 Красноармейского района г. Волгограда и определяет стратегию воспитательной работы образовательного учреждения в перспективе до 2012 года

Другие похожие документы..