Программа утверждена собранием Совета Организации

Методы и формы обучения и воспитания

Программа «Животворящие святыни» - комплексная, поэтому для достижения поставленных целей, для реализации намеченного содержания педагогу необходимо использовать разнообразные методы и формы обучения и воспитания.

В настоящее время известны десятки классификаций методов. Система методов должна быть динамичной, поскольку в данной программе создаются условия для многообразных видов деятельности, удовлетворяющих самые разные интересы участников.Мы используем словесный и наглядный методы (по традиционной классификации). Словесные методы позволяют в кратчайший срок передать большую по объему информацию, поставить проблему и указать пути решения. Применяя эти методы, педагог может, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, определять содержание, объем и форму изложения тех или иных сведений. Эта особенность позволяет эффективно использовать его прежде всего на начальном этапе формирования у участников программы взглядов по тому или иному вопросу, когда они еще либо не располагают достаточно полными знаниями в данной области, либо вообще знакомятся с нею впервые. Методы словесный и наглядный сочетаются : Слово и Образ помогают настроить душу каждого участника программы на восприятие особого мира, дают возможность задуматься о прошлом и дне сегодняшнем. Во время поездки ребята наблюдают жизнь города и деревни, жизнь в монастырях, видят храмы и иконы, красоту северной природы. На занятиях мы используем и метод работы с книгой – ребята знакомятся с житийной литературой. Репродуктивный и частично-поисковый (эвристический) методы (по классификации М.Н. Скаткина и И.Я. Лернера) являются основными. Задача нашей программы – не предлагать знания в «готовом виде», а создать условия для поиска новых знаний, для самостоятельного рассуждения, анализа, сравнения, обобщения, разрешения проблемных ситуаций. Во время поездки участники выступают не в роли пассивного слушателя и наблюдателя, а вместе с педагогом размышляют, задают вопросы и отвечают на них, не смотрят на жизнь со стороны, а активно участвуют в ней. Перечисленные методы реализуются в разнообразных формах работы педагога с участниками программы «Животворящие святыни»:

Формы обучения

Формы воспитания

Формы организации деятельности

- беседа (вводная, заключительная, эвристическая, беседа-размышление);

  • рассказ;

  • дискуссия;

  • работа с книгой;

  • просмотр видеофильмов;

  • информационные;

  • поисковые;

  • дискуссионные;

  • взаимного просвещения;

  • индивидуальная работа;

  • групповая работа;

  • тренинг;

  • экскурсия;

  • мини-выставки творческих работ;

  • праздник «Труд души»;

  • трудовая деятельность;

  • художественно-творческая деятельность;

  • деятельность свободного общения.

Нужно сказать, что личность педагога, ведущего группу, имеет огромное значение. Личный пример его (который может рассматриваться и как самостоятельный метод воспитания) способствует выработке у детей личностного отношения к усваиваемой информации. Наиболее типичной формой личного примера воспитателя является его повседневный образ жизни: культура речи и внешний облик, неизменная доброжелательность во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Итоги работы программы

Важно в наше время, когда многое переосмысливается, дать возможность каждому задуматься о дне сегодняшнем.

Осмыслению мешает быстрый темп жизни. По словам Н. Бердяева в 20 веке «жизнь стала бурной, и люди не имеют времени задуматься о смысле жизни». Что же говорить о 21 веке! Надеемся, что данная программа позволит каждому задуматься, почему в места, называемые святыми, люди стремятся из века в век, что зовет и влечет туда?

Для такого осмысления не надо много информации, нужна лишь та, что поможет настроиться душе каждого участника программы на личное восприятие особенности данного места, его благодатного воздействия. А методика программы поможет каждому стать активным соучастником происходящего, поможет выйти на конкретные результаты, так как нравственные знания даются только трудом, иначе их приобрести невозможно.

При таком подходе 3 дня поездки помогают задуматься о повседневной жизни, ее быстро изменяющихся ценностях, и открываются ценности иные, передающиеся из века в век, которые уводят человека от суеты.

В этом отличие программы «Животворящие святыни» от экскурсионных поездок, где человек чаще выступает в роли пассивного слушателя и наблюдателя.

Литература

  1. ЛукомскиеВ.К.и Г.К. Кострома, М., 2002

  2. Амонашвили Ш.А. Созидая человека. М., 1982.

  3. Апраушев А.В. Воспитание оптимизмом. М., 1983.

  4. Белов В.И. Лад. (любое издание).

  5. Библия.

  6. Булгаков С.Н. Православие. М., 1991.

  7. Бурова Л.И., Гриценко М.Е., Логовеева Г.П. Родной край. Книга для младших школьников. М., 1997.

  8. Зонтиков Н.А. На Святом озере (Костромская земля. Краеведческий альманах Костромского фонда культуры). Выпуск 3. Кострома, 1997.

  9. Детская библия.

  10. Бочков В.Н. Битва на Святом озере (Маслов В.М. Сунгирская находка) Волжское кн.изд., 1972.

  11. Зеньковский В.В. Психология детства/ отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М., 1996.

  12. Зимняя И.А. Педагогическая психология. М., 1997.

  13. Иванова С.Ф. Введении е во храм слова. Книга для чтения с детьми и дома. М., 1994.

  14. Камкин А.В. Православная церковь на Севере России. Очерки истории до 1917 года. Вологда, 1992.

  15. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Характер, коммуникабельность: Пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1996.

  16. Кузьмин И.А., Бандяк О.А., Синицина В.Н. Воспитание на социокультурном опыте. Программа для начальной школы // Истоки. Приложение № 5. – сентябрь 1999.

  17. Кузьмин И. А. Программа «Социокультурные истоки». М., 1999.

  18. Кузьмин И.А. Развивающее обучение и развивающее воспитание. М., 1999.

  19. Кузьмин И.А., Монакова О.П. Концепция использования социокультурных технологий эффективного обучения для гармоничного развития личности. // Начальное образование в России»: инновации и практика. Сб. М., 1994.

  20. Кулаков А.Е. Свет Вифлеемской звезды. Страницы истории христианства. Пособие для учащихся. М., 1999.

  21. Культура Русского Севера. Л., 1988.

  22. Кураев Андрей, диакон. Школьное богословие. М., 1997.

  23. Леонтьев А.А. Педагогическое общение. М., 1995.

  24. Лисовский В.Т. Диспуты на морально-этические темы. М., 1998.

  25. Археология Костромского края. Кострома,1997.

  26. Маленкова Л.И. Педагоги, родители, дети. Методическое пособие для воспитателей, классных руководителей. М., 1994.

  27. Малисова В. Культура общения или искусство диалога. Программа воспитания школьников., М., 1996.

  28. Кудряшов Е.В. Архитектурный ансамбль центра Костромы. Ярославль, 1992.

  29. Муравьев А.Н. Русская Фиваида на Севере. М., 1999.

  30. Григоров А.А. Из истории Костромского дворянства. Кострома, 1993

  31. Образовательная программа «Истоки» /Народное образование – 2001 - №9,

  32. Ополовников А.В. Русское деревянное зодчество. М., 1983.

  33. Перед праздником. Учебное пособие для учащихся основной школы. М., 1996.

  34. Полуянов И.Д. Деревенские святцы. – М., 1998.

  35. Попова М.Н. Навстречу друг другу. СПБ., 2000.

  36. Памятники архитектуры Костромской области. Вып. 1-3. Кострома, 1996.

  37. Русский Север. Ареалы и культурные традиции. СПб., 1992.

  38. Слободской С., протоиерей. Закон Божий для семьи и школы. М., 1987.

  39. Сурова Л.В. Церковный год. Беседы о православии. М., 2000.

  40. Бочков В.А. Старая Кострома. Кострома, 1997.

  41. Сумарокова О.В. Воспитание на социокультурном опыте. 5 класс. Активные формы обучения. Дидактический материал.- М., 2000.

  42. Ушаков Ю.С. Ансамбль в народном творчестве русского Севера. Л., 1982.

  43. Ушинский К.Д. Детский мир. Новосибирск, 1998.

  44. Ушинский К.Д. Родное слово. Любое издание.

  45. Ушинский К.Д. Хрестоматия. Новосибирск, 1998.

  46. Цеханская К.В. Икона в жизни русского народа. М., 1998.

  47. Иванов В.Н. Кострома. М., 1978.

  48. Щуркова Н.Е. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.

  49. Щуркова Н.Е. Формирование духовной культуры школьника. Петрозаводск, 1992.

  50. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.

  51. Булавин Е.А. Деревянное кружево Костромы. Ярославль, 1975.

  52. Грошев В.Д. Календарь российского земледельца. Народные приметы.

  53. Природа Костромской области и ее охрана. Ярославль, 1976.

  54. Блинов Г.А. Чудо-кони, чудо-птицы. М., 1977.

  55. Масалева С.Д. Производство гончарных изделий в Костромском крае/ Краеведческие записки.-Ярославль, 1983.

  56. Данилова Л.А. Окно с затейливой резьбой. М., 1986.

  57. Давыдова М.А. Проводы масленницы / Читаем, учимся, играем. 1999

  58. Вечная Кострома. Фотоальбом. Кострома. 1999.

  59. Край Костромской. Фотоальбом. М., 1988.

  60. Костромская резьба. Деревянные художества. Ярославль,1991.

  61. Перед праздником ( рассказы для детей о Православном Предании и народном календаре России. Составленное и изложенное Е.Дьяковой). Учебное пособие. М., 1996.

  62. Жизнь замечательных костромичей XIII-XIX вв. Кострома, 2003.

  63. Региональные образовательные программы. Кострома 2004.

  64. Губернский дом Вып. 1-60.Кострома, 1993-2006.

  65. Бородина А.В. Основы православной культуры. Покров, 2002.

  66. Колбовский Ю.Я., Степанова Т.А. Православие и Русская культура. Ярославль 2004.

  67. Костромские святыни. Издание Костромской епархии РПЦ, 2004.

  68. Преподобный Авраамий Городецкий, Галичский и Чухломской, Кострома, 2000.

  69. Зонтиков Н.А. Преподобный Макарий Унженский и Желтоводский. Кострома, 1999.

  70. Костромской Богоявленско-Анастасиин женский монастырь. Издание Костромской епархии, Кострома 2004.

  71. Архиепископ АЛЕКСАНДР Священномученик Никодим. Кострома, 2001

  72. Архиепископ АЛЕКСАНДР.Чудотворная Федоровская икона Божией Матери. Кострома 2004.

  73. Архиепископ АЛЕКСАНДР. История Учреждения Костромской епархии. Кострома, 2004.

  74. Архиепископ АЛЕКСАНДР. Священномученик протоиерей Иосиф Смирнов. Кострома, 2003.

  75. Архиепископ АЛЕКСАНДР. Костромская Одигитрия. Чудотворная Смоленская икона-фреска Божией Матери. Кострома, 2005.

76. Архиепископ АЛЕКСАНДР. Преподобный Тимон, старец Надеевский.

Кострома, 2004.

77. Культура семьи. Учебное пособие /Сост.: Храмова Н.Г., Алексеева Г.Г.,

Кострома,2005.

Первый уровень программы «Животворящие святыни».

Трехдневная поездка по святым местам Костромского края.

Посещение Костромы и Нерехты ( для молодежи Костромской области)

Первый уровень программы «Образ святого места»

Первый день.

09.00—Прибытие экскурсионного автобуса КРОО ДПЦ «Кострома» в пункт отправления. Путевая информация во время следования в Кострому (история Костромы и ее значение в истории России; программа «Животворящие святыни, ее цель, и задачи; Северная фиваида; знаменитые земляки, которые жили и творили в местах (по ходу автобуса); о природе, реках, озерах и их роли раньше и теперь; о деревнях, укладе жизни; о храмах, монастырях и святых данных мест; об иноках; о преподобных и их жизненном пути)

11.00—Посещение Богоявленского монастыря, Богоявленско-Анастасиина собора, часовни Смоленской Богоматери, поклонение святыне земли Костромской – иконе Федоровской Божией Матери.

11.30—Занятие № 1 в активной форме «Образ святого места»

Урок-беседа - Монастырь. Знакомство с основателем монастыря, поклонение его мощам; посещение действующего храма, правила поведения в нем (только для желающих); значение храма в жизни верующего человека; окружающая природа и монастырь; сохранившиеся святыни

13.00—Обед

14.30—Посещение храма Воскресение на Дебре. Экскурсия на тему «Храмовое зодчество Руси XVI-XVIII вв. Внутреннее убранство храма. Фресковая роспись. Иконопись»

16.00—Отъезд в Нерехту. Путевая информация о истории основания Нерехты, о укладе жизни сельского и городского населения, народных промыслах, гостеприимстве и т.д.

17.30—Прибытие и размещение в гостинице. Ознакомление с правилами пребывания в данном месте

18.00—Ужин

18.30—Занятие № 2 в активной форме—«Имя и доброе качество»

19.15—Отдых. Игры в спортзале, просмотр видеотеки, игра «Изучаем славянскую азбуку»

20.30—Вечерний чай

21.00—Музыкальный вечер

21.45—Вечерняя молитва (для желающих)

22.00—Отбой

Второй день.

07.30—Подъем

07.45—Утренняя молитва (для желающих)

08.00—Завтрак

09.00—Поход в Пахомиево—Нерехтский Троице—Сыпанов женский монастырь. Знакомство с историей основания монастыря и днем сегодняшним

Выход на Монастырскую горку и Святой источник

11.00—Занятие № 3—трудовая помощь монастырю. Беседа с насельниками монастыря; полдник в монастырской трапезной

12.30—Экскурсия в краеведческий музей Нерехты, Никольский и Варваринский храмы.

14.00—Обед

14.30—Послеобеденный отдых

15.30—Выезд в село Тетеринское. Посещение храма, знакомство с его историей и днем сегодняшним

16.00—Занятие № 4 в активной форме «Труд земной и труд души»

Помощь монастырю

Посещение службы в действующем храме (по желанию)

18.00—Возвращение в Нерехту

18.30—Ужин

19.00—Занятие № 5—час творчества. «Праздник души»

20.00—Отдых в спортзале, игра «Изучаем славянскую грамоту», прогулка в парк к реке

21.00—Вечерний чай

21.45—Вечерняя молитва (для желающих)

22.00—Отбой

Третий день.

07.30—Подъем

07.45—Утренняя молитва (для желающих)

08.00—Завтрак

09.00—Посещение Ковалевского Детского Дома. Экскурсия в сопровождении директора Детского дома священника Андрея Воронина. Знакомство с воспитанниками, их занятиями и увлечениями. Совместные игры в спортзале и скалодроме

11.00—Совместное дружеское чаепитие

12.00—Занятие № 6—работа в ресурсном круге. Размышление над тем, какие качества помогают человеку преодолевать трудности

13.00—Возвращение в Нерехту

14.00—Обед

14.30—Занятие № 7—подведение итогов поездки. Разговор в ресурсном круге о том, что открылось нового за эти три дня

16.00—Отъезд домой

Занятие № 1

Ресурсный круг «Имя и доброе качество»

Цель: настрой участников группы на особое восприятие и формирование готовности к общению и позитивного настроя на общение в группе.

Этапы работы:

I. Подготовительный этап.

Педагог и дети сидят в круге. Задание: назовите свое имя и доброе качество, которое помогает Вам в жизни.

II. Основной этап.

1). Первый в круге называет свое имя и качество, передает слово, сидящему слева.

2). Второй повторяет имя и качество соседа справа, говорит о себе и передает слово сидящему рядом.

3). Третий повторяет имена и добрые качества предыдущих учащихся и предает слово дальше…

4). Педагог повторяет имена и качества каждого ученика и завершает круг, сообщая свое имя и качество.

III. Рефлексия.

Педагог просит детей рассказать о чувствах, появившихся во время беседы в круге.

-Что значимое узнали о себе и других?

Занятие № 2

Ресурсный круг «Образ святого места».

Задачи:

- социокультурное наполнение категории «образ святого места»;

- создание ресурсного места;

- развитие основы единого контекста в группе.

Этапы работы:

  1. Подготовительный этап.

Педагог и дети находятся в круге. Педагог говорит о том, что побывали в удивительном месте, которое называется святым, и предлагает ответить на вопрос: «Что для Вас святое место, что особенно запомнилось?».

  1. Основной этап.

Дети по очереди (слева направо) отвечают на вопрос.

  1. Рефлексия.

-Что особенно понравилось Вам в святом месте, что удивило?

Педагог на основании высказываний детей делает вывод о том, что все в жизни воспринимается ярче о полнее, когда Вы наполните удивительный образ мыслями и чувствами, звукам и запахами.

Занятие № 3

Работа в паре «Труд земной и труд души».

Задачи:

- социокультурное наполнение категорий «труд земной», «труд души»;

- осознание значимости «одушевленного труда»;

- развитие единого контекста в группе.

Этапы работы:

  1. Подготовительный этап.

Педагог и дети находятся в круге. Педагог говорит о том, что увидели, узнали, сделали во время пребывания в монастыре. Прежде чем начать работу, педагог в беседе с детьми выясняет, правильно ли они понимают значение выражений «труд земной», «труд души» и понятий, дающихся для работы в тренинге.

Задание: подчеркнуть одной чертой те понятия, которые относятся к труду земному, а двойной чертой те, которые относятся к труду души: терпение, молитва, вера, любовь, радость, усилие, милосердие, благодарность, согласие, смирение.

  1. Индивидуальный этап.

  2. Работа в паре.

  3. Выступление групп.

  4. Экспертная оценка.

Труд земной

Терпение Усилие Старание

Труд души

Вера Радость Любовь Молитва Согласие Смирение Милосердие Благодарность

Педагог делает вывод о том, что любой труд нужно выполнять с душой, и тогда результат будет больше и значительней для людей, т.е. труд должен быть одушевлен искренним и сильным чувством.

  1. Рефлексия.

Первый уровень программы «Животворящие святыни».

Двухдневная поездка по святым местам Костромского края.

Посещение Нерехты молодыми костромичами.

Первый день.

07.30—Встреча группы на ж/д вокзале г. Кострома. Отправление в г. Нерехта на электропоезде

09.30—Экскурсия Пахомиево—Нерехтский Троице—Сыпанов женский монастырь. Знакомство с историей основания монастыря и днем сегодняшним. Активное занятие №1

11.00—Размещение в центре «Истоки». Ознакомление с правилами пребывания, режимом дня. Активное занятие №2

13.00—Обед в кафе «Нерехтчанка»

14.00—Экскурсия в Никольский и Варваринский храмы, краеведческий музей

16.00—Полдник в кафе «Нерехтчанка»

17.00—Всенощная служба в Ильинском храме (исповедь для желающих)

19.00—Ужин в центре «Истоки»

19.40—Отдых. Игры в спортзале, просмотр видеофильмов. Игра «Изучаем славянскую азбуку», прогулка по парку к реке. Музыкальный вечер «Пока горит свеча»

21.30—Вечерняя молитва (для желающих)

22.00—Отбой

Второй день

07.30—Подъем

07.50—Утренняя молитва (для желающих)

08.00—Литургия в Ильинском храме

10.30—Завтрак

11.00—Экскурсия во Владимирский храм. История храма, фресковая живопись. Активное занятие №3

12.30—Подведение итогов пребывания в центре «Истоки», приведение в порядок комнат, сдача книг и др. инвентаря

13.00—Обед

14.00—Выезд в село Тетеринское. Посещение храма. Беседа с насельниками монастыря. Активное занятие №4

17.00—Подведение итогов поездки, отъезд домой со ст. Якушовка

Троице-Сыпанов Пахомиево-Нерехтский женский монастырь

Село Троица Нерехтского района. Настоятельница – игумения Алексия (Ремизова). Число насельниц – 45 (14 монахинь, 18 инокинь, 13 послушниц). В детском приюте при монастыре проживают 25 воспитанниц, в богадельне – 10 человек.

Монастырь был основан в 1365 году преподобным Пахомием Нерехтским. В Смутное время вместе с Нерехтой неоднократно подвергался разграблению и сожжению от поляков. В 1764 году был обращен в приходскую церковь.

В 1832-1865 годах в Троицкой церкви служил крупнейший церковный историк костромского края, один из выдающихся ученых ХIХ века – протоиерей Михаил Диев. С 1935 по 1937 год настоятелем храма был священномученик Василий Разумов.

В 1937 году Троицкий храм был закрыт, пребывал в запустении. Со стороны богоборческих властей неоднократно предпринимались попытки засыпать источник преподобного Пахомия, к которому нескончаемым потоком шли люди.

Первое после 1937 года богослужение в полуразрушенном храме Троице-Сыпанова монастыря было совершено в праздник преподобного Пахомия 28 мая 1990 года. Вскоре было принято решение восстановить на святом месте иноческую обитель. 22 марта 1993 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II настоятельницей возрождаемого монастыря была назначена игумения Алексия (Ремизова).

Трудами игумении и сестер обители был произведен ремонт храмов, построен новый трехэтажный жилой корпус, расчищен Пахомиев источник.

В 1998 году при монастыре были открыты богадельня и детский приют имени святителя Алексия, митрополита Московского. В обители есть подсобное хозяйство, иконописная и швейная мастерские.

На протяжении 2004 года в Троице-Сыпановом монастыре продолжались работы по реставрации и росписи Троицкого собора обители; был также проведен капитальный ремонт фундамента Покровского храма, к Владимирскому храму заново подведена теплотрасса. Осуществлялось строительство нового здания для детского приюта во имя святителя Алексия, митрополита Московского, с одноименным домовым храмом.

    1. Успенская Тетеринская женская пустынь, с. Тетеринское Нерехтского района.Настоятельница – игумения Феофания (Ложкина). Число насельниц – 10 (4 монахини, 3 инокини, 3 послушницы); в богадельне проживает 2 человека.

За 2004 год в игуменском и сестринском корпусах пустыни был произведён капитальный ремонт всех помещений, установлена новая система газового отопления, произведена полная замена систем канализации, электро- и водоснабжения.


Успенский храм

Тетеринской женской пустыни

  1. Программа утверждена Методическим советом моу сош №7 протокол № ПРОГРАММА ГЕРОИКО ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ моу сош №7

    Программа
    Воспитание патриотизма у подрастающего поколения призвано дать новый импульс духовному оздоровлению народа, формированию в России гражданского общества.
  2. Образовательная программа утверждена педагогическим советом гоу фмл №366

    Образовательная программа
    создание условий для формирования повышенного уровня образованности по математике, физике, информатике и вычислительной технике, обеспечивающих методологическую и допрофессиональную компетентность обучающихся,
  3. Образовательная программа (утверждена педагогическим советом школы 30 августа 2012 года) 2012-2013 учебный год

    Образовательная программа
    Образовательная программа является нормативно - управленческим документом государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы средней общеобразовательной школы № 718, характеризует специфику содержания образования
  4. Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения «Нижнепоповская основная общеобразовательная школа Белокалитвинского района Ростовской области» Программа принята педагогическим Советом школы, протокол №2

    Программа
    Программа развития муниципального образовательного учреждения «Нижнепоповская основная общеобразовательная школа» на 2009-12 годы представляет собой долгосрочный нормативно - управленческий документ, характеризующий имеющиеся достижения
  5. Программа развития моу краснореченской сош старомайнского района на 2010-2013 годы

    Программа
    Цель программыСоздание воспитательно-образовательной среды, способствующей духовному, нравственному, физическому развитию и социализации ребёнка.Основные задачи программы
  6. Координационные советы организаций профсоюзов. Документы и рекомендации. Практический опыт

    Документ
    Андрейченко В. В., Кичанов А. И., Суслова И.С. Пособие в помощь членам Координационных советов организаций профсоюзов /Объединение организаций профессиональных союзов
  7. Утверждена педагогическим советом

    Документ
    Направленность всей системы внутришкольного управления на конечный результат предполагает не только особую мотивационно-целевую ориентацию руководителя школы, но и новый подход к информационному обеспечению, педагогическому анализу,
  8. Программа подготовки и аттестации профессиональных бухгалтеров коммерческих организаций Утверждена Президиумом Совета по профессиональному образованию Института профессиональных бухгалтеров и аудиторов России (протокол № 02/09 от 21 декабря 2009 года) (2)

    Программа
    Цель настоящей программы – обобщить и систематизировать информацию, необходимую и достаточную для подготовки претендентов к аттестации на получение квалификационного аттестата профессионального бухгалтера коммерческой организации по
  9. Утверждено на Совете моу сош №124 протокол от № Председатель Совета моу сош №124 (подпись) (расшифровка)

    Расшифровка
    Программа является концептуальной и организационной основой воспитательной политики МОУ СОШ № 124 Красноармейского района г. Волгограда и определяет стратегию воспитательной работы образовательного учреждения в перспективе до 2012 года

Другие похожие документы..