Учебно-методический комплекс по дисциплине Природопользование Специальность/направление

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ»

(МИИТ)

УТВЕРЖДЕНО:

Проректором по учебно-методической работе - директором РОАТ

«_25____»_____01_____2011г.

Кафедра « Техносферная безопасность»

Автор: ст. преп. Лиман Оксана Александровна

Учебно-методический комплекс по дисциплине

Природопользование

Специальность/направление 280101 «Безопасность жизнедеятельности в техносфере»

____________________________________________________________________________________

Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии академии РОАТ

Протокол №____2___

«__20» ____января_______ 2011г

Утверждено на заседании кафедры

Протокол №___1__

«__11» _____января_____ 2011 г.

Москва 2011г.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

(МИИТ)

СОГЛАСОВАНО

Выпускающая кафедра

«Техносферная безопасность»

УТВЕРЖДЕНО

Проректором по учебно-методической работе, директором РОАТ

«__25____»______01__________2011 г.

Кафедра «Техносферная безопасность»

Автор: ст. преп. Лиман Оксана Александровна_______

Рабочая учебная программа по дисциплине

Природопользование

(название)

Специальность/направление

280101 Безопасность жизнедеятельности в техносфере,

Утверждено на заседании

Учебно-методической комиссии РОАТ

Протокол №___2_____

«__20__» ______января_____ 2011 г

Утверждено на заседании кафедры

Протокол №___1____

«__11_» ______января______ 2011 г.

МОСКВА -2011

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

1

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ…………………………...

…..3

1.1 Пояснительная записка.……………………………………………..

…..3

1.2 Цели и задачи изучения дисциплины. Соответствие ГОС……..….

…..3

1.3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины .……….

…..3

1.4 Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля

…..4

1.5 Содержание курса……………………….…………………………..

......4

1.6 Темы практических занятий………….……………...………………

....10

1.7 Лабораторные работы ……………………………....……………….

....10

1.8 Тематика контрольных работ и методические указания к их выполнению………………………………………………………………….

....11

1.9 Самостоятельная работа…………………………………...…………

....11

1.10.Учебно-методическое обеспечение………………………………

1.10.1 Литература…………………………………………………………

1.10.2 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины……………………………………………………………….

1.10.3 Методические указания студентам………………………………

1.10.4 Методические рекомендации преподавателю…………………..

2 МАТЕРИАЛЫ ТЕКУЩЕГО И ГОТОВОГО КОНТРОЛЯ.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ……………………………………

2.1 Материалы итогового контроля……………………………………..

2.3 О методическом обеспечении процедуры контроля……………….

14

14

15

15

15

16

16

19

1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

1.1 Пояснительная записка

Физика входит в федеральный компонент цикла естественнонаучных дисциплин специализации и является обязательной для изучения. Учебно-методический комплекс по данной дисциплине составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта (ГОС) высшего профессионального образования по специальности «Безопасность жизнедеятельности в техносфере (БЖТ)».

В основу разработанного комплекса положена Примерная программа дисциплины «Природопользование», утверждённая Министерством образования Российской Федерации (2000 г.) для специальности: 280101. Безопасность жизнедеятельности в техносфере (БЖТ).

1.2 Цели и задачи изучения дисциплины. Соответствие ГОС

Целью дисциплины является формирование экологического мировоззрения студентов, создание теоретической базы для успешного усвоения ими специальных дисциплин и, в частности, – формирование эколого-экономического подхода к решению проблем природопользования, умение формулировать приоритеты в проблемах природопользования отдельных стран и мирового сообщества. Подготовка студентов соответствует целям и задачам ГОС ВПО по специальности 280101. Безопасность жизнедеятельности в техносфере (БЖТ).

Природопользование, как междисциплинарная наука о законах эколого-экономических отношениях общества и природы имеет непосредственную связь практически со всеми экономическими, социальными и естественнонаучными дисциплинами, изучаемыми на протяжении всего институтского курса. Изучение дисциплины «Природопользование» является необходимым дополнением при подготовке и дальнейшей профессиональной работе инженера в сфере безопасности жизнедеятельности и экологии.

1.3 Требования к уровню освоения дисциплины

В соответствии с требованиями, сформулированными в ГОС ВПО, в результате изучения дисциплины «Природопользование» специалист должен знать классификацию природных ресурсов; ресурсные циклы; современные научные методы природопользования; территориальное (региональное) и отраслевое природопользование; особенности рационального природопользования; о причинах кризиса естественного кругооборота веществ в природе и последствиях загрязнения биосферы в результате производственной деятельности человека; о возможностях рационального использования водных ресурсов; о возможностях рационального использования органических топливно-энергетических ресурсов и их частичной замены альтернативными источниками энергии; о роли экологического баланса в производственных процессах; о возможностях использования вторичных сырьевых ресурсов, полученных за счет организации хозяйственно – технического кругооборота веществ; о возможностях использования современных методов проектирования, изготовления и ксплуатации машин, конструкций и изделий, позволяющих достигнуть существенного рерурсосбережения; о методах определения величины предотвращенного экологического ущерба в процессе природопользования; о методах регулирования и экономического стимулирования природоохранной деятельности. Студент должен уметь: отличать признаки рационального и экстенсивного природопользования; прогнозировать развитие системы “ человек – природа “ на примере гипотетической теории или отрасли; давать экспертную оценку природным ресурсам по исчерпаемости, возможности самовосстановления, по темпам экономического восполнения и возможности замены одних ресурсов другими; формулировать приоритеты в проблемах природопользования отдельных стран и мирового сообщества. Студент должен иметь навыки: экспертизы факторов экстенсивного и рационального природопользования.

1.4 Объем дисциплины

Вид учебной работы

Количество часов

Заочная

Лекционные занятия

8

Практические занятия

4

Лабораторные занятия

4

Самостоятельная работа

71

Всего часов

102

Контрольная работа

1

Зачет с оценкой

1

1.5. Содержание курса

  1. Учебно-методический комплекс по дисциплине Экология Специальность/направление

    Учебно-методический комплекс
    Курс «Экология» введен для подготовки специалистов по направлению 280101 Безопасность жизнедеятельности в техносфере. Учебно-методический комплекс по данной дисциплине составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного
  2. Учебно-методический комплекс по дисциплине природопользование для направления / специальности

    Учебно-методический комплекс
    Учебная дисциплина “Природопользование” является базовым курсом для студентов экономических специальностей первого года дневной и заочной форм обучения.
  3. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Природопользование»

    Учебно-методический комплекс
    Кондакова Татьяна Юрьевна, преподаватель. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Природопользование». – Ярославский филиал АТ и СО. - Ярославль, 2010.
  4. Учебно методический комплекс по дисциплине «Экология» Специальность (1)

    Учебно-методический комплекс
    составлен на основании примерной учебной программы данной дисциплины составленной в соответствии с государственными требованиями к минимуму содержания и уровню подготовки инженера по всем специальностям .
  5. Учебно методический комплекс по дисциплине «Экология» Специальность (2)

    Учебно-методический комплекс
    Специальность 230201. ЗИС, 190402. ЗТС, 230101. ЗВМ, 190701. ЗПП, 270102. ЗГС, 270112. ЗВК,270201. ЗМТ, 270204. ЗЖД, 190205. ЗДМ, 140104. ЗЭН, 190401.
  6. Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правоведение» Для направления 020100, гсэ. Р. 1 «Химия (бакалавры)»

    Учебно-методический комплекс
    Рабочая программа по дисциплине «Правоведение» составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования второго поколения по направлению 020100, ГСЭ.
  7. Учебно-методический комплекс по дисциплине Правоведение Специальность: 080103 «Национальная экономика» (1)

    Учебно-методический комплекс
    Целью курса является освоение нормативных актов, их исследование и толкование, изучение судебной и арбитражной практики и ее применение в конкретных ситуациях, ознакомление с юридической литературой для выявления проблемных вопросов и их решения.
  8. Учебно-методический комплекс по дисциплине Правоведение Специальность: 080103 «Национальная экономика» (2)

    Учебно-методический комплекс
    Составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080103 «Национальная экономика» (НЭ)
  9. Учебно-методический комплекс по дисциплине Экономическая география Направления подготовки

    Учебно-методический комплекс
    Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономическая география» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Основной образовательной программой по

Другие похожие документы..